Научная статья на тему 'Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве '

Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
субсидиарная ответственность / контролирующее лицо / должник / банкротство / subsidiary liability / controlling person / debtor / bankruptcy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анжела Пашаевна Идрисова

В статье автор систематизировал подходы к привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и выявил основные проблемы, возникающие при этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of bringing debtor’s controlling persons to subsidiary liability in bankruptcy

In the article, the author systematized approaches to bringing controlling persons to subsidiary responsibility and identified the main problems that arise in this case.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве »

Закон и право. 2024. № 3. С. 149-153. Law and legislation. 2024;(3):149-153.

Научная статья УДК 343.535

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-149-153 NIION: 1997-0063-3/24-150

EDN: https://elibrary.ru/KBDBTU MOSURED: 77/27-001-2024-3-350

Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве

Анжела Пашаевна Идрисова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, anzhela.idrisova@gmail.com

Аннотация. В статье автор систематизировал подходы к привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и выявил основные проблемы, возникающие при этом.

Ключевые слова: субсидиарная ответственность, контролирующее лицо, должник, банкротство. Для цитирования: Идрисова А.П. Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве // Закон и право. 2024. № 3. С. 149—153. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-3-149-153 ББЫ: https://elibrary.ru/KBDBTU

Original article

Problems of bringing debtor's controlling persons to subsidiary liability in bankruptcy

Angela P. Idrisova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, anzhela.idrisova@gmail.com

Abstract. In the article, the author systematized approaches to bringing controlling persons to subsidiary responsibility and identified the main problems that arise in this case.

Keywords: subsidiary liability, controlling person, debtor, bankruptcy.

For citation: Idrisova A.P. Problems of bringing debtor's controlling persons to subsidiary liability in bankruptcy // Law and legislation. 2024;(3):149—153. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-149-153 EDN: https://elibrary.ru/KBDBTU

В современной правовой практике вопросы субсидиарной ответственности при банкротстве занимают одно из ключевых мест в механизме защиты прав кредиторов. Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, представляет собой сложный и многогранный процесс. Данное направление регулирования позволяет расширить возможности возврата долгов за счет имущества лиц, фактически влиявших на экономическую деятельность банкрота. Однако, несмотря на значимость данного института, на практике привлечение к субсидиарной ответственности сталкивается с рядом проблем.

© Идрисова А.П. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

Проблематика охватывает как юридические аспекты определения круга лиц, подлежащих привлечению к ответственности, так и экономические последствия применения таких мер. Наличие пробелов в законодательстве, разнообразие подходов судебной практики и сложности доказывания контроля над деятельностью банкрота создают условия для правовой неопределенности.

Сущность субсидиарной ответственности заключается в том, что при наличии определенных условий, установленных законодательством, контролирующее лицо должника может быть привлечено к ответственности. Контролирую -щими лицами могут выступать руководители компании, учредители, акционеры, а также лю-

бые лица, способные оказывать весомое влияние на решения, принимаемые в процессе управления деятельностью должника.

Важность разработки четких и понятных критериев привлечения к субсидиарной ответственности обусловлена не только необходимостью защиты интересов кредиторов, но и обеспечением правовой определенности для самих контролирующих лиц. Отсутствие однозначного понимания признаков, которые позволяют говорить о злоупотреблениях со стороны контролирующих лиц, приводит к неопределенности в правоприменении и различным толкованиям судебной практикой.

Сложности заключаются в определении круга лиц, подлежащих привлечению к ответственности, а также в доказывании их виновности в создании условий, приведших к банкротству компании. Кроме того, неоднозначность законодательных формулировок и разнообразие судебной практики порождают неопределенность и высокую степень правового риска для бизнеса.

Юридическая основа данного института в российском законодательстве заложена в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве) [2].

Согласно ст. 61.10 данного Закона к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, которые имели возможность давать обязательные для должника указания или иным образом определять его действия, а также лица, способные контролировать его деятельность в период, предшествующий банкротству.

Основания привлечения к субсидиарной ответственности, которые необходимо учитывать:

1. Убыточные сделки и правонарушения. По этим основаниям привлекают, когда контролирующее должника лицо совершало, влияло или одобряло убыточные сделки должника, а также когда это лицо совершило правонарушение (налоговое, уголовное, административное и др.), причинившее должнику убытки (подпункты 1, 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

2. Бухгалтерия и документы. По этим основаниям привлекают, когда контролирующее должника лицо скрывает или не передает имущество и документы должника, искажает бухгалтерию, не сдает обязательную отчетность, что усложняет проведение банкротных процедур (подпункты 2, 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

3. Неподача заявления о банкротстве. По этому основанию привлекают, если на момент, когда у должника возникли признаки банкротства

(все, что указано в ст. 9 Закона о банкротстве), руководитель не обратился с заявлением о банкротстве в суд, а учредитель не созвал собрание для решения этих вопросов (ст. 61.12 Закона о банкротстве).

4. Неустранение недостоверности. По этому основанию привлекают, если на момент открытия в отношении должника процедуры банкротства не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов; в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо (подп. 5 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

Ознакомившись с основаниями субсидиарной ответственности, установленными Законом, необходимо собрать доказательства их наличия в том деле о банкротстве, в котором планируется привлекать контролирующее лицо к субсидиарной ответственности.

В целом правовые основы привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности требуют дальнейшего уточнения и разработки как на законодательном уровне, так и в рамках правоприменительной практики. Это должно способствовать повышению эффективности данного института, защите интересов кредиторов и повышению общего уровня корпоративной ответственности.

Во-первых, одной из ключевых проблем является доказывание фактического контроля лица над деятельностью должника. Согласно законодательству субсидиарная ответственность может быть возложена на лиц, которые имели возможность определять действия должника и таким образом причинить ущерб интересам кредиторов. Однако установление такого факта требует сбора и анализа большого объема доказательств, что осложняется отсутствием прямых свидетельств или секретностью коммерческой информации.

Во-вторых, существуют трудности, связанные с определением правовых последствий контроля. Вопрос о том, какие именно действия или бездействие контролирующего лица могут служить основанием для привлечения к ответственности, остается открытым и неоднозначным. Иногда даже при наличии формальных признаков контроля зафиксировать причинно-следственную

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

связь между действиями контролера и наступлением банкротства крайне затруднительно.

В-третъих, значительной проблемой является процессуальная сложность рассмотрения дел о субсидиарной ответственности. Инициирование процедуры требует от кредиторов не только предьявления соответствующего иска, но и представления убедительного пакета доказательств. Сложность процессуального урегулирования данных вопросов неизбежно влечет за собой дополнительные временные и финансовые издержки.

В-четвертых, препятствие состоит в ограниченной практике применения норм о субсидиарной ответственности, что обусловливает отсутствие устоявшейся судебной практики и разночтения в толковании законодательства. Это создает правовую неопределенность и уменьшает предсказуемость исхода дел для заявителей.

Основной критерий привлечения к субсидиарной ответственности — вина в наступлении банкротства и невозможности рассчитаться с кредиторами. Эту вину независимым кредиторам доказывать сложно, поэтому по закону она пре-зюмируется (предполагается). Но презюмирует-ся не всегда, когда человек является контролирующим должника лицом. Одного факта установления того, что человек — контролирующее лицо должника, мало.

Закон о банкротстве предусматривает конкретные основания для привлечения к субсидиарной ответственности, при наличии которых возникает презумпция вины контролирующего должника лица, обязанность доказывания отсутствия которой возлагается на это контролирующее должника лицо. И если контролирующее лицо должника не докажет свою добросовестность и отсутствие вины в наступлении банкротства и невозможности рассчитаться со всеми кредиторами, то его привлекут к субсидиарной ответственности. А если докажет — не привлекут.

Контролировать и определять действия должника может не только лицо, указанное в ЕГРЮЛ и учредительных документах как исполнительный орган. Такими лицами также могут быть фактические бенефициарные владельцы юридического лица (в интересах которых работают номинальные или наемные управленцы). Таких бенефициаров тоже привлекают к субсидиарной ответственности, если будет доказано, что именно данные лица являются контролирующим должника лицами.

В силу разьяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах,

связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве (далее — Постановление № 53)» [3], если необходимой причиной обьективного банкротства явились сделка или ряд сделок, по которым выгоду извлекло третье лицо, признанное контролирующим должника исходя из презумпции, закрепленной в подп. 3 п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве, такой контролирующий выгодоприобретатель несет субсидиарную ответственность, предусмотренную ст. 61.11 Закона о банкротстве, солидарно с руководителем должника (абз. 1 ст. 1080 ГК РФ).

Кроме того, в п. 22 Постановления № 53 указано, что если несколько контролирующих должника лиц действовали совместно, они несут субсидиарную ответственность за доведение до банкротства солидарно. В целях квалификации действий контролирующих должника лиц как совместных могут быть учтены согласованность, скоординированность и направленность этих действий на реализацию общего для всех намерения, т.е. может быть принято во внимание соучастие в любой форме, в том числе соисполни-тельство, пособничество и т.д. Пока не доказано иное, предполагается, что являются совместными действия нескольких контролирующих лиц, аффилированных между собой.

Также очень важно уложиться в сроки и не пропустить срок давности привлечения лица к субсидиарной ответственности, который по общему правилу составляет три года (но могут быть исключения).

В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) [4] (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) установлено, что согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ [1] срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, начинает течь с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности — о совокупности следующих обстоятельств: о лице, контролирующем должника (имеющем фактическую возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия), неправомерных действиях (бездействии) данного лица, причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и о недостаточ-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

ности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами.

Субсидиарная ответственность — очень живой институт, который по-разному может восприниматься судом. Возможность разной оценки доказательств, понимание или непонимание оснований для субсидиарной ответственности и порядка распределения бремени доказывания (с учетом наличия презумпции вины контролирующего лица в невозможности рассчитаться с кредиторами) приводит к кардинально разным решениям суда.

Судебная практика по субсидиарной ответственности контролирующих лиц в случаях банкротства развивается. Она направлена на защиту кредиторов от недобросовестных действий руководителей компаний. Рассмотрение конкретных дел демонстрирует, что при наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства, а также при совершении сделок, приведших к утрате имущества должника, суд может привлечь к ответственности контролирующих лиц. Примером служат дела, когда руководители использовали фирмы-однодневки для вывода активов. Суды все чаще ставят в вину контролирующим лицам несоблюдение должной финансовой прозрачности и добросовестности.

Исходя из изложенного можно определить следующие направления для повышения эффективности механизма привлечения контролирующих лиц к ответственности:

1. Уточнение законодательного определения понятия «контролирующее лицо». Необходимо четко прописать критерии, по которым лицо может быть признано контролирующим, исключая тем самым правовую неопределенность и разночтения.

2. Разработка единых подходов к оценке действий контролирующих лиц на предмет их недобросовестности. Создание методических рекомендаций для арбитражных управляющих и судей поможет унифицировать практику и повысить предсказуемость правоприменения.

3. Усиление мер по противодействию незаконному выводу активов. Это может включать расширение полномочий арбитражного управляющего для расследования финансовых операций должника, а также введение дополнительных мер ответственности для лиц, содействующих недобросовестным действиям.

4. Оптимизация процессуального механизма привлечения к ответственности, в том числе че-

рез упрощение процедур подачи исков и сокращение времени рассмотрения дел.

5. Расширение возможностей для обращения взыскания на активы контролирующих лиц, в том числе путем введения предписаний о временном ограничении распоряжения имуществом на стадии рассмотрения дела о банкротстве.

6. Введение системы обязательного страхования ответственности контролирующих лиц для случаев нанесения убытков компании и ее кредиторам.

7. Повышение квалификации арбитражных управляющих, направленное на более глубокое понимание экономических и юридических аспектов деятельности предприятий, что позволит более эффективно выявлять признаки недобросовестного управления.

8. Международное сотрудничество в случаях банкротства с трансграничными элементами для обеспечения возможности возврата активов, находящихся за пределами юрисдикции.

В заключение можно отметить, что развитие и совершенствование механизма привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности должно идти не только посредством изменений в законодательной базе, но и путем укрепления институциональной базы, формирования стабильной и предсказуемой судебной практики, а также повышения профессионального уровня участников банкротных процессов.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // URL: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения: 01.12.2023)

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 3, 4.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) dated November 30, 1994 № 51-FZ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. On insolvency (bankruptcy): Federal Law № 127-FZ of 26.10.2002 //URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331 / (Accessed: 01.12.2023)

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 21,

2017 № 53 «On some issues related to bringing persons controlling the debtor to responsibility in bankruptcy» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation № 2 (2018) (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 04.07.2018) // Bulletin ofthe Supreme Court of the Russian Federation. 2019. № 3, 4.

Информация об авторе

Идрисова А.П. — магистрант 3-го года обучения, юридический факультет, профиль подготовки «Проблемы гражданского и арбитражного процессуального права»

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author

Idrisova A.P. — master's student of the 3rd year of study, Faculty of Law, training profile «Problems of civil and arbitration procedural law»

The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансово-

экономический

анализ

Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с.

ISBN 978-5-238-03661-8

Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.