Закон и право. 2024. № 3. С. 149-153. Law and legislation. 2024;(3):149-153.
Научная статья УДК 343.535
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-149-153 NIION: 1997-0063-3/24-150
EDN: https://elibrary.ru/KBDBTU MOSURED: 77/27-001-2024-3-350
Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве
Анжела Пашаевна Идрисова
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, anzhela.idrisova@gmail.com
Аннотация. В статье автор систематизировал подходы к привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и выявил основные проблемы, возникающие при этом.
Ключевые слова: субсидиарная ответственность, контролирующее лицо, должник, банкротство. Для цитирования: Идрисова А.П. Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве // Закон и право. 2024. № 3. С. 149—153. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-3-149-153 ББЫ: https://elibrary.ru/KBDBTU
Original article
Problems of bringing debtor's controlling persons to subsidiary liability in bankruptcy
Angela P. Idrisova
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, anzhela.idrisova@gmail.com
Abstract. In the article, the author systematized approaches to bringing controlling persons to subsidiary responsibility and identified the main problems that arise in this case.
Keywords: subsidiary liability, controlling person, debtor, bankruptcy.
For citation: Idrisova A.P. Problems of bringing debtor's controlling persons to subsidiary liability in bankruptcy // Law and legislation. 2024;(3):149—153. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-149-153 EDN: https://elibrary.ru/KBDBTU
В современной правовой практике вопросы субсидиарной ответственности при банкротстве занимают одно из ключевых мест в механизме защиты прав кредиторов. Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, представляет собой сложный и многогранный процесс. Данное направление регулирования позволяет расширить возможности возврата долгов за счет имущества лиц, фактически влиявших на экономическую деятельность банкрота. Однако, несмотря на значимость данного института, на практике привлечение к субсидиарной ответственности сталкивается с рядом проблем.
© Идрисова А.П. М., 2024.
LAW & LEGISLATION • 03-2024
Проблематика охватывает как юридические аспекты определения круга лиц, подлежащих привлечению к ответственности, так и экономические последствия применения таких мер. Наличие пробелов в законодательстве, разнообразие подходов судебной практики и сложности доказывания контроля над деятельностью банкрота создают условия для правовой неопределенности.
Сущность субсидиарной ответственности заключается в том, что при наличии определенных условий, установленных законодательством, контролирующее лицо должника может быть привлечено к ответственности. Контролирую -щими лицами могут выступать руководители компании, учредители, акционеры, а также лю-
бые лица, способные оказывать весомое влияние на решения, принимаемые в процессе управления деятельностью должника.
Важность разработки четких и понятных критериев привлечения к субсидиарной ответственности обусловлена не только необходимостью защиты интересов кредиторов, но и обеспечением правовой определенности для самих контролирующих лиц. Отсутствие однозначного понимания признаков, которые позволяют говорить о злоупотреблениях со стороны контролирующих лиц, приводит к неопределенности в правоприменении и различным толкованиям судебной практикой.
Сложности заключаются в определении круга лиц, подлежащих привлечению к ответственности, а также в доказывании их виновности в создании условий, приведших к банкротству компании. Кроме того, неоднозначность законодательных формулировок и разнообразие судебной практики порождают неопределенность и высокую степень правового риска для бизнеса.
Юридическая основа данного института в российском законодательстве заложена в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве) [2].
Согласно ст. 61.10 данного Закона к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, которые имели возможность давать обязательные для должника указания или иным образом определять его действия, а также лица, способные контролировать его деятельность в период, предшествующий банкротству.
Основания привлечения к субсидиарной ответственности, которые необходимо учитывать:
1. Убыточные сделки и правонарушения. По этим основаниям привлекают, когда контролирующее должника лицо совершало, влияло или одобряло убыточные сделки должника, а также когда это лицо совершило правонарушение (налоговое, уголовное, административное и др.), причинившее должнику убытки (подпункты 1, 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
2. Бухгалтерия и документы. По этим основаниям привлекают, когда контролирующее должника лицо скрывает или не передает имущество и документы должника, искажает бухгалтерию, не сдает обязательную отчетность, что усложняет проведение банкротных процедур (подпункты 2, 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
3. Неподача заявления о банкротстве. По этому основанию привлекают, если на момент, когда у должника возникли признаки банкротства
(все, что указано в ст. 9 Закона о банкротстве), руководитель не обратился с заявлением о банкротстве в суд, а учредитель не созвал собрание для решения этих вопросов (ст. 61.12 Закона о банкротстве).
4. Неустранение недостоверности. По этому основанию привлекают, если на момент открытия в отношении должника процедуры банкротства не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов; в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо (подп. 5 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Ознакомившись с основаниями субсидиарной ответственности, установленными Законом, необходимо собрать доказательства их наличия в том деле о банкротстве, в котором планируется привлекать контролирующее лицо к субсидиарной ответственности.
В целом правовые основы привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности требуют дальнейшего уточнения и разработки как на законодательном уровне, так и в рамках правоприменительной практики. Это должно способствовать повышению эффективности данного института, защите интересов кредиторов и повышению общего уровня корпоративной ответственности.
Во-первых, одной из ключевых проблем является доказывание фактического контроля лица над деятельностью должника. Согласно законодательству субсидиарная ответственность может быть возложена на лиц, которые имели возможность определять действия должника и таким образом причинить ущерб интересам кредиторов. Однако установление такого факта требует сбора и анализа большого объема доказательств, что осложняется отсутствием прямых свидетельств или секретностью коммерческой информации.
Во-вторых, существуют трудности, связанные с определением правовых последствий контроля. Вопрос о том, какие именно действия или бездействие контролирующего лица могут служить основанием для привлечения к ответственности, остается открытым и неоднозначным. Иногда даже при наличии формальных признаков контроля зафиксировать причинно-следственную
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024
связь между действиями контролера и наступлением банкротства крайне затруднительно.
В-третъих, значительной проблемой является процессуальная сложность рассмотрения дел о субсидиарной ответственности. Инициирование процедуры требует от кредиторов не только предьявления соответствующего иска, но и представления убедительного пакета доказательств. Сложность процессуального урегулирования данных вопросов неизбежно влечет за собой дополнительные временные и финансовые издержки.
В-четвертых, препятствие состоит в ограниченной практике применения норм о субсидиарной ответственности, что обусловливает отсутствие устоявшейся судебной практики и разночтения в толковании законодательства. Это создает правовую неопределенность и уменьшает предсказуемость исхода дел для заявителей.
Основной критерий привлечения к субсидиарной ответственности — вина в наступлении банкротства и невозможности рассчитаться с кредиторами. Эту вину независимым кредиторам доказывать сложно, поэтому по закону она пре-зюмируется (предполагается). Но презюмирует-ся не всегда, когда человек является контролирующим должника лицом. Одного факта установления того, что человек — контролирующее лицо должника, мало.
Закон о банкротстве предусматривает конкретные основания для привлечения к субсидиарной ответственности, при наличии которых возникает презумпция вины контролирующего должника лица, обязанность доказывания отсутствия которой возлагается на это контролирующее должника лицо. И если контролирующее лицо должника не докажет свою добросовестность и отсутствие вины в наступлении банкротства и невозможности рассчитаться со всеми кредиторами, то его привлекут к субсидиарной ответственности. А если докажет — не привлекут.
Контролировать и определять действия должника может не только лицо, указанное в ЕГРЮЛ и учредительных документах как исполнительный орган. Такими лицами также могут быть фактические бенефициарные владельцы юридического лица (в интересах которых работают номинальные или наемные управленцы). Таких бенефициаров тоже привлекают к субсидиарной ответственности, если будет доказано, что именно данные лица являются контролирующим должника лицами.
В силу разьяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах,
связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве (далее — Постановление № 53)» [3], если необходимой причиной обьективного банкротства явились сделка или ряд сделок, по которым выгоду извлекло третье лицо, признанное контролирующим должника исходя из презумпции, закрепленной в подп. 3 п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве, такой контролирующий выгодоприобретатель несет субсидиарную ответственность, предусмотренную ст. 61.11 Закона о банкротстве, солидарно с руководителем должника (абз. 1 ст. 1080 ГК РФ).
Кроме того, в п. 22 Постановления № 53 указано, что если несколько контролирующих должника лиц действовали совместно, они несут субсидиарную ответственность за доведение до банкротства солидарно. В целях квалификации действий контролирующих должника лиц как совместных могут быть учтены согласованность, скоординированность и направленность этих действий на реализацию общего для всех намерения, т.е. может быть принято во внимание соучастие в любой форме, в том числе соисполни-тельство, пособничество и т.д. Пока не доказано иное, предполагается, что являются совместными действия нескольких контролирующих лиц, аффилированных между собой.
Также очень важно уложиться в сроки и не пропустить срок давности привлечения лица к субсидиарной ответственности, который по общему правилу составляет три года (но могут быть исключения).
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) [4] (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) установлено, что согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ [1] срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, начинает течь с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности — о совокупности следующих обстоятельств: о лице, контролирующем должника (имеющем фактическую возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия), неправомерных действиях (бездействии) данного лица, причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и о недостаточ-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024
ности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами.
Субсидиарная ответственность — очень живой институт, который по-разному может восприниматься судом. Возможность разной оценки доказательств, понимание или непонимание оснований для субсидиарной ответственности и порядка распределения бремени доказывания (с учетом наличия презумпции вины контролирующего лица в невозможности рассчитаться с кредиторами) приводит к кардинально разным решениям суда.
Судебная практика по субсидиарной ответственности контролирующих лиц в случаях банкротства развивается. Она направлена на защиту кредиторов от недобросовестных действий руководителей компаний. Рассмотрение конкретных дел демонстрирует, что при наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства, а также при совершении сделок, приведших к утрате имущества должника, суд может привлечь к ответственности контролирующих лиц. Примером служат дела, когда руководители использовали фирмы-однодневки для вывода активов. Суды все чаще ставят в вину контролирующим лицам несоблюдение должной финансовой прозрачности и добросовестности.
Исходя из изложенного можно определить следующие направления для повышения эффективности механизма привлечения контролирующих лиц к ответственности:
1. Уточнение законодательного определения понятия «контролирующее лицо». Необходимо четко прописать критерии, по которым лицо может быть признано контролирующим, исключая тем самым правовую неопределенность и разночтения.
2. Разработка единых подходов к оценке действий контролирующих лиц на предмет их недобросовестности. Создание методических рекомендаций для арбитражных управляющих и судей поможет унифицировать практику и повысить предсказуемость правоприменения.
3. Усиление мер по противодействию незаконному выводу активов. Это может включать расширение полномочий арбитражного управляющего для расследования финансовых операций должника, а также введение дополнительных мер ответственности для лиц, содействующих недобросовестным действиям.
4. Оптимизация процессуального механизма привлечения к ответственности, в том числе че-
рез упрощение процедур подачи исков и сокращение времени рассмотрения дел.
5. Расширение возможностей для обращения взыскания на активы контролирующих лиц, в том числе путем введения предписаний о временном ограничении распоряжения имуществом на стадии рассмотрения дела о банкротстве.
6. Введение системы обязательного страхования ответственности контролирующих лиц для случаев нанесения убытков компании и ее кредиторам.
7. Повышение квалификации арбитражных управляющих, направленное на более глубокое понимание экономических и юридических аспектов деятельности предприятий, что позволит более эффективно выявлять признаки недобросовестного управления.
8. Международное сотрудничество в случаях банкротства с трансграничными элементами для обеспечения возможности возврата активов, находящихся за пределами юрисдикции.
В заключение можно отметить, что развитие и совершенствование механизма привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности должно идти не только посредством изменений в законодательной базе, но и путем укрепления институциональной базы, формирования стабильной и предсказуемой судебной практики, а также повышения профессионального уровня участников банкротных процессов.
Список источников
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // URL: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения: 01.12.2023)
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 3, 4.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024
References
1. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) dated November 30, 1994 № 51-FZ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. On insolvency (bankruptcy): Federal Law № 127-FZ of 26.10.2002 //URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331 / (Accessed: 01.12.2023)
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 21,
2017 № 53 «On some issues related to bringing persons controlling the debtor to responsibility in bankruptcy» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
4. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation № 2 (2018) (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 04.07.2018) // Bulletin ofthe Supreme Court of the Russian Federation. 2019. № 3, 4.
Информация об авторе
Идрисова А.П. — магистрант 3-го года обучения, юридический факультет, профиль подготовки «Проблемы гражданского и арбитражного процессуального права»
Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.
Information about the author
Idrisova A.P. — master's student of the 3rd year of study, Faculty of Law, training profile «Problems of civil and arbitration procedural law»
The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Финансово-
экономический
анализ
Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с.
ISBN 978-5-238-03661-8
Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.
В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.
LAW & LEGISLATION • 03-2024