Научная статья на тему 'Влияние регулирующей функции на налогообложение'

Влияние регулирующей функции на налогообложение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Лена Андраниковна

Первой функцией налогов была фискальная функция, заключающаяся в наполнении бюджета доходами с налоговых поступлений. Но с течением времени и вездесущим усложнением отношений между хозяйствующими субъектами, а кроме того между налогоплательщиками и страной, выделяются и прочие функции налогов, где одной из главных выступает регулирующая функция. Она проявляется повсюду и проявляет влияние на вновь образующиеся и существующие общественно-экономические процессы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние регулирующей функции на налогообложение»

6. Курц Н.А. Актуальные вопросы осуществления государственного финансового контроля в отношении органов судебной власти // Российский судья, 2016. № 10. С. 29-34.

7. О деятельности государственных (муниципальных) учреждений из первых уст. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ipbr.org/accounting/budjeting/inevitability/ 160401-mihailova/ (дата обращения: 15.05.2017).

8. Шилова В.Р. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации // Молодой ученый, 2016. № 12. С. 1527-1529.

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Григорян Л.А.

Григорян Лена Андраниковна — магистрант, Высшая школа государственного аудита, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: первой функцией налогов была фискальная функция, заключающаяся в наполнении бюджета доходами с налоговых поступлений. Но с течением времени и вездесущим усложнением отношений между хозяйствующими субъектами, а кроме того между налогоплательщиками и страной, выделяются и прочие функции налогов, где одной из главных выступает регулирующая функция. Она проявляется повсюду и проявляет влияние на вновь образующиеся и существующие общественно-экономические процессы в стране. Ключевые слова: регулирующая функция, налогообложение, налоги, государство.

Налоги считаются атрибутом любой страны и выполняют несколько генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную. В данной статье мы поговорим именно о регулирующей функции.

Значительную регулирующую роль представляет сама система налогообложения, избранная правительством. К примеру, налог с оборота, обширно применявшийся до смены его на НДС не взыскивался с оборота между предприятиями «органически единой» фирмы, предприятия и определял, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Использование налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, формирования единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых непосредственно связаны между собой технологически [1].

Регулирующая функция налогообложения ориентирована на достижение с поддержкой налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех либо других целей социально-экономического развития государства. В обстоятельствах рыночной экономики налоги представляют собой один из нескольких рычагов, с помощью которого страна может корректировать экономические процессы, происходящие в обществе.

Согласно взгляду известного британского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), «налоги существуют в мире только для регулирования финансовых взаимоотношений. В отдельных отечественных изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе никак не стимулирует зарабатывать: он только претендует на часть заработанного» [2].

Тем не менее, необходимо признать, что с помощью налогов государство может в значительной мере корректировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного следует уплатить той либо другой категории налогоплательщиков в качестве налога, формируя тем самым более благоприятные условия для расширения одних типов деятельности посредством ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению иных типов деятельности за счет увеличения налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

Можно выделить 3 подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция ориентирована на поддержку тех либо других экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность небольших компаний, аграрное производство и несколько иных типов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости

производственно-хозяйственной деятельности компаний и самофинансированию их производственного и научно-технического формирования.

Таким образом, льготы согласно налогу на добавленную стоимость дают возможность снизить рыночную цену товара, что способствует повышению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на доход части прибыли, направленной на инвестиции в производство, содействует обновлению технологии и производимой продукции и увеличению за счет этого конкурентоспособности изготавливаемых товаров.

Дестимулирующая подфункция, напротив, ориентирована на ограничение этих либо других экономических процессов, увеличение которых противоречит целям социально-экономического формирования общества. Таким образом, к примеру, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той либо другой отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного либо создающего конкуренцию товара, демпингового ввоза товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, имеют все шансы вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсирующяя пошлины).

Для избежания негативных социальных результатов от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, таким образом как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к увеличению суммы налоговых поступлений в госбюджет. Это, в частности, дает возможность возместить потери бюджета от внедрения налоговых льгот.

Воспроизводственная подфункция ориентирована на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Данную функцию выполняет, в частности, пошлина на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

По мере усложнения и улучшения государственного регулирования налоги все шире применяются для регулировки структуры народного хозяйства.

В экономически развитых государствах налоговые ставки все более дифференцируются по отраслям и регионам. Они оказывают усиливающее влияние на отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных территорий, штатов, департаментов в народнохозяйственном комплексе. Таким образом, налоги на добычу нефти и газа обычно устанавливают более большие, а и малоосвоенных, экономически менее развитых районах используются сравнительно невысокие.

В нынешних обстоятельствах при сохранении основ и структуры налогового законодательства налоговая система становится все более эластичной. Государственные регулирующие органы выборочно и на время уменьшают налоговые ставки либо даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям развития экономики в данном этапе.

Обширно практикуются скидки с налогов в прибыль, «направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, службу охраны окружающей сферы» [3].

Объекты регулирования все более конкретизируются. Разграничивается налогообложение 2 частей прибыли компании — нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной работы) и распределенной (в дивиденды, выплачиваемые владельцам акций).

Таким образом, равно как снижение ставок на нераспределенную прибыль при высоком налогообложении суммы дивидендов ведет к изменению соотношения между этими 2 элементами в пользу нераспределенной прибыли, к повышению внутреннего накопления каптала и увеличению самофинансирования инвестиций при одновременном уменьшении дивидендов. Но, «в случае если эта направленность вынашивает продолжительный вид, в таком случае данная степень способен послужить причиной к уменьшению направлений акций и опасности их скупки отечественными либо заграничными инвесторами. При увеличении налогов на неразделенную прибыль и снижении на сумму выплачиваемых дивидендов может наблюдаться противоположная ситуация» [4].

Регулирующая роль налогов в нынешних обстоятельствах состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов и сформировать единые и селективные стимулы с целью действий в соответствии с нынешними целями правительственного регулирования экономики, сколько в стремлении сформировать строгую количественную взаимозависимость между объемами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его определенными хозяйственными действиям.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 24.04.2018).

2. Кейнс Джон Мейнард. «Общая теория занятости, процента и денег». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socioline.rU/files/5/316/keyns.pdf / (дата обращения: 24.04.2018).

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2010. 427.

4. Глущенко Я.С., Егорова М.С. Сущность, функции и виды налогов // Молодой ученый, 2015. № 11.4. С. 67-69. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/20102/ (дата обращения: 24.04.2018).

ВАЖНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСОВ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Монгуш Б.Э.

Монгуш Бадамаа Эресовна — магистрант, факультет магистерской подготовки, Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в настоящей статье проведен анализ прокурорского надзора в сфере землепользования и показана его актуальность. Перечислены наиболее распространенные нарушения законодательства о землепользовании, выявляемые прокурорами в процессе надзорной деятельности. Рассмотрены полномочия прокурора по выявлению нарушений земельного законодательства, предоставленные действующим законодательством, и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения. Также в статье обозначена значимость органов прокуратуры в обеспечении законности в сфере использования земель. Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, состояние законности, полномочия прокурора, средства прокурорского реагирования, земельные правоотношения, типичные нарушения земельного законодательства.

Вопросы рассмотрения состояния прокурорского надзора в сфере землепользования в Российской Федерации актуальны в России для современных реалий. Но невозможно проанализировать данные вопросы в рассматриваемой области без применения основ современной методологии в сфере юриспруденции, на которые указывает Н.В. Володина [8] и отмечает важность системного метода для решения задач и проблем юриспруденции, в том числе, и по вопросам состояния прокурорского надзора в сфере землепользования в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации [1] (далее - Конституция РФ) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Конституция РФ также провозгласила, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 1 ст. 36). Это положение обуславливает важность обеспечения сохранности земли, законности ее использования и охраны различными способами - от правового регулирования до осуществления деятельности отдельными субъектами земельных отношений.

Особое место в обеспечении законности принадлежит прокуратуре, которая наделена обширными полномочиями по выявлению правонарушений в сфере землепользования, их устранению, привлечению виновных лиц к предусмотренной законом ответственности. Отнесение в своих нормативных актах Генеральным прокурором Российской Федерации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства к одним из приоритетных подтверждает значимость данного направления надзорной деятельности. Так, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [5] обязывает прокуроров обращать пристальное внимание на надзор за исполнением законов о земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.