Научная статья на тему 'Проблемы профилактики болезней пародонта у детей'

Проблемы профилактики болезней пародонта у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кабулбеков А. А.

Балалардың пародонт ауруларының мəселелерін талқылай отырып, олардың Қазахстандағы жағдайы қаралады. Өткізіген профилактикалық жұмыстардың негінде стоматологиялық аурулардың профилактикасының тиімді əдістері талданды.Стоматологиялых аурулардың алдын алуда, ДДҰ-дың ұсыныстарын орындауда жоғарғы көрсеткіштерге жету үшін біріншілік профилактиканы уақтылы жəне баланың сəби кезінен бастау ұсынылады. Сонда жүргізілген профилактикалық шаралар тиімдірек жəне көп қаражатты керек етпейді.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prophylahis problems of parodont diseases at children

The analysis of condition of parodont diseases at children was held on the basis of studying prophylaxis problem of parodont diseases. On the basis conducted preventive works is discussing the most acceptable methods of the warning dental diseases. For achievement high result in preventive maintenance dental diseases, the execution WHO’s recommendations carry on this problem is offered well-timed.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики болезней пародонта у детей»

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

31

Проблемы профилактики болезней пародонта у детей

КабулбековА. А.

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей

УДК 378/0758:616:31

А.А.Қабылбеков

Балалардың пародонт ауруларының мәселелері.

Балалардың пародонт ауруларының мәселелерін талқылай отырып, олардыңҚазахстандағы жағдайы қаралады. Өткізіген профилактикалық жұмыстардың негінде стоматологиялық аурулардың профилактикасының тиімді әдістері талдан-ды.Стоматологиялых аурулардың алдын алуда, ДДҰ-дың ұсыныстарын орындауда жогаргы көрсеткіштерге жету үшін біріншілікпрофилактиканыуақтылы және баланың сәби кезінен бастау ұсынылады. Сонда жүргізілген профилактикалық шара-лар тиімдірек және көп қаражатты керек етпейді.

Первичная профилактика заболеваний пародонта относится к основным направлениям работы детского стоматолога. Меры первичной профилактики включают основные и специальные (вспомогательные) мероприятия. Они направлены на воспитание у детей санологических привычек, от которых более чем на 55% зависит здоровье ребёнка. Научить детей здоровому питанию, поддержанию и укреплению физического и психического здоровья, соблюдению правил личной гигиены, в том числе гигиены полости рта, предупреждению инфекционных и других заболеваний, привить им привычку регулярно посещать стоматолога. Их решение достигается путём гигиенического обучения и воспитания населения. В процессе воспитания детей участвуют различные агенты социализации, главные из которых — родители, поэтому санитарно-гигиеническое просвещение и воспитание должно быть направлено не только на детей, но и на всех участников взаимодействия (1,2.3,11).

Проведение гигиенического обучения и воспитания населения возможно на различных уровнях:

- массовый — телевидение, радио, газеты, журналы, книги и т.д.;

- групповой — образовательные программы, лекции, семинары, уроки и т.д.;

- индивидуальный — во время стоматологического приёма.

Стоматологи и гигиенисты стоматологические планируют, координируют и непосредственно выполняют эту работу. Для проведения образовательных программ привлекают воспитателей и педагогов, лекторов центров профилактики. Санитарно-гигиеническое просвещение ребёнка и сопровождающих его лиц проводят при каждом посещении стоматолога, а применение наглядных пособий различного вида (видеокассета, компакт-диск, модели челюстей, стенды, буклеты, набор зубных щёток, памятки и т.д.) повышает эффективность этой работы. Наилучшие результаты даёт комплексный межведомственный подход к стоматологическому просвещению семьи персоналом, который занимается здоровьем и воспитанием детей. Основное содержание гигиенического обучения и воспитания — устранение универсальных факторов риска:

- кариесогенная и патогенная зубная биоплёнка (бляшка, налёт);

- вредная привычка употребления подслащённых продуктов и напитков и частых перекусов (свободный сахар более 15-20 кг в год или 40-55 г в день, частота приёма — более 2 раз в день);

- неосведомлённость населения и персонала, участвую-

A.A.Kabulbtkov/

Prophylahis problems of parodont diseases at children.

The analysis of condition of parodont diseases at children was held on the basis of studying prophylaxis problem ofparodont diseases. On the basis conducted preventive works is discussing the most acceptable methods of the warning dental diseases. For achievement high result in preventive maintenance dental diseases, the execution WHO’s recommendations carry on this problem is offered well-timed

щего в реализации программ профилактики;

- дефицит поступления фторидов в организм ребёнка;

- нерегулярные посещения стоматолога (4,5,7,8,9).

Специальные меры первичной профилактики основных

стоматологических заболеваний предусматривают широкий круг мероприятий:

- системное и местное применение фторидов;

- применение препаратов кальция и фосфата для обеспечения минерализации и реминерализации твёрдых тканей;

- энамелопластика, включая герметизацию естественных углублений зубов (фиссуры и ямки) и профилактическое пломбирование гипопластических дефектов твёрдых тканей зубов, для устранения условий ретенции пищевых остатков, образования биоплёнки и развития пародонтита;

- регулярная профессиональная гигиена полости рта для устранения бактериальных назубных отложений и зубного камня.

Профилактика стоматологических заболеваний должна начинаться в период внутриутробного развития плода, продолжаться на первом году жизни ребенка и далее, в течение всего периода детского возраста (0-15 лет). Принципы оказания лечебно-профилактической стоматологической помощи детям:

• Последовательность и преемственность профилактических и лечебных мероприятий, начиная с антенатального периода развития и в течение всего периода детства. Активное лечение стоматологических заболеваний у беременной женщины до полной санации, включая антибактериальное лечение по показаниям.

• Приоритет мероприятий первичной профилактики стоматологических заболеваний,основанной на воспитании у ребенка привычек здорового образа жизни в семье.

• Мониторинг стоматологической заболеваемости и основных факторов риска, имеющих к ней отношение, с целью разработки массовых программ профилактики и её коррекции, оценки качества стоматологической помощи.

• Только при комплексном воздействии на управляемые факторы риска основных стоматологических заболеваний можно получить максимальный профилактический эффект.

• Включение вопросов профилактики стоматологических заболеваний в общие профилактические программы, основанные на универсальном подходе, предусматривающем устранение общих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний человека(8,9).

32

Вестник АГИУВ №3, 2012

Низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков у населения Казахстана, отсутствие мотивации к участию в профилактических программах, способствуют росту распространённости стоматологических заболеваний и их интенсивности. Значительная частота заболеваемости зубов, особенно в детском возрасте, определяет высокую значимость профилактических мероприятий. Работа по организации стоматологической профилактики в группах состоит из следующих этапов:

• определить учреждения, где будет проводиться профилактика стоматологических заболеваний,

• получить разрешения от органов народного образования, здравоохранения, руководства учреждений на проведение мероприятий (заключение договора или издание приказа),

• организовать стоматологический кабинет и уголок гигиены (на этом этапе следует также выбрать необходимые средства и предметы гигиены полости рта, выделить места их хранения, предусмотреть наглядные пособия и др.),

• подобрать и обучить медицинский и педагогический персонал для осуществления профилактической работы,

• провести эпидемиологическое обследование детей для выяснения уровня стоматологической заболеваемости,

• определить характер, объём и последовательность профилактических мероприятий (следует учитывать данные эпидемиологического обследования, климатогеографические особенности местности, состава воды, количество водопотребления, характера питания).

На основе всего изложенного должны быть составлены план и перечень профилактических групповых мероприятий. Результативность долгосрочных программ возможна при полноценном функционировании всех звеньев профилактической помощи детям: начиная с антенатального периода развития, младенческого, дошкольного, школьного возраста и сопровождая молодое поколение далее — на входе во взрослую жизнь. Одно из наиболее значимых звеньев этой цепи — школьная стоматология (7,8,9,10,11).

На сегодняшний день работа школьных стоматологических кабинетов в Казахстане осуществляется на основе принципов, предложенных ещё в 70-е годы. На практике они лишь немного видоизменились за счёт изменения условий работы и финансирования. Кризис школьной стоматологии заключается в повсеместном закрытии школьных стоматологических кабинетов, что приводит к резкому снижению охвата плановой санацией и диспансеризации детского населения, росту стоматологической заболеваемости. В настоящее время актуальны в условиях

Казахстана и Алматы разработка и внедрение школьных стоматологических программ, приспособленных к современным условиям.

По данным Е.В.Боровского (2006) при сахарном диабете у детей отмечаются изменения в пародонте в виде ангиопатии. Они отмечаются у 90-93% у обследованных больных и при этом у 56% обнаруживаются гингивиты, у 17,9% пародонтиты. Перегрузка тканей пародонта усугубляет болезнь. Дети жалуются на кровоточивость, запах из рта и часто не обращаются к стоматологам. Болезнь запускается. Обычно дети обращаются к стоматологу уже с установленным диагнозом гингивит.

Нами опровировано комплексное лечение болезней па-родонта с использованием пасты из дегидромонофосфата кальция, при этом, отмечено у 57% детей восстановление цвета и чувствительности слизистой оболочки десны, эмали и дентина. Пасту втирают шпателем на деминерализованный участок, и при этом образуется трудноснимаемая повязка, курс применения 2 дня в месяц. Врач-стоматолог применение продуктов на основе монофосфата может сочетать с аппликациями в сочетании с реминерализующими препаратами. Одним из таких средств является дегидромонофосфат, разработанный фармацевтической фабрикой г.Чимкента.

Литература

1. Волков Е.А., Баринов С.М. и др. Разработка и лабораторный анализ новых рем.средств /Стом-логия,2006,5,8-12.

2. Воложин А.И., Курдюмов С.Г. и др. Создание нового поколения биосовместимых материалов на основе фосфатов кальция в мед. практике/Технология живых систем,2004,1:1:421-56.

3. Грошиков М.И. Некариозные поражения тканей зуба/М.,1985,171 с.

4.. Курякина Н.В. Терапевтическая стомат. детского возраста/ М,2004,744 с.

6. Леонтьев В.К. и др. Руководство по тер.стоматологии/ М.,2010,452-485.

6.. Леонтьев В.К.,Кисельникова Л.П., Дет.терапевтическая стом.\М.2010,103-126.

7. Яковлева В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стом. заболеваний/1994,122-137.

8. Справочник по стоматологии (ред. проф. Безрукова В.М.)/ М,1998,657 с.

9. Справочник по дет. стоматологии (ред.Камерон А., R .Уидмер ) /М.2003, 115-154.

10. Стоматология детского возраста (ред.Виноградова Т.Ф.)/М, 1987,127-180.

11 .Кабулбеков А.А. Профилактика стом.заболеваний у детей / Мат.конгресса «Здоровье для всех...»,А-ты,2012,267-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.