Научная статья на тему 'Проблемы привлечения иностранных инвестиций в нефтяную отрасль России'

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в нефтяную отрасль России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / FOREIGN INVESTMENTS / OIL SECTOR / TAX AND NON-TAX REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаков А.А.

В статье дана оценка значению нефтяной отрасли для российской экономики, указана роль иностранных инвестиций в ее модернизации и развитии. Определены основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России. В результате сделан вывод, что для активизации финансовых потоков в нефтяную отрасль необходимы структурные изменения в инвестиционной политике.The article focuses on the importance of the oil sector for the Russian economy and the role of foreign investments in its modernization and development. The main problems of attracting foreign investments in the oil industry of Russia are identified. Based on the results of the analysis, the article contains conclusion that structural changes in investment policy are necessary to activate financial flows to the oil industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в нефтяную отрасль России»

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЯНУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ

А.А. Кулаков, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10476

Аннотация. В статье дана оценка значению нефтяной отрасли для российской экономики, указана роль иностранных инвестиций в ее модернизации и развитии. Определены основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России. В результате сделан вывод, что для активизации финансовых потоков в нефтяную отрасль необходимы структурные изменения в инвестиционной политике.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, нефтяная отрасль, налоговые и неналоговые доходы.

Нефтяная отрасль является «локомотивом» российской экономики. Среди налоговых поступлений, образующих основу доходной части федерального бюджета, лидирующее место занимают налоги в сфере недропользования, преимущественно за счет отчислений нефтяных компаний. На их же долю приходится практически треть ежегодно уплачиваемых в казну государства отчислений в виде налога на прибыль. Согласно данным Минфина России в 2018 г. неналоговые доходы федерального бюджета в виде вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты составили 2,1% к ВВП [1]. Кроме того, экспорт углеводородов является еще и одним из основных источников валютных поступлений.

В связи с этим проблема привлечения иностранных инвестиций в нефтяную отрасль представляет особую актуальность для отечественной экономики. Повышение конкурентоспособности нефтяного рынка, решение задач модернизации и развития инфраструктуры топливно-

энергетического комплекса, сокращения его технологического разрыва по сравнению с развитыми странами невозможно без зарубежных вложений. Помимо сугубо «отраслевого» положительного эффекта привлечение иностранного капитала в значительной степени способствует «оздоровлению» всей экономики, поскольку обеспечивает активизацию деловой среды, появление новых технологий, увеличение

количества рабочих мест и экономический рост страны в целом.

Несмотря на то, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению интереса со стороны зарубежных компаний и, как следствие, потока иностранных инвестиций в нефтяную отрасль отечественной экономики, резкое падение цен на нефть в 2019-2020 гг. и сокращение объемов ее добычи позволяет спрогнозировать изменение ситуации в текущем периоде в худшую сторону. Негативно влияют на инвестиционную привлекательность также сложность политического положения России на международной арене и социально-экономической ситуации в стране.

Кроме внешних факторов, безусловно, существуют и внутренние причины, которые тормозят инвестиционные процессы. Одной из таких причин является довольно высокая фискальная нагрузка. Нельзя не признать, что такая доля изъятий со стороны государства в виде налоговых и неналоговых отчислений при существующей величине рисков низкой доходности, не говоря уже о системе двойного налогообложения прибыли полученной от совместной деятельности: сначала с прибыли предприятия, а затем - его участников, -не может служить стимулом к финансовым вливаниям извне. Частые изменения налогового законодательства также отпугивают инвесторов. Не случайно одной из мер, обозначенной в Энергетической стратегии России на период до 2035 года и

призванной заинтересовать международные организации и зарубежных партнеров к сотрудничеству, является формирование стабильной системы налогообложения, максимизирующей долгосрочный эффект от работы ТЭК [2].

В качестве другой причины эксперты часто упоминают преобладание публично-правовой (разрешительной) модели регулирования отношений в сфере недропользования и неразвитость договорных форм партнерства. Мировой практике известны несколько форм договоров, опосредующих передачу права пользования участками недр:

1) концессионное соглашение;

2) соглашение о разделе продукции;

3) сервисный контракт.

За рубежом договор между государством и инвестором считается предпочтительным способом оформления отношений, поскольку именно он позволяет сторонам подробно детализировать условия будущего сотрудничества и, тем самым, максимально уменьшить имеющуюся степень неопределенности.

В России действует уникальная модель недропользования, которую можно охарактеризовать как разрешительную с элементами договорной. Разрешительная система основана на положениях Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) [3], согласно которому исключительное право пользования недрами предоставляется в соответствии с лицензией, выдаваемой в административном порядке на основе законодательных норм. Что касается договорных форм привлечения иностранных инвестиций, то из всего многообразия в нефтяной отрасли российское законодательство допускает заключение только соглашений о разделе продукции: заключение концессий согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» возможно только на объекты трубопроводного транспорта.

Как бы то ни было, эксперты указывают на то, что правовой и фискальный режимы, созданные в рамках правовой конструкции соглашения о разделе продукции, не способны обеспечить иностранные ин-

вестиции должным уровнем правовых гарантий, а также установление ряда «сверхадминистративных» условий заключения таких соглашений превратили их в крайне невыгодное мероприятие для иностранных инвесторов [4]. Кроме того, наличие соглашения о разделе продукции не освобождает недропользователя от необходимости оформления лицензии. При таких обстоятельствах договорный механизм принципиально не отличается от разрешительного, что позволяет говорить о смешении двух режимов и преобладании публично-правового регулирования.

Очевидно, что на современном этапе разрешительная система оправдана лишь в отношении хорошо разведанных и доступных месторождений углеводородов, для извлечения которых не требуется применение наукоемких, дорогостоящих технологий, поскольку лишь в этом случае инвестор практически не подвержен риску и ему не требуются дополнительные гарантии со стороны государства. Иначе обстоит дело с поиском новых месторождений, геологоразведкой, добычей труднодоступного сырья, его переработкой. Для повышения степени участия иностранного капитала в этих отраслях нефтяной промышленности требуется создание более гибкого механизма за счет внедрения новых видов инвестиционных соглашений и совершенствования правового регулирования прежних.

В числе проблем привлечения иностранных вложений отмечается также ограниченность реализации отдельных форм инвестирования в силу значения нефтяной отрасли для российской экономики. Закон о недрах, в частности, устанавливает, что пользователи недр федерального значения должны:

1) быть созданы в соответствии с законодательством РФ;

2) иметь опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее 5 лет;

3) обеспечивать участие Российской Федерации в уставных капиталах таких организаций более 50% и (или) наделение ее правом прямо либо косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества

голосов, приходящихся на голосующие акции.

Тем самым, на законодательном уровне существенно ограничен круг участников, имеющих возможность получения лицензии на разработку крупных шельфовых месторождений.

Кроме того, особенности правового регулирования иностранных инвестиций в нефтяной отрасли определяются Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны РФ и безопасности государства» [5] (далее - Закон №57-ФЗ). Статья 6 Закона № 57-ФЗ предусматривает, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие такие виды деятельности, как транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вследствие этого участие иностранных инвесторов в деятельности соответствующих субъектов ограничено.

Так, например, иностранный инвестор обязан получить предварительное разрешение государства в случае, если в ходе реализации инвестиционного проекта он станет владельцем более 50% акций предприятия, действующего в стратегической отрасли или более чем 10% общего коли-

чества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения.

Аналогичные правила действуют также в отношении иностранных государств и международных организаций, выступающих в качестве инвестора, но величина значений, при которых они обязаны получить предварительное разрешение на порядок меньше (в два раза): составляет 25 и 5%, соответственно.

Введение такого рода ограничений для иностранных инвестиций, с одной стороны, продиктовано необходимостью защиты национальных интересов, суверенитета и государственного бюджета, с другой стороны, существенно сужает возможности использования различных способов привлечения капитала преимущественно фискальными методами.

Таким образом, для активизации финансовых потоков в нефтяную отрасль отечественной экономики в инвестиционной политике государства необходимы структурные изменения. Представляется, что снижение зависимости бюджета от нефтяных поступлений, оптимизация и стабилизация системы налогообложения, развитие договорных форм сотрудничества способны стимулировать инвестиционную активность и обеспечить баланс государственных и частных интересов в долгосрочной перспективе.

Библиографический список

1. Минфин России. Информация о дополнительных нефтегазовых доходах федерального бюджета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru.

2. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (основные положения). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/content/1578/11-02-14-energostrategy-2035-pdf.pdf.

3. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Коркина Е.Е. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль России // Вестник СПбГУ. Право. - 2019. - Т. 10. Вып. 2. - С. 274-289.

5. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

PROBLEMS OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE OIL SECTOR OF RUSSIA

A.A. Kulakov, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article focuses on the importance of the oil sector for the Russian economy and the role of foreign investments in its modernization and development. The main problems of attracting foreign investments in the oil industry of Russia are identified. Based on the results of the analysis, the article contains conclusion that structural changes in investment policy are necessary to activate financial flows to the oil industry.

Keywords: foreign investments, oil sector, tax and non-tax revenue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.