Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная социализация / дистанционное обучение / электронное обучение / дистанционные образовательные технологии / professional socialization / distance learning / e-learning / distance learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронова Полина Дмитриевна

В условиях дистанционного обучения эффективность профессиональной социализации в значительной степени связана с решением проблем доступности использования ресурсов информационных образовательных технологий, разнообразия приложений платформы, на которой осуществляется дистанционное обучение, ее потенциала для обеспечения связи студента с группой, интеграции результатов групповой работы, возможности записи учебных занятий и т.д. Анализу этих проблем посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронова Полина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

In the conditions of distance learning, the effectiveness of professional socialization is largely associated with solving the problems of accessibility to the use of information educational technology resources, the variety of applications of the platform on which distance learning is carried out, its potential to ensure student communication with the group, integration of the results of group work, the possibility of recording training sessions, etc. This article is devoted to the analysis of these problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI: 10.17805/trudy.2021.5.5 ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

П.Д. Дронова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В условиях дистанционного обучения эффективность профессиональной социализации в значительной степени связана с решением проблем доступности использования ресурсов информационных образовательных технологий, разнообразия приложений платформы, на которой осуществляется дистанционное обучение, ее потенциала для обеспечения связи студента с группой, интеграции результатов групповой работы, возможности записи учебных занятий и т.д. Анализу этих проблем посвящена данная статья.

Ключевые слова: профессиональная социализация, дистанционное обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS

OF DISTANCE LEARNING

P.D. Dronova Moscow University for the Humanities

Abstract: In the conditions of distance learning, the effectiveness of professional socialization is largely associated with solving the problems of accessibility to the use of information educational technology resources, the variety of applications of the platform on which distance learning is carried out, its potential to ensure student communication with the group, integration of the results of group work, the possibility of recording training sessions, etc. This article is devoted to the analysis of these problems.

Keywords: professional socialization, distance learning, e-learning, distance learning technologies

Отличительной особенностью нынешнего времени являются интенсивно крепнущие и совершенствующиеся процессы информатизации почти во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной инфраструктуры, связанной с новыми типами общественных отношений, информационными технологиями. Происходит перестройка современного образования: модификация методов обучения и предметов его осуществления, которые основываются на использовании дистанционных технологий обучения.

В этих условиях специфические черты проявились во многих процессах современной системы образования, одним из которых является социализация. Чаще всего под этим термином понимается процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентации общества, в ходе которого осваиваются и осуществляются различные социальные роли (ребенка, обучающегося, родителя, работника и т.д.). О. Л. Степанова обращает внимание, на то, что в процессе социализации индивида происходит интеграция «в различные типы социальных общностей путём усвоения им всей совокупности имеющихся в данном обществе и в кон-

кретный промежуток времени социальных ценностей, норм, поведенческих стереотипов, иных культурных элементов, на основе которых формируются особые черты личности, социально значимые в такой форме общества (Степанова, 2016).

Г.М. Андреева отмечает, что социализация представляет собой «двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активного включения в социальную среду (Андреева, 1994: 194-195).

В.И. Загвязинский подчёркивает, что социализация - это «процесс и результат адаптации индивида в обществе, приобщения к его ценностям, осознания себя и своей ответственности как субъекта этого общества, включение в жизнь социальных сообществ и коллективов». Учёный считает, что для педагогики актуальными являются проблемы первичной социализации, которая происходит в семье, в кругу сверстников, на уровне дошкольного и начального образования, и вторичной социализации в основной и старшей школе, образовательных организациях основного и дополнительного образования. При этом, отмечает В.И. Загвязинский, наряду с целенаправленно осуществляемой в образовательных организациях, происходит и стихийная социализация (Загвязинский, Емельянова, 2013: 13).

Характеризуя особенность вторичной социализации в системе высшего образования Е.С. Студенкина отмечает, что «она связана с необходимостью приобретения молодыми людьми специфического ролевого знания, и влиянием этого процесса на социальную жизнь города, региона, созданием единого социокультурного пространства. То есть высшее образование представляет собой часть более широких процессов социализации личности» (Студенкина, 2007: 10).

Высшая школа призвана обеспечить эффективность профессиональной социализации. А. И Ковалёва и Н. А. Перинская характеризуют её как «процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Она предполагает обретение индивидом профессии, вхождение в особую профессиональную среду и реализацию накапливаемого опыта в выбранной профессиональной сфере (Ковалёва, Перинская, 2016).

Таким образом, развитие индивида как личности всегда происходит в определённой социальной структуре, в чётком пространстве реального времени. Основной задачей процесса социализации является подготовка индивида к выполнению его ролевых функций в социальной структуре. Данный процесс непрерывен, в то время как профессиональная социализация - понятие более узкое, затрагивающее установки личности на получение и накопление опыта особой профессиональной деятельности. Её основная задача - способствовать идентификации с определённой моделью профессионала, углубление и отождествление с его идеальным образом.

В работах многих современных авторов (Довальг, 2008; Чернобильский,

2017; Ступина, 2019) рассматриваются проблемы развития дистанционного обучения, использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в нашей стране, а также обсуждается их специфика в решении проблем профессиональной социализации.

На данный момент сформулировано больше десятка определений понятия «дистанционные технологии» и «электронное обучение». Например, под «дистанционными технологиями обучения (образовательного процесса) подразумевают совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий» (Столбова, 2017: 1).

По Федеральному закону от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» термин трактуется так: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон... Электр. ресурс)

Под электронным же обучением (далее: ЭО) понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» (Там же).

Если сравнивать эти два обозначения, можно увидеть, что в случае с ДОТ указывается только взаимоотношение «учитель-ученик», т.е. взаимодействие обучающегося и преподавателя; в определении ЭО обоснованно учитывается ещё взаимодействие обучающихся между собой, поскольку предполагается связь всех участников образовательного процесса, включая родителей или законных представителей учащихся.

Но, очевидно, что действующие ныне государственные документы, касающиеся образования, создают только базовые законодательные условия для дальнейшего развития ЭО и ДОТ. Мерилом успеха внедрения такого вида обучения, в конечном счёте, является его качество. Именно сомнение в возможности положительной результативности во время массового применения ДОТ, а также в виду нынешнего состояния организационно-технической инфраструктуры и отсутствии высокопрофессиональных подготовленных кадров способствует негативному отношению к использованию дистанционных технологий в обучении, тормозит их полноценное внедрение в России на законодательном уровне. Хотя сейчас, после тотальной пандемии и периода кризиса в каждой области - будь то социальная или общеэкономическая - многие задумались о рациональности применения информационно-коммуникационных технологий в работе и учёбе, некоторые даже после

снятия карантина соглашаются, что действовать из дома гораздо более удобно и продуктивно, чем в обычном режиме. Насколько справедливы эти слова о работоспособности и благоприятности результатов труда - вопрос уже совсем другой.

Возвращаясь к теме использования ДОТ, не могу не отметить личный опыт пережитых месяцев обучения в Московском гуманитарном университете. Изначально внутри университета уже была налажена база ЭО: портал «Электронное обучение в МосГУ», развёрнутый на платформе MOODLE предназначен для работы с электронными курсами, которые используются в аудиторной и самостоятельной работе студентов. Как написано на официальном сайте университета, эта виртуальная образовательная среда «разработана для организации дистанционного взаимодействия преподавателя и обучающегося, включает в себя возможность демонстрации образовательного контента, дистанционной постановки задач, контроля знаний и использования мультимедийных технологий». Другими словами, она обеспечивает весь спектр возможностей образования на расстоянии и может компенсировать пропущенные лекции, не теряя при этом логики процесса образования. Ведь материалы многочисленных ресурсов доступны на любом устройстве, если оно поддерживает интернет-соединение, что в нынешнюю пору возможно практически везде. Это же позволяет студентам заниматься в любом месте и в любое время. Также присутствует возможность интерактивной формы работы любого характера: общение и консультации в чатах с другими студентами либо индивидуально с преподавателями, составление каталогов и глоссариев и многое другое. Подобный ответственный подход к созданию платформы ЭО обеспечивает точную работу всего учебного процесса и своей многозадачностью облегчает дальнейший учебный процесс, как педагогам, так и обучающимся.

Хотелось бы отметить нововведения, случившиеся в период эпидемии, загнавшей всех нас на некоторое время по домам. В нашем университете стали активно использоваться следующие средства связи: Microsoft Teams, Skype, Zoom, WhatsApp. Ниже я рассмотрю их более подробно через призму личного опыта.

I. Microsoft Teams - узкогрупповая платформа, объединяющая в своём рабочем пространстве чат, звонки, заметки и вложения. Сервис начал свою работу в ноябре 2016 г., в дальнейшем обновлялся до его теперешней формы. Наверное, это - одна из самых лучших систем из тех, что мне удалось воспользоваться, ибо обладает следующими качествами:

+ Доступность использования. На платформе можно работать бесплатно, неимение платной подписки никак не мешает работе небольших учебных групп.

+ Скачивание приложения — не обязательно, сервис корректно работает в веб-браузере со стационарных компьютеров или ноутбуков.

+ Связь с группой: проведение видео- и аудиоконференций, контакт в чате.

+ Интеграция результатов работы группы. Здесь же доступ к корпоративным документам: существует возможность размещать файлы с заданиями и проверять их.

+ Структурированность. Многоуровневый функционал.

+ Есть место, где хранить личные файлы для дальнейшей работы. Бесплатный план уже включает доступ к облачному хранилищу объемом около терабайта. Все проекты и документы будут автоматически сохраняться в облаке.

+ Для тех, кому трудно разобраться, присутствует подробное руководство на русском языке.

+ Запись конференций. Крайне полезная функция при ведении лекции.

Также разработчики гарантируют высокий уровень безопасности информации. Все данные шифруются не только при передаче, но и при хранении.

Из существенных минусов: не работает с файлами DOC, XLS и PPT. Нужно будет перевести документы в актуальный формат.

Некоторые также могут отметить некорректность в работе приложения и сложный функционал, однако в моём случае подобных проблем не возникало.

II. Skype — программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через интернет между компьютерами, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Давно используемое мной, не смотря на свои минусы и явные недостатки перед другими, более новыми сервисами. Имеет все перечисленные выше положительные стороны, вдобавок по платной подписке возможны звонки и SMS напрямую через фиксированный номер телефона уникальный для Skype, приглушение микрофона.

Из существенных недостатков можно выделить низкое качество видео с участием более 5 человек, низкая скорость обмена файлами, отсутствие технической поддержки, файлы хранятся только 30 дней, скачивание обязательно.

III. Zoom — ещё одна облачная платформа для проведения онлайн-конферен-ций. На мой взгляд, не слишком удачный сервис, поскольку самыесерьезные её негативные стороны — низкая безопасность (подверженность хакерским атакам), реальная конфликтность с антивирусами и, хоть и предполагается использование в веб-браузере, не всегда это удаётся осуществить. В последнее время платформа стала очень популярной, отсюда неполадки и сбои в работе. Плюсы: можно назначить соадминистратора и делать заметки, заниматься с интерактивной доской.

VI. WhatsApp — крайне популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и других платформ с поддержкой видео- и голосовой связи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, разного рода файлы (изображения, документы и программные установки). Для конференций подходит мало, но как средство поддержания связи с рабочей группой и преподавателями приложение себя зарекомендовало хорошо.

Таким образом, в условиях дистанционного обучения эффективность профессиональной социализации в значительной степени связана с решением проблем доступности использования ресурсов информационных образовательных технологий, разнообразия приложений платформы, на которой осуществляется дистанционное обучение, его возможностей для обеспечения связи студента с группой, интеграции результатов групповой работы, возможности записи учебных занятий, высокая степень безопасности и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Г.М. (1996) Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс.

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. (2013) З-14 Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 2-е изд., стер. - М.: Академия, - 256 с.

Ковалёва А.И., Перинская Н.А. (2016). Ресоциализация // Знание. понимание. Умение. 2016. № 1. С. 297-300.

Степанова О.Л. (2016) Информационные технологии и социализация обучающихся» //Проблемы модернизации образования в XXI веке. [Электр. ресурс] URL: http://infed.ru/articles/398/ (дата обращения: 19.03.2021)

Столбова О. В. (2017) Дистанционное обучение как средство социализации детей-инвалидов. //Образовательная социальная сеть [Электр. ресурс] URL: https:// nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/06/27/distantsionnoe-obuchenie-kak-sredstvo (дата обращения: 19.03.2021)

Студенкина Е.С. (2007) Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. [Электр. ресурс] URL: https://cyberleninka.m/article/n/informatsionnye-i-telekommunikatsionnye-tehnologii-kak-faktor-sotsializatsii-molodogo-pokoleniya (дата обращения: 19.03.2021)

Федеральный закон от 29.12.2012 ,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 30.12.2012 на официальном интернет-портале правовой информации [Электр. ресурс] URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 19.03.2021)

Дронова Полина Дмитриевна - обучающаяся 2 курса образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - д.п.н., проф. В.З. Юсупов.

Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: kafedra@mosgu.ru

Dronova Polina Dmitrievna - is a student of the 2nd year of the bachelor's degree program in the direction of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - PhD, professor V.Z. Yusupov.

Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: kafedra@mosgu.ru

Для цитирования:

Дронова П.Д. Проблемы профессиональной социализации в условиях дистанционного обучения. 2021. №5. С. 31-37. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.5.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.