JURISPRUDENCE
SUBSOIL USING CONTRACT RELATIONS IN RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN
COUNTRIES
Selezneva N.
PhD in law, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
Kuznetsov V.
Student of the 4th year of bachelor's degree Moscow orthodox institute of St. John the Theologian
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
Селезнева Н.А.
Кандидат юридических наук Российский университет дружбы народов
Кузнецов В.В.
Студент IV курса бакалавриата, Московский православный институт святого Иоанна Богослова
Abstract
The article is devoted to analysis of subsoil using contract forms in Russia particularly production sharing agreement as civil contracts between the state and the subsoil user for oil and gas or other minerals production. The paper examines the current Russian legislation and some practices of contractual subsoil use in Russia and foreign countries. The presented information may be interesting for everyone who explores legal aspects in the energy sector and minerals production.
Аннотация
Статья посвящена анализу договорных форм недропользования в России, в частности соглашения о разделе продукции, как частно-правовых договоров между государством и недропользователем для добычи нефти и газа или других полезных ископаемых. В работе исследуется действующее российское законодательство и некоторые практики договорных отношений недропользования в России и зарубежных странах. Представленная информация может быть интересна всем, кто изучает право в сфере энергетики и добычи полезных ископаемых.
Keywords: subsoil using; contract; production sharing agreement; contract; license; oil and gas; investments.
Ключевые слова: недропользование; договор; соглашение о разделе продукции; лицензия; нефть и газ; инвестиции.
Конституция Российской Федерации устанавливает три основных формы собственности - частная, государственная, муниципальная [1, ст. 8]. В п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1, ст. 72], что также закреплено и в первом абзаце ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее Закон «О недрах») - «Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [2, ст. 1.2]. Таким образом, недра находятся в государственной собственности.
Статус Российской Федерации и субъектов РФ как участников гражданского оборота, гражданских правоотношений, регулируется положениями Гражданского кодекса РФ, закрепленными в ст.ст. 124, 214, 209 [3].
Резюмируя содержание указанных статей применительно к недрам и недропользованию, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация
вправе распоряжаться недрами как принадлежащим им на праве собственности имуществом по своему усмотрению, однако нельзя не рассмотреть важную особенность статуса недр и природных ресурсов, находящихся в них, как объекта права государственной собственности.
Преамбула Закона «О недрах» гласит: «Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения», а также цитируемая выше статья 1.2 Закона «О недрах» содержит указание на то, что полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы находятся в недрах и являются их составной частью.
Учитывая положения ст. 1.2 Закона «О недрах» и ст. 209 Гражданского кодекса в части единства права государственной собственности как на недра в целом, так и на ресурсы, содержащиеся в них, и соответственно распространения правомочий собственника на то и на другое, представляется обоснованным утверждать, что недропользование
как раз и представляет собой сложную правовую конструкцию по представлению права пользования участком недр и одновременно распоряжению своими правами собственника в отношении ресурсов, находящихся в недрах. В свете вышесказанного нельзя не привести и положение, так же закрепленное в ст. 1.2 Закона «О недрах»: «Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами». Таким образом, участки недр не могут быть предоставлены на ином праве, кроме как праве пользования (в том числе с целью добычи ресурсов).
Вместе с тем, в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дается два понятия:
1. природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антро-погенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность [4, ст. 1];
2. компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле [4, ст.1].
Из содержания этих понятий следует, что недра считаются природным ресурсом. Если признавать недра природным ресурсом и объектом гражданских прав в рамках взаимосвязанных положений п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса, а также абзаца второго ст. 1.2 Закона «О недрах», то прямого противоречия между нормами законов нет, а лишь отсутствие четкого понятия недр. В сложившейся ситуации также не видится противоречия с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ [1, ч. 2 ст. 9], так как Гражданский кодекс в данном случае развивает и детализирует конституционные нормы.
В мартовских выпусках Российской газеты и Собрания законодательства РФ 23 года назад, в 1995 году, была опубликована новая редакция Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, которая изменила текст статьи 12 указанного закона. Первоначальная редакция ст. 12 Закона «О недрах» устанавливала, что «Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону» [5, ст. 12]. Редакция закона от 06.03.1995 г. из всех перечисленных договорных форм недропользования
сохранила лишь соглашение о разделе продукции и контракт на предоставление услуг, известный в зарубежной практике как сервисный контракт [6, ст. 12]. Позже большинство договорных форм недропользования из ст. 12 Закона «О недрах» было исключено.
На данный момент ч. 2 ст. 12 Закона «О недрах» устанавливает, что лицензия недропользования устанавливает форму и условия договорных отношений недропользования, а также вводит термин лицензионного соглашения (ч. 3). Вместе с тем ст. 11 Закона «О недрах» определяет лицензию как специальное государственное разрешение (ч. 1), но одновременно и как удостоверяющий наличие права недропользования на заранее оговоренных условиях документ (ч. 3), предоставляя право дополнительно заключить с недропользователем договор, определяющий условия недропользования и обязательства по выполнению договора. Складывается впечатление, что под указанным договором подразумевается упоминаемое лицензионное соглашение, однако далее нигде не дается четкого определения.
Не совсем ясно соотношение лицензии, удостоверяющей право недропользования на заранее оговоренных условиях, и лицензионного соглашения, содержащего условия пользования участком недр. Исходя из формулировок закона, напрашивается вывод, о том что условия пользования участком недр, определенные лицензией как государственным разрешением и удостоверяющим документом, являются договорными условиями и формой недропользования, которые должны быть включены в эту же лицензию и дополнительно могут быть установлены договором (лицензионным соглашением). Возникает вопрос о целесообразности лицензионного соглашения. Можно предположить, что заключение лицензионного соглашения предусмотрено с целью его детализации при необходимости условий пользования участком недр. Между тем, на практике встречаются случаи включения лицензионного соглашения в состав лицензии в качестве ее неотъемлемой части [7]. Неотъемлемая часть специального разрешения априори не может быть признана отдельным самостоятельным договором как основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренным ст. 8 Гражданского кодекса РФ, напротив, лицензия является актом соответствующего органа государственной власти предусмотренного законом как основанием для возникновения права - права пользования участком недр. В случае с договорами закон связывает возникновение прав из соответствующих договоров, которые предусмотрены законом либо не предусмотрены, но и не противоречат ему (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК).
Закон «О недрах» в ст. 10.1 устанавливает основания для возникновения прав недропользования - решения Правительства, органов государственной власти или конкурсной либо аукционной комиссии. Лицензия является специальным разрешением, которым оформляется право. Основанием
для возникновения этого права служит одно из таковых, перечисленных в законе, а значит так называемый договор недропользования (лицензионное соглашение), являющийся частью лицензии либо заключенный на основании лицензии, не является самостоятельным основанием для возникновения прав недропользования, а скорее носит характер дополнения, т.е. не является договорной формой недропользования.
В свете всего вышеизложенного совсем иначе представляется ситуация с такой формой недропользования как соглашение о разделе продукции, которое является на данный момент единственной из всех предусмотренных первоначальной редакцией Закона «О недрах» и на основании которой успешно реализуются проекты «Сахалин-1», «Са-халин-2» и «Харьягинское месторождение».
В соответствии с п. 8 ст. 10.1 Закона «О недрах» основанием для возникновения права пользования участком недр является «вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» [2, п. 8 ст. 10.1].
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (Закон о СРП) соглашение о разделе продукции является возмездным договором между Российской Федерацией и субъектом предпринимательской деятельности, содержащим все условия пользования участком недр, по которому государственный собственник предоставляет другой стороне право пользования недрами на установленных соглашением условиях [8].
Нельзя не указать на три важных момента, связанных с заключением соглашения, а также на соотношение самого соглашения с лицензией на пользование недрами. Во-первых, вступление в силу соглашения о разделе продукции указано в качестве отдельного основания для возникновения права на пользование недрами наряду с решением аукционной комиссии, которая принимает решение о выдаче лицензии по итогам аукциона, в том числе наряду с решением Правительства Российской Федерации, если речь идет об участке недр федерального значения [2, ст. 10.1], что порождает вопрос об их соотношении и порядке возникновения.
Во-вторых, в статье Закона о СРП, посвященной порядку заключения соглашения, указывается, что «соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [8, п. 1 ст. 6], то есть аукцион является на данный момент единственным способом заключения соглашения в отличие от редакции Закона о СРП, действовавшей с 23.06.2001 по 08.06.2003, которая предусматривала п. 2 ст. 6 различные основания заключения СРП без аукциона.
В-третьих, заключение соглашения о разделе продукции требует соблюдения лицензионного порядка, т.е. получения лицензии на недропользование: «Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр,
которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах» [8, п. 2 ст. 4].
Выше уже указывалось на удостоверяющий характер лицензии. В соответствии Законом о СРП «лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания соглашения».
На основании изложенного представляется обоснованным сделать вывод о регистрационном характере лицензии на недропользование, поскольку она является документом, который удостоверяет право на пользование участком недр, служит свидетельством его наличия, в то время как все условия пользования участком недр устанавливаются непосредственно договором (соглашением о разделе продукции). Вместе с тем, лицензия необходима для заключения соглашения, поскольку предоставление права пользования участком недр для добычи полезных ископаемых, так или иначе, предоставляется через лицензию. Другими словами, при наличии соглашения о разделе продукции лицензия на пользование участком недр играет роль обязательного удостоверяющего документа, а не сугубо разрешительного административного акта или тем более еще одного договора, иногда именуемого лицензионным, а СРП можно считать правоустанавливающим документом, с той лишь оговоркой, что он устанавливает право на пользование участком недр, подлежащее подтверждению в лицензионном порядке.
В сфере недропользования действуют два режима правового регулирования в зависимости от метода регулирования и преобладания норм того или иного метода, через которые и осуществляется регулирование, это административный режим, основанный на нормах Закона «О недрах» и лицензионном порядке, и гражданско-правовой, основанный на Законе о СРП. Представляется верным утверждение о преобладании гражданско-правовой природы соглашения о разделе продукции в отличие от сугубо лицензионного порядка, так как оно отвечает всем необходимым критериям по смыслу ст. 421 Гражданского кодекса, а именно:
1) свобода договора, закон не предусматривает обязанности потенциального недропользователя заключать соглашение;
2) условия договора определяются соглашением сторон, условия договора должны соответствовать требованиям закона к нему (ст. 422 Гражданского кодекса);
3) стороны могут заключить договор такого вида, который не прямо не предусмотрен законом, или смешанный, если он смешанный, то к нему применяются правила соответствующих договоров.
Кроме того Закон о СРП неоднократно устанавливает отсылку к гражданскому законодательству при разрешении различных вопросов (ч. 2 п. 3
ст. 1 в части регулирования гражданско-правовой составляющей соглашения; п. 1 ст. 5 в части установления срока действия соглашения; п. 1 ст. 20 в части ответственности сторон; взаимосвязанные положения ст.ст. 22-23 о возможности отказа государственного собственника от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения с целью реализации конституционного принципа равной защиты всех форм собственности), но при этом содержит и административные нормы, устанавливающие общие рамки и требования к соглашению, его содержанию, порядку заключения, исполнения, прекращения соглашения и по иным аспектам. Однако если учесть, что Закон о СРП является, по сути, актом, регулирующим отдельный вид договора, то наличие административной составляющей видится вполне логичным, во-первых, в силу специфики области регулирования (недропользование), а во-вторых в силу положений ст.ст. 421-422 Гражданского кодекса, которые как раз сферах применения договорных отношений.
Законом о СРП предусмотрен контроль государства за исполнением соглашения, а также порядок разрешения споров в судебном и ином порядке, установленном соглашением, в том числе с отказом Российской Федерации от судебного иммунитета. Предусмотренная же уголовным и административным законодательством ответственность применяется при нарушении обязательных для исполнения норм закона в сфере природопользования вне зависимости от формы недропользования.
Как было указано выше, на данный момент в России успешно реализуется три проекта на условиях раздела продукции - «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение». Они были заключены до принятия Закона о СРП, вступившего в силу с 11.01.1996, в соответствии с Указом Президента от 24 декабря 1993 г. N 2285. Этот указ регулировал основные вопросы по СРП до принятия специального законодательства. С тех пор по ряду причин не было заключено ни одного СРП на основании действующего специального закона. В силу отсутствия комплексного подхода к формированию правового регулирования недропользования, в том числе СРП, в период заключения соответствующих соглашений, их реализация на практике по сей день вызывает проблемы комплексного характера - передачи имущества в собственность государства, недостоверные данные о привлечении российских подрядчиков, завышение компенсаций и пр. [9; 10]. Вместе с тем, реализация указанных проектов характеризуется определенными положительными эффектами. В первую очередь это касается доходов бюджета Сахалинской области, т.к. в соответствии с условиями соглашений они частично направляются в региональный бюджет и могут использоваться для развития различной инфраструктуры. Например, по проекту «Сахалин-1» с начала его реализации отчисления в бюджет Сахалинской области составили более 1,3 млрд. долларов США [11], по проекту «Сахалин-2» отчисления государству
(соглашением не предусмотрено распределение платежей по бюджетам) составили более 5 млрд. долларов США. Нефть с проекта «Сахалин-1» реализуется на внешний рынок (страны Азиатско-Тихоокеанского региона), а газ потребителям на внутренний рынок [9]. Согласно Распоряжениям Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 г. № 1539-р и 31 января 2017 года № 159-р с 2011 года Российская Федерация получает в натуральной форме до 2024 г. роялти и свою долю (часть доли) прибыльной продукции, полученной в результате освоения месторождений в рамках проекта «Саха-лин-2» с последующей реализацией потребителям внутреннего рынка с участием ПАО «Газпром».
Надо отметить, что в рамках Энергетической стратегии России до 2030 года планируется развитие отечественного рынка СПГ. Первым же заводом по производству сжиженного газа стало именно предприятие, созданное по проекту «Саха-лин-2» и введенное в эксплуатацию в 2009 году.
Знаковым событием стало начало работы завода в рамках проекта «Ямал-СПГ». В декабре 2017 года была осуществлена отгрузка первой партии сжиженного природного газа в рамках проекта, предусматривающего строительство обширного технологического комплекса по добыче и переработке газа на Южно-Тамбейском месторождении, морского порта, танкерного флота класса ARC7, аэропорта и социальной инфраструктуры. Реализация проекта осуществляется за счет инвестиций крупных компаний: ПАО «Новатэк» и концерн «Total» при участии China National Petroleum Corporation (CNPC), China LNG Shipping, а также инвестиционного Фонда «Шелкового пути» (Silk Road Fund Co Ltd.).
Данный проект является примером эффективного инвестиционного сотрудничества группы различных компаний в сфере отечественного недропользования без применения именно договорных отношений недропользования и знаковым по своей уникальной системности добычи, переработки и маркетинговой логистики. Обширная и легкодоступная ресурсная база месторождения и географическое расположение технологического комплекса позволяют с большой выгодой реализовывать продукцию, а установленные налоговые льготы (нулевая ставка налога НДПИ на природный газ, сниженная ставка налога на прибыль, освобождение от налога на прибыль, нулевая экспортная пошлина на СПГ и конденсат) делают проект более выгодным для участников [12]. Можно сказать, что введение в Налоговый кодекс указанных изменений носит «ручной» характер, т.к. речь идет о полуостровах Ямал и Гыданском прямо. Положительный эффект таких мер очевиден - компенсация затрат недропользователя в масштабных и сложных проектах, однако он не является введенным в систему недропользования вообще.
Надо отметить, что российские компании достаточно активно участвуют в зарубежных проектах, реализуемых на основе договорных отношений между государством и недропользователем - кон-
цессия старого типа, концессия нового типа (лицензионное соглашение) и сервисный контракт (с риском или без риска), иранские старые (BBC; Buy-Back Contracts) и новые (IPC; Iranian petroleum contracts) нефтяные контракты.
Например, в 2003 году иранская компания NIOC (National Iranian Oil Company) заключила контракт (Buy-Back Contract - контракт обратного выкупа) с международным консорциумом в составе «Lukoil Overseas» и «Norsk Hydro» на геолого-развдку на блоке Анаран (месторождение Anaran) [13]. За время работ на участке недр были открыты месторождения Азар, Шангуле и Мусиан, однако в 2010 году российская компания была вынуждена покинуть проект по причине международных санкций в отношении Ирана [14].
В 2016 году Иран проводил тендеры на заключение нового вида контрактов (IPC - Iranian Petroleum Contract) для разведки и добычи нефти и газа [15]. Ранее использовалась система контрактов обратного выкупа, однако они не пользовались успехом у инвесторов и были невыгодны в условиях международных санкций. Теперь условия контрактов скорректированы в сторону улучшения системы расчетов между инвестором и государством (инвестор получает вознаграждение исходя из текущих цен на нефть и объемов добытой продукции), а также увеличения сроков реализации (20 и более лет взамен старых 3-7) [16]. Также выделяются следующие отличия новых контрактов:
1) гибкий план развития проекта;
2) ежегодный план работ и бюджет по проекту (ранее применялся фиксированный объем расходов);
3) полное возмещение затрат инвестора;
4) сбалансированный подход к расчету вознаграждений;
5) гибкая система расчета вознаграждений с учетом цены на нефть и газ;
6) формирование системы платы и расчетов с учетом сложности и рисков различных месторождений (подразделяются на месторождения низкой сложности освоения, средней, высокой и крайне высокой);
7) применение индекса экономии;
8) различные порядки принятия решений;
9) возможность предоставления права разведки на прилегающих участках недр в случае неудачи на контрактном и др. [17].
В 2016 году стало известно, что «Газпром Нефть» подписала с NIOC Меморандум о сотрудничестве, а в августе 2017 года появилась информация о предоставлении компанией «Газпром Нефть» NIOC проектной документации по разработке месторождения «Шангуле» на участке «Анаран» [18].
В ноябре 2017 года глава «НК Роснефть» заявил СМИ, что NIOC утвердила с российской компанией дорожную карту по мероприятиям, направленным на расширение российского участия в нефтяных проектах Ирана [19].
В феврале 2018 года на Российском инвестиционном форуме глава «Лукойла» Вагит Алекперов сообщил, что компания ожидает подписания новых
контрактов c NISOC (National Iranian South Oil Company - филиал NIOC) по месторождениям «Мансури» и «Шангуле» уже через несколько месяцев [20].
В свете вышеизложенного можно говорить о дальнейшем развитии системы иранских нефтяных контрактов и повышении интереса российских компаний к проектам в Иране на стабильных и гибких контрактных условиях.
В Боливии российское участие в разработке нефтяных и газовых месторождений представлено компанией «Gazprom International». С 2008 года компания в рамках концессии совместно с государственной нефтегазовой компанией Боливии YPFB («Yacimientos Petrolíferos Fiscales Bolivianos»), а также французской компанией TOTAL реализует проект по геологразведке на участке недр «Асеро». В 2010 году российская компания вошла в концессию по разработке участков недр «Ипати» и «Акио» с долей участия 20%, на которых в 2016 году было открыто газоконденсатное месторождение «Инка-уаси».
В 2016 году компания «Gazprom International» подписала ряд знаковых документов с YPFB (соглашение о стратегическом сотрудничестве), а также с Министерством углеводородов и энергетики Боливии (соглашение об актуализации Генеральной схемы развития газовой отрасли Боливии до 2040 года; меморандум о взаимопонимании в области развития сферы применения сжиженного природного газа; дорожная карта по основным мероприятиям в сфере реализации проектов) [21].
Боливийские проекты реализуются совместными предприятиями, организуемыми для осуществления деятельности по недропользованию в рамках концессионных соглашений (горных концессий). Предоставление исключительных прав на добычу полезных ископаемых горным концессиям регулируется положениями Горного кодекса Боливии, в частности следующими:
1) государство в лице исполнительной власти предоставляет горную концессию национальным и зарубежным физическим и юридическим лицам, которые обращаются о получении таковой в соответствии с правилами настоящего кодекса (статья 2);
2) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых на территории страны, находятся под национальной юрисдикцией; иностранные лица подчиняются всем международным нормам, касающимся данной деятельности (статья 3);
3) горная концессия предоставляет ее владельцу (прим. автора - участникам) при условии платежей (прим. автора - на возмездной основе в форме и размерах выплат, установленных концессионным контрактом) реальное и исключительное право на протяжении неопределенного времени осуществлять деятельность по разведке, поиску, разработке, переработке, плавке, очистке и коммерческой реализации всех минеральных ресурсов, находящихся в границах участка недр, предоставленного на правах горной концессии, в том числе,
предоставляются права на вырубку леса, удаление шлака, остатков перечистной флотации и других отходов, возникших в результате деятельности по горной концессии при учете прав и интересов, ранее возникших в отношении указанных объектов и видов деятельности, указанное право приобретается путем предоставления концессии государством (прим. автора - в форме концессионного контракта) на основании правовых актов с действительными лицами (прим. автора - обладающими право- и дееспособностью) или в порядке правопреемства в соответствии с гражданским законодательством (статья 10);
4) физические и юридические лица, национальные и зарубежные, в рамках горной концессии вправе заключать сервисные контракты с риском или без, а также другие, для обеспечения реализации концессии в границах предоставленного на правах концессии участка недр с зарубежными физическими и юридическими лицами (ч. 2 статьи 17) [22].
Весьма интересным является опыт Республики Казахстан, где прошла реформа системы недропользования, в результате которой такая форма недропользования как СРП была упразднена. Результатом реформы можно считать принятие Кодекса РК «О недрах и недропользовании» от 2017 года [23] (далее Кодекс РК О недрах) во взаимосвязи с соответствующими положениями нового Налогового кодекса республики от 2017 года [24] (далее Налоговый кодекс РК).
Глава 4 Кодекса РК О недрах прямо устанавливает два режима недропользования в стране - лицензионный и контрактный с соответствующими основаниями возникновения права пользования недрами. Исходя из содержания ст.ст. 12, 20 и 30 Кодекса РК О недрах можно сделать вывод о применении лицензии только к твердым (рудным) полезным ископаемым, разведка и добыча же углеводородов осуществляется на основании контракта. При этом Налоговый кодекс РК устанавливает для недропользователя по контракту обязанность уплаты при наличии соответствующих условий платежей по возмещению исторических затрат (Глава 84), НДПИ с возможностью выплаты в натуральной форме (Глава 85), налога на сверхприбыль (Глава 86) или же замену перечисленных платежей альтернативным налогом (Глава 87). Повышенная налоговая нагрузка компенсируется возможностью устанавливать в контракте различные условия осуществления недропользования, дополнительно возлагая на недропользователя ряд обязательств (обучение национальных кадров, доля национального участия в проекте, доля социально-экономических расходов и др.) (ст. 36 Кодекса РК О недрах), но насколько эффективным на практике окажется установленный баланс интересов государства и недропользователя покажет время.
Нельзя не указать и на открытие в апреле 2018 года Кандымского газоперерабатывающего комплекса в Узбекистане в рамках совместного проекта компаний «Лукойл» и «Узбекнефтегаз», а ведь
этот масштабный проект реализован на основе СРП - то есть на договорных условиях.
Договорные формы недропользования могут эффективно применяться для освоения крупных труднодоступных и (или) трудно осваиваемых месторождений. Проект «Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации», подготовленный Роснедрами, указывает на постепенное истощение доступных месторождений и увеличение количества месторождений в сложных климатических районах вдали от инфраструктуры с трудноизвлекаемыми запасами нефти и газа, требующих больших финансовых затрат; вот некоторые положения Проекта:
1. «Растет доля запасов трудноизвлекаемой нефти (в России она достигла 65%) и природного газа в слабопроницаемых сланцевых коллекторах и угольных пластах (в США - 40%). В целом, нетрадиционные типы руд и месторождений, разработка которых ранее считалась нерентабельной, становятся все более востребованными;
2. Балансовые запасы нефти категории АВС1 в России превышают 18 млрд т; из них две трети относятся к категории трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), доля которых постепенно увеличивается за счет преимущественной отработки легкоизвлекае-мых запасов. Нефть не является в России дефицитным полезным ископаемым - по ее добыче и экспорту наша страна занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. В России ежегодно добывается около 500 млн т нефти; обеспеченность добычи разведанными запасами разрабатываемых месторождений составляет 35-36 лет, однако обеспеченность добычи без учета ТрИЗ нефти составляет не более 20 лет;
3. Внутренние риски и угрозы отраслевого характера:
- постепенное исчерпание запасов высокорентабельных месторождений нефти, газа и твердых полезных ископаемых;
- низкая востребованность значительной части разведанных запасов месторождений распределенного и нераспределенного фонда недр, в том числе, находящихся в относительно благоприятной инфраструктурной обстановке;
4. В соответствии с проектом Энергетической стратегии Российской Федерации ежегодная добыча нефти с газовым конденсатом должна поддерживаться на уровне 525 млн т (без конденсата -порядка 500 млн т) с возможностью ее увеличения в случае благоприятной конъюнктуры. Для поддержания добычи на указанном уровне в долгосрочной перспективе необходимо решение следующих задач. Во-первых, вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений и залежей с ТрИЗ нефти, связанными с баженовской свитой, доманиковым горизонтом и их аналогами. Во-вторых, изучение и вовлечение в оборот глубоких нефтеносных горизонтов, мелких и истощенных месторождений в старых добычных регионах с развитой инфраструктурой» [25].
Также следовало бы указать на следующее положение - «Минерально-сырьевая база страны характеризуется неблагоприятным географо-эконо-мическим размещением многих разведанных месторождений, что требует крупных капитальных вложений для их освоения и ухудшает экономические показатели добывающих предприятий»[26].
Подобные проекты могут оказаться нерентабельными при действующей лицензионной системе недропользования, не предусматривающей специальных налоговых условий, гарантий и особенностей в отличие от контрактных форм недропользования.
В заключение следует отметить, что «Энергетическая стратегия России до 2020 года» предусматривала «совершенствование нормативно-правовой базы в сфере участия инвесторов (в том числе иностранных) в создании объектов добычи, производства и транспортировки топливно-энергетических ресурсов (в том числе обоснованное использование соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений для реализации уникальных и дорогостоящих проектов) [27], однако новая стратегия (до 2030 года) признает нереализованными задачи предшествующей по формированию целостной и апробированной нормативной-правовой базы [28]. Таким образом, при уходе от частно-правовых отношений в недропользовании и недостаточно четком правовом регулировании данной сферы Россия теряет потенциально выгодные инструменты развития отечественного топливно-энергетического комплекса и механизмы привлечения инвестиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // 2014. - Официальный интернет-портал правовой информации http ://www.pravo. gov. ru;
2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. от 30.09.2017 N 283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 16. - ст. 834; Собрание законодательства РФ. - 2017. -№ 40. - ст. 5750;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017 N 459-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994 г. - № 32. - ст. 3301; 2017. - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru;
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 31.12.2017 N 503-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 2. - ст. 133; 2018. - № 1. - ст. 87;
5. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. 16.04.1992 - 22.07.1992) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - № 16. - ст. 834;
6. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. 06.03.1995 - 28.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1992. - № 10. - ст. 823;
7. Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-1903/ 2016 от 11 мая 2016 года по делу № А59-3970/2015 // [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/f870b057-c5f3-43dc-aab5-109391a20b3f (дата обращения 14.03.2018);
8. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 05.04.2016 N 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - ст. 18; 2016. - № 15. - ст. 2066;
9. Заключение Счетной палаты на доклад Правительства Российской Федерации «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год»// Бюллетень Счетной палаты. -2015. - № 11, с.221// [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/864/25098/;
10. В 2016 г. доход государства от реализации СРП составил около 2 млрд. долларов // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/press center/news/31754 (дата обращения 02.02.2018);
11. Выгоды для России // [Электронный ресурс]. URL: http://www.sakhalin-1.com/ru-ru/com-pany/about-us/benefits-to-russia/benefits-from-the-project (дата обращения 02.02.2018);
12. Трансформация в глобальную газовую компанию 2018-2030 гг. Корпоративный день стратегии, Москва, Российская Федерация, 12 декабря 2017 года;
13. Пресс-релиз 29.09.2003 «Лукойл оверсиз» вошел в иранский проект // [Электронный ресурс]. URL:
http://www.lukoil.ru/api/presscenter/exportpressreleas e?id=51534 (дата обращения 18.01.2018);
14. Лукойл. Деятельность: Иран // [Электронный ресурс]. URL: http://internationalservice.lukoil.com/ru/Activities/Ira n (дата обращения 18.01.2018);
15. Иран проведет тендер по новой модели нефтяных контрактов до конца октября // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20160830/1475651060.html (дата обращения 18.01.2018);
16. Total устраивает новый формат нефтяного контракта Ирана // [Электронный ресурс]. URL: https://teknoblog.ru/2017/06/22/79426 (19.01.2018);
17. Katebi A. Oil and gas contracts in Iran, Petroleum University of Technology, May 2014. P. 16 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.put.ac.ir/ Tehran/documents/p 4-2.pdf (дата обращения 19.01.2018);
18. «Газпром нефть» представила Ирану проект разработки месторождения Шангуле // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/econ-omy/20170814/1500345781.html (дата обращения 20.01.2018);
19. Сечин рассказал о нефтегазовых проектах «Роснефти» в Иране // [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/economy/20171101/1507998950.html
(дата обращения 25.01.2018);
20. Алекперов: «Лукойл» рассчитывает на подписание контрактов с Ираном через 3-4 месяца // [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/forumsochi2018/articles/4961396 (дата обращения 18.02.2018);
21. Боливия // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/dep osits/bolivia/ (дата обращения 06.01.2018);
22. Горный кодекс Боливии от 1997 г. (Codigo de Mineria) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.silep.gob.bo/SILEP/masterley/118259 (дата обращения 10.01.2018);
23. Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании» // [Электронный ресурс]. URL: http://onIine.zakon.kz/Document/?doc id=31764592# pos=602;-90 (дата обращения 19.02.2018);
24. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»
// [Электронный ресурс]. URL:
http://online.zakon.kz/Document/?doc id=36148637 (дата обращения 19.02.2018
25. Проект «Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года»// [Электронный ресурс]. URL: http ://www. rosnedra.gov. ru/data/Files/File/3053. docx (дата обращения 14.03.2018);
26. Итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2016 году и планы на 2017 год (информационно-аналитические материалы). - с. 11// [Электронный ресурс]. URL: http ://www. rosnedra. gov.ru/data/Files/File/3196 .pdf (дата обращения 20.02.2018);
27. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_ 87926/ (дата обращения 14.03.2018);
28. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_ 94054/ (дата обращения 14.03.2018).