Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1124
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПРИТОК ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаизова Эльвира Фирзатовна

Целью статьи является раскрытие основных трудностей, которые замедляют и усложняют процесс привлечения инвестиций в российскую экономику. Для более эффективного привлечения инвестиций в российскую экономику существует механизм создания свободных промышленно-производственных и технико-внедренческих экономических зон. Автор выделил проблемы привлечения инвестиций в свободные экономические зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фаизова Эльвира Фирзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE ECONOMY OF RUSSIA

The purpose of the article is to reveal the main difficulties that slow down and complicate the process of attracting investment in the Russian economy. In order to more effectively attract investment in Russian There is a mechanism for the creation of free industrial-production and technology-innovative economic zones in the Chinese economy. The author singled out the problems of attracting investments to free economic zones.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_1_65 УДК 330.322

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Фаизова Эльвира Фирзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Россия

Целью статьи является раскрытие основных трудностей, которые замедляют и усложняют процесс привлечения инвестиций в российскую экономику. Для более эффективного привлечения инвестиций в российскую экономику существует механизм создания свободных промышленно-произ-водственных и технико-внедренческих экономических зон. Автор выделил проблемы привлечения инвестиций в свободные экономические зоны.

Ключевые слова: эффективное привлечение инвестиций; свободные экономические зоны; приток прямых иностранных инвестиций; приоритетные направления; проблемы инвестиционного климата.

UDC 330.322

PROBLEMS OF ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE ECONOMY OF RUSSIA

Faizova Elvira Firzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Sterlitamak branch of the

Bashkir State University, Sterlitаmak, Russia

The purpose of the article is to reveal the main difficulties that slow down and complicate the process of attracting investment in the Russian economy. In order to more effectively attract investment in Russian There is a mechanism for the creation of free industrial-production and technology-innovative economic zones in the Chinese economy. The author singled out the problems of attracting investments to free economic zones.

Keywords: effective attraction of investments; free economic zones; inflow of direct foreign investments; priority directions; investment climate problems.

Одним из ключевых приоритетных направлений для реализации стратегии социально-экономического развития России выступает повышение инвестиционной привлекательности экономики страны в целом и отдельных субъектов. В частности, большое значение имеет формирование условий, обеспечивающих приток прямых иностранных инвестиций в реализацию различных проектов хозяйствующих субъектов, что стимулирует инвестиционную активность предприятий.

На современном этапе можно выделить ряд трудностей, которые замедляют и усложняют процесс привлечения инвестиций в российскую экономику. Определим эти проблемы: неразвитость законодательной базы, экономическая преступность и кор-

рупция, нестабильный инвестиционный климат, монополизированное рынка, непрозрачность системы местного и государственного управления, наличие высоких административных барьеров и т.п. [1]. Основной причиной, отпугивающей зарубежных инвесторов, является нестабильная политика государства, неблагоприятно влияющая на мобилизацию зарубежного капитала. Противоречивость и переменчивость «правил игры» дает отрицательный эффект и настораживает иностранных вкладчиков. Например, в России не распространяется международный принцип, который защищает иностранных вкладчиков от негативного изменения законодательства принимающей стороны.

В качестве следующей проблемы можно осветить коррупционный вопрос. В рейтинге Transparency International (Индекс восприятия коррупции) в 2020 году Россия находилась на 129-е месте, набрав 30 баллов из 100. На этой же строчке рейтинга расположились Мали, Габон и Азербайджан [5]. Подмена системы противодействия коррупции незначительными правками в законодательстве и точечными уголовными делами не заменит комплексное решение проблемы противодействия коррупции.

Упомянутые выше риски стоит компенсировать высокими ставками доходности инвестиций. Но количество отечественных предприятий, которые удовлетворяли бы этому критерию на сегодняшний день, крайне мало. Также накладывает отпечаток неразвитость фондового рынка, которая не только выступает фактором роста, но одновременно и затрудняет приток иностранных инвестиций.

В качестве наиболее весомой проблемы можно обозначить состояние инвестиционного климата. В современных реалиях, где все факторы неизбежно взаимосвязаны, он является совокупностью ранее рассматриваемых явлений: превышение вывоза капитала над притоком ПИИ, коррумпированность и криминогенность, низкорента-бельность предприятий реального сектора, противоречивость и задеревенелость законодательства, существенные риски обесценивания или потери инвестированного капитала. Следовательно, нормализацию инвестиционного климата можно назвать первоочередной задачей.

Нельзя не отметить, что Правительством был предпринят ряд мер для улучшения инвестиционной активности иностранных вкладчиков, таких как: таргетирование инфляции, льготное налогообложение прибыли для организаций с иностранными инвестициями, льготное кредитование в иностранной валюте, отмена НДС для специального оборудования при отсутствии отечественных аналогов и количества разрешенных счетов в кредитных учреждениях и банках [2]. Разрешен вопрос учета курсовых разниц, возникающих в результате колеба-

ния курса рубля к иным валютам, при расчете налога на прибыль.

Первостепенно для привлечения ПИИ необходимо обновить, дополнить и структурировать существующую нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций, а также наладить механизмы реализации правовых гарантий. Исследование конкурентов на рынке инвестиционных капиталов позволит разработать сопоставимые льготы, налоги и сборы, таможенные пошлины, госгарантии и специальные программы, способные привлечь зарубежных вкладчиков. Также регулирование стоит направить на применение разнообразных форм страхования инвестиций, реинвестирование валютной прибыли и компенсирование рисков капиталовложений на начальном этапе функционирования хозяйствующих субъектов [3].

Для улучшения инвестиционной привлекательности РФ стоит решить упомянутые выше проблемы, а именно применить меры по борьбе с коррупцией и преступностью, предоставить ряд привилегий банкам и иностранным инвесторам, использующих преимущественно долгосрочные инвестиции, дабы уравновесить убытки, связанные с медленным обращением капитала, модифицировать законодательство в сфере налогообложения и наконец приступить к созданию инфраструктуры привлечения зарубежных вложений с обширной симбиоти-ческой сетью банков, страховых компаний и государственных институтов [6].

Помимо этого, в России хорошо зарекомендовал себя механизм создания свободных промышленно-производственных и технико-внедренческих экономических зон, применение которых на всей территории России способно привлечь иностранных инвесторов.

Также более тесное сотрудничество с международными организациями, такими как МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ЕАЭС и другими, способно повысить статус и градус доверия к России на международной арене.

В табл. 1 представлена динамика количества СЭЗ за 2018-2020 гг.

Таблица 1

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное изм. Темп роста, %

2019-2018 гг. 2020-2019 гг. 2019/2018 гг. 2020/2019 гг.

Всего СЭЗ, ед., в том числе 25 26 33 1 7 104,0 126,92

промышленно-произ-водственного типа (ППТ) 9 10 15 1 5 111,1 150,0

технико-внедренческого типа(ТВТ) 6 6 7 0 1 100,0 116,7

туристско-рекреацион-ного типа (ТРТ) 9 9 10 0 1 100,0 111,1

портовые (ПЭЗ) 1 1 1 0 0 100,0 100,0

Из табл. 1 видно, что на конец 2020 года на территории РФ действовали 33 свободные экономические зоны четырех типов. Количество СЭЗ в динамике возросло с 25 до 33 единиц. Рост количества СЭЗ характеризуется положительной динамикой. Количество Таблица 2 - Показатели деятельност

ППТ в динамике растет с 9 до 15 ед. ОЭЗ ППТ расположены в наиболее активных и развитых с экономической точки зрения регионах.

В табл. 2 представлены основные показатели деятельности ОЭЗ в РФ [4].

резидентов ОЭЗ в РФ за 2018-2020 гг.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное изм. Темп роста, %

20192018 гг. 20202019 гг. 2019/ 2018 гг. 2020/ 2019 гг.

1. Количество резидентов, ед. 707 760 825 53 65 107,5 108,6

в том числе иностранных 131 146 145 15 - 1 111,5 99,3

2. Доля иностранных резидентов, % 18,52 19,21 17,58 0,69 - 1,63 103,7 91,5

3. Объем инвестиций, млрд руб. 369,4 445,3 535,5 75,9 90,2 120,5 120,3

в том числе иностранных инвестиций, млрд руб. 191,0 244,0 250,0 53 6 127,7 102,5

4. Доля иностранных инвестиций, % 51,7 54,8 46,7 3,1 - 8,1 106,0 85,2

5. Выручка, млрд руб. 193,0 237,4 288,0 44,4 50,6 123,0 121,3

6. Количество рабочих мест, чел. 36839 40989 45209 4150 4220 111,3 110,3

Судя по табл. 2, доля иностранных инвестиций в динамике нестабильна, в 2019 г. она растет с 51,7 % до 54,8 %, в 2020 г. снижается до 46,7 %. Следует отметить, что доля иностранных инвестиций в 2018-2019 гг. составляла более 50 % в общем объеме инвестиций, в 2020 г. - менее половины. Снижение объема иностранных инвестиций связано с Сovid-19.

Создание ОЭЗ представляет собой эффективный механизм,так какувеличивается объем уплаченных таможенных платежей, страховых взносов, растет выручка и увеличивается количество занятых рабочих, что положительно влияет на экономику страны. Резидентами ОЭЗ в 2020 г. создано 45209 рабочих мест, осуществлено 535,5 млрд руб. инвестиций, объем выручки составил 288 млрд руб.

Однако, несмотря на увеличение количества резидентов в свободных экономических зонах, существуют проблемы при-

влечения инвестиций в них, в том числе иностранных. Среди них можно отметить следующие:

- отсутствие долгосрочной стратегии развития СЭЗ на территории РФ;

- низкий уровень доверия инвесторов к Правительству РФ и финансовым механизмам, большое количество бюрократических преград;

- отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней, так как, к примеру, инвестор, получив поддержку на одном уровне, сталкивается с препятствиями на другом;

- низкая развитость инфраструктуры на местах;

- финансовые риски, связанные с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют и т.п.;

- рост цен на энергоносители и др.

Среди перспективных направлений развития СЭЗ с иностранными партнерами сле-

дует поставить на первое место перспективы долгосрочного партнерства в таких областях, как нефтедобыча, нефтепереработка. Для резидентов СЭЗ и, в частности, иностранных представляется привлекательным индустриально-энергетический потенциал крупных нефтяных и энергетических компаний.

Значение прямых иностранных инвестиций для российской экономики заключается в следующем:

- улучшение состояния платежного баланса принимающей страны;

- увеличение объема капитальных инвестиций в предприятиях принимающей страны;

- импорт передовых технологий, инноваций, патентов и научно-технологических разработок, применение которых позволяет местным предприятиям совершенствовать свою производственную деятельность;

- создание новых рабочих мест, улучшение состояния рынка труда принимающей страны;

- повышение уровня инвестиционной привлекательности и климата государства, формирование условий развития банковского сектора и финансовых рынков;

- расширение экспорта продукции предприятий принимающей страны и увеличение притока иностранной валюты, что повышает уровень устойчивости национальной денежной единицы;

- развитие рыночной инфраструктуры принимающей страны.

Несмотря на это, проблемы инвестиционного климата России не уменьшаются, из-за чего необходимо предложить следующие направления и мероприятия совершенствования государственной инвестиционной политики, которые позволят увеличить инвестиционную активность предприятий внутри страны:

1. Совершенствование бюджетной политики государства путем создания свободных экономических зон и программ симулирования инвестиций в основной капитал с целью поддержки хозяйствующих субъектов, деятельность которых увеличивает налоговые поступления (доходов) в бюджет; активно-

го использования инструментов долгового рынка внутреннего муниципального обеспечения с целью покрытия бюджетного дефицита; применения инструментов государственно-частного, регионально-частного и муниципально-частного партнерства при реализации стратегических инфраструктурных объектов с целью оптимизации расходов бюджета.

2. Развитие механизма защиты финансового капитала инвесторов на рынке паевых инвестиционных фондов путем создания специального фонда гарантирования. Механизм создания фонда гарантирования может быть похож на механизм создания фонда, который используется в банковском секторе нашей страны. Так, управляющие компании, создающие паевые инвестиционные фонды, обязаны будут ежеквартально откладывать определенную долю активов под резервное страхование, средства которого будут использовать для обеспечения механизма гарантий.

3. Совершенствование системы потребительского кредита в России путем увеличения резервов, ориентированных на предполагаемые потери по кредитному портфелю банка.

С целью обеспечения и формирования высокого уровня инвестиционного климата нашей страны необходимо совершенствование государственной инвестиционной политики по таким направлениям, как совершенствование бюджетной политики государства, развитие механизма защиты финансового капитала инвесторов на рынке паевых инвестиционных фондов, совершенствование системы потребительского и ипотечного кредитования в России.

Можно сделать вывод, РФ обладает всем минимально необходимым инструментарием для привлечения иностранных вкладчиков. Акцентирование внимания на вышеуказанные аспекты позволит России увеличить уровень инвестиционной привлекательности и нормализовать инвестиционный климат. Это будет способствовать наращиванию инвестиционной активности, экономическому росту и привлечению дополнительных зарубежных инвесторов.

Список литературы_

1. Близнюк Т.А., Белухин В.В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций, меры и пути повышения инвестиционного климата России // Modem science, 2020. № 3-1. С. 51-55.

2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 448 с.

3 Иконникова Е.П. Влияние иностранного капитала на состояние экономики России: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики: материалы VII Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 13-18.

4. Квашнина И.А. Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 121-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobye-ekonomicheskie-zony-kak-instrumentprivlecheniya-inostrannyh-investitsiy (дата обращения: 21.09.2021).

5. Россия в Индексе восприятия коррупции - 2020. URL: https://transparency.org.ru/research/indeksvospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballovi-129-mesto.html (дата обращения 21.10.2021).

6. Сбитнева А.Е. Роль прямых иностранных инвестиций в экономике России // Фундаментальные исследования. 2017. № 9-1. С. 237-242.

References_

1. Bliznyuk T.A., Beluxin V.V. Problemy' privlecheniya inostranny'x in-vesticij, mery' i puti povy'sheniya investicionnogo klimata Rossii. Modem science, 2020. № 3-1. S. 51-55.

2. Igoshin N.V. Investicii. Organizaciya, upravlenie, finansirovanie. 2-e izd. M.: YuNITI-DANA, 2018. 448 s.

3 Ikonnikova E.P. Vliyanie inostrannogo kapitala na sostoyanie e'konomiki Rossii: problemy' i perspektivy'. Problemy' sovremennoj e'konomiki: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. Kazan': Molodoj ucheny'j, 2018. S. 13-18.

4. Kvashnina I.A. Osoby'e e'konomicheskie zony' kak instrument privlecheniya inostranny'x investicij. Vestnik Instituta e'konomiki Rossijskoj akademii nauk. 2021. № 3. S. 121-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-kak-instrumentprivlecheniya-inostrannyh-investitsiy (data obrashheniya: 21.09.2021).

5. Rossiya v Indekse vospriyatiya korrupcii - 2020. URL: https://transparency.org.ru/research/indeksvospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballovi-129-mesto.html (data obrashheniya 21.10.2021).

6. Sbitneva A.E. Rol' pryamy'x inostranny'x investicij v e'konomike Rossii. Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 9-1. S. 237-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.