Научная статья на тему 'Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности в случае недекларирования товаров, ввозимых для личного пользования'

Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности в случае недекларирования товаров, ввозимых для личного пользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1886
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / CUSTOMS BORDER / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПЕРЕМЕЩАЕМЫЕ ТОВАРЫ / СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ / НЕДЕКЛАРИРОВАНИЕ / FAILURE TO DECLARE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / NATURAL PERSON / MOVING GOODS / VALUE OF THE GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпенко Ирина Владимировна

Рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности физических лиц за правонарушения в области таможенного дела, в частности, при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпенко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issues of Administrative Prosecution of Individuals in the Case of Failure to Declare Goods Imported for Personal Needs

The article is devoted to the topical issues of administrative prosecution of individuals committing customs offences in respect of moving goods for personal needs across the customs border of the Customs Union and customs operations connected with their release.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности в случае недекларирования товаров, ввозимых для личного пользования»

правоохранительный аспект

УДК 342.9 ББК 67.401

И.В. КАРПЕНКО

Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности в случае недекларирования товаров, ввозимых для личного пользования

Рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности физических лиц за правонарушения в области таможенного дела, в частности, при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском.

Ключевые слова: таможенная граница, физические лица, перемещаемые товары, стоимость товаров, недекларирование, ответственность.

I.V. Karpenko

The Issues of Administrative Prosecution of Individuals in the Case of Failure

to Declare Goods Imported for Personal Needs

The article is devoted to the topical issues of administrative prosecution of individuals committing customs offences in respect of moving goods for personal needs across the customs border of the Customs Union and customs operations connected with their release.

Key words: customs border, natural person, moving goods, value of the goods, failure to declare, responsibility.

Общественные отношения в области таможенного дела на протяжении последнего двадцатилетия характеризуются подвижностью, постоянной трансформацией, изменением в соответствии с теми реалиями экономической действительности, которые сопровождают современную Россию в указанный период. Происходящие изменения касаются и физических лиц, которые получили возможность не просто пересекать таможенную

КАРПЕНКО Ирина Владимировна — начальник отдела организации административных расследований Дальневосточной оперативной таможни, г. Владивосток.

правоохранительный аспект

35

границу, но перемещать различные товары, валюту, денежные инструменты в упрощенном порядке.

Интеграционные процессы, сопряженные с экономическими преобразованиями, имеющими либеральную направленность, получают свое закрепление и в правовом поле, в том числе и в аспекте борьбы с теми правонарушениями, а также более серьезными деяниями, - преступлениями, которые совершаются в сфере таможенных правоотношений.

Так, с одной стороны действует двухуровневое таможенное законодательство: таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле; с другой - национальное законодательство Российской Федерации об административной ответственности.

Такая система правового регулирования порождает определенные сложности в правоприменительной деятельности таможенных органов, в том числе, в вопросах привлечения к административной ответственности физических лиц за правонарушения в области таможенного дела.

Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [1], а в части не урегулированной - в соответствии с порядком, установленным Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение) [4].

В соответствии со ст. 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками, исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, характера и количества товаров, а также частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Согласно приложению 3 указанного Соглашения к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся, в том числе, товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро и 10 000 евро при перемещении воздушным транспортом, а также общий вес которых не превышает 50 кг. Соответственно, у физического лица отсутствует обязанность письменного декларирования таких товаров.

В случае же перемещения физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, стоимость которых превышает установленные нормы, а равно превышены количественные и весовые нормы, декларированию в письменной форме подлежат все товары.

Нарушение физическим лицом данной обязанности образует событие административного правонарушения, ответственность за которое

36

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

предусмотрена частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ [1]. При этом предметом административного правонарушения является весь незадекларированный товар.

В свою очередь, федеральным законом от 30.12.2012 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 16.2 КоАП РФ дополнена примечанием следующего содержания: «Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза» [2].

Практически сразу после введения указанной правовой нормы в правоприменительной практике таможен Дальневосточного региона возник вопрос: подлежит ли применению правовая норма, закрепленная в примечании к ст. 16.2 КоАП РФ, в случае привлечения лица к административной ответственности за недекларирование товаров для личного пользования в связи с превышением весовых ограничений. В частности - подлежит ли исключению из стоимости предмета правонарушения та часть, которая разрешена действующим законодательством к перемещению с освобождением от уплаты таможенных платежей, а именно 1 500 евро.

При разрешении вопроса представляется правильным обратиться к положениям общей теории права, согласно которым правовая норма, являясь общеобязательным правилом поведения, подлежит применению для всех общественных отношений, на регулирование которых она направлена.

В связи с принятием федерального закона от 30.12.2013 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [2], правовая норма, закрепляющая порядок определения стоимости предмета правонарушения, подлежит применению во всех случаях привлечения физических лиц к административной ответственности в связи с недекларированием ими товаров, предназначенных для личного пользования, вне зависимости от того, стоимостные или весовые ограничения были им не соблюдены.

Пример. В настоящее время по делу об административном правонарушении Благовещенской таможни в отношении гражданина России Р. по части 1 ст. 16.2 КоАП РФ, возбужденному по факту перемещения им товаров для личного пользования весом 58,8 кг, судьей Благовещенского городского суда вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере двукратной стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, за исключением стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу

правоохранительный аспект

37

с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Постановление суда вступило в законную силу.

Помимо указанного, в контексте правовых подходов, сформулированных Конституционным судом РФ в постановлении от 13.07.2010 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 ст. 4.5, части 1 ст. 16.2 и части 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»1, актуальным являлся вопрос относительно предмета правонарушения в случае превышения именно весовых ограничений, установленных для льготного перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. Так, Конституционным судом РФ было определено, что в случае несоблюдения стоимостного ограничения для товаров, перемещаемых физическими лицами в льготном порядке, противоправным образом перемещаемой через таможенную границу является только та часть стоимости товаров, которая превышает сумму, разрешенную к ввозу без письменного декларирования.

Соответственно изложенному, в случае несоблюдения весовых ограничений, установленных для льготного перемещения товаров физическими лицами, противоправным образом перемещаемым является только то количество товаров, которое превышает количество, разрешенное к перемещению с освобождением от уплаты таможенных платежей, и его стоимость должна подлежать исключению из стоимости предмета правонарушения.

Следует отметить, что в настоящее время указанная проблема решена посредством принятия решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.01.2014 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза» [3], которым определено, что в пассажирской таможенной декларации сведения о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза с превышением норм ввоза, установленных соглашением «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» [4] подлежат указанию только в части такого превышения.

Тем самым, предметом правонарушения в случае недекларирования такого превышения будут являться товары, не указанные в пассажирской таможенной декларации.

1 По делу о проверке конституционности положений части 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 ст. 4.5, части 1 ст. 16.2 и части 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова: постановление Конституционного суда РФ от 13.07.2010 № 15-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2010. № 5.

38

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

2. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2012 № 316-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2013/01/11/koap-dok.html

3. О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.01.2014 № 7. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_157886/

4. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [Электронный ресурс]: соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерации [от 18.06.2010]. URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/ Pages/fizlica.aspx

Казанина Т.В. Направления взаимодействия гражданского и таможенного законодательства в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства: монография / Т.В. Казанина. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - 96 с.

Монография посвящена анализу направлений взаимодействия гражданского и таможенного законодательства. Рассмотрены вопросы применения гражданско-правовых норм в сфере таможенного дела, особенности участия таможенных органов России в гражданских правоотношениях.

Предназначена для преподавателей, практических работников, а также может быть использована студентами, обучающимися по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.