ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Л. А. Щелкунова
(Ярославский педагогический университет)
Профессиональная адаптация, являющаяся ведущей составной частью социального становления личности будущего учителя, начинается в вузе. Наиболее благоприятные условия осуществления задач социальной адаптации создают педагогические практики. Здесь студент в конкретной педагогической работе сталкивается со всеми сторонами своей будущей профессиональной деятельности как позитивными, так и негативными. Не случайно, что количество студентов старших курсов, решивших связать свое будущее со школой, несколько меньше, чем на втором-третьем курсах. Это, по нашему мнению, связано с тем, что не всем удалось успешно пройти первый этап профессиональной ориентации, который осуществляется в ходе педагогических практик.
Многолетние наблюдения, анализ более трех тысяч отчетов студентов за прохождением практики позволили выявить типичные трудности, возникающие у практикантов. Можно предположить, что аналогичные трудности возникают и у начинающего учителя, что они тормозят процесс его социального становления. Значительная часть старшекурсников слабо владеет технологией целеполагания в педагогическом процессе. У многих студентов явно недостаточно развиты аналитические умения, а как следствие этого вызывают затруднения все виды диагностирования. Как обычно, трудным направлением является работа с родителями. Все названные трудности сравнительно давно известны, они, если так можно сказать, традиционны. В то же время в последние годы возник еще один блок проблем, затрудняющий профессиональную адаптацию начинающего педагога, - общение с учащимися.
1. Неумение установить первичный контакт с детьми.
2. Неумение вырабатывать оптимальную стратегию и тактику в общении с классом.
3. Замедленное реагирование на изменение ситуации.
4. Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации.
5. Неумение находить нестандартные приемы в решении проблемных задач.
6. Трудности в речевом общении и передачи собственного эмоционального отношения.
7. Неумение перестраивать характер взаимоотношения в зависимости от изменений в исполняемых ролях. Подавляющее большинство практикантов и молодых учителей не владеют эмпатией, то есть не могут по внешним проявлениям проникнуть во внутренний мир ребенка. Неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учащихся мешает правильно организовывать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания.
Непонимание внутренней позиции ученика связано еще с тем, что в большинстве случаев взаимоотношения с учащимися носят формальный характер и строятся на отношениях субъекта к объекту деятельности.
Анализ конспектов уроков студентов-практикантов свидетельствует о том, что в своей учебной деятельности они планируют реализацию преимущественно неформальной функции педагогического общения. Другие же функции общения (организаторская, познания другого человека, коммуникативная) выпадают из поля зрения начинающих педагогов.
К чему все это перечисление трудностей? Нам кажется, что, зная их, мы можем внести существенные коррективы в содержание и организацию учебного процесса в педагогическом вузе. Прежде всего, по нашему мнению, в педагогическую подготовку будущих учителей следует включить тренинги по педагогическому общению. Вероятно, можно думать о составлении индивидуальных планов формирования профессиональных умений будущего учителя. Было бы целесообразным, чтобы педагогическая практика студентов выпускного курса проводилась на будущих объектах его профессиональной деятельности.
06 авторе: Людмила Александровна Щелкунова, старший преподаватель
кафедры педагогики ЯГПУ.