С.И. Халимон,
кандидат юридических наук, Черниговский юридический колледж Государственной пенитенциарной службы Украины
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОСУЖДЕННЫХ К конфиденциальному сотрудничеству
PROBLEMS OF INVOLVEMENT OF MINOR CONVICTS IN CONFIDENTIAL COOPERATION
Статья посвящена проблемам привлечения несовершеннолетних осужденных к конфиденциальному сотрудничеству. Анализируется законодательство Украины и зарубежных стран, а также международные документы, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. На основании анализа делается вывод о возможности использования помощи несовершеннолетних осужденных в предупреждении и раскрытии преступлений.
The article is dedicated to the problems of juvenile convicts ’ use in confidential cooperation. The legislation of Ukraine and foreign countries as well as international documents on protection of juvenile convicts are analyzed. The conclusion made by author means the possibility of juvenile convicts ’ use in crime prevention and investigation. The use of juvenile offenders in a confidential co-operation is responsible for both moral and ethical, and legal requirements.
По состоянию на декабрь 2012 года в Ук-раине функционирует 8 воспитательных коло -ний, в которых отбывают наказание в виде лишения свободы на определенный срок несо -вершеннолетние осужденные. Семь из них — для содержания осужденных мужского пола и одна — для содержания девушек. На сего -дняшний день в восьми воспитательных коло -ниях отбывают наказание 1264 человека, в том числе — 94 девушки.
За время существования Украины как самостоятельного государства количество лиц, нахо -дящихся в воспитательных колониях, снизилось практически в три раза. Однако одновременно пропорционально ухудшились их социально -педагогическая, психологическая и уголовно -правовая характеристики. Это требует поиска новых эффективных форм воздействия на отбы -вающих наказание, принятия комплексных мер содействия их возвращению в общество.
Как показывает анализ, основным фактором, способствующим совершению преступлений несовершеннолетними, является их социальная и педагогическая «запущенность». Так, среди не -совершеннолетних, осужденных к лишению сво -боды, 50% проживали в неполных семьях, как правило, низкого материального достатка или имели статус сироты (каждый пятый), 11% воспитывались в специальных воспитательных учреждениях системы образования; 59% ранее привлекались к уголовной ответственности, не связанной с лишением свободы, 9% повторно
осуждены к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте.
Изучение личности несовершеннолетних правонарушителей указывает на наличие у большинства из них психических акцентуаций и недостат -ков, обуславливающих состояние повышенной агрессии (внутренней и внешней), нарушения в коммуникативной сфере, в сфере восприятия общественных и моральных ценностей, склонность к совершению правонарушений [1].
Статистика преступности среди несовершеннолетних показывает, что 60% подростков совершили преступления в составе группы, 16% — с участием взрослых, 8% — в состоянии алко-гольного или наркотического опьянения. Боль -шинство из них отбывают наказание сроком от 3 до 5 лет (818), сроком до 1 года — 4 человека.
Это свидетельствует о неэффективной профилактической работе с несовершеннолетними во время отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, об отсутствии эффективной системы их реабилитации. Отбывая наказание, многие из несовершеннолетних высказывают намерения продолжать преступный образ жизни и не желают становиться на путь исправления. Несмотря на то, что уровень зарегистрированных преступлений среди осужденных в воспитатель -ных колониях незначителен и составляет не более 10 преступлений ежегодно, проблемы оперативно -режимной работы в этих учреждениях требуют особого внимания.
Оперативная и режимная работа в воспита -тельных колониях характеризуется особенностя -ми, которые вызваны рядом правовых ограничений, связанных с невозможностью привлечения несовершеннолетних осужденных к конфиден-циальному сотрудничеству, а также частой сменяемостью спецконтингента, что не позволяет в полной мере обучить особенностям данной работы, разведывательным навыкам и конспирации и в конечном итоге ставит под угрозу безопасность осужденных и сказывается на качестве информации. Кроме того, следует иметь в виду, что зна -чительная часть несовершеннолетних осужден -ных имеет отклонения в психике, а основная масса воспитанников отстает в своем психолого -педагогическом развитии на 3—4 года от своих сверстников [2. — С. 204—205].
В современной теории практически отсут-ствуют исследования принципиальных поло -жений осуществления ОРД оперативными подразделениями уголовно -исполнительной службы, в том числе требуют совершенствова -ния вопросы использования конфидентов, их социальной и правовой защиты, финансового обеспечения и т. п. Нормативно -правовые и организационно -тактические особенности ис -пользования конфиденциальной помощи опе-ративными подразделениями уголовно-испол-нительной службы в современных условиях противодействия преступлениям также требу -ют дальнейшего изучения.
Кроме указанных вопросов считаем необхо -димым остановиться на проблеме возраста кон -фидентов. По этому поводу в оперативно -розыскной науке долгое время ведутся дискус -сии. Так, в соответствии с ведомственными нормативно -правовыми актами, регламенти -рующими порядок организации и осуществле-ния ОРД, в Украине в органах и учреждениях исполнения наказаний запрещено привлекать к конфиденциальному сотрудничеству лиц, не достигших 18 лет (аналогично и в других пра -воохранительных органах).
Возникает вполне закономерный вопрос: как выполнять задачи ОРД в воспитательных коло -ниях, где 90% осужденных — это лица в возрасте от 14 до 18 лет, а по достижении 18 лет такие осужденные переводятся в исправительные ко -лонии для взрослых?
Проблемы привлечения несовершеннолетних к осуществлении ОРД были предметом дискуссий Д. А. Баландина, В. Е. Тарасенко,
Р. В. Тарасенко, М. И. Ветрова, А. Г. Маркушина и других ученых.
Сторонники запрета привлечения несовершеннолетних к конфиденциальному сотрудничеству исходят из того, что такие лица не способны осознавать происходящее и соответственно этому осмысленно действовать, оценивать сложив -шуюся ситуацию и делать выбор между совер-
шением определенных поступков и воздержани -ем от них [3. — С. 60—64].
Авторский коллектив комментария Феде -рального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» считает, что несовершеннолетний возраст не является препятствием для привлечения лица к участию в ОРД на бесконтрактной основе, если на таких лиц не возлагаются специ -альные обязательства, а используется только возможность в предоставлении ими оперативной информации. Представляется, что возрастные пределы участия несовершеннолетних в ОРД должны определяться возрастом уголовной от -ветственности, установленным УК РФ. Если ли -цо способно осознавать общественно опасный характер своего поведения, то, соответственно, способно и оценить подобные действия других лиц и информировать об этом органы — субъекты ОРД [4].
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» запрещается использовать конфиденциальное содействие несовершеннолетних на контрактной основе [5]. Таким образом, бескон-трактная форма сотрудничества вполне допустима. В ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об оперативно -розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. № 289-З сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными (курсив мой. — С. Х.) лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, социального и должностного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений [6].
Подробный анализ действующего Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» [7] свидетельствует, что он не содержит императивных норм, которые прямо запрещают привлекать к негласному сотрудничеству несовершеннолетних. Об этом же говорят и нормы уголовного законодательства. Не случайно законодатель установил в ч. 1 ст. 22 УК Украины общий возраст уголовной ответственности с 16 лет [8]. Именно с этого возраста человек уже в полной мере осознает общественную опасность своих противоправных деяний, обладает достаточными физическими и психологическими качествами, может в полной мере осознавать поставленные перед ним задачи, в том числе в процессе участия в ОРД.
По нашему мнению, это является основным аргументом в пользу возможности использова-ния несовершеннолетних осужденных в конфиденциальном сотрудничестве. Кроме общего возраста уголовной ответственности необходимо обратить внимание и на то, что трудовая дееспособность также наступает по достижении лицом 16 лет [9. — С. 114]. Наши аргументы подтверждаются результатами опроса практических ра-
ботников (оперативных сотрудников): 178 (49%) из них относятся положительно к предложению использовать конфиденциальную помощь несовершеннолетних осужденных, 88 (24%) считают такое предложение неприемлемым и 100 (27%) затруднились с ответом.
Использование несовершеннолетних осужденных в конфиденциальном сотрудничестве отвечает как морально-этическим, так и правовым требованиям. Формы такого использования могут быть разными.
В пользу нашей позиции свидетельствует также зарубежный опыт. Так, по данным А. Н. Залуцкого, наиболее существенная отличи -тельная особенность использования конфидентов в зарубежных странах заключается в возможности привлечения к негласному сотрудничеству несовершеннолетних лиц [10. — С. 45].
Между тем, по мнению Л. В. Перцовой, дей -ствующие международные документы в сфере исполнения наказаний указывают, что «внешняя безопасность (отсутствие побегов) и внутренняя безопасность (отсутствие беспорядков) легче всего достигаются тогда, когда между заключен -ными и сотрудниками тюрьмы устанавливаются хорошие взаимоотношения. В этом заключается сущность динамики надежного содержания: содержание зависит от хороших взаимоотношений в тюрьмах и от гуманного обращения с заклю -ченными» [2. — С. 205].
Также автор утверждает, что в соответствии с требованиями международных документов «ни один несовершеннолетний не должен выполнять функции, связанные с поддержанием дисципли -ны, за исключением тех, которые связаны с осуществлением контроля за конкретной деятельно -стью в социальной области, в области образования и спорта или в рамках самоуправления (п. 71 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних , лишенных свободы)» [2. — С. 205].
Сложно полностью согласится с таким тол -кованием п. 71 Правил ООН [11]. Действитель-но, функции по предупреждению и пресечению преступлений среди несовершеннолетних и под -держанию дисциплины являются исключитель -ной обязанностью сотрудников учреждений. Но использование помощи несовершеннолетних (курсив наш. — С.Х.) в выявлении и предупреж-дении преступлений, по нашему мнению, не будет противоречить вышеназванным правилам.
Подводя итоги, отметим, что, несмотря на отсутствие в Законе Украины «Об оперативно -розыскной деятельности» императивной нормы, запрещающей использовать помощь несовершеннолетних в ОРД, существуют запреты на ведомственном уровне. Для решения этой проблемы, считаем, достаточно внести изменения в ст. 11 указанного Закона следующего содержа -ния: «В целях предупреждения и выявления тяжких и особо тяжких преступлений опера-
тивными подразделениями к негласному сотрудничеству могут привлекаться лица в возрасте от 16 лет».
ЛИТЕРАТУРА
1. Державна пенітенціарна служба України приймає активну участь у створенні умов для розбудови в Україні кримінальної юстиції щодо неповнолітніх [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.kvs.gov.ua/peniten/control/main/uk/publish/ article/641498.
2. Перцова Л.В. Основные направления и перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних.
— М.: Права человека, 2000. — С. 204—205.
3. Ветров Н. И., Маркушин А.Г. О роли агентуры в предупреждении правонарушений подростков // Оперативно-розыскная работа. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1972. — № 7. — С. 60—64.
4. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 авгу -ста 1995 г. № 144-ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный ): в ред. федер закона от 24.09.2004 № 58-ФЗ. — Москва : Деловой двор, 2009. — 328 с.
5. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г.).
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З. Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 ию -ня 1999 года.
7. Про оперативно-розшукову діяльність : Закон України // Відомості Верховної Ради (ВВР). — 1992. — № 22. — Ст. 303.
8. Кримінальний кодекс України // Основні чинні кодекси і закони України / уклад. Ю. П. Єлісовенко. — 3-є вид. — К. : Махаон, 2007.
— 976 с.
9. Пилипенко П. Д. Проблеми теорії трудового права. — Львів, 1999. — 214 с.
10. Залуцкий А. Н. Разведки иностранных государств : лекции. — Комсомольск-на-Амуре, 2008. — 168 с.
11. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолет -них, лишенных свободы [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://www.un.org/ru/
documents/decl_conv/conventions/juveniles_liberty. s html.