R.N. KUBRAK*
YAK 159.9:343.8 EEK 88.47 K88
PARTICULAR PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF JUVENILE CONVICTS WITH MENTAL DISORDERS WITHIN THE FULL AND DIMINISHED RESPONSIBILITY
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы ресоциализации несовершеннолетнихосужденныхк лишению свободы на определенныйсрок с пихичес-кими отклонениями в пределах вменяемости и огра-ниченой вменяемости, которые отбывают наказание в специальных воспитательных колониях
Ключевые слова: психическое отклонение, воспитательная колония, преступление, уголовное наказание, общественно полезные связи, несовершеннолетний, осужденный, вменяемость, ограниченная вменяемость.
РУСЛАН НИКОЛАЕВИЧ КУБРАК*
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ И ОГРАНИЧЕННОЙ ВМЕНЯЕМОСТИ
Annotation: the article deals with issues of resocial-ization of juvenile convicts with mental disorders within the full and diminished responsibility, who serve their sentences in special juvenile correctional facilities.
Key words: mental disorder, juvenile correctional facility, crime, criminal sanction, socially useful connections, juvenile, convict person, responsibility, diminished responsibility.
Несовершеннолетние осужденные, которые имеют психические отклонения, не исключающие вменяемости, ограниченной вменяемости, в учреждениях, исполняющих наказания, являются специфической и сложной категорией.
Вопросам исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных с психическими отклонениями, а также организации профилактической работы с ними посвящено значительное количество работ ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии, психологии и социологии.
Несовершеннолетние, особенно имеющие психические отклонения, требуют повышенного внимания ученых, практических работников органов и учреждений исполнения наказаний, других правоохранительных органов, педагогов, социальных работников, общественности, так как они впоследствии составляют фундамент зрелой преступности и пополняют ее.
Согласно ст. 50 Уголовного кодекса Украины целью наказания является не только кара, но и исправление осужденного лица. Наказание не должно преследовать цель причинить физические страдания или унижать человеческое достоинство. В настоящее время учреждениями исполнения наказания относительно несовершеннолетних осужденных с психическими отклонениями в большей мере обеспечивается первая составляющая цели уголовного наказания. Исправление и перевоспитание осужденного в большинстве случаев остаются недосягаемым результатом хотя именно воспи-
* Начальник цикла специальных дисциплин (Днепродзержинское училище профессиональной
подготовки персонала Государственнойуголовно-исполнительной службы Украины) Е-шай: [email protected].
0
1
О
О) §
§
<0
0
1
о
с:
тательная работа с осужденными несовершеннолетними должна быть приоритетным направлением деятельности исправительных учреждений (ИУ) для несовершеннолетних. Изоляция, являясь обязательным элементом такого вида наказания, как лишение свободы на определенный срок, необходима лишь по отношению к незначительной части несовершеннолетних преступников. Поскольку лишение свободы на определенный срок является самым строгим видом уголовного наказания, который может быть применен судом к несовершеннолетним лицам, то и назначаться должно, скорее, как исключение, а не как правило. Повально-массовое применение такого вида наказания к несовершеннолетним преступникам не обеспечит их исправления и возвращения в общество полноправным и законопослушным его членом. Лишение свободы с его плеядой карательно-ограничивающих мер негативно влияет на психику несовершеннолетнего, дает устрашающий, а не воспитательный эффект. Как показали результаты опроса несовершеннолетних осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, 45 % несовершеннолетних ощущали внутренний страх перед возможностью оказаться в местах лишения свободы, более 27 % - не испытывали подобных переживаний и более 27 % опрошенных относились к этому безразлично. Как видно по результатам опроса, большая часть осужденных несовершеннолетних боялись попасть в места лишения свободы. В специальных воспитательных колониях (ВК) с определенными сложностями они адаптировались к новым условиям проживания, субъективно приспособились к сопутствующим этому неблагоприятным, психологически напряженным, стрессовым факторам. Во время бесед осужденные указывали, что их пугала неизвестность тех условий, в которые они попадут после осуждения, со временем этот страх притупился, а многие вообще перестали его ощущать. Большинство опрошенных также указали, что после отбытия наказания у них, скорее всего, сохранятся негативные воспоминания о времени, проведенном в следственном изоляторе и колонии, и конечно же никто из них не изъявлял желания вернуться в колонию. Часть осужденных категорически не отрицала такую возможность, но боязнь перспективы наказания, связанного с изоляцией от общества, у них притупилась или отсутствовала. Подобное явление наблюдалось не только у осужденных несовершеннолетних с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, но и у совершен-
нолетних лиц, которые впервые отбывали наказание в исправительных колониях.
Подростки очень восприимчивы к внешнему влиянию, как позитивному, так и негативному, и это формирует их мировосприятие, черты характера и другие психологические особенности, значительно влияет на их поведение, мысли, чувства и волю. Несовершеннолетний, который впервые помещен в ВК, находится в негативном психическом состоянии, у него превалирует чувство совершенной несправедливости, личной неполноценности, тревожности, подозрительности. Он изъят из привычной среды, помещен в замкнутое пространство, принужден покориться жестко регламентированным требованиям. При проведении исследования мы установили, что подавляющее большинство несовершеннолетнихосужденных с психическими отклонениями отбывает наказание за совершение краж, и только 8,2 % - осуждены за насильственные преступления. Из общего числа опрошенных лишь 9 % - ранее привлекались к уголовной ответственности, а значит, большая часть исследуемых нами осужденных не были настолько общественно опасны для общества, чтобы к ним было применено наказание в виде лишения свободы на определенный срок.
Типичными психическими состояниями несовершеннолетних осужденных, особенно в следственном изоляторе и на первых этапах отбывания наказания в ВК, являются тоска, апатия, нередко фрустрация, которые, объединившись с потерей перспектив, могут привести к совершению ими правонарушений. Следовательно, одной из важных задач ресоциализации несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии будет возобновление социально полезных связей и отношений, формирование позитивных жизненных планов1.
Поиск наиболее эффективных моделей организации исполнения наказания в виде лишения свободы, а также альтернативных видов наказания и организация воспитательной работы с осужденными лицами обществом ведется давно. В ряде зарубежных стран в качестве эксперимента апробированы разные модели исполнения наказания и организации корректирования поведения преступника. Например, модель воспитательного воздействия (страны Северной Америки и Скандинавии), общинная терапия (США), групповая терапия (Словения), модификация поведения (США), медицинская модель (США), Германия, Дания, Норвегия) и др. Анализ применения большинства моделей исправления осужденных показал, что они потерпели поражение и оказались не такими эф-
фективными, как предполагалось. После отбытия срока уголовного наказания осужденные, которые были участниками указанных программ воспитательной работы, в течение 2-3 лет совершали новые преступления. Уровень рецидивной преступности группы лиц, исследуемой в течение 5 лет после освобождения, достигал уровня контрольной группы осужденных, которые не были участниками воспитательных программ. Необходимо отметить, что в первые два года после отбытия уголовногонаказания уровень рецидива среди осужденных, участвовавших в воспитательных программах, был значительно ниже, чем среди осужденных контрольной группы. Поскольку индикатором исправления осужденного является наличие или отсутствие фактов совершения им преступлений, то можно увидеть, что действие различных воспитательных моделей исполнения наказаний в виде лишения свободы распространяется на время пребывания осужденных в ИУ и имеет малый и неустойчивый эффект за его пределами.
Преступность не рождается в пределах исправительного учреждения. Социальное окружение с его негативными сторонами в совокупности с недостатками в воспитании, психическим отклонением создают предрасполагающие факторы к совершению несовершеннолетнимпреступления Как мы уже указывали, организация воспитательной работы в специальных ВК не обеспечивает стопроцентного исправления осужденногои возвращения его в общество правопослушным гражданином. Эта проблема актуальна не только для нашего государства, но и для зарубежных стран. Но даже если гипотетически допустить организацию воспитательной работы в учреждении исполнения наказания на высочайшем уровне при устранении всех недостатков этой работы и полном исправлении осужденных, она не даст желаемого результата, потому что после отбытия установленного судомуголовного наказания осужденный несовершеннолетний возвращается в то социальное окружение, которое и создало условия, способствовавшие совершению им преступления.
В результате проведенного исследования нами установлено, что 27 % несовершеннолетних, которые отбывали наказания в специальной ВК, воспитывались в полноценной семье матерью и отцом, 36,6 % - только матерью и 36,6 % - без матери и отца, опекунами или в школе-интернате. Значит, большинство несовершеннолетних воспитывались в неполноценной семье или были совсем лишены родительского внимания. Семья как социальный институт оказывает большое влияние на формирование по-
зитивных жизненных установок в сознании человека, особенно если речь идет о несовершеннолетних, и играет ключевую роль в профилактике совершения им правонарушений. Немаловажной является и атмосфера в семье. У большинства несовершеннолетних преступников до осуждения не существовало нормальных социально полезных связей. Они ограничивались связями внутри девиантных групп, начиная, как правило, с неблагополучной семьи и заканчивая криминогенным районом. Для детей, которые выросли в таких условиях, процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, поэтому они не имеют общепринятого понятия об общечеловеческих ценностях и нормах2. Это подтверждают результаты проведенного нами анкетирования несовершеннолетних осужденных с психическими отклонениями: 18,2 % из них воспитывались в семье, где были дружественные отношения; 27,3 % -в семьях, где постоянно возникали конфликты; 18,2 % - в семьях, где один из родителей злоупотреблял алкоголем; у 9,1 % - оба родителя злоупотребляли алкоголем; у 9,1 % - один из родителей был осужден и отбывал наказание. 45,5 % опрошенных указали, что родители их любили, 9,1 % - не любили и не заботились о них, 9,1 % - относились безразлично, 9,1 % несовершеннолетних родители много позволяли, не обуздывая их поведение, 27,3 % опрошенных указали, что их воспитывали строго.
На наш взгляд, большое значение для недопущения формирования несовершеннолетнего как преступника имеют образование и организация свободного времени, посещение спортивных секций и т. д. 82 % опрошенных нами осужденных несовершеннолетнихза последние три годадо осуждения не читали книг, журналов научно-популярного и научно-воспитательного характера. В свободное время 9,1 % осужденных занимались повышением своего образовательного уровня, 18,2 -проводили время с семьей и 27,3 - с друзьями, 36,4 % опрошенных были оставлены на произвол судьбы и проводили свое свободное время сами, 36,9 % -вели преступный образ жизни. Ни один из несовершеннолетних до осуждения не посещал в свободное время кинотеатры, театры, музеи.
Ключевым фактором в процессе ресоциали-зации осужденных является их отношение к совершенному преступлению и назначенному наказанию. В результате проведения бесед с несовершеннолетними осужденными, которые имеют психические отклонения, нами установлено, что более 63 % из них считают, что целью примененного к ним наказания является
0
1
О
0) §
§
<0
0
1
о
с:
кара за совершенное преступление, 9 - восстановление справедливости, 18 % - предупреждение совершения преступлений иными лицами. Ни один из опрошенных осужденных не считает, что целью примененного к нему наказания является их исправление и предупреждение совершения ими преступлений.
73 % опрошенных нами осужденных указали, что совершили преступления осознанно, умышленно, при ответе на вопрос о справедливости и соразмерности премененного к ним наказания и общественной опасности совершенного ими преступления 36 % - указали, что наказание полностью соответствует общественной опасности совершенного преступления и является справедливым, 45 - что оно более сурово, чем общественная опасность совершенного преступления, и несправедливо, 19 % опро-шеных относятся к этому безразлично.
Следовательно, значительная часть осужденных считают назначенное им наказание несправедливым, что с учетом стрессовых факторов и наличия психического отклонения порождает у подростка чувство озлобленности, несправедливости по отношению к нему, унижения и вырабатывает психологическую защитную реакцию на те мероприятия воспитательного характера, которые проводятся персоналом ИУ, значительно уменьшая их эффективность, а в некоторых случаях сводя их результат к нулю. Отсюда и появляется у подростка нежелание соблюдать нормы и правила поведения, установленные обществом. Более 36 % опрошенных считают, что для них лучше отбывать наказание в местах лишения свободы, чем жить и работать по законам общества.
Важное значение для процесса ресоциали-зации осужденного имеет его внутреннее отношение к учебно-воспитательным мероприятиям, которые проводятся в колонии, и самодеятельным организациям осужденных. 55 % осужденных несовершеннолетних с психическими отклонениями не принимают участия в самодеятельных организациях осужденных, но 64 % -относятся к ним в целом положительно.
Важное значение для восстановления осужденного в качестве полноправного члена общества имеют образование и наличие профессиональных навыков. Хорошая профессия делает его более конкурентоспособным на рынке тру-
да после отбывания наказания, а значит, дает ему возможность легче адаптироваться к новым условиям жизни. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что большая часть осужденных (64 %) не имеют желания добровольно трудиться и получить определенные профессиональные навыки. Такое отношение к трудовой деятельности у несовершеннолетнего сформировано в первую очередь семьей, социальным окружением.
В ВК по специальности работают лишь 18 % осужденных с психическими отклонениями. Как правило, большая часть осужденных данной категории привлекается к труду на неквалифицированных работах. Значительную роль в этом играет и наличие у осужденных психического отклонения. Как видим, данное направление деятельности воспитательных колоний, несмотря на большой объем проводимой работы, требует активизации.
Основная задача персонала воспитательной колонии - сформировать в сознании несовершеннолетнего преступника те модели социально полезного поведения, которые не приведут его к совершению новых преступлений и будутобоюдно-выгодными как для него, так и для общества.
По мере закрепления стереотипов поведения необходимо вносить в режим такие элементы, которые позволяли бы осужденному проявлять определенную самостоятельность в выборе вариантов поведения3.
Ресоциализация осужденных не должна замыкаться на периоде пребывания в учреждении исполнения наказания, а иметь свое продолжение и после отбывания срока наказания. Процесс возвращения осужденного несовершеннолетнего к самостоятельной жизни в обществе должен в большей мере проводиться за территорией ИУ.
Мы считаем, что процесс ресоциализации должен проходить путем проведения кардинальных внутренних изменений, периориентации своих социальных ценностей самим осужденным. Как показывают результаты наших исследований, на сегодняшний день сложность ситуации состоит в том, что в большинстве случаев несовершеннолетним преступникам необходимопрививать позитивные ценности, начиная с первичной базовой стадии. Посколькудо осуждения они не были с ними ознакомлены, окружающая социальная среда не сформировала у подростка их правильное понимание и осознание их жизненной необходимости.
1 Кривуша В.1. Психотерапевтичнаефектившсть колективноггворчо! дiяльностi шдлитав з порушеннями поведшки // Практична психолопя в органах внутршшх справ: матерiали республ наук-практ. конф. / за заг. ред. В.М. Синьова Кив, 1995. С. 73-75.
2 См.: ТрубниковВ.М. Социальная адаптация освобожденныхот отбывания наказания. Харьков, 1990. С. 24.
3 Чебоненко С.О., Третяк О.С. Пенггенщарна психолопя навчальний поабник Черншв, 2011.