Проблемы профилактики терроризма среди несовершеннолетних
Османов М.М.
1.21. Проблемы профилактики терроризма среди несовершеннолетних
© Османов Мухамед Мартинович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация
Автор анализирует проблему вовлечения несовершеннолетних в террористические организации и пути помощи выхода из сложившейся ситуации. Им исследуются особенности личности несовершеннолетнего, в частности, его психо-физиологические особенности, способствующие вовлечению в преступную деятельность. На основе анализа сложившейся экономической, политической и социальной обстановке в современной России автор выявляет причины широкого распространения террористических идей среди молодого поколения страны. В центре внимания автора находятся существующие на данный момент меры профилактики распространения терроризма среди несовершеннолетних и на основе их изучения автор выдвигает свои рекомендации родителям для своевременного предотвращения вовлечения детей в преступную деятельность.
В статье подчеркивается тот факт, что несовершеннолетний в силу особенностей психофизического развития и чувствительности, нуждается в особом внимании родителей, педагогов, общества и государства и от полноты проработки подобных мер, зачастую, зависит будущее подростка, потерявшего жизненные ориентиры. Своевременные меры профилактики терроризма среди несовершеннолетних помогут спасти несовершеннолетнего от негативного влияния и сделать из них достойных членов общества. На данном этапе развития российскому обществу очень важно донести до народа идеи терпимости, толерантности, и уважения к ближнему. Больше всего от кризисных явлений в стране страдают несовершеннолетние, которые не в состоянии самостоятельно выбрать ориентиры поведения и берут пример с окружающих. Проводя параллели между различными слоями общества и выявляя главные побудительные причины широкого распространения терроризма в современной России, автор рекомендует активизировать взаимодействие государственных органов, общественных организаций, религиозных организаций для тесного сотрудничества в вопросе профилактики распространение терроризма среди несовершеннолетних. Особое внимание автор обращает на тот факт, что отсутствие правовой культуры поведения, распространения эгоцентрических идей и отрицание морально-нравственных идей общества приводит к потере несовершеннолетними ориентиров поведения, делая их легкой добычей криминальных элементов. Государство и общество в полной мере должны осознать серьезность данной проблемы и в кратчайшие сроки более детально проработать вопросы профилактики распространения терроризма среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: терроризм, преступность, несовершеннолетний, вовлечение, противодействие, профилактика, воспитание, мировоззрение, идеология, законодательство.
Для цитирования: Османов М.М. Проблемы профилактики терроризма среди несовершеннолетних //Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 105-108.
Problems of prevention of terrorism among the minors
© Osmanov Muhamed Martinovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
The author analyzes the problem of involving minors in terrorist organizations and ways to help get out of this situation.
The article explores the characteristics of the personality of a minor. The author reveals the reasons for the widespread dissemination of terrorist ideas among the young generation of the country. The author focuses on the currently existing measures to prevent the spread of terrorism among minors.
The article emphasizes the fact that a minor, due to the characteristics of psychophysical development and sensitivity, needs special attention of parents, teachers, society and the state. Timely measures to prevent terrorism among minors will help save a minor from negative influence and make them worthy members of society. The state and society should fully recognize the seriousness of this problem and in a short time more thoroughly work out the issues of preventing the spread of terrorism among minors.
Keywords: terrorism, crime, minor, involvement, counteraction, prevention, education, worldview, ideology, legislation.
For citation: Osmanov M.M. Problems of prevention of terrorism among the minors // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 105-108. (in Russ.).
Введение
В нашей стране идет полномасштабная трансформация ценностей общества, морали и мировоззрения.
Два поколения - поколение родителей и их несовершеннолетних детей имеют совершенно разный взгляд на мир и общество. У них с каждым днем все меньше точек соприкосновения. Большинство родителей не
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 105
ISSN 2310-7049 (online)
могут понять своих детей, контролировать их поступки и поведение.
Несовершеннолетние живут в своем особом полувиртуальном мире, в котором нет места их родителям и семье. Невозможным становится для родителей проконтролировать круг общения их ребенка и это становится причиной появления в жизни ребенка людей, которые могут оказать на него негативное влияние. Подросток постепенно начинает разделять их взгляды, отдаляется от семьи и вовлекается в террористические организации, становясь их марионеткой. На данном этапе нам очень важно выработать действенные методы помощи таким несовершеннолетним и вернуть их в круг семьи.
Детерминанты вовлечения несовершеннолетних в преступные действия
В современной России очень частым явлением стало совершение преступлений несовершеннолетними. Они не только совершают единичные преступления, но и вступают в преступные и террористические организованные группы, становясь террористами и боевиками. Несовершеннолетних очень легко вовлечь в преступную деятельность путем психофизического воздействия[1] под влиянием взрослых лиц.
Причины становления молодого человека террористом, могут быть разнообразными:
1) поиск легкого заработка;
2) идеологические взгляды;
3) желание изменить существующий порядок вещей;
4) мечта стать популярным и получить власть;
5) вступление в террористическую организацию вместе с другом;
6) поиск путей самореализации;
7) негативное влияние улицы;
8) воздействие взрослых криминальных элементов;
9) потребность в общении;
10) любопытство и т.д.
Перечислить все причины, не представляется возможным, но многое у несовершеннолетних террористов является общим. Несовершеннолетний не обладает твердыми моральными принципами и установившимися взглядами на мир и общество. Этим зачастую пользуются взрослые люди и делают из них орудие преступления. Несовершеннолетний абсолютно не уверен в себе и нуждается в предмете подражания, следуя за которым, может совершить любые поступ-ки[2].
Преступления совершаются им очень легко в силу того, что он находится в группе единомышленников и ему внушают мысль о том, что его действия правильны и даже необходимы ради спасения мира, он является своего рода спасителем мира и у него есть особая миссия[3]. Несовершеннолетний, вдохновленный собственной значимостью в глазах окружающих готов на любые жертвы и поступки, даже не чувствуя вины за убийство невинных людей. Его не волнует даже собственная смерть.
Террористы создают массовую панику и страх в обществе, абсолютно не чувствуя за собой вины. Очень часто идеологией террористов выступает религия[4]. Подменяя религиозные ценности, террористы очень легко привлекают внимание несовершеннолетних и углубляют свое моральное воздействие на их личность.
В настоящее время Россия переживает смены системы ценностей и отсутствие единой идеологии для народа. Экономика идет на спад, политические силы борются на народное внимание, общество переживает духовный кризис и смену цивилизационных парадигм. Напряженность в обществе нарастает с каждым днем, для конфликтов в обществе достаточно какой-либо несущественной мелочи[5]. Кризисом в стране умело пользуются террористические организации, привлекая в свои ряды все больше россиян.
В данной обстановке, российскому обществу очень важно донести до народа идеи терпимости, толерантности, и уважения к ближнему. Больше всего от этих проблем страдают несовершеннолетние, которые не в состоянии самостоятельно выбрать ориентиры поведения и берут пример с окружающих. Мы должны обучить молодежь противостоянию политическим и террористическим манипуляциям[6]. Находясь в духовном вакууме, несовершеннолетние все больше проявляют социально-политическую инфантильность. У них отсутствует культура поведения, главенствует эгоцентризм и игнорирование мнения окружающих.
Молодое поколение России страдает от отсутствия жизненных перспектив и высокого уровня безработицы. Традиционные ценности разрушаются и возникает большое количество неформальных организаций[7].
Мы видим, что государство сумело на данном этапе выработать достаточно развитую правовую базу противодействия распространения терроризму. В последние годы приняты очень важные федеральные законы для выявления схем незаконного финансирования террористических организаций, противодействие идеологии распространения терроризма в общества, закрытие зарубежных филиалов организаций, занимающихся сомнительными операциями на территории нашей страны. Все это внесло существенную роль в противодействии терроризму в России, но на данном этапе, нам крайне необходимо обратить внимание на наших несовершеннолетних граждан, которые становятся жертвами террористических организаций[8].
Основные профилактические меры по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних
Профилактические меры борьбы с распространением терроризма среди несовершеннолетних состоят из нескольких направлений:
1.Работа школьных учителей с несовершеннолетними.
Профилактические меры борьбы с терроризмом необходимо начинать в школе, так как именно здесь они впервые сталкиваются с друзьями и одноклассниками, контактирующими с террористами. Именно в школе педагоги имеют возможность обучить школьников правовой культуре, показать всю мощь исторического прошлого страны, научить ребенка выбирать друзей и круг общения, направить его творческий потенциал в сторону развития и самосовершенствования.
От профессионализма педагогов во многом зависит, по какому пути пойдет несовершеннолетний.
Конечно, есть много случаев, когда несовершеннолетний демонстративно игнорирует учителя, хамит и абсолютно не идет с ним на контакт. Обвинять учителей во всех бедах несовершеннолетних также в корне не правильно. У них очень большая нагрузка и зача-
106
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Проблемы профилактики терроризма среди несовершеннолетних
Османов М.М.
стую нет возможности уделить внимание каждому учащемуся. Бывают случаи и когда дети из не благополучных семей игнорируют занятия в школе и проводят все время на улице[9].
2. Работа инспектора по делам несовершеннолетних.
Здесь очень важна работа инспектора по делам несовершеннолетних. Он должен иметь тесный контакт, как с родителями несовершеннолетних, так и с педагогами. Только их слаженная работа спасет несовершеннолетнего от вовлечения в опасные группировки. Инспектор должен регулярно посещать дома и учебные заведения, интересоваться проблемами несовершеннолетних, спрашивать мнение родителей и педагогов.
3. Оздоровление атмосферы в семье.
На первый взгляд эта задача кажется невыполнимой, но без участия родителей и опекунов в жизни несовершеннолетнего, невозможно предотвратить его вовлечение в террористическую группировку. Понимающая семья всегда будет самым лучшим способом защиты подростка от негативного воздействия улицы и криминальных элементов .
4. Развитие творческого потенциала несовершеннолетнего.
Многие несовершеннолетние от безделья и любопытства начинают общаться с уличными компаниями, не внушающими доверия. Необходимо предоставить несовершеннолетнему возможность саморазвития. Школьник сам также должен проявлять инициативу и проявить свой творческий потенциал, показать, на что он способен. Это отвратит его от безделья и шатания по улицам.
5. Совместная деятельность государственных органов, общественных и религиозных организаций по организации досуга несовершеннолетних, просвещения его по религиозным и социальным проблемам.
Государственные структуры, уполномоченные курировать работу с несовершеннолетними должны вме-
Список литературы:
1. Гамидов А.М. Условия, способствующие вовлечению несовершеннолетних в терроризм.// Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2. С. 81-84.
2. Никулин Е.В., Ольховой М.А. Терроризм как социальная девиация. Первопричины терроризма.//Вестник современных исследований. 2016. № 2. С. 85-89.
3. Цветкова Е.В. Некоторые особенности преступности несовершеннолетних и факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего преступни-ка.//Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4 . С. 137-142.
4. Калугин С.С., Калугин Я.С., Данилова Е.А. Укрепление семьи как основа профилактики преступности несовершеннолетних и преступности против несовершенно-летних.//Социально-экономическое управление: теория и практика. 2012. № 2. С. 51-52.
5. Иванова А.А. Социальная детерминация преступлений несовершеннолетних и против несовершеннолет-них.//Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 11. С. 37-41.
6. Скаков А.Б., Тлеухан Р.К., Даурембеков Е.К. Процессуальные аспекты избрания меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в акте террориз-ма.//Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2018. Т. 8. № 6. С. 44-50.
сте с религиозными и общественными организациями регулярно проводить досуговые мероприятия для несовершеннолетних[10], в ходе которых они должны разъяснить им всю опасность терроризма и его негативные последствия для каждого из них.
6. Работа психологов с несовершеннолетними.
Несовершеннолетние, с девиантным поведением особенно нуждаются во внимании окружающих. Де-виантное поведение является одной из главных проблем современной системы образования[11]. Если педагог или родители, начинают замечать изменения в поведении несовершеннолетнего, они должны проконсультироваться со школьным психологом и выработать наиболее оптимальные пути для помощи несовершеннолетнему.
Любой взрослый человек, работающий с подростками или родители, у кого есть в семье несовершеннолетние, должны понимать всю серьезность ситуации. Несовершеннолетний нуждается в постоянном внимании, которое в то же время не должно оказывать на него давление. Если в семье или в школе видят, что не справляются с воспитанием несовершеннолетнего, они обязаны обратиться к специалистам, а не усугублять ситуацию.
Вывод
Меры по профилактике распространения терроризма среди несовершеннолетних должны быть хорошо продуманны и не угнетать психику самого несовершеннолетнего. Только совместные действия родителей, педагогов, государственных, религиозных и общественных организаций могут спасти несовершеннолетнего от пагубного воздействия террористов. В условиях кризиса государства и общества каждый несовершеннолетний нуждается в особом внимании и помощи со стороны взрослых.
References:
1. Hamidov A.M. Conditions conducive to the involvement of minors in terrorism. // Legal Bulletin of the DSU. 2013. No. 2. P. 81-84.
2. Nikulin E.V., Olkhova M.A. Terrorism as a social deviation. The root causes of terrorism. / / Bulletin of modern research. 2016. No. 2. P. 85-89.
3. Tsvetkova EV Some features of juvenile delinquency and factors affecting the formation of the identity of a juvenile delinquent. // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2012. No. 4.
5. 137-142.
4. Kalugin S.S., Kalugin Y.S., Danilova E.A. Strengthening the family as a basis for the prevention of juvenile delinquency and juvenile delinquency. // Socio-economic management: theory and practice. 2012. No. 2. S. 51 -52.
5. Ivanova A.A. Social determination of crimes of minors and against minors. // Bulletin of the Nizhny Novgorod Law Academy. 2016. No. 11. S. 37-41.
6. Skakov A.B., Tleukhan R.K., Daurembekov E.K. Procedural aspects of the selection of a preventive measure in the form of detention in respect of minors suspected and accused of an act of terrorism. // Bulletin of the Yanka Kupala State University of Grodno. Series 4. Jurisprudence. 2018.V. 8. No.
6. P. 44-50.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 107
ISSN 2310-7049 (online)
7. Пашкова Е.В. Профилактика преступности несовершеннолетних, а также учет возрастных психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при их ресоциализации.//Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1. С. 59-60.
8. Бочаров Р.А. Профилактика политического экстремизма и терроризма в молодежной среде.//Власть. 2013. № 5. С. 46-49.
9. Бутенко О.С., Бутенко В.С. Психологические меры профилактики экстремизма и терроризма.//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 6 (79). С. 4042.
10. Галковский А.А. Как проводить профилактику терро-ризма.//Наука и современность. 2014. № 28. С. 270-275.
11. Сажина Н.М., Ступенко Т.Н. Теоретические аспекты педагогической профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде.//Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S1. С. 152-156.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Османов Мухамед Мартинович, майор полиции, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
7. Pashkova E.V. Prevention of juvenile delinquency, as well as taking into account the age-related psychological characteristics of juvenile convicts during their re-socialization. // Actual problems of social, humanitarian and scientific and technical knowledge. 2015. No. 1. S. 59-60.
8. Bocharov R.A. Prevention of political extremism and terrorism among young people. // Power. 2013. No. 5. P. 46-49.
9. Butenko O.S., Butenko V.S. Psychological measures for the prevention of extremism and terrorism. // Humanitarian and socio-economic sciences. 2014. No. 6 (79). S. 40-42.
10. Galkovsky A.A. How to carry out the prevention of terrorism. / / Science and modernity. 2014. No. 28. S. 270-275.
11. Sazhina N.M., Stupenko T.N. Theoretical aspects of pedagogical prevention of extremism and terrorism in the student community. // Historical and socio-educational thought. 2016. No. S1. S. 152-156.
- 87,05%
ABOUT THE AUTHOR
Osmanov Muhamed Martinovioh, police Major, Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North-Caucasian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста
108
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)