Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чуаевская М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Чуаевская М.Ю. студент 4 курс

Институт государственного и муниципального управления Научный исследовательский университет Белгородский

государственный университет Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В нашей стране проблема наркомании далека от адекватного осмысления в силу своей многообусловленности. Ситуацию осложняет тот факт, что данное социальное явление распространяется практически на все слои социума, а, следовательно, полное разрешение сложившейся ситуации в настоящее время не представляется возможным.

Проблема наркотизации студенческого сообщества имеет особо важное значение, так как именно эта социальная группа находится в наибольшей опасности под воздействием многих факторов, связанных с возрастными изменениями психики и всего организма в целом.

Наркотизация молодёжной среды - это процесс, обуславливающий общую аморализацию и деградацию отдельно взятой личности, деформацию её целостности, ориентацию нравственных установок, а также интенсивный катализатор асоциального поведения [1].

В последнее время процесс наркотизации молодёжи приобретает новые признаки: «омоложение» наркозависимых, расширение географии подростковой наркомании, а также появлением различного рода новых синтетических наркотиков. Крайне важно отметить тот факт, что темп роста числа потребителей среди молодежи в крайне благоприятных регионах стремителен, и в скором времени можно ожидать выравнивания этого показателя с традиционными, так называемыми «наркоманскими» районами. По оценкам исследователей, если темпы роста наркотизации российского общества не спадут, то к 2060 году 80% подростков и молодежи станут потребителями наркотиков.

Сложившаяся в студенческой среде наркоситуация даёт основание полагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики злоупотребления наркотиками в высших образовательных учреждениях.

Проанализируем проблемы профилактики наркомании в высших образовательных учреждениях на примере НИУ «БелГУ».

Профилактическая деятельность, реализуемая в условиях высшего образовательного учреждения, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение употребления наркотических веществ. В большинстве случаев такая деятельность включает: информирование студентов о видах наркотических веществ, их пагубном воздействии на

организм, психику, поведение человека; формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение студентов; развитие и поддержание протективных факторов здорового социально-эффективного поведения среди молодёжи; развитие навыков разрешения проблем, связанных с принятием наркотических веществ (поиск социальной поддержки и так далее) в студенческой среде [2].

Определённая часть вышеперечисленных профилактических действий реализуется в Научном исследовательском Белгородском государственном университете. Каждый год в Белгородском государственном университете проводится месячник борьбы против наркомании и СПИДа, который имеет массу задач и одну цель - убедить молодёжь не употреблять наркотики. Как правило, в рамках данного мероприятия проходят благотворительные концерты, осуществляются выпуски специализированных брошюр и массовые просмотры фильмов.

Одним из важнейших составляющих профилактики наркомании в НИУ «БелГУ» является регулярное проведение социологических исследований, направленных на предупреждение распространения наркотизма в молодёжной среде, выявление рисков и опасностей, возникающих в ходе профилактики наркомании и токсикомании среди обучающихся студентов, социальную диагностику наркоситуации и другие.

В тоже время, в данном университете в недосточной степени осуществляется пропаганда здорового образа жизни, то есть жизнедеятельности, основанной на принципах нравственности, рационально организованной, активной, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющей до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [3].

В НИУ «БелГУ» наблюдается, в ряде случаев, слабое обеспечение условий, необходимых студентам для занятий спортом, нерегулярное проведении лекций специалистами по валеологии и здоровому образу жизни, а также отсутствие необходимой литературы. Между тем, ряд учёных, в том числе, Н.А. Шмелева, полагают, что подобные мероприятия, носящие пропагандирующий характер, выступают в качестве косвенного, но действенного метода профилактики наркомании [4]. Мы склонны согласиться с данной точной зрения, т.к. формирование воззрения студентов в соответствии с канонами здорового образа жизнедеятельности априори исключает употребление студенческой молодёжью наркотических и токсических средств.

В 2013 году в НИУ «БелГУ» нами было проведено социологическое исследование, данные которого помогли выявить проблемы в организации профилактики наркомании среди учащейся молодёжи в НИУ «БелГУ».

В ходе исследования был проведен анкетный опрос студентов 1-5 курсов, обучающихся в Институте государственного и муниципального

управления и на факультете Управления и предпринимательства НИУ «БелГУ» (N=633).

Проведённое социологическое исследование позволило выявить и определить основные причины недостаточной степени участия студентов в профилактических мероприятиях, среди которых можно выделить: отсутствие необходимого количества времени, а также низкий уровень заинтересованности молодёжи в антинаркотической деятельности университета. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о недостаточно высокой степени организации профилактики наркомании.

Результаты социологического исследования позволяют констатировать, что пропаганда здорового образа жизни как одного из метода косвенного профилактического воздействия осуществляется в недостаточной степени. Так лишь 38,39 % молодёжи участвовали в проведении кураторских часов о пользе здорового образа жизни, 31,91 % принимали участие в различных конкурсах плакатов и стенгазет, а 25,59 % студентов участвовали в соответствующих спортивных мероприятиях.

Сложившаяся ситуация требует системного решения, предполагающего пропаганду здорового образа жизни и вреда наркотиков посредством различных стенгазет, публикаций во внутриуниверситетских газетах, буклетов, листовок и брошюр. В реализацию данной технологии целесообразно привлечь библиотеку университета, где можно будет создать специализированный центр, основными целями которого будут являться: оптимизация здоровьесберегающих технологий, разработка и реализация здоровьесберегающих программ, формирование системы спортивно-оздоровительной работы, организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и формированию антинаркотического мировоззрения среди студентов, создание информационной базы о вреде наркомании, основах здорового образа жизни, предоставление студентам и преподавателям соответствующей информации, контроль за реализацией здоровьесберегающих программ.

Крайне важно отметить необходимость создания соответствующих условий для того, чтобы студенты могли следовать принципам здорового образа жизни на практике. В частности, мы считаем целесообразным обеспечить возможность посещения обучающимися конно-спортивной школы университета, бассейна и иных спортивных заведений на бесплатной основе.

Активная деятельность по вышеуказанным направлениям позволит понизить степень потребления наркотиков среди студентов, сформировать нетерпимое отношение к наркотическим и токсическим средствам, а также развить знания, умения, навыки здорового образа жизни.

Использованные источники:

1. Булычева Е.С. Противодействие наркомании и наркопреступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях // Правовое государство: Теория и практика. 2011. № 8. С. 79.

2. Городова Е.Е. Наркотическая зависимость в молодёжной среде // Научные ведомости БелГУ. 2011. № 9. С. 220.

3. Рудакова Е.Н. Социально-педагогическая профилактика асоциального поведения подростков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 2. С. 147.

4. Тимошилов В.И. Научно обоснованный подход к профилактике наркопредрасположенности среди молодёжи (социально-гигиеническое исследование): дис. ... канд. мед. наук. Рязань, 2010. С. 45.

Шаповал Ж.А., кандидат социол. наук

ст. преподаватель Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород ОЦЕНКА АБИТУРИЕНТАМИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

РЕПУТАЦИИ ВУЗА* Проблема формирования профессиональной ориентации и укрепления мотивации будущих студентов к получению профильного образования всегда имела важное значение. В современных условиях работа с абитуриентами, формирование их контингента и отбор приобретают особую значимость как в рамках системы образования, так и в общесоциальном смысле. В связи с этим возникает вопрос о необходимости увеличения внимания к абитуриентам, изучения социально-психологического портрета будущих специалистов, их мотивации, ценностных ориентаций. Но особенно важным в условиях острой конкуренции на рынке образовательных услуг является изучение репутации и рейтинга вуза среди потенциальных потребителей - абитуриентов.

Следует отметить, что именно репутация весьма становится ценным активом вуза в условиях обострения конкуренции, а также ряда неблагоприятных экономических и демографических тенденций на рынке образовательных услуг. Репутация является основным компонентом успеха любого академического учреждения и постепенно становится все более приоритетным объектом инвестиций [4, с. 316].

Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении понятий «имидж» и «репутация». Несмотря на содержательное сходство, большинство специалистов разделяют эти понятия. Так, по мнению Г. Даулинга, корпоративный имидж - это общее представление, которое складывается у человека об организации и помогает идентифицировать ее, а корпоративная репутация - это, прежде всего, ценностные характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.