УДК 378 ББК 74.58
ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАБОРА АБИТУРИЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Акимова Лидия Викторовна,
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ, доцент (г. Москва)
Аннотация. Статья посвящена итогам социологического исследования в Институте гуманитарных наук Московского городского педагогического университета. В ней анализируются результаты анкетного опроса студентов-первокурсников о проблемах профориентационной деятельности и набора абитуриентов в педагогическом вузе, обобщены предложения и пожелания респондентов по привлечению абитуриентов в МГПУ.
Ключевые слова: выбор профессии, мотивы поступления, абитуриенты, студенты направлений подготовки «История», «Филология», «Реклама и связи с общественностью», неформализованные ответы, контент-анализ.
PROBLEM ORIENTATED ACTIVITIES AND RECRUITMENT OF STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (SOCIOLOGY ASPECT)
Akimova L. V., Ph.D., assistant professor, leading researcher of the Institute of education, GBOU VPO MGPU (Moscow)
Abstract. The article deals with the results of sociological research at the Institute of human sciences of Moscow city Pedagogical University. It analyses the results of a questionnaire survey of freshmen students and career guidance in Pedagogical University intake, summarized the proposals and suggestions of the respondents to attract students to the MGPU.
Key words: careers, income, applicants, students of the «History», «Philology» «Advertising and public relations», formalized answers, content - analysis.
Настоящее исследование направлено на изучение мнений первокурсников Института гуманитарных наук о мотивах выбора вуза, источниках информации об МГПУ отношении студентов к университету и их ожиданиях от обучения.
В социологическом опросе принял участие 151 студент-первокурсник ИГН. Среди них: 3 8% - юноши и 62% -девушки. Исследование проводилось на первых курсах всех направлений подготовки.
Возрастное распределение:
1) до 18 лет - 44%;
2) 18-20 лет - 52%;
3) старше 20 лет - 4%.
84% поступивших студентов - жители Москвы, они приезжают к нам учиться из всех административных ок-
ругов столицы, но большинство из них проживают в Северо-Восточном, Восточном, Южном, Юго-Восточном и Северном административных округах. Среди респондентов, принявших участие в анкетном опросе, 15% проживают в Московской области (г. Подольск, г. Железнодорожный, г. Троицк, г. Мытищи, г. Лобня), а также в других регионах РФ - в Тульской, Челябинской областях и Перми. 85% участников исследования - студенты бюджетной формы обучения, 15% - внебюджетной.
Что повлияло на выбор вуза...
Этот вопрос очень важен, поскольку мотив выбора профессии определяет дальнейшее к ней отношение, закрепляет убежденность в правильности или ошибочности ее выбора.
141
Рисунок 1 иллюстрирует мнение респондентов о том, что повлияло на выюот вуза, в который они поступии учиться и приобретать будущую профессию.
Рис. 1. Мнение первокурсников о мотивах выбора вуза: (здесь и далее данные на рисунках и в таблицах представлены в процентах от общего числа опрошенных)
1. Квалифицированный профессорско-преподавательский состав университета
2. Престижный столичный вуз
3. Желание быть учителем
4. Простота (легкость) поступления
5. Советы друзей (знакомых)
6. Хорошая материально-техническая база
7. Близкое расположение от дома
8. Советы педагогов школы
9. Семейные традиции
10. Другое
В таблице 1 представлены сравнительные данные анкетного опроса первокурсников ИГН всех направлений подготовки о том, что повлияло на выбор вуза, в который они поступили учиться.
Таблица 1
Мнение респондентов о мотивах выбора вуза
Мотивы: Студенты- Студенты- Студенты
историки филологи отделения РЯ
Квалифицированный профессорско-преподавательский 49 35 33
состав университета
Престижный столичный вуз 47 42 14
Желание быть учителем 33 43 0
Простота (легкость) поступления 20 25 57
Советы друзей (знакомых) 29 18 38
Хорошая материально-техническая база 14 25 48
Близкое расположение от дома 16 13 38
Советы педагогов школы 20 12 10
Семейные традиции 7 10 5
Возможность получить любимую профессию, «желание быть учителем» для первокурсников-филологов оказалось наиболее весомым фактором влияния на выбор вуза; студенты-историки выделяют, прежде всего, престиж МГПУ и квалифицированный в нем профессорско-преподавательский состав; для студентов отделения РЯ значимыми в выборе вуза явились советы друзей (знакомых), простота (легкость поступления), близкое расположение от дома, хорошая материально-техническая база университета.
Для выпускника школы большое значение имеет источник информации, рекламирующий достоинства того или иного учебного заведения, убедительность и привлекательность его содержания. Наши респонденты называют виды презентации университета, причем в большей степени их выбор (считают 66% опрошенных) определили сведения, помещенные на сайте МГПУ в Интернете. 42% участников исследования в правильности своего выбора убедили друзья, знакомые и родные, 21% - учителя в школе и лишь 3% - преподаватели МГПУ
Тем не менее, при подаче документов для поступления в вуз приоритет был отдан именно Московскому го-
родскому педагогическому университету. Вот как студенты обосновали этот факт: практически каждый второй студент-историк (49%), 38% филологов и 29% студентов РЯ отметили, что «хотели учиться только в МГПУ». В данном контексте интересными представляются мнения студентов отделения РЯ, среди которых каждый третий (33%) отдал приоритет МГПУ, т.к. не поступил в другие вузы, а 19% респондентов указывают на «случайность» их поступления. Были и другие мнения: «Понравился вуз»; «МГПУ показался мне лучше других вузов, в которых я был»; «Не поступила во ВГИК, МГПУ был второй по приоритету»; «Приветствие и простота приемной комиссии»; «Повлияли советы родных выбрать данный университет и направление подготовки» и т.п.
Участники исследования указали вузы, в которые также подавали документы для поступления. Лидирующие позиции в данном вопросе занимают: МПГУ им. В.И. Ленина; МГГУ им. М.А. Шолохова; РГСУ; РГГУ; МГОУ; МГУП и другие.
Являясь студентом Московского городского педагогического университета, ребята хотят получать качествен-
142
ное образование, стать квалифицированными специалистами и быть востребованными на рынке труда.
Рис. 2 Ожидания первокурсников от обучения в МГПУ
1. Получить качественное образование
2. Стать квалифицированным специалистом
3. Быть востребованным на рынке труда
4. Получить документ о высшем образовании
5. Еще не думал(а) об этом
6. Иметь возможность отсрочки от службы по призыву
7. Ничего не жду
Участники социологического исследования предполагают в дальнейшем продолжать обучение в магистратуре, аспирантуре, получить второе высшее образование.
Таблица 2
Мнение респондентов о дальнейшем продолжении обучения:
Студенты-историки Студенты-филологи Студенты отделения РЯ
В магистратуре 80 73 86
В аспирантуре 39 25 19
Получить второе высшее образование 33 38 67
Данные таблицы наглядно демонстрируют целенаправленность студентов на учебу и продолжение обучения в дальнейшем.
Совсем еще недавно став студентами вуза, первокурсники мечтают и планируют, в какой сфере они будут работать по его окончании: в системе образования планируют работать 48% студентов-филологов и 47% студентов-историков, значительное большинство студентов-РЯ (81%) отдают предпочтение работе в СМИ. Были и другие высказывания студентов: «Переводческая деятельность»; «Издательское дело»; «В научной сфере»; «В кинематографе»; «В МИДе» и др.
В заключение студенты высказали ряд предложений и пожеланий по привлечению абитуриентов в Московский городской педагогический университет. В ходе данного этапа исследования было получено 90 неформализованных ответов респондентов. Контент-анализ ответов
на данный вопрос анкеты показал, что большинство участников исследования едины во мнении о неэффективной рекламе (или ее отсутствии) и недостатке распространения информации о вузе, в частности, респонденты предлагают расширить спектр рекламы о вузе в СМИ (80%). Особого внимания, по мнению студентов-историков и филологов, заслуживает сайт университета, ребята предлагают упростить сайт и в целом уделять ему больше внимания (30%).
Первокурсники всех направлений подготовки говорят о повышении стипендии, о необходимости общежития: «Думаю, что у данного института и так отличная репутация. Многих, знаю по себе, может пугать отдаленность от дома, поэтому предоставление общежития - единственный минус, который увидела».
Респонденты высказали ряд других предложений и пожеланий по привлечению абитуриентов в МГПУ:
143
- «создать студенческий спасательный отряд, как в МПГУ»;
- «больше факультативных занятий (по испанскому и немецкому языку)»;
- «проводить чаще дни открытых дверей»;
- «я думаю, что стоит отправить студентов в столичные школы для привлечения будущих абитуриентов»;
- «мне кажется, что и так здесь все хотят учиться. Единственное - мало бюджетных мест»;
- «тут лучшая столовая и кафе и очень чисто! Нужно говорить об этом всем в школах, для меня это первично»;
- «больше выставок и разнообразных мероприятий, связанных с вузом»;
- «студенты вуза должны принимать активное участие в городских соревнованиях и КВНах, чтобы имя Университета распространялось в городе»;
- «распространять информацию о вузе в другие города»;
- «более тесное сотрудничество с зарубежными вузами»;
- «я думаю, что абитуриентов и так достаточно много - прекрасный вуз!»
Таким образом, анализ мнений респондентов, принявших участие в социологическом исследовании, показал, что для большинства первокурсников основными мотивами выбора профессии стали: «желание быть учителем», престиж МГПУ и квалифицированный в нем профессорско-преподавательский состав, а также хорошая материально-техническая база университета. Однако, как отмечают участники исследования, реклама университета на выставках, телевидении и других СМИ не стала весомой в принятии решения. Большинство респондентов предполагают в дальнейшем продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, получить второе высшее образование. Высказанные предложения и пожелания участников исследования будут способствовать заинтересованности студентов будущей профессией и повышению эффективности профориентационной работы в университете в целом.
УДК 371.035:89 ББК 74.200.54
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВОСТОЧНОЙ ДЕСПОТИИ (ЧИТАЯ ПОВЕСТИ О ХОДЖЕ НАСРЕДДИНЕ)
ЙмМ
Аннотация. В статье на основе литературоведческого анализа представлены положения о специфике социализации в условиях традиционного общества и деспотического государства Востока.
Ключевые слова: традиционное общество, восточная деспотия, терминальные и инструментальные ценности в воспитании, социальная компетентность.
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, доцент (г. Кострома)
SOCIALIZATION AND EDUCATION IN ORIENTAL DESPOTISM (READING STORIES OF HODJA NASREDDIN)
Kupriyanov B. V.
Abstract. In this paper, based on literary analysis presented polotion about the specificity of socialization in a traditional society and a despotic state East.
Key words: Traditional Society, Eastern despotism, terminal and instrumental values of education, social competence.
144 -I