Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации
М.В. Мясников, аспирант Научный руководитель: О.В. Кучмаева, к.э.н., доцент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
Рост преступности несовершеннолетних, как и увеличение преступности в целом будет наблюдаться до тех пор, пока не будут приниматься соответствующие эффективные меры, связанные с профилактикой преступности. Особенно это касается преступности несовершеннолетних, так как это личности, чаще всего окончательно не сформировавшиеся, находящиеся в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и прочее - то есть подверженные влиянию окружающей их среды.
Проблемы статистического анализа и предупреждения на его основе преступности среди несовершеннолетних на сегодняшний день не только остаются актуальными, но и приобретают масштабы приоритетных государственных задач. Это увязывается с тем, что речь идёт о будущем страны, и не только о том, какими гражданами станут сегодняшние подростки, но и о том, какими они будут родителями. как будут участвовать в воспитании следующих поколений россиян, какую роль будут играть в экономики нашей с вами родины.
Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних - комплексная научная проблема, представляющая собой "область пересечения" предметов изучения. с одной стороны - педагогики и психологии, с другой стороны - криминологии. Особый вклад в развитие этой темы внесли Аванесов Г.А. и Миньковский Г.М. Понятие ранней профилактики преступности несовершеннолетних было введено в научный оборот в середине шестидесятых годов (в литературе введение этого термина приписывается Г.М. Миньковскому)1.
Как представляется, до периода шестидесятых годов отсутствовали объектив-ные условия для научной разработки проблемы РППН. Ведь научные концепции о том, что раннепрофилактические мероприятия могут проводиться задолго до возникновения преступного поведения липа, могли возникнуть только тогда, когда одновременно с изменением целей уголовной политики объективно расширились социальные возможност и и степень вмешательства государства в жизнь общества. А, как извест но, до этого времени представления о целях уголовной политики (не говоря уже о социальных возможностях государства) были другие. Так, если до конца XIX в. уголовное законодательство играло в основном карательную роль, то в конце XIX в. с ростом социальных функций государства получают активное распространение гуманистические взгляды, в соответствии с которыми необходимо было проводить социальную реабилитацию преступников, а не только карать за нарушение закона. Осшенно активно эта гуманизация представлений затронула несовершеннолетних преступников в отношении которых, например, известный специалист по уголовному праву Кистяковский А.Ф. считал, что главным для них должно быть не наказание, а исправление и воспитание- (в конце концов было официально признано, что заведения для несовершеннолетних не являются карательными учреждениями)
С начала периода утверждения гуманистических начал в уголовной политике государства собственно и начинают свою научную историк» исследования по профилактике преступности несовершеннолетних. Правда, сначала эти исследования (особенно активизировавшиеся в двадцатые годы) носили исключительно характер профилактики рецидивных преступлений: это была область пересечения коррек-ционной педагогики и криминологии, не затрагивавшая допреступное поведение лица. Среди типичных по взглядам работ тех лет можно назвать работы Гришакова П.П. "Детская преступность и борьба с ней путем тхпитания" (1923) и Куфаева В.И. "Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних" (1927)\ 11осле этого следует тридцатилетний период отсутствия разработок не только по профилактике преступности несовершеннолетних, но и вообще криминологических исследований: в сталинские годы криминология была запрещена.
С момента возрождения криминологии специальные научные исследования по этой теме 1«) второй половине шестидесятых и первой половине семидесятых годов не проводились, в литературе rex лет в монографиях обычно это понятие упоминалось в классификации этапов профилактики, давалось определение и краткая хар^-теристика РППН, которая у разных авторов принципиально ничем не отличалась.
Н этот период шесгидесятых-семидесятых годов определенное внимание проблемам ранней профилактики начинает уделяться в работах педагогов и психологов. а не только криминологов. Однако, они в те годы, на наш взгляд, исследовали главным образом педагогическую, общевоспитательную грань ранней профилак-
№1, 2008 82
тики, оставляя в стороне ее криминологическую сущность5.
Возрастание исследований по проблемам ранней профилактики начинается в конце 70-\ годов, что связано, видимо, с общественными изменениями в СССР, расширению возможностей по социальному воспитанию и контролю за несовершеннолетними. Свидетельством увеличения внимания исследователей к этой проблеме является специальный семинар 26-27 января 1978 г.. который был посвящен специально РПГТН6. К этому периоду были сделаны определенные выводы о том. что отклонения в поведении несовершеннолетнего возникают в самом раннем детстве. установлена их связь с последующими преступлением; проблемы избалованности ребенка, безнадзорности или аморальности были объединены в комплексную тему педагогической запущенности: признанна высокая эффективность и целесообразность соединения правового воспитания с нравственным". Тогда же сформировалась и определенная критическая позиция к РППН. подвергавшая сомнению правомерность отнесения этой темы к предмету криминологии. Такую позицию занимал Карпеп И.И., который писал: "Предупреждение преступности должно ведь начинаться с так называемого раннего предупреждения. Вопрос этот сложный и не бесспорный, как не бесспорно и то, что криминология должна изучать аморальные явления, не являющиеся престуг шыми... .
Одновременно в конце семидесятых годов окончательно формируются два направления в РППН. которые условно можно было бы назвать как "ранняя" и "сверхранняя", различающиеся друг от друга представлениями по моменту времени начала РППН. К первому направлению следует отнести, например. Устинову В.В., которая считала, что РППН должна начинаться только тогда, когда возникают какие-либо отклонения в развитии несовершеннолетнего, а сама РППН проводится с целями: а) оздоровления условий жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает нормальному развитию: б) пресечения и устранения действия источников антиобщественного влияния на несовершеннолетних; в) воздействия на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, с тем.
чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам"9.
Ко второму направлению следует отнести Аванесова Г.А., наиболее плодотворно и глубоко разработавшего общую теорию социальной профилактики преступлений, и в частности ранней профилактики (это направление условно можно назвать как "сверхранняя" профилактика, к нему относит себя и автор работы)1". Аванесов Г.А. считал, что профилактика преступности теснейшим образом сближена с воспитанием. у каждой из которых есть соответственно профилактическая и воспитательная функция. Так он писал: "...воспитание и профилактика не могут быть ни изолированы одно от другого, ни поставлены в отношении взаимного подчинения. И воспитание и профилактика, рассматриваемые в единстве, обеспечивают правильное формирование личности. Но роль профилактики в данном случае более предмета - она препятствует формированию личности правонарушителя. В этом ее специфика, ее отличительная особенность". Основные функции ранней профилактики - охранительная и воспитательная, ее задача " не в том. чтобы наказать, а потом исправлять и перевоспитывать, а в том. чтобы именно воспитывать в целях недопущения отклоняющегося поведения, правонарушения. преступления". Поэтому, в целях эффективности ранняя профилактика должна осуществляться с самого начала формирования личности -"базой ранней профилактики является воспитание".
Криминологическая профилактика (включая и раннюю) как разновидность общесоциальной профилактики по Ава-несову органически связана с моральной" и правовой профилактикой; она. относясь к области юридической, и одновременно по содержанию социальной, выходит в сферу экономики, демографии. психологии, педагогики, социологии труда, семьи, быта и так далее. "Образуется, таким образом, разветвленная, многоаспектная и многоуровневая система профилактики. Но является она именно криминологической, особенность которой определяется специфическим обьектом воздействия - преступностью. Эта профилактика нацелена на борьбу с источниками процессов (явлений, факторов), де-
терминирующих преступность". Таким образом, в отличие от Кариепа H.H.. Аванесов Г.А., преодолевая узкоформальный подход, значительно расширял предмет криминологии и профилактики. относя к ним все те явления, которые детерминируют преступность.
В 80-е годы в работах, посвященных РГ1Г1Н. складывается предметная специализация исследователей. - появляются разделы семейной и школьной ранней профилактики. К первому, прежде всего. относятся работа Ермакова В.Д.1-. а также Кормшикова КМ.11 Второй раздел в литературе представлен гораздо большим количеством авторов, это и понятно: семья в силу своей частной жизни поддается гораздо меньшему профилактическому воздействию, чем образовательная среда. К авторам, занимавшимся ранней школьной профилактикой относятся: Островский А.И.1'. Алемаскин М.А.'\ Варило Т.С.. Демина И.С.. Зайцева З.Г."', Панкратов В.1" и др.
В 90-е гг. характеризуются остановкой целевых исследований по этой проблеме: в этот период либерализации общественной жизни (особенно вначале) вопросы социального воспитания, с которыми РППН теснейшим образом связана, стали на продолжительный период неактуальными. Большинство же исследователей. которые тем или иным образом затрагивали РППН. вынуждены были выполнять не исследовательскую, а "апологетическую" функцию: отпаивать обоснованность восстановления РППН. Так, например, Пристанская О.В. и Клочкова A.B. пишут, что. когда практически свернута общая система профилактики: "Предпринимаемые при этом попытки экономически, идеологически и криминологически обосновать необходимость существенного сужения предмета криминологической профилактики, ограничения ее преимущественно специально-предупредительными мерами приводят к снятию традиционных социальных буферов, сдерживавших подростков от вовлечения в преступную деятельность. Отказ (даже частичный) от обшепрофилактических мер предупреждения преступного и предпресгупного поведения недопустим в условиях крайне неблагоприятной для нормального физического, нравстенного и психического развития детей и подростков общей социальной ситуации в стране"". Исследователь из Санкт-Петербурга Су-
кало A.A., рассуждая о возможных подходах к политике социальной превенции, пишет, что принципиально возможны два пути, но которым она может пойти - это выбор экстенсивного и ин тенсивного путей превенции, первый из которых, по его мнению, малоэффективен. Остается второй путь, под которым он понимает "восстановление в полном объеме воспитательных функций институциональных структур, функционирующих в сферах образования, культуры, специального воспитания"1'1.
Однако, несмотря на исследовательскую "скудость" 90-х годов, в криминологии стало получать распространение новое направление РПГТН. связанное с перспективной концепцией формирования социальных навыков ребенка как одного из важных механизмов его успешной цивилизации (что многократно понижает риск возникновения отклоняющегося поведения). Первоначально это направление зародилось в США-". Из российских исследователей этого направления придерживается Бурмистров H.A.. который предлагает в качестве мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних целенаправленно формировать у них социальные навыки: "Опыт показывает: чем определеннее. четче и прочнее навыки в различных видах деятельности, тем меньше вероятность проявления у подростков преступных форм поведения. Значит, профилактическую работу с ними надо начинать как можно раньше, иначе со-вершение преступлений превращается в привычный стиль жизни. Этому способствовала бы специально разработанная квалификационная таблица нормативов, утвержденная компетентными государственными органами, предусматривающая набор умений и навыков, которыми должен обладать подросток в возрасте 11-12.13-1-1. 15-17 лет"-'1. У Санкт-Петер-бужской исследовательницы Перво-вой И.Л. значительная часть работы также посвящена необходимости формирования социальных навыков, как одного из факторов РГТПН: "Все больше и больше появляется сторонников в понимании системы работы по социально-эмо-циональному развитию как неотъемлемой част и общего обучения, как превентивной меры в процессе социализации для широкой категории детей, включающей детей не только с психическими, ин-тернальными, экстернальными пробле-
мами, детей группы риска (ослабленных, из бедных или неблагополучных, семей склонных к токсикомании и т.п.). делинквентов. но и обычных детей, посещающих группы детского сада или школьный класс",-
В заключение этого краткого историографического обзора следует сказать. что в целом комплексного исследования как с теоретических, так и с практических позиций тема ранней профилактики преступности несовершеннолетних не получила (как сформулировал ее Аванесов Г.А.), - самостоятельно она не рассматривалась, так как в большинстве названных выше работ авторы сосредотачивали внимание на профилактике уже существующего отклоняющегося поведения, а не на криминологическом рассмотрении проблем "сверхранней профилактики". Хочется надеяться, что изучение этой темы в будущем еще ждет своих открытий и эффективных рекомендаций.
Решение этих проблем может быть только комплексным, основанным на достоверной статистической информации, и должно осуществляться с привлечением различных структур исполнительной власти, общественных, культурных объединений, спортивных организаций. средств массовой информации. Только при совместно и четко отлаженной деятельности выше указанных организаций можно будет добиться положительных сдвигов. И в этом заключается сложность.
Во-первых: на сегодняшний день нет общего подхода к исследованию преступности несовершеннолетних, более того, в настоящее время Федеральной службой государственной статистики даются массовому потребителю очень скудные данные, характеризующие только количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участ ии и число несовершеннолетних. совершивших преступления. Прочие данные, характеризующие объект исследования, видимо являются информацией для очень ограниченного круга пользователей. Хотя, надо заметить. в 2003 г. был выпущен единственный за последние десятилетие статистический сборник •Преступность и правопорядок в России-, дос-тупный любому желающему для более подробного ознакомления со сложившейся ситуацией в данной области ис-
следования. Поэтому в нашей работе использованы данные непосредственно предоставленные Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Во-вторых: до сих пор до конца не разграничены полномочия, не определены права и обязанности всех тех. кто должен заниматься профилактикой преступности среди несовершеннолетних, их социальной адаптацией, организацией их досуга.
Анализируя проблему профилактики преступности несовершеннолетних, необходимо разграничить понятия -предупреждение- и -профилактика-.
Под предупреждением преступности буквально понимается предохранение людей, общества, государства от преступлений, а в более точном смысле -система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от совершения преступлений и коррекцию повеления правонарушителей-3.
По признаку пелеполагапия принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. В случае общесоциального предупреждения речь идет о том. что общее совершенствование различных сфер общества (экономических, социальных, политических), решая различные задачи, одновременно благоприятно воздействует на нейтрализацию роста преступнос ти и даже на ее уменьшение. В отличие от обшесоци-альных. специальные предупредительные меры схуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности (т. е. здесь проходит различие по признаку цели). Однако более заметным признаком отличия общесоци-алыюго предупреждения от специального выступает участие специальных субъектов - органов, организаций, учреждений для которых предупреждение преступности является одной из основных целей деятельности.
В зависимости от масштаба применения различают следующие меры предупреждения:
• общегосударственные, относящиеся к большим государственным группам;
• меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам:
• индивидуальные.
№1, 2008 84
По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими. политическими, социальными. организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.
Однако не все меры предупреждения преступности являются мерами профилактики. Анализ содержания этих понятий и литературы позволяет у тверждать, что в плане обшесоциальных мер борьбы с преступностью эти понятия являются синонимами. Выбор же термина "профилактика" в большинстве случаев, а не "предупреждение", объясняется, во-первых, довольно устойчивой тенденцией использования этого термина в криминологической литературе, и, во-вторых, сложившейся традицией законодателя: принятием в 1999 г. после серии президентских Указов и федеральных программ "отраслевого" для данного рода деятельности Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В плане специального предупреждения преступности эти понятия не являются равнозначными: здесь профилактика выступает лишь одной из стадий предупреждения преступности. Сама профилактика-', представляет собой меры по выявлению, устранению, нейтрализации, замещению (компенсации) причин и условий преступлений.
Из этого следует, что проводимая нами в настоящей работе оценка факторов. влияющих на один из ключевых показателей, характеризующих преступность несовершеннолетних, такой как коэффициент криминогенной активности преступников рассматриваемой возрастной категории, является значимой и представляет научный и практический интерес.
Другими стадиями предупреждения преступности являются предотвращение и пресечения преступности. Под предотвращением понимается деятельность. направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений, а под пресечением - деятельность, обеспечивающая прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения, либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях'5.
Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилак-
тике преступности несовершеннолетних является Федеральный Закон от 2ч июня 1999 года .V 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики, при этом основные функции профилактики, пресечения преступности. борьбы с нею возложены только на органы Министерства внутренних дел (МВД).
Но возможен ли положительный эффект профилактики преступности несовершеннолетних при участие, как показывает реальность, только МВД? Определенные методы и способы про-филактики и пресечения выработаны, но они не искореняют, на наш взгляд, существующую проблему, так как она порождается системой воспитания, которая у нас сегодня, к сожалению, в государстве как бы исчезла, потому что Министерство образования и науки с началом перестроечных дел утратило соответствующие функции.
В настоящее время МВД России много делает для патриотического воспитания молодёжи, но ни Министерство образования и науки. В десятках учебных заведениях министерством организовано шефство над школами.
Поэтому, на наш взгляд, сложившаяся ситуация с преступностью несовершеннолетних является результатом общей недоработки, а не только органов внутренних дел. В нас тоящее время МВД ставит задачу именно профилактики преступности несовершеннолетних, но без соответствующей деятельности Министерства образования и науки, а именно Федерального агентства по образованию. в ведомстве которого находятся дошкольные и средне образовательные учреждения, которые обязаны заниматься воспитания нравственной личности и вопросами профилактики правонарушений в нашей стране, эффективность ее решения будет не высока. А добиваться максимально положительных результатов необходимо с учетом сложившейся сопиально-демог-рафической обстановки в стране.
Анализ существующих проблем необходимо проводить в рамках рассмотрения система профилактики преступ-ности несовершеннолетних, которая на основании Федерального Закона (\'<> 120-ФЗ) построена следующим образом.
Объектами мер ее воздействия являются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении вследствие безнадзорности, беспризорности-' . нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий (ст. 1 закона).
Субъектами этой системы в соответствии со ст. ч Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" являются комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной зашиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства и службы занятости.
Проанализируем деятельность каждого из этих названных субъектов профилактики.
15 соответствии со ст. 11 названного закона Комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов. обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КЛН - предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних. применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования. Социальные функции КДН заключаются в оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве, социальной реабилитации несовершеннолетних. нуждающихся в государственной помощи.
Необходимо отметить, что сами комиссии не имеют прямых полномочий в борьбе с правонарушениями несовер-
шеннолетних и свои функции они выполняют, прежде всего, посредством осуществления кшрдинацин с другими организациями, занимающимися "неблагополучными" подростками, которые были поставлены на учет комиссией по делам несовершеннолетних-". Деятельность КДН регулируется Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1ч декабря 1966 г. № 556-VII -О Примерном Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних».
Поэтому, на наш взгляд, является важным внесение изменений и дополнений в Федеральный закон 1999 г. N° 120-ФЗ в части, касающейся задач и полномочий комиссий по делам несовершеннолетних. и принять их в кратчайшие сроки. Тем более, что по мнению министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Р.Г.: «В течение нескольких десятилетий работы КДН доказали свою эффективность, однако на законодательном уровне их деятельность не урегулирована- (Бюлл. N8164(878) 4.1. С. 24).'
Вторым элементом системы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной зашиты (ст. 12) - это территориальные центры социальной помощи, пси-холого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том. что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.-4 Нормативную основу деятельности органов социальной защиты составляют Федеральный Закон от 10 декабря 1995 т. 195-ФЗ -Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации-, постановления Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 52. 53. 5ч об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений •Центр социальной помощи семье и детям-, •Центр психолого-педагогической помощи населению-, «Центр экстренной психологической помощи по телефону-.
Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том. что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на "стационарной" основе (в то время как органы социальной защиты на "амбулаторной" основе). К таким учреждениям относятся:
• социально-реабили ганионные центры:
• социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей;
• центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей.
Деятельность этих учреждений помимо Закона "Об основах системы профилактики..." регулируется постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 т. X» 896. утвердившего примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Следующим элементом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием (ст. 1ч Закона). К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения: проведен ие ком I шексных психоло! о-меди -ко-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания: выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в юс-питании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних. Нормативными актами, регулирующими деятельность органов и учреждений образования являются Федеральный Закон от 13 января 199(т I. Х° 12-ФЗ Об образо-вапии-. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства от 19 марта 2001 т. X» 196. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 сен тября 1997 г. X» 120ч.
К учреждениям образования, ответственным за профилактические функ-
ции также относятся детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Их деятельность регулируется ст. 1ч5-150 Семейного кодекса РФ. Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 т. X» 676.
Особенную роль среди учреждений образования в деле индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого тип. В открытые учебно-воспитательные учреждения принимаются дети по постановлениям КДН в целях проведения их психолого-медико-педагогической реабилитации (фактически перевоспитания). В учреждения же закрытого типа, имеющие более строгий режим, принимаются несовершеннолетние, которые за совершение общественно-опасных деяний были освобождены от наказания в порядке ст. 92 УК РФ. или не достигли возраста уголовной ответственности, либо в силу отставания в психическом развитии не могли в полной мере сознавать общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими. В учреждениях закрытого типа также проводится психолого-медико-педагоги-ческая реабилитация несовершеннолетних. Деятельность данных учреждений регулируется Типовым положением о специальном учебно-воспиталель-ном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства от 25 апреля 1995 г. X» 420.
Однако, следует отметить, что судами крайне редко применяется положение ст. 92 УК РФ в части помещения несовершеннолетних в специализированные образовательные учреждения закрытого типа. Это, на наш взгляд, является достаточно весомым недостатком, так как ежегодно данный вид воспитательного воздействия применяется лишь к 5% осуждённых подростков. Расширение же практики применения ука-занной статьи способствовало бы процессу их социальной адаптации, потому что в условиях специального учебного воспитательного учреждения помимо применения к подростку индиви-
№1. 2008
■
дуальных психологических мер воздействия ему также предоставляется возможность получения профессионального образования и возврата в будущем к полноценной жизни.
Пятым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе (ст. 17 Закона). Нормативной основой деятельности этих субъектов профилактики является федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ -Об общественных объединениях-, от 28 июня 1995 г. N8 98-ФЗ -О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений-. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 и многие другие.
Деятельность шестого элемента системы профилактики - органов управления и учреждений здравоохранения (ст. 18 Закона), - в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации. социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают. Нормативными актами в этой сфере деятельности является Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 -О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", приказы Минздрава РФ (в настоящее время Минздрав-соцразвития России) от 23 августа 1999 г. М» 327 -Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)-, от 5 мая 2000 г. Х° 148 «О создании организационно-методического центра Минздрава России по медико-сопиаль-ной помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения», от 20 апреля 2001 г. N° 12ч «О федеральных целевых программах по улучшению по-
ложения дет ей в Российской Федерации на 2001-2002 годы- и многие другие.
Седьмым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ст. 21 Закона - далее ОГТГТН). Среди многочисленных функций ОППН особенно выделяются две. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психот ропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества: совершивших административное правонарушение, как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей но разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. К компетенции ОППН также относится профилактика рецидивной преступности. Эти органы должны работать с несовершеннолетними:
• освобожденными от отбывания наказания или получивших отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разным основаниям:
• освобожденных от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
• осужденных условно или осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы:
• освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
Кроме того. ОППН обязаны проводить работу с законными представителями. не исполняющими своих обязан-
ностей по воспитанию указанных выше кат егорий несовершеннолетних.
Второй, может быть еще более важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия.
Среди органов внутренних дел профилактическую роль выполняют также центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (фактически играющих роль изоляторов временного содержания или приемников-распределителей). Кроме того, задачи профилактики решают и подразделения криминальной милиции ОВД, к компетенции которых относится предотвращение, пресечение преступлений. выявление несовершеннолетних правонарушителей или групп, состоящих из них, а также лиц этой возрастной группы, входящих в организованные преступные группы и преступные сообщества. Нормативными актами, регулирующими деятельность указанных органов внутренних дел, являются Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N° 1026-1 -О милиции», постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 -О подразделениях милиции общественной безопасности-, приказ МВД РФ от II августа 199« г. \» 490 -Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений- (ни. 8.1-8.8. 15.4-15.6).
Вспомогательными элементами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетним и (или) сто семьей.
Центральным органом, координиру-ющим деятельность министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Положение, о которой было утверждено постановлением Правительства от 5 июня 1994 г. X« 646- . На уровне многих субьекгов РФ созданы не только комиссии субъектов РФ по делам несовершеннолетних.
Экономика, Статистика и Информатика 87 №1, 2008
но и также окружные комиссии (например. к соответствии со ст. ч Закона г. Москвы от 27 апреля 2001 г. Ns 20 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав").
В систему профилактики преступности несовершеннолетних также входит и прокуратура РФ. которая в соответствии со ст. 1.8. 10 и др. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N° 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" выполняет, во-первых, осуществляет надзор за соблюдением нрав и свобод несовершеннолетних, а во-вторых, координирует деятельность правоохранительных органов но борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Вышерассмотренные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных ин тересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия. оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. а также незамедлительно информировать соответствующие органы системы профилактики.
Таким образом, все это указывает на отсут ствие целостной и скоординированной политики тех или иных учреждений. призванных осуществлять профилактику преступности несовершеннолетних. Нет комплексного подхода к анализу рассматриваемых проблем, который бы давал обобщающую опенку существующего положения и осуществлялся бы с различных аспектов исследования (правового, социально-демографического. экономического).
Ссылки:
' Миньковский Г.М. Некоторые причины п|х--ступноои несовершеннолетних и СССР и меры ее предупреждения Советское государство и право -Í960.-V;.
: Кистяковский А Ф Молодые преступники и учреждения дня исправления. -Кие». 18т8. -С. 22.
' Из заявления минист ра внутренних дел Дурною ИИ. (Тюремный вестник. -189г Л» 5.-С. 233). Окончательно акценты были расставлены в Положении 1909 г. (О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних: Закон 19 апреля 1909 г. СУ. 1909. Отд. 1.Ст.т47.к заведения
для несовершеннолетних имеют воспитательный, предупредительный характ ер
I ГришаковН.П. Детская преступ ностьи борьба сней путем воспит ания. М 1923. КуфаевВ.И. Педагогические меры 6opi/)ij v правонарушениями несовершеннолетних. M..I92".
' См.Лрегубов В.Ф Проблемы развитии и совершенствования советской системы социальных и педагогических мер ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Автор, канд. лисе. Киев. 1970; Давыдов Г.п. Некоторые приемы совершенствовании ранней ирофи так i ики правонарушений несовершенно,1!**! них Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции М . 1970.е.".
" Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетия Материалы семинара, проведенного 26-2" январи 1978г. вг. Москве. М„ 19"8.
"См.. например: Проблемы ранней профилак-iики правонарушений несовершенноле!них Под ред. Миньковского Г.М. М.. 1978.
" Карпеи И И. Современные проблемы угочов-нигоправа и криминолш ии. М., 1970.-С. 131-132.
" Устинова ВВ. Ранняя пр< ¡филакт ика преступлений несовершенно летних Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.. 1978.-С. 6.
"' Свои взгляды Аванесов Г. А. изложил в фундаментальном труде "Криминология и социальная профилактика". М., 1980.
II "Основными целями и задачами моральной профилактики являются: формирование у членов общест ва нравственной способности к саморегуляции. правильного усвоения норм морали, неук-донного следования этим нормам в своих поведенческих поступках и дейстниих (Игошев К К. Устинов B.C. Введение в ку|Х' профилактики правонарушений. Горький. 19— i в-Г).
:: Исследования Нрмакова В.Д. начали появляться еще в ~0е годы. См. Ермаков В Д. Криминологическая характереистика условий семейного воспи |ания и социально-правовые аспект ы совер-шенсгвования ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Автореферат на соискание ученой степени кандила i а наука. М„ 1977 и другие.
''Кормщиков ИМ. Криминологии семейного неблагополучия. Пермь. 198"
'Островский А.И. 11ро(|)11,тактт1ка правонарушений школьников. Гашкен i. 1979.
15 Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников Под ред. М.А. Алемаскина. М„ 1980.
" ГшрилоТ.С.. Демина И.С. и др. 11рофилакт'и-ка правонарушений среди учащихся. Киев. 1983
Проблема предупреждений правонарушений учашихеи обтеоС>ра:яишел1>ных школ. М„ 1990 Пол ред. Панкратова В М,, 1990.
* 11рие1анскаяО.В.. Клочке яы А. В., Макроуров-неваи детерминация преступности несовершеннолетних 0рганиза1тионно-правововые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции М., 1999. -С. 64.
"СукалоА.А Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. CI IG.. 1996. С. 139. Эта позиции совпадает с мнением Забрянского Г.С.. который считает, что наиболее эффективным подходом к посл|У>ениюсистемы предупреждения престутию-сти несовершенноле! них является не построение специализированных институтов, а создание системы применительно к основным сферам их жизнедеятельности. так как именно в них проявляю! -си основные причины преступности несовершенноле! них (Забринский Г.С. Социальный конт роль
и преступность несовершеннолетних Социальный контроль над деииантшхтыо в современной России. СПб.. 1998. С.81.
" См.. например: McGtnnis Е.. Goldstein А.Р Skillstrestming tor the elementary-age child. Champaign. П.. 198-1 Dygdon I.A. The culture ami lifestyle appropriate sociilskilk curriculum: A program forsociall valid social skills training. \e\v York. 1993 Ruthertonl.R ChipmanJ.. I)i( iangi.S Anderson К Teadting social skills: \ practical instnictional approach. Ann Arlxir, Ml, 1992. Connoly T.. Dowd T.. Crisle A Nelson С.. Tobas L. The well managed classroom; Promoting success through social skills instruction. Boys Tow n, NE. 1995- Sargent L.K. Srx ial skills lor sch(X)l and community systematic instruction lor children and \outh « ith cognitive delays Reston.VA. 1991.
■ Глрмиа ров И.А. (Тульский филиал юридического инеппуа МВД России ). О совершенств!>ва-нии деятельности ОВД по предупреждению преступлений неформальных групп несовершеннолетних Оргашшпионно-правововые проблемы предупреждении преступноаи несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М.. 1999 -С. 129
" Нервов;! ИЛ Асоциалг.ное поведение подростков. СПб.. 1999. С. 255
-'Тихомирова Л.В.. Тихомиров М.Ю. Юриди-ческаи энциклопедия. М„ 1998 С. 351.
Профилактика, ивдиись составной частью предупреждении прест упност и, сама состоит из двух стадий: ранней профилактики и непосредственной. первая относится к общесоциальному предупреждению преступности, вторая- к специальному. Но подробнее об этом чуть ниже после рассмотрения общих положений профилактики преступности несовершеннолетних.
'Криминология. Учебник .пи вузов Подобие ред. А.И. Долговой . М.. 2001. С. 3^2. Прим.: далее стихии на этот учебник будут даваться как Криминология. М„ 2001.
•ч Пезнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствуем вследствие неисполнении или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и ( иликвдержаниюсостороны родителей или иконных представителей либо должностных лип. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий мест а жительства и (или) места пребывания (определен из ст. 1 Закона)
-" В настоящее время при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления функционирует 2%0 КДНI данные из 79 регионов Píx'oihi. Но штатных сотрудников в них работают всего 2329 человек (данные из: Криминология. М„ 2001 С. 706. Это говорит о i ом. чп > харак i q> деятельности КДН с советского периода не измени лея-они все еще не стали пр< >фессиональными органами и по-прежнему функционируют по "любит ельскому" принципу.
К началу 20(Ю т. функционировали 35-4 территориальных центра социальной помощи семье и детям, ч0 цент ров психолого-педагогической помощи населению, 20 центров экстренной психологической помощи по телефону. 10 кризисных центров для женщин. Эти учреждения ока ¡али более 3.5 млн. различных coi шальных услуг 230" т ыс человек. (Сведении из паспорта федеральной целевой программы -Развитие социального обслуживания семьи и детей- (2001-2002 годы), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 2э августа 2000 г. X? 625).
Создание самой Межведомпвенной комиссии было пред) с мот|)ен( > указом Президент а РФ < » 6 сентябри 1993 г. V1338-0 профилактике безнад-зорносги и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав-.
№1, 2008
■