Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячковская Елена Николаевна, Егорова Римма Игнатьевна

Статья посвящена реализации дистанционных образовательных технологий в условиях удаленного обучения. В статье описывается организация работы педагогического коллектива, в удаленной форме организации учебного труда, в профессиональной образовательной организации среднего уровня в республике. Рассматриваются вопросы, отражающие выбора дистанционных образовательных технологий, а также проблемы организации учебного процесса в удаленной форме. В статье обозначены результаты опросных методов, проводимых в одном из колледжей Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячковская Елена Николаевна, Егорова Римма Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN REMOTE LEARNING

The article is devoted to the implementation of distance educational technologies in the conditions of remote learning. The article describes the organization of the work of the teaching staff, in a remote form of organization of educational work, in a professional educational organization of an average level in the republic. The issues reflecting the choice of distance educational technologies, as well as the problems of organizing the educational process in a remote form are considered. The article describes the results of survey methods conducted in one of the colleges of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

3. Кондуктивная тугоухость - причины, отличительные особенности и лечение [Электронный ресурс] // Аудионика. URL: https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/konduktivnaya-tugoukhost.html (дата обращения: 13.11.2021).

4. Масленко А.И. Инструметально-техническое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью [Электронный ресурс] // КПК РУМЦ ТюмГУ. 2019. URL: https://drive.google.com/file/d/1UtzrEYMJAEin8iywsRDuTAo-wsszVfmh/view (дата обращения: 13.11.2021).

5. Никулина В.А. Приоритетные аспекты обучения иностранному языку слабослышащих студентов в техническом вузе // Современные гуманитарные исследования. - 2018. - №3 (82). - С. 161-166.

6. Седых Л.В. Решение некоторых проблем обучения в вузе слабослышащих студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2021. - №3. - С. 64-67.

7. Шипнигов И. Как слабослышащие учат английский язык и сдают экзамены [Электронный ресурс] // Skyeng Magazine. - 2018. - URL: https://magazine.skyeng.ru/kak-slaboslyshashhie-uchat-anglijskij-jazyk-i-sdajut-jekzameny/ (дата обращения: 30.11.2021).

8. Benwell Tara Teaching English to Hearing Impaired Students [Электронный ресурс] // English Club. - URL: https://www.englishclub.com/learning-difficulties/hearing-impairment.htm (дата обращения: 30.11.2021).

Педагогика

УДК 377.12

кандидат филологических наук, заведующий

научно-методическим кабинетом Дьячковская Елена Николаевна

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (г. Якутск), ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена реализации дистанционных образовательных технологий в условиях удаленного обучения. В статье описывается организация работы педагогического коллектива, в удаленной форме организации учебного труда, в профессиональной образовательной организации среднего уровня в республике. Рассматриваются вопросы, отражающие выбора дистанционных образовательных технологий, а также проблемы организации учебного процесса в удаленной форме. В статье обозначены результаты опросных методов, проводимых в одном из колледжей Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: удаленное обучение, дистанционные образовательные технологии, Якутский индустриально-педагогический колледж.

Annotation. The article is devoted to the implementation of distance educational technologies in the conditions of remote learning. The article describes the organization of the work of the teaching staff, in a remote form of organization of educational work, in a professional educational organization of an average level in the republic. The issues reflecting the choice of distance educational technologies, as well as the problems of organizing the educational process in a remote form are considered. The article describes the results of survey methods conducted in one of the colleges of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: remote learning, remote educational technologies, Yakutsk Industrial and Pedagogical College.

Введение. В целях принятия мер по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, на основании приказа Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 г, №104, письма Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, было предложено перевести образовательный процесс на дистанционный формат работы.

Однако, отсутствие у педагогов чёткого понимания об организации учебного труда на удаленном режиме и неготовность педагогического состава к применению современными информационными технологиями для организации дистанционного учебного процесса, нерегламентированность удаленной формы обучения в учебном процессе выявляет отсутствие целостной системы управления учебным процессом. Тем не менее Закон «Об образовании в РФ» гласит, что должны создаваться условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»[1, С. 17].

Изложение основного материала статьи. Рассматривая теоретические основы дистанционного образования мы обращаемся к научной школе Е.С. Полат и ее последователей, которые уточняют понятие дистанционное обучение (ДО) как учение на расстояние, удаленное обучение, а также и как форму, и как одну из составляющей всей системы образования и со всеми из нее вытекающими компонентами, включая интерактивность [6], при этом они подчеркивают, что ДО - это обучение и не самообразование, и наличие учителя в системе обязательно, который будет управлять процессом обучения. По мнению Е.С. Полат каждая система строится на определенной дидактической концепции, которая определяет содержание, методов, организационных форм, средств обучения [6, С. 14].

А.А. Андреев дистанционное обучение рассматривает как интегрированную форму обучения, базирующуюся как на использовании традиционных, так и информационных технологий, а В.А. Трайнев выделяет личностно-ориентированное образование в контексте деятельностного подхода к образованию [7]. По поводу ДО Н.В. Никуличева выделяет две стороны ДО в его организации - это педагогические технологии и сама организация учебного процесса с вытекающими обязательными этапами, включая повышение квалификации педагогов и администрации учебной организации в области разработки педагогической системы, решение технического вопроса ДО, разработки и апробации дистанционного курса и т.д.

Таким образом, обучение на расстояние, удаленное обучение предъявляет определенные требования к практической организации и результату ДО:

- весь коллектив, включая обучающихся, должны иметь базовый уровень информационной культуры, чтобы самостоятельно работать с информацией, совершенствовать свои знания, умения и навыки в ходе ДО.

Исходя из этого перед Якутским индустриально-педагогическим колледжем были поставлены соответствующие задачи:

- организовать обучающие семинары, круглые столы для повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения колледжа;

- развивать единое информационно-образовательное пространство;

- внедрить дистанционные образовательные технологии в удаленном формате обучения.

В начале удаленного формата для полноты картины использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе, проведен мониторинг их применения в колледже. Мониторинг охватил 31 педагогов ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК» и результат показывает, что 100% использование Интернет сетью констатируется с размещения, с отправки и пересылки, получения электронных сообщений между пользователями компьютерной сети, учебных и учебно-методических материалов (заданий, необходимых методических указаний, вопросов к промежуточному контролю и пр.), Email, WhatsApp, Сетевой город используют 100% педагогов, Skype - 35%, Zoom - 54%, Moodle - 63%.

Таким образом, выяснили, что профессиональная образовательная организация на среднем уровне использует Интернет сетью и платформами. Учебно методическому отделу предстоит организовать обучающие семинары, круглые столы для повышения уровня медиаподготовки педагогов и мастеров производственного обучения колледжа. Ожидаемый результат повышения квалификации - 100% использование в работе платформ Skype, Zoom, Moodle и др.

Платформа MOODLE удобна тем, что нет необходимости установить дополнительное оборудование, а программное обеспечение в собственных разработках реализует две функции: хранилище текстовых файлов (электронный вид конспекта учебного (учебно-методического) пособия и т.д.) и система тестирования (возможность проверить знания). Тем не менее, у платформы MOODLE ограниченные возможности по поводу применения активных и интерактивных методов обучения и проверки умения и навыков обучающихся. Skype, Zoom требуют дополнительного подключения WEB камеры для персонального компьютера.

С целью получения необходимого фактического материала мы проводили анкетирование преподавателей, в эксперименте участвовали 31 педагог.

Вопрос удобно ли Вам обучать студентов в удаленном режиме, 37,5% опрошенных ответили, что да, удобно, 18,8% респондентов подчеркнули, что не удобно учить дистанционно, а 43,7% педагогов указывают сложность обучения студентов с помощью ДОТ в платформе MOODLE.

В вопросе с какими трудностями встретились в процессе дистанционного обучения, 56,3% преподаватели сетуют, что трудно оценивать истинные знания обучающихся, 25% опрошенных отмечают нехватку контактного общения со студентами, 6,2% - недостаточное владение компьютерными технологиями, 12,5% - медленный Интернет и отключение электричества в улусах и студент часто отключается во время занятия, ни визуально, ни в Moodle не может подключиться.

В качестве недостатков при внедрении и использовании ДОТ были отмечены следующие ответы:

Отсутствие навыков работы - 21,4%;

Некорректное функционирование системы - 14,3%;

Отсутствие доступа в Интернете вне стен ЯИПК - 7,1%;

Отсутствие времени на подготовку качественных материалов - 14,3%;

Отсутствие технической поддержки - 14,3%. Фактически все педагоги отмечают неудобство в том, что студенты в Skype и Zoom подключаются с телефона, и при устном ответе у студента отключается камера, только слышен ответ.

Тем не менее анализ анкет выявил, что преподаватели оптимистичны, хотели бы принять новые условия образовательного процесса:

37,5% опрошенных предпочли бы разрабатывать наглядный материал с использованием регионального компонента, 12,5% - хотели бы организовать авторские курсы для коллег по применению ДОТ, 31,2% участников эксперимента желают передавать свои учебные материалы для дальнейшей обработки и систематизации кому-либо другому, а 18,8% - хотели бы перенять опыт коллег, применяющих другие дистанционные образовательные платформы и ресурсы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о разносторонности запросов преподавателей в части, касающейся технических возможностей системы и о готовности использовать ДОТ. Кроме того, часть педагогов колледжа находятся в постоянном поиске более удобных и комфортных дистанционных образовательных платформ и ресурсов.

Следующий блок вопросов в анкете касался выявления временных затрат преподавателей на подготовку к занятиям. Эти данные необходимы для учёта рабочего времени при расчёте заработной платы преподавателей, использующего ДОТ в своей профессиональной деятельности. В результате получены следующие данные:

26,7% респондентов тратит 1-3 часа в неделю на подготовку к занятиям, 13,3% педагогов ЯИПК готовится от 3 до 5 ч., 26,7% преподавателей колледжа занимается 5-7 ч., 20% - 7-10 часов; 6,7% - 10-15 ч. и 6,6% - свыше 15 часов в неделю.

Следующей важной составляющей исследовательской части является повторное анкетирование преподавательского состава после проведения обучающего семинара, круглого стола. С целью анкетирования преподавательского состава было выявление предпочтения преподавателя ДОТ, выявление группы «новаторов» для дальнейшего планирования основных путей работы с персоналом. В этой связи мы выяснили, что преподаватели колледжа часто обращаются в сети Интернет, чтобы найти учебную модель дистанционного обучения и подходящие в их условия технологии обучения (60,3%), кейс-технологии применяют 20% опрошенных и 6,7% респондентов используют в своей работе телекоммуникационные технологии, использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника применяют 13% преподавателей.

Таким образом, совокупность доступных информационных технологий и учебной модели в сети Интернет, находящиеся в режиме постоянного обновления, помогают педагогам самостоятельно разобраться в тонкостях дистанционной технологии обучения, а также являются теми педагогическими ресурсами, которые часто применяются в педагогической практике.

Далее анализируем положительные и отрицательные стороны педагогического процесса в условиях удаленной организации учебного труда, полученные от анкетируемых. Мнения респондентов разделились, но все педагоги четко указывают в своих ответах, что востребованность в удаленном обучении с применением дистанционной технологии обучения будет возрастать.

Положительным моментом можно отметить то, что обучающийся может самостоятельно заниматься, независимо от географического и временного положения, если во время занятий у него были проблемы с электричеством и сети Интернет. Тем самым он не ограничивает себя ни во времени, ни в расположении. Также педагоги отмечают, что реализуется хорошая обратная связь между преподавателем и обучаемым, поскольку в платформе MOODLE в практическом блоке имеется возможность прикрепления выполненной работы. Также анализ анкет показывает, что обучающимся дается большой объем самостоятельной деятельности и они могут получить учебную информацию альтернативным способом не обращаясь в Moodle.

Очевидным минусам дистанционного обучения относим то, что педагогу без опыта дистанционной работы очень сложно организовывать обучение надлежащим образом;

- отсутствие контактного общения между обучающимися и преподавателем для проведения практики и практических занятий;

- отсутствие самодисциплины, самостоятельности и сознательности в обучении студента, от которого зависит результат обучения;

- отсутствие хорошей технической оснащенности (компьютер и выход в сети Интернет) у студентов, проживающих в улусах республики, а также отсутствие стабильной подачи электричества.

Выводы. Внедрение в учебный процесс дистанционных технологий является одним из приоритетных направлений колледжа. Удаленный формат обучения предоставляет обучающимся заниматься непосредственно по месту постоянного жительства или временного их пребывания с применением дистанционных образовательных технологий.

Процесс формирования готовности педагогов колледжа к использованию дистанционной образовательной технологии осуществлялся поэтапно, например:

- составлен мониторинг по использованию образовательных платформ для ДО. Проведено анкетирование преподавателей колледжа с целью выяснения предпочтения, удобства использования, сложность использования, а также сбора отзывов и предложений, опасения, временные затраты при использовании ДОТ;

- проведены круглые столы, семинары, деловые игры, тренинги, способствующихе развитию коммуникабельности и творческой активности в педагогическом процессе;

- обучение педагогических кадров на курсах повышения квалификации для внедрения современных, инновационных практик обучения и роста педагогического мастерства.

ФГОС СПО предполагает, что 70-80% обучения практикоориентированы, многие специальные дисциплины ведутся на производстве, поэтому при постоянном осуществлении учебного процесса на удаленном формате, производственные, учебные практики и практические занятия могут быть неэффективными и не отвечающими требованиям работодателя и рынка труда.

Таким образом, в период пандемии удаленная форма обучения показала свои преимущества и недостатки перед традиционной формой обучения и ныне в сложившихся условиях коронавирусной инфекции является необходимостью. В связи с этим необходимо продумать новые методики применения дистанционных форм обучения совместно с традиционными формами, которые включали бы более тесные контакты обучающихся с педагогами, так как «живое общение» постоянно в приоритете, особенно, если это касается практикоориентированного занятия.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 17.03.2020, №104.

3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020, №ГД-39/04.

4. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст]. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 350 с.

5. Никуличева, Н.В. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация / Н.В. Никуличева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 220 c.

6. Полат, Е.С. Дистанционное обучение [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2005. - 192 с.

7. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. - М., 2013. - 320 с.

Педагогика

УДК 37(01) 1С

кандидат педагогических наук, доцент Еровенко Виктор Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация. Современные технические и цифровые средства позволяют учиться в аудитории, индивидуально, дистанционно, самостоятельно. Среди различных способов получения знаний дистанционное обучение занимает особое место. Обладая массой преимуществ внедрение дистанционных технологий имеет и свои особенности, и недостатки. Это проявляется, в большей степени, в образовании - данные технологии используются при дистанционном обучении, а именно, при выполнении дистанционных лабораторных работ. Каковы же способы осуществления проведения таких работ? Каковы же их достоинства? А также какова эффективность проведения лабораторных работ в дистанционном виде? - Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Ключевые слова: дистанционная форма, лабораторная работа, интернет-технологии, дистанционное обучение, современные технологии, удаленный доступ, онлайн- курсы, мобильные приложения.

Annotation. Modern technical and digital tools allow you to study in the classroom, individually, remotely, independently. Among the various ways of obtaining knowledge, distance learning occupies a special place. Having a lot of advantages, the introduction of remote technologies has its own features and disadvantages. This is manifested, to a greater extent, in education -these technologies are used in distance learning, namely, when performing remote laboratory work. What are the ways of carrying out such work? What are their advantages? And also what is the effectiveness of conducting laboratory work remotely? - We will consider these and other issues in this article.

Keywords: remote form, laboratory work, Internet technologies, distance learning, modern technologies, remote access, online courses, mobile applications.

Введение. На сегодняшний день современная жизнь не обходится без использования новых технологий. Эти технологии охватили все сферы деятельности и не обошли мимо образование - так как современные школы и иные учебные заведения внедряют в своё повседневное использование компьютерные и интернет-технологии. Удаленная учеба -идеальное решение не только для обучающихся, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок. Современные технологии с помощью интернета дают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.