Научная статья на тему 'Обеспечение прав осужденных несовершеннолетних во время отбывания наказания в виде лишения свободы'

Обеспечение прав осужденных несовершеннолетних во время отбывания наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1248
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / НЕПОВНОЛіТНЯ ОСОБА / ВИХОВНА КОЛОНіЯ / ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРАВ ЗАСУДЖЕНИХ НЕПОВНОЛіТНіХ / JUVENILE / JUVENILE CORRECTIONAL FACILITY / PROVISION OF THE RIGHTS OF JUVENILES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романов М. В.

Статья посвящена вопросам специфики несовершеннолетних как отдельной категории осужденных. Выделены некоторые особенности правового регулирования процесса отбывания наказания несовершеннолетними. Отмечены коллизионные моменты действующего уголовно-исполнительного законодательства, относящиеся к несовершеннолетним осужденным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF THE RIGHTS OF CONVICTED JUVENILES WHILE SERVING THEIR SENTENCE OF IMPRISONMENT

Specificity of juveniles convicted as a separate category of convicts is indicated. Some of the features of the legal regulations of serving the sentence by juveniles are highlighted. Moments of conflict of existing penal laws relating to juvenile convicts are marked.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав осужденных несовершеннолетних во время отбывания наказания в виде лишения свободы»

УДК 343.8 (477)

М. В. Романов,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВО ВРЕМЯ ОТБЫВАНИЯ

НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Статья посвящена вопросам специфики несовершеннолетних как отдельной категории осужденных. Выделены некоторые особенности правового регулирования процесса отбывания наказания несовершеннолетними. Отмечены коллизионные моменты действующего уголовно-исполнительного законодательства, относящиеся к несовершеннолетним осужденным.

Ключевые слова: несовершеннолетний, воспитательная колония, обеспечение прав

несовершеннолетних осужденных.

Уголовно-исполнительный кодекс Украины устанавливает одной из задач, стоящих перед законодательством по вопросам исполнения наказаний, предупреждение пыток и нечеловеческого или унижающего достоинство обращения с осужденными. Это правило в полном объеме распространяется и на осужденных несовершеннолетних. Кодекс и иные акты уголовно-исполнительного законодательства должны быть сформулированы так, чтобы не имели места проявления пыток и жестокого обращения с осужденными. Эти правовые документы также должны иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие условия отбывания наказания, в которых не существует издевательств, пыток и жестокого обращения. По замыслу законодателя именно на уровне нормативного акта необходимо обеспечить такое качество последнего, которое сделает невозможными пытки или иные проявления жестокого обращения с несовершеннолетними осужденными. Но это единственное упоминание о пытках во всем Кодексе. Другие нормативные акты также не содержат ни разъяснений, каким же образом можно избежать жестокого обращения и пыток, ни указания на какой-либо механизм, который затруднял бы или делал невозможным применение пыток.

Основным способом обеспечения гарантий против проявления жестокого обращения с осужденными является законодательное установление и гарантирование их прав и законных интересов.

В науке уголовно-исполнительного права вопросу регулирования и соблюдения прав несовершеннолетних осужденных уделяли внимание такие ученые как: А. М. Бандурка, Т. А. Денисова, В. М. Трубников и др.

Учитывая, что осужденные - представляют собой категорию лиц, уже подвергнутых правоограничениям и не имеющих общего доступа к механизмам противостояния или обжалования пыток, отсутствие гарантийных норм и механизмов является неудовлетворительным признаком нормативного акта.

Относительно регламентирования порядка отбывания наказания несовершеннолетними Уголовно-исполнительный кодекс Украины содержит отдельную главу 21, предусматривающую особенности отбывания ими наказания, в частности, в виде лишения свободы. В ней законодатель устанавливает определенные особенности, присущие процессу исполнения и отбывания наказания этими лицами. Речь идет о материально-бытовых условиях, режимных требованиях к осужденным, об особенностях структуры учреждений для несовершеннолетних, о дополнительных гарантиях при их освобождении и о некоторых положениях социальной адаптации этих лиц к условиям жизни на свободе. Рассмотрим некоторые из указанных институтов, призванных обеспечивать права несовершеннолетних, более детально.

Применение физической силы, специальных средств и оружия к несовершеннолетним по общему правилу запрещено. Но иногда законодатель дает разрешение на их применение. Случаи, когда это возможно, являются исключением, и связаны они прежде всего с агрессивным поведением со стороны таких лиц. Причем интенсивность агрессивного поведения должна быть такой, которая может быть пресечена только с помощью специальных средств. Иными словами, физическая сила, специальные средства и оружие являются крайними средствами реагирования. Кроме того, их применение возможно лишь при наличии определенных условий.

Рассмотрим основные нормативные акты, регламентирующие возможность применения физической силы, специальных средств или оружия (далее - силовые средства).

Основным правовым актом, регулирующим порядок применения силовых средств, является Закон Украины «О милиции», содержащий нижеприведенные положения.

Работники милиции вправе применять средства физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, для пресечения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям милиции, которое осуществляется с применением силы по отношению к работникам милиции или других лиц, при условии, что иные способы были применены и не обеспечили исполнения возложенных на милицию обязанностей.

Кроме того, выделяют такие случаи применения силовых средств:

- при защите граждан и самозащите от нападения и других действий, создающих угрозу жизни или здоровью граждан либо работников правоохранительных органов;

- для прекращения массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка;

- с целью отражения нападения на здания, помещения, сооружения либо транспортные средства независимо от их принадлежности или их освобождение в случае захвата;

- при задержании и доставке в милицию либо в иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение, а также для конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные лица оказывают противодействие работникам милиции или если есть основания считать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

- с целью пресечения массового захвата земли или иных действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также деяний, парализующих роботу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягающих на общественный покой, жизнь или здоровье людей;

- для пресечения противодействия работнику милиции либо иным лицам, исполняющим служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

- при освобождении заложников.

Оружие может использоваться только как крайнее средство в случае реальной угрозы жизни людей или работника правоохранительных органов.

Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использования, если позволяют обстоятельства. Без предупреждения все указанные средства могут быть применены, только если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан либо работников милиции.

При невозможности избежать применения силы она не должна превышать меры, необходимой для исполнения возложенных на милицию обязанностей и должна сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью правонарушителей или других граждан. При причинении вреда милиция должна обеспечивать оказание необходимой помощи потерпевшим в наикратчайший срок.

О случаях применения мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, а также о каких-либо повреждениях или смерти, причиненных лицу в результате применения указанных мер, работник милиции немедленно доводит письменно до сведения непосредственного начальника для оповещения прокурора.

Отдельно этот Закон указывает, что запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и оружие к женщинам с явными признаками беременности, к лицам преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и к малолетним, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, работников милиции, либо в случаях вооруженного нападения и вооруженного сопротивления.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что малолетним в соответствии с действующим законодательством Украины (ст. 6 Семейного кодекса Украины) считается ребенок, не достигший 14летнего возраста. Иными словами, дополнительную защиту от возможности применения силовых средств со стороны милиции в Украине получает только ребенок в возрасте до 14 лет. В то же время Конвенция по правам ребенка считает таковым лицо до достижения им 18-летнего возраста. Выходит, что в Украине ребенок в возрасте 14 - 18 лет по признакам возможного агрессивного противоправного поведения приравнивается ко взрослому (совершеннолетнему). Это странное положение считаем нелогичным, если учесть, что полный объем право- и дееспособности лицо получает в возрасте 18 лет, а вот лишено жизни оно (разумеется, при наличии крайне негативных обстоятельств) может быть уже, к примеру, в 15 лет.

Закон Украины «О милиции» - не единственный нормативный акт, регламентирующий возможность применения силовых средств к лицам, в частности, к детям и несовершеннолетним. Он, безусловно, не имеет непосредственного применения в условиях лишения свободы, но дает определенное представление о подходах к урегулированию вопросов применения силовых средств к несовершеннолетним.

Уголовно-исполнительный кодекс Украины тоже устанавливает правила, в соответствии с которыми физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться к осужденным, в том числе и к несовершеннолетним. По общему правилу основаниями применения таких средств является совершение

осужденным физического сопротивления персоналу колонии, злостное неисполнение законных требований персонала, буйство, участие в массовых беспорядках, в захвате заложников или в совершении иных насильственных действий, а также в случае побега из-под стражи.

В отношении несовершеннолетних указанный Кодекс запрещает применять физическую силу, специальные средства и оружие. Такие средства могут применяться только в случае совершения несовершеннолетним группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала колонии или иных лиц, либо вооруженного сопротивления.

Говоря о наказании в виде лишения свободы, законодатель оперирует термином «несовершеннолетний». Снова обратимся к ст. 6 Семейного кодекса Украины, указывающей, что несовершеннолетним считается ребенок в возрасте от 14 до 18 лет. С точки зрения юридической техники размежевание понятий «малолетний» и «несовершеннолетний» является абсолютно оправданным. На этот факт обращают внимание многие ученые и практические работники [2, с. 20]. Малолетний не может оказаться в воспитательном учреждении в статусе лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Обнаруживается интересное положение. В условиях лишения свободы отношение к несовершеннолетним оказывается более гуманным нежели на свободе. По крайней мере, возможностей применения силовых средств к таким осужденным у работников воспитательных учреждений значительно меньше, по сравнению с работниками милиции. Представляется, что было бы правильным изменить Закон Украины «О милиции» в части запрета работникам правоохранительных органов использовать силовые средства против несовершеннолетних.

Аналогичные положения о применении силовых средств содержатся в законодательстве, посвященном предварительному заключению несовершеннолетних, среди которых законодательство предусматривает:

- физическую силу (в том числе приемы рукопашного боя), возможность применения которой ограничена случаями групповых нападений;

- смирительную рубашку (применение к несовершеннолетним запрещено);

- наручники (возможность применения ограничена групповыми нападениями);

- слезоточивые вещества, резиновые дубинки (применение к несовершеннолетним запрещено, за исключением случаев совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала учреждения или иных лиц, либо вооруженного нападения);

- огнестрельное оружие (применение к несовершеннолетним запрещено, за исключением случаев совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала учреждения или иных лиц, либо вооруженного нападения).

Порядок применения физической силы, специальных средств и оружия следующий. Непосредственному использованию силовых средств должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать, если позволяют обстоятельства. Без предупреждения указанные средства могут применяться, если возникла реальная угроза жизни либо здоровью персонала колонии или иных лиц.

Если применения средств физического воздействия избежать невозможно, они не должны превышать меру, необходимую для исполнения возложенных на соответствующее должностное лицо обязанностей, и должны сводиться к наименьшему вреду здоровью правонарушителя. В случае необходимости помощь потерпевшим предоставляется немедленно.

Важным положением является информирование о применении силовых средств. О применении физической силы, специальных средств и смирительной рубашки докладывается в рапорте начальнику колонии (если речь идет о милиции, то начальнику соответствующего подразделения внутренних дел). О каждом случае применения оружия составляется рапорт и немедленно сообщается прокурору. Рассмотрим далее условия содержания осужденных несовершеннолетних в уголовно-исполнительных учреждениях Государственной пенитенциарной службы Украины. Одним из важных направлений обеспечения прав ребенка в государстве является установление для него дополнительных гарантий в случае отбывания уголовных наказаний, и в частности, наказания в виде лишения свободы.

В Украине несовершеннолетние отбывают лишение свободы в специальных воспитательных колониях, отличающихся по степени изоляции и по ряду других условий от колоний для совершеннолетних осужденных. Режим содержания несовершеннолетних более лояльный и мягкий. Воспитательные колонии не имеют деления по уровням безопасности, в них более доступны улучшенные условия содержания. К несовершеннолетним обращаются, называя их воспитанниками, что должно способствовать сосредоточению внимания как ребенка, так и работника колонии именно на процессе воспитания, а не на факте осуждения. Но в то же время администрация воспитательной колонии обращается к осужденным на «ты» или называют их по имени. Вряд ли обращение на «ты» способствует лучшему осознанию осужденным своей индивидуальности и ощущению уважения к себе.

При приеме в учреждение осужденные подлежат обязательному осмотру и медицинскому обследованию. Для этого их помещают на участок карантина, диагностики и распределения. В течение 14 календарных дней несовершеннолетнего изучают психологи, осматривают медицинские работники и в случае выявления заболевания или признаков насилия эти служебные лица должны применить соответствующие меры: направить осужденного на лечение или оказать неотложную медицинскую помощь. При наличии признаков насилия медицинские работники должны действовать в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка воспитательного учреждения, а именно информировать об этом начальника учреждения. Других обязанностей по реагированию на факт выявления признаков насилия над несовершеннолетним действующее законодательство не содержит.

Порядок рассмотрения обращений и сообщений по вопросам жестокого обращения с детьми или реальной угрозы его совершения (Приказ Государственного комитета по делам семьи и молодежи, МВД, МОН и МОЗ Украины от 16 января 2004 г., № 5/34/24/11 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений и сообщений по поводу жестокого обращения с детьми или реальной угрозы его совершения») регулирует механизм информирования о фактах насилия в основном по месту проживания ребенка. Этим актом предусматривается также возможность самостоятельного уведомления несовершеннолетним о фактах над ним насилия [3]. В подобных случаях в соответствии с указанным Порядком лица, которым стало известно о фактах насилия относительно рассматриваемых осужденных, должны информировать соответствующее территориальное подразделение службы по делам несовершеннолетних. При наличии признаков преступления при выявлении факта причинения насилия над несовершеннолетним информируются также органы внутренних дел.

Важным моментом в процессе организации отбывания наказания несовершеннолетними является обязательность обучения, на которую указывает УИК Украины. Это реальная возможность для несовершеннолетних, уже находящихся в конфликте с законом, получить образование или дополнительные трудовые навыки. В целом же, как видно из названия, эти учреждения ориентированы прежде всего на воспитание. Поскольку лицо в несовершеннолетнем возрасте более восприимчиво, на него можно оказывать корректирующее воздействие. Привычки и свойства в этом возрасте больше поддаются изменениям, а личность - воспитанию, обучению и коррекции. Данные исследований, проведенных некоторыми учеными, свидетельствуют, что образование имеет позитивное воздействие на осужденного [1, с. 71]

Вот почему в воспитательных колониях для несовершеннолетних стремятся создавать такой режим, который дал бы возможность больше внимания уделять воспитанию и не имел бы такой степени правоограничений, которая жестко отделяет ребенка от внешнего мира.

Правовой статус осужденных несовершеннолетних по своему объему включает в себя все основные права осужденных, хотя и имеет определенные дополнительные элементы, связанные с особенностями учреждений, где они содержатся (на что было указано выше). Такой осужденный имеет право в том числе на подачу жалобы, обращения или заявления в государственные органы, учреждения либо организации. Отдельно право на подачу жалоб на факты насилия над несовершеннолетними законодательство не предусматривает, что не отменяет такую возможность для этих лиц.

Уголовно-исполнительный кодекс Украины устанавливает особенности содержания несовершеннолетних:

- расходовать в месяц для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости деньги, заработанные в колонии, в сумме до 100 % минимального размера заработной платы;

- получать свидания: ежемесячно - краткосрочное и один раз в 3 месяца - длительное;

- при надлежащем поведении и отношении к труду и обучению после отбытия не менее одной четверти части срока наказания осужденные имеют право на улучшение условий содержания и им может быть разрешено: (а) дополнительно расходовать в месяц деньги в сумме 60 % минимального размера заработной платы; (б) дополнительно получать один раз в 3 месяца краткосрочное свидание, которое по постановлению начальника воспитательной колонии может проходить за пределами воспитательной колонии.

Представляется, что указанные положения УИК Украины не отражают всех особенностей, действительно присущих режиму содержания в воспитательных колониях. Кодекс отмечает только отдельные элементы режима, которые хотя и отличают воспитательные колонии от исправительных, но не содержат существенных признаков этой разницы. Из содержания этих положений невозможно убедиться в воспитательном характере отбывания наказания несовершеннолетними.

Основными особенностями воспитательных колоний, отличающими их от любых других учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, являются:

- более мягкий и лояльный режим содержания, проявление которого состоит в том, что для несовершеннолетних предусмотрены более комфортные условия содержания в целом, повышенные нормы питания, больше возможностей для занятий спортом и участия в иных мероприятиях;

- возможности по обучению осужденных несовершеннолетних;

- специфические условия труда осужденных, предусмотренные законодательством о труде;

- запрет на применение специальных средств безопасности и некоторых дисциплинарных взысканий;

- ограничение применения некоторых мер в отношении несовершеннолетних (перемещение без сопровождения, следование к месту выбытия при освобождении осужденного, перевод в другие колонии и

др.);

- больше возможностей по освобождению и досрочному освобождению несовершеннолетних осужденных.

Попытки сделать процесс отбывания наказания несовершеннолетними максимально приближенным к воспитательному воплощаются и в мерах поощрения. За сознательное поведение и надлежащее отношение к труду и обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к таким осужденным могут применять дополнительные поощрения, среди которых предоставление права (а) посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении работников колонии и (б) выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей или иных близких родственников. Такие меры, безусловно, являются позитивными, направленными на дальнейшую социализацию несовершеннолетнего.

Международные нормативные акты и практика Европейского суда по правам человека указывают на нежелательность применения к ребенку одиночного заключения в любой форме. К сожалению, действующее законодательство Украины содержит противоречивые положения относительно этого требования. Так, среди мер взыскания, которые могут быть применены к осужденному несовершеннолетнему, предусмотрена возможность помещения нарушителя режима отбывания наказания в дисциплинарный изолятор на срок до 10-ти суток с выводом или без вывода на учебу или работу. И хотя дисциплинарный изолятор de jure не является одиночной камерой, но случаи, когда несовершеннолетний фактически может содержаться в таком изоляторе в одиночестве, довольно часты. К тому же помещения дисциплинарного изолятора построены именно так, чтобы оказывать максимальное изолирующее воздействие на осужденного. А для несовершеннолетнего такое воздействие может стать фатальным.

К несовершеннолетним запрещено применять силу и специальные средства воздействия, о чем уже указывалось. Законодательство не содержит отдельно сформулированного положения о запрете применения телесных наказаний к несовершеннолетним, но исходя из общей доктрины наказаний и иных видов юридической ответственности такой вид наказания, безусловно, запрещен. При этом персонал воспитательных учреждений обязан выявлять и предупреждать факты насилия над такими осужденными, в том числе путем информирования начальника учреждения и службы по делам несовершеннолетних. Но эта обязанность не является прямой и вытекает скорее из общих требований организации процесса исполнения и отбывания наказания такими лицами.

Дополнительным институтом, наличие которого позволяет вести речь о гуманизации условий содержания несовершеннолетних осужденных, является их перевод из воспитательных колоний в исправительные колонии в связи с достижением ими совершеннолетия.

По общему правилу осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательных колоний для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию минимального уровня безопасности с общими условиями содержания. Вопрос о переводе такого осужденного, из колонии воспитательной в исправительную, решается Государственной пенитенциарной службой Украины на основании решения педагогического совета и по представлению начальника воспитательной колонии, согласованном со службой по делам детей.

Исходя из характера общих требований международных актов эта норма в национальном законодательстве, считаем, должна иметь несколько иной вид. Было бы правильнее предусмотреть перевод осужденного, достигшего 18-летнего возраста, только в случае, когда до конца срока наказания осталось более одного года. И даже при таких условиях вопрос о необходимости перевода необходимо решать в каждом конкретном случае в отношении каждого такого осужденного с учетом многих факторов и обстоятельств, могущих иметь значение для принятия решения о переводе. Во всех иных ситуациях осужденного целесообразно оставлять в воспитательной колонии. Объяснить это можно следующим. Хотя осужденному и исполнилось 18 лет, но это не означает, что он мгновенно становится в психическом и физиологическом плане совершеннолетним. Поэтому переводить его во «взрослые» колонии сразу после дня рождения будет преждевременным и может вызвать негативные последствия.

Национальное законодательство допускает возможность оставления таких осужденных в воспитательной колонии, но такие случаи признаются исключениями. Статья 148 УИК Украины указывает, что оставить осужденного в воспитательной колонии можно при наличии таких условий: (а) с целью закрепления результатов исправления и (б) для завершения общеобразовательного или профессионально-

технического обучения. Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не дольше достижения ими 22 лет. Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, еще раз подчеркнем, могут быть оставлены в воспитательной колонии по решению педагогического совета постановлением начальника колонии, согласованным со службой по делам несовершеннолетних.

Список литературы: 1. Бандурка О. М. Проблеми соціальної адаптації неповнолітніх, звільнених з виховно -трудових колоній: моногр. / О. М. Бандурка, В. М. Трубніков, А. О. Яровий. - Х.: НУВС, 2003. - 260 с. 2. Порядок розгляду звернень та повідомлень з приводу жорстокого поводження з дітьми або реальної загрози його вчинення: наказ Держкому у справах сім’ї та молоді, МВС, МОН і МОЗ України від 16.01.2004 р., № 5/34/24/11 // Офіц. вісн. України. - 2004. - № 4. - Т. 2. - Ст. 202. 3. Прокурорський нагляд за додержанням законів України щодо попередження насильства над дітьми: наук. -практ. посіб. / О. О. Кочемировська, О. М. Подільчак, О. Р. Севрук, Г. О. Христова. - К.: ТОВ «К.І.С.», 2010. - 88 с.

ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРАВ ЗАСУДЖЕНИХ НЕПОВНОЛІТНІХ ПІД ЧАС ВІДБУВАННЯ ПОКАРАННЯ У ВИДІ ПОЗБАВЛЕННЯ ВОЛІ

Романов М. В.

Стаття присвячена питанням специфіки неповнолітніх, як окремої категорії засуджених. Висвітлені деякі особливості правового регулювання процесу відбування покарання неповнолітніми. Визначені колізійні моменти чинного кримінально-виконавчого законодавства, які відносяться до неповнолітніх засуджених.

Ключові слова: неповнолітня особа, виховна колонія, забезпечення прав засуджених неповнолітніх.

PROVISION OF THE RIGHTS OF CONVICTED JUVENILES WHILE SERVING THEIR SENTENCE

OF IMPRISONMENT

Romanov M. V.

Specificity of juveniles convicted as a separate category of convicts is indicated. Some of the features of the legal regulations of serving the sentence by juveniles are highlighted. Moments of conflict of existing penal laws relating to juvenile convicts are marked.

Key words: juvenile, juvenile correctional facility, provision of the rights of juveniles.

Поступила в редакцию 03.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.