Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПРИОЛЬХОНЬЯ'

ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПРИОЛЬХОНЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТЫ ПРИОЛЬХОНЬЯ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / РАСПОЛОЖЕНИЕ ТУРБАЗ / ДЕГРАДАЦИЯ ЛАНДШАФТОВ / УПОРЯДОЧЕНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ЛАНДШАФТОСООБРАЗНОСТЬ / NATURAL LANDSCAPE OF BAIKAL / PLANNING STRUCTURE / LOCATION OF THE TOURISTIC HOTELS / DEGRADATION OF LANDSCAPE / ORGANIZATION OF LAND USE PROCESS / LANDSCAPE PLANNING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Большаков Андрей Геннадьевич, Скрябин Павел Владимирович

Цель - определить противоречия и направления градостроительной деятельности под воздействием конфликтов между участниками этой деятельности (органы власти, предприниматели и местные жители). Конфликтные ситуации вызваны следующими противоречиями: развивающийся туристический бизнес стремится к одностороннему получению прибыли и сталкивается с необходимостью сохранения уязвимых к антропогенным воздействиям прибрежных ландшафтов. При этом возможны два варианта развития событий: полный принудительный запрет любых видов хозяйственной деятельности на берегу оз. Байкал в границах Национального парка или упорядочение и разработка новых градостроительных регламентов для специфических природно-ландшафтных условий. В данном исследовании предложены методы ландшафтно-пространственного упорядочения градостроительной деятельности вдоль берега оз. Байкал. Ландшафтосообразность при размещении застройки и планировочной организации территории позволяет избежать многих катастрофических последствий: экологических, техногенных, экономических и социальных. На решение основного градостроительного противоречия между интенсивным туристско-рекреационным использованием уникальных природных ландшафтов и необходимостью их сохранения направлены разработанные в 2003 г. профессором А.Г. Большаковым принципы ландшафтосообразности на примере Ольхонского района на побережье оз. Байкал. В результате исследования разработана модель, направленная на сбалансированное сочетание застройки и мероприятий по сохранению прибрежных ландшафтов, предложены правила планировки туристических районов и туристических кварталов на побережье заливов в очаге туристической активности. Исходя из утверждения о приоритетном влиянии природного ландшафта на характер и масштаб градостроительной деятельности на любой территории, авторы предложили новый подход к разработке правил землепользования и застройки на ценных природно-ландшафтных территориях берега оз. Байкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Большаков Андрей Геннадьевич, Скрябин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN DEVELOPMENT OF THE NEAR-OLKHON TERRITORY: PROBLEMS, PRINCIPLES AND METHODS

In this paper, the authors set out to identify contradictions and determine urban development directions under the influence of conflicts between concerned participants (authorities, entrepreneurs and local residents). Conflict situations are caused by the following contradiction: the developing tourism sector, which is aimed only at obtaining profit, is faced with the need to maintain near-shore landscapes that are vulnerable to human impact. In this case, two scenarios are possible: a complete ban on any type of economic activity on the shore of Lake Baikal within the National Park or adjustment and development of new urban planning regulations for specific environments. The present study proposes methods for the landscape-spatial urban development regulation along the shores of Lake Baikal. The compatibility of constructed buildings and territorial development plans with the landscape helps to avoid catastrophic consequences (environmental, industrial, economic and social). In 2003, in order to address the main urban development contradiction between intensive recreational uses of unique natural landscapes and the need to preserve them, Professor A.G. Bolshakov developed landscape compatibility principles using the Olkhonsky District on the shore of Lake Baikal as an example. As a result of the study, the authors developed a model aimed at a balanced combination of site development and measures designed to preserve near-shore landscapes, as well as proposed rules for planning tourism districts and quarters on the bay shores in the centre of tourist activity. Drawing on the statement about the primary influence of landscape on the nature and scale of urban development on any given territory, the authors propose a new approach to the development of rules for land use and development on the valuable natural landscapes along the shores of Lake Baikal.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПРИОЛЬХОНЬЯ»

Оригинальная статья / Original article

УДК 711.455.(23): 711.113(235.222)

DOI: https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1 -140-151

Проблемы, принципы и методы градостроительной организации территории Приольхонья

© А.Г. Большаков3, П.В. Скрябинь

аИркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия ьСанкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Резюме: Цель - определить противоречия и направления градостроительной деятельности под воздействием конфликтов между участниками этой деятельности (органы власти, предприниматели и местные жители). Конфликтные ситуации вызваны следующими противоречиями: развивающийся туристический бизнес стремится к одностороннему получению прибыли и сталкивается с необходимостью сохранения уязвимых к антропогенным воздействиям прибрежных ландшафтов. При этом возможны два варианта развития событий: полный принудительный запрет любых видов хозяйственной деятельности на берегу оз. Байкал в границах Национального парка или упорядочение и разработка новых градостроительных регламентов для специфических природно-ландшафтных условий. В данном исследовании предложены методы ландшафтно-пространственного упорядочения градостроительной деятельности вдоль берега оз. Байкал. Ландшафтосообразность при размещении застройки и планировочной организации территории позволяет избежать многих катастрофических последствий: экологических, техногенных, экономических и социальных. На решение основного градостроительного противоречия между интенсивным туристско-рекреационным использованием уникальных природных ландшафтов и необходимостью их сохранения направлены разработанные в 2003 г. профессором А.Г. Большаковым принципы ландшафтосообразности на примере Ольхонско-го района на побережье оз. Байкал. В результате исследования разработана модель, направленная на сбалансированное сочетание застройки и мероприятий по сохранению прибрежных ландшафтов, предложены правила планировки туристических районов и туристических кварталов на побережье заливов в очаге туристической активности. Исходя из утверждения о приоритетном влиянии природного ландшафта на характер и масштаб градостроительной деятельности на любой территории, авторы предложили новый подход к разработке правил землепользования и застройки на ценных при-родно-ландшафтных территориях берега оз. Байкал.

Ключевые слова: ландшафты приольхонья, планировочная структура, расположение турбаз, деградация ландшафтов, упорядочение землепользования, ландшафтосообразность

Информация о статье: Дата поступления 09 декабря 2019 г.; дата принятия к печати 20 января 2020 г.; дата онлайн-размещения 31 марта 2020 г.

Для цитирования: Большаков А.Г. Скрябин П.В. Проблемы, принципы и методы градостроительной организации территории Приольхонья. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020;10(1):140-151. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1-140-151

Urban development of the near-Olkhon territory: problems, principles and methods

Andrey G. Bolshakov, Pavel V. Skryabin

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

Abstract. In this paper, the authors set out to identify contradictions and determine urban development directions under the influence of conflicts between concerned participants (authorities, entrepreneurs and local residents). Conflict situations are caused by the following contradiction: the developing tourism sector, which is aimed only at obtaining profit, is faced with the need to maintain near-shore landscapes that are vulnerable to human impact. In this case, two scenarios are possible: a complete ban on any type of economic activity on the shore of Lake Baikal within the National Park or adjustment and development of new urban planning regulations for specific environments. The present study proposes methods for the landscape-spatial urban development regulation along the shores of Lake Baikal. The compatibility of constructed

Том 10 № 1 2020

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 140-151 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _pp. 140-151

ISSN 2227-2917

buildings and territorial development plans with the landscape helps to avoid catastrophic consequences (environmental, industrial, economic and social). In 2003, in order to address the main urban development contradiction between intensive recreational uses of unique natural landscapes and the need to preserve them, Professor A.G. Bolshakov developed landscape compatibility principles using the Olkhonsky District on the shore of Lake Baikal as an example. As a result of the study, the authors developed a model aimed at a balanced combination of site development and measures designed to preserve near-shore landscapes, as well as proposed rules for planning tourism districts and quarters on the bay shores in the centre of tourist activity. Drawing on the statement about the primary influence of landscape on the nature and scale of urban development on any given territory, the authors propose a new approach to the development of rules for land use and development on the valuable natural landscapes along the shores of Lake Baikal.

Key words: natural landscape of Baikal, planning structure, location of the touristic hotels, degradation of landscape, organization of land use process, landscape planning

Information about the article: Received December 09, 2019; accepted for publication January 20, 2020; avail-able online March 31, 2020.

For citation: Bolshakov AG, Skryabin PV. Urban development of the near-Olkhon territory: problems, principles and methods. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2020;10(1):140-151. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1-140-151

Введение

Объект данного исследования -оз. Байкал - первое по запасам пресной воды озеро на Земле, объект всемирного наследия, национальное достояние с уникальными природными ландшафтами. Ценность ландшафтов, окружающих озеро, определяется, во-первых, огромностью чистого зеркала воды. Во-вторых, береговая линия образует многочисленные бухты с галечниковыми, валунными и песчаными пляжами. В берег встроены скалистые прижимы, представляющие собой вертикальные скалистые склоны, круто обрывающиеся в воду. Прибрежный рельеф густо и глубоко расчленен и разнообразен. Склоны гор, как правило, покрыты тайгой. При этом на нижних отметках рельефа склоны покрыты светлохвойной тайгой, на повышенных отметках - темнохвойной тайгой, в том числе кедровой. Опираясь на труды В.С. Михеева1, мы определяем ряд основных типов природных ландшафтов в центральной экологической зоне оз. Байкал:

- горная тайга (лиственничная, сосновая, кедрово-пихтовая), ландшафты гольцов и альпинотипных лугов;

- подгорные и межгорные долины с ли-ственнично-таежными и сосново-таежными лесами;

- долинные луга со злаковым покровом, включая подболоченные и остепненные участки.

Наибольший интерес в экологическом и

ландшафтном отношении представляет западный берег Байкала - Центральная экологическая зона (ЦЭЗ) Байкальской природной территории (рис. 1), включающая водную поверхность самого озера, водоохранную зону шириной в 500 м от уреза воды, заповедники и национальные парки на побережье озера2. В рассматриваемую зону входят также объекты инженерно-транспортной инфраструктуры федерального значения (участки Транссибирской железнодорожной магистрали и Байкало-Амурской магистрали), а также города и поселки, земли сельскохозяйственного назначения и сельские населенные пункты, сохранившие традиционный уклад и быт коренных народов Байкала. Все эти природно-ландшафтные условия и историко-этнографические особенности определяют предпосылки градостроительного освоения и развития Байкала как самодостаточного рекреационного региона для экологического, познавательного, этнографического, событийного и спортивного туризма. С другой стороны, из-за нерегулируемого интенсивного использования моторизованными туристами прибрежных ландшафтов с неэффективным землепользованием при отсутствии социальной и инженерной инфраструктуры это наследие находится под угрозой.

Методы

Метод ландшафтосообразности в градостроительстве известен в науке благодаря трудам3 [1-3]. В ходе проведенного исследования авторами была выявлена специфическая

1Михеев В.С., Ряшин В.А. Ландшафты Юга Восточной Сибири. Карта М 1:1500000. Ин-т географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР. М: ГУГК, 1977.

2Об охране озера Байкал: федер. закон от 01.05.1999 №94-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/2157025/

3Большаков А.Г. Геопластика в архитектуре и планировке ландшафта: учеб. пособие. Иркутск: Из-во ИрГТУ, 2000. 171 с.

Том 10 № 1 2020

с. 140-151 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 10 No. 1 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp. 140-151_

ISSN 2227-2917

для оз. Байкал проблематика, обусловленная рядом противоречий, которые предлагается разобрать на примере одной наиболее характерной территории западного берега - При-ольхонья (рис. 1). Эта территория ограничена с северо-запада автодорогой Еланцы - Сахюр-та, с севера - проливом Ольхонские Ворота, включая бухты Базарная, Куркутская, Мандар-хан и залив Зуун-Хагун, южной границей является р. Анга, стекающая с холмов Приморского хребта в оз. Байкал (рис. 1).

В административном отношении рассматриваемая территория включает Ольхон-ский муниципальный район, насчитывающий порядка 10 тыс. жителей, из них 4 тыс. проживают в с. Еланцы. Планировочная структура района формируется осями и узлами расселения, а также ареалами активного туристического освоения, включая сезонный туризм. Оси формируются на основе автодорог. Основная автодорога в Приольхонье 25н-055 IV категории протяженностью 182 км [4]: Баяндай -Еланцы - Крайснефть - паром МРС - Хужир. От нее ответвляется в пункте Крайснефть автодорога на Черноруд и на материковое побережье Малого моря. Автодорога на побережье Малого моря проходит через пункты Сарма, Курма, Улан-Хушин, Зундук, Зама. В 2012 г. к МРС проезжали более 500 тыс. автомобилей [5].

Система расселения представлена следующей схемой (рис. 1). В ней выделяется центр - село Еланцы, численностью населения чуть более 4 тыс. жителей. Далее по иерархии - 5 центров муниципальных образований: пос. Хужир (1946 г. образования), села Бугульдейка, Куреть, Черноруд, Онгурен. На основной планировочной оси и на берегу оз. Байкал расположены все поселения: 18 малых деревень; 12 деревень с населением менее 100 чел.; в селах Сахюрта, Таловка, На-рин-Кунта проживает по 100-200 жителей, численность населения сел Черноруд, Алагуй, Тонта, Хурай-Нур - 200-300 человек. В поселках Онгурен и Куреть проживает 400-600 чел. В трех поселениях - Еланцы, Хужир, Бугульдейка - более 1 тыс. жителей [6].

Природные условия. Ольхонский р-н включает горный хребет Приморский, покрытый тайгой, гряду прибрежных сопок, Тажеран-скую степь и ландшафты о. Ольхон. На острове вдоль восточного берега вытянулся горный хребет с вершиной Ижимей. Вдоль западного берега острова поверхность опустилась равниной к проливу Малое море. Вдоль берега напротив острова с севера на юг протянулась степь по низкогорью, по межгорным долинам и по всхолмленной равнине. Рекреационная ценность рассматриваемых территорий обусловлена обилием солнечных дней в году (число пасмурных дней не превышает пятиде-

сяти), сравнительно мягкой и многоснежной зимой (средняя температура 11 °С ниже нуля) и умеренным нежарким летом (средняя температура +22 °С). Вода оз. Байкал мало пригодна для купания по причине медленного прогревания сибирским солнцем (температура воды в июле + 19 °С). Холмистый рельеф с преобладанием степной растительности определяет тяготение туристических потоков в сторону заливов и бухт. Эндемическая редкая растительность включает уникальные виды растений, характерные исключительно для прибайкальских ландшафтов и не встречающихся за пределами данной территории. Что в совокупности с тонким и крайне не устойчивым к антропогенному воздействию почвенным покровом, характерным для полупустынь и сухих степей, требует значительных защитных мероприятий для предотвращения деградации ландшафта в пустыню [7].

В летний сезон - конец июня - начало сентября - за счет туристов численность населения района возрастает минимум в 10 раз -до 100 тыс. чел. [8]. За два месяца поток туристов, проходящих на пароме через пролив Ольхонские Ворота, превышает 1 млн чел. О необходимости регулировать численность туристов, устанавливать правила их поведения, в том числе на пароме, говорят эксперты. Сегодня на данной территории наблюдается процесс стихийного градостроительного освоения ценных прибрежных ландшафтов в рекреационных целях. Неконтролируемое выделение участков в 2000-е гг. способствовало стихийной частой застройке побережья: гостевыми домами, турбазами, кемпингами, гостиницами. Это процесс спровоцировал волну «дикого» туризма непосредственно в прибрежной полосе: самостийные группы туристов подобно «моторизованной саранче» на личном автотранспорте сами обустраивают протяженные палаточные стоянки вдоль уреза воды (рис. 2).

Максимальная концентрация туристов, в том числе на турбазах, на побережье вокруг залива Мухор и бухты Базарной, а также в Ху-жире. Более двадцати туристических баз расположены на покатых склонах побережья бухты Базарной и Куркутского залива. Они плотно и тесно обсадили побережье и создали сплошную полосу туристических построек с хаотическим расположением домов.

Картину дополняют массы автотуристов, расположивших свои автомобили в водо-охраной зоне на берегу. Здесь же устраиваются свалки мусора и импровизированные туалеты на грунтовых ямах, при отсутствии инженерного благоустройства, в условиях чрезмерной антропогенной нагрузки на почвы и растительность.

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 142 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 140-151 142 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 140-151

Рис. 1. Границы рассматриваемых территорий - западный берег Байкала (центральная экологическая зона) и Приольхонье Fig. 1. The borderlines of territory - the west bank of Lake Baikal (Central ecological zone) and Olkhon aria

В результате произошла существенная деградация ценных прибрежных ландшафтов.

Ландшафт иссечен избыточной сетью грунтовых автодорог из-за вполне закономерного стремления людей отдыхать на берегу оз. Байкал. Однако это приводит к деградации ландшафта [9].

Для решения этой проблемы в при-

брежной зоне Ольхонского района необходима перезагрузка землепользования и правил застройки, которые у местных властей с большой вероятностью не утверждены и не разработаны. По этой причине межевание земельных участков в аренду происходило бессистемно, без предварительного проекта планировки (рис. 3).

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

Рис. 2. Космоснимок бухты Базарной и Куркутского залива. Ландшафт иссечен избыточной сетью грунтовых дорог. Состояние местности на период лета 2019. Яндекс карты - состояние на 2018. Fig. 2. Space image of Bazarnaya Bay and Kurkutskij Gulf. Landscape is cut by excessive dirt roads network. The condition of this area in summer 2019. Maps Yandex 2018.

Таким образом, проблематика градостроительного освоения ценных в рекреацион-но-ландшафтном отношении территорий обусловлена рядом противоречий:

- противоречие между экологией и экономикой определяет вектор градостроительной деятельности на территориях с серьезными экологическими и природоохранными ограничениями;

- противоречие между тяготением туристических потоков к берегам водоемов и водоохранными мероприятиями, определяет необходимость обустройства прибрежных территорий для защиты природных ландшафтов.

Для этой территории обозначенные противоречия провоцируют специфические конфликты между участниками градостроительной деятельности (органами власти, сообществом предпринимателей и жителями). Наиболее характерный конфликт между органами власти - природоохранной прокуратурой, с одной стороны, и предпринимательским сообществом - держателями гостевых домов, турбаз и кемпингов, а также местными жителями поселков, с другой стороны. Важным во-

просом в данном конфликте является отсутствие точного расположения границ природного парка, что вызывает ряд противоречий, связанных с регламентами землепользования. Требуя немедленного выселения людей и ликвидации всех строений на побережье оз. Байкал, прокуратура налагает запрет на дальнейшее территориальное развитие населенных пунктов, и на развитие в них сельскохозяйственных производств. При этом не решен вопрос о включении или исключении населенных пунктов - деревень и поселков - из границ национального парка. Национальный парк в данном случае рассматривается как территория отчуждения, абсолютно не подлежащая какому-либо освоению: рекреационному, хозяйственному или градостроительному, передвижение по нему также будет строго ограничено.

Руками природоохранной прокуратуры реализуется определенный проект, направленный на выдворение всех многочисленных мелких собственников и бизнесменов, предпринимателей и владельцев гостевых домов, турбаз, отелей и кемпингов с побережья оз. Байкал.

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 144 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 140-151 144 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 140-151

Рис. 3. Стихийное градостроительное освоения побережья оз. Байкал

на примере Бухты Базарной Fig. 3. Spontaneous urban rider of Baikal coast in Bazarnaya Bay

Этот проект не имеет ничего общего ни с финансово-экономическими прогнозами на основе объективных показателей, ни с планами развития производства и ведения бизнеса, исходящими из реальных социальных и хозяйственных потребностей общества и актуальных проблем (природоохранных, экономических, экологических, культурных). Этот проект представляет собой план реализации определенной цели, поставленной органами федеральной власти в рамках сохранения экологического баланса и защиты от загрязнений воды Байкала. Основная проблема заключается в несовместимости мероприятий по охране побережья Байкала с современными формами градостроительного освоением побережья в целях развития рекреационной деятельности -отдыха, туризма и лечения [9]. Поэтому авторы статьи задались целью определить направления градостроительного освоения прибрежной территории Байкала. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

- выявить методы регулирования градостроительной деятельности на уникальных природно-ландшафтных территориях с хрупким экологическим равновесием;

- предложить рекомендации по ландшафтной организации прибрежных территорий оз. Байкал.

В качестве методологической основы реализации природоохранных мероприятий в процессе градостроительного упорядочения хозяйственной деятельности на берегах водоемов авторы предлагают рассмотреть опыт Германии [10]. Этот опыт показал ограниченность средств принудительного выдворения всех хозяйствующих субъектов из границ охраны прибрежных ландшафтов, а также ограниченность мероприятий по имитации нарушенных элементов природного ландшафта, что не повышает прежней его привлекательности. Ввиду этого германские планировщики выбрали иной подход - создание саморегулируемых природных экосистем, включающих искусственные элементы, что позволяет экономить расходы на поддержание целостности природных ландшафтов, а затраты на производство продукции в этих системах компенсируются за счет взаимодействия с природным ландшафтом. К таким системам отнесены побережья крупных рек и озер, а также долины ручьев и малых рек, совокупный водосток ко-

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

торых формирует рельеф, что определяет прокладку транспортных связей, составляющих планировочный каркас и влияющих на характер расселения. Это, в свою очередь, влияет на пространственную организацию землепользования и размещение мест отдыха и туризма, тяготеющихся к берегам рек и озер. Именно эти территории рассматриваются на предмет поэтапного формирования саморегулируемых природно-рекреационных экосистем. Контролируемая хозяйственная деятельность в подобной системе более эффективна, чем в законсервированных для любой деятельности экосистемах. Для этого была разработана функционально-пространственная модель использования берегов водоемов, обеспечивающая приоритет аграрным видам функционального использования территории и предусматривающая защиту флоры и фауны, а также планировочные мероприятия по выделению территорий для организации отдыха и туризма. При этом важно планировочными средствами исключить возможность попадания неочищенных стоков с полей и от строений в водоемы.

В целях решения этих задач было предложено полностью вынести пашни за границы водоохранной зоны. Однако территорию в границах водоохранной зоны разрешено использовать для пастбищ, сохранив все луга для выпасов скота. Границу прибрежной полосы предложено оформить защитными древес-но-кустарниковыми насаждениями. За пределами прибрежной полосы предусмотрена полоса для устройства сети пешеходных троп и некоторых транспортных связей (для проезда автотранспорта специального назначения), которая также будет отделена от склонов верхней надпойменной террасы защитными зелеными насаждениями. Склоны холмов предложено наделить статусом особо охраняемого природного ландшафта (ООПТ). Таким образом, возможность размещения строений для приема и обслуживания туристов возможно только на участках, образованных в границах узкой полосы между склонами холмов и водоохранной зоной, так как дно речной долины будет наделено строгим природоохранным регламентом для защиты водного бассейна от попадания неочищенных стоков. Учитывая ориентировочную ширину береговой полосы оз. Байкал в 200 м, основные черты данной функционально-пространственной модели вполне способны быть основой для подобной модели применительно к побережью оз. Байкал.

Второй пример планировочного реше-

ния природоохранных задач - организация паломнического туризма на о. Валаам в Ладожском озере (Северо-Западный регион). Так как сам остров является государственным заповедником Российской Федерации, а Ладожское озеро - третьим водоемом на планете по запасам пресной воды и имеет не озерный климат, а морской, то паромная переправа автотранспорта на остров невозможна, что сразу позволяет исключить проникновение самостийных автотуристов. Сообщение с островом обеспечивается круизными теплоходами, перевозящими паломнические группы из портового г. Приозерска и пассажирскими скоростными судами из г. Сортавала. Эти два населенных пункта выполняют функцию перехватывающих узлов - фильтров, где автопутешественники оставляют свои транспортные средства на специально оборудованных автостоянках и пересаживаются на морские суда. Сообщение между всеми объектами по периметру Валаамского архипелага осуществляется только пешеходными и велосипедными связями. Движение на большие расстояния осуществляется специальным общественным транспортом (автобусом) и электрокарами. В целях сохранения эндемичной флоры Валаама пространственная организация хозяйственной деятельности, включая строительство, осуществляется на локальных участках расположенных в значительном удалении друг от друга. Вырубка деревьев и использование химических средств (пестицидов и гербицидов) в сельскохозяйственном производстве запрещены в целях сохранения регенеративных свойств почвы. Такой подход следует принять за методологическую основу для сохранения уникальной растительности оз. Байкал и его прибрежных ландшафтов. Должна быть установлена демографическая емкость о. Ольхон5 [11], данные ограничения на количество посетителей должны строго выдерживаться. Необходимо введе-сти строгое правило пребывания на острове: приезжать без личного транспорта. Для этого нужно создать на острове местную транспортную инфраструктуру. Должна быть создана также инфраструктура и правила для уборки и вывоза мусора. [12]. Оценивая ландшафты по экологической значимости, Ю.М. Семенов предлагает следующую стратегию использования территорий Ольхонского р-на6. В категорию интенсивного использования предлагается отнести очаги нынешней концентрации туристической активности на западном побережье о. Ольхон:

1) урочище у пос. Ялга;

5Большаков А.Г. Геопластика в архитектуре и планировке ландшафта: учеб. пособие. Иркутск: Из-во ИрГТУ, 2000. 171 с. 6Экологически ориентированное планирование землепользование в Байкальском регионе. Ольхонский район: Рамочный план экологически ориентированного землепользования в масштабе 1:200000 / Ю.М. Семенов, А.Н. Антипов, В.В. Буфал и др. Иркутск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 1998. 183 с.

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 146 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 140-151 146 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 140-151_

2) урочище у пос. Хужир;

3) урочище возле пос. Улан-Хушин.

Между этими очагами прибрежные

территории рекомендуется использовать экстенсивно, ограничивая антропогенную нагрузку. Материковое побережье Малого моря от залива Мухор до устья ручья Улан Хан также предложено к интенсивному развитию. Севернее, к устью ручья Зундук и Зама, развитие ограничивается. В районе Онгурена предусматривается экстенсивное использование.

Результаты и их обсуждение

Развивая это предложение, авторы данной статьи определили некоторые важные принципы планировочной организации побережья оз. Байкал, касающиеся перепланировки зоны турбаз в бухте Базарной. Эти принципы могут быть следующими:

- участки турбаз должны быть скомпонованы в компактные кварталы;

- разрывы между кварталами должны быть решены как широкие зеленые коридоры, по которым можно беспрепятственно подойти к прибрежной полосе;

- прибрежная защитная полоса должна быть освобождена от застройки и от автостоянок со свалками и туалетами на ширину прибрежной защитной полосы - 200 м;

- грунтовые дороги, которые иссекли почвено-растительный покров и представляют собой избыточную сеть, покрывающую всю площадь бухты, должны быть закрыты, рекультивированы, на них должны быть высажены деревья.

Новая сеть дорог с учетом вновь образованных кварталов застройки, должна быть минимизирована и ограничена только необходимыми тупиковыми проездами от тыловой дороги общего пользования до входа в квартал (рис. 4).

К этим принципам предлагаются определенные методы.

Метод ландшафтно-пространствен-ного упорядочения градостроительной деятельности вдоль берега оз. Байкал включают выделение параллельно расположенных друг за другом зон-полос. Границы первой полосы -это официально установленная береговая защитная полоса. Далее расположена водоохранная зона со своим градостроительным регламентом, направленным на сохранение растительности, почвенного покрова и исключения попадания стоков от строений в оз. Байкал [13]. Для этого возможны определенные инженерно-технические мероприятия.

В целях сохранения почвенного покрова имеется несложный метод - сооружение надземных пешеходных направлений (пример - водопады Телецкого озера в горах Республики Алтай). Для повышения комфортности от-

дыха у воды с одновременной разгрузкой береговой полосы от многочисленных туристических групп следует рассмотреть практику создания искусственных мелководных водоемов для купания параллельно берегу (примеры -Манжерок и «Бирюзовая Катунь» в Горном Алтае [14]).

Следующая полоса - это полоса для градостроительного освоения, которая также будет иметь свои регламенты. За границей этой полосы будет расположена зона неприкосновенных для хозяйственной деятельности природных ландшафтов (рис. 5).

Метод налогового регулирования градостроительной деятельности включает дифференцированные рентные платежи, взимаемые с собственников частного бизнеса, т.е. предпринимателей-владельцев турбаз, отелей и кемпингов (при условии освобождения их от подоходного налога). Накопленные средства предлагается выделять на инженерно-технические мероприятия по ландшафтному благоустройству прибрежных территорий Байкала, а также на восстановление и обогащение природного ландшафта (высадку деревьев, демонтаж диссонирующих строений).

В результате авторам удалось разработать определенную планировочную модель для прибрежных территорий с уникальными природными ландшафтами.

Особенность этой модели заключается в ландшафтосообразном регулировании градостроительной деятельности в понимании устойчивого развития как комплексного упорядочение застройки согласно строению ландшафта, т.е. особенностям рельефа, почвы и растительности.

1. Ограничение и блокирование потока автотуристов путем создания перехватывающих и перенаправляющих этот поток узлов на подступах к побережью Байкала в пос. Еланцы и на ответвлении автодороги на Зун-Хагун.

2. Ликвидация самостийных транспортных связей, проложенных автотуристами вдоль береговой полосы, путем искусственно создаваемых зеленых насаждений из эндемичных пород деревьев по линии этих проездов.

3. Разделение сплошной полосы хаотичной застройки на фрагменты зелеными насаждениями, обогащающими природный ландшафт.

4. Планировочными средствами блокировать попадание личного автотранспорта в береговую полосу, одновременно обеспечивая доступ туристов к воде с помощью благоустроенных пешеходных направлений (висячих мостовых настилов над поверхностью земли, для предотвращения вытаптывания почвенного покрова).

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

£

о

»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>3

0

1

5

3

6

ф

is ф

о

Si § §

s а

a S

ф ^

s

0 & с £

® a 3 -

1 'S ф о

<0 О О Ф

<3

a с о "то

Й

С с

■6

3 ф

<3

ч. О

С (В с

■■3 « ф W

£ 0Q

I ig

Я з

■к

з

Л из

с S

ф ч

0

1 VO g

ф

о &

ф о

is

о &

S ф

0Q

I <0

Е

(С N (С 0Q

О 3

о.

(С 8

а Ф

„ю — о

is з

ф £

if

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 148 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 140-151 '48 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 140-151

Рис. 5. Концепция возможного упорядочения застройки на берегах Приольхонья Fig. 5. The conception of possible improvement of recreational development along

Baikal coast in Olkhon area

Выводы

Градостроительная организация территории в Приольхонье должна быть нацелена на устойчивое развитие, т.е. на ландшафтную урбанизацию и одновременно на охрану ландшафтов. Ведущий принцип планировки и застройки - ландшафтосообразность. Это означает, что на каждом масштабном уровне должен выделяться природный каркас - наиболее ценные ландшафты побережья и зеленых клиньев, ведущих к побережью. Дороги общего пользования для районов туристического освоения должны быть отнесены на ты-

ловую границу районов. Следует пересмотреть границы участков, сданных в аренду. Должна быть сформирована планировка районов и планировка кварталов. Новое межевание участков в пределах квартала должно, с одной стороны, учесть интересы арендаторов, с другой стороны, обеспечить общий порядок, гарантирующий сохранность прибрежной защитной полосы и сформированность зеленых клиньев между кварталами. Следует запретить доступ автомобилей в прибрежную защитную полосу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. McHarg I.L. Design with nature. New York: Natural History Press Doubleday & Company Inc., 1971. 98 p.

2. Haag R., Roberts, Denes. North waterfront conceptual master plan. Berkley: University Press, 1991

3. Beispiele aus der Planungspraxis. Arten- und Biotopschutz auf der Stufe der regionalplanung. Planung Vernetzter Biotopsysteme im landkreis Altenkirchen. / Landesamt fur Umveltschutz und Geverbeaufsicht Rheinland-Pfalz / Dr. R. Burkhardt, E.Mirbach, M.Schorr.- Bonn: Bund Deut-

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

scher Landschaftsarchitekten, 1992. 201 p.

4. Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области (с изменениями на 29 апреля 2019 года) [Электронный ресурс].

URL: http://docs.cntd.ru/document/441613048 (23.11.19)

5. Десятикилометровый участок трассы Елан-цы-Хужир открыли после ремонта [Электронный ресурс].

URL: https://vestiirk.ru/news/economy/115643/ (23.11.19)

6. Схема территориального планирования Иркутской области: федер. гос. информационная система территориального планирования. URL: https://fgistp.economy.gov.ru/?show_docum ent=

true&doc_type=npa&uin=2500000002010220130 11770 (23.11.19)

7. Мамин Р.Г., Щенникова Г.Н., Волшаник В.В. Геоэкология и ресурсные возможности регионов Сибири: монография. М.: АСВ, 2010. 224 с.

8. Унифицированный туристский паспорт Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/tour/utp.php

(30.11.2019)

9. Большаков А.Г. Ландшафтно-градостроительный подход к проблемам туристического освоения Байкала // Архитектура и строительство России. 2017. № 1 (221). С.42-52.

10. Wolterung M. Tuorismus und Regionalentwicklung in deutshen Nationalparken. Wurzburg: Universität St Gallen, 2011. 19 p.

11. Большаков А.Г. Социальная эффективность градостроительства // Жилищное строительство. 2016. № 1-2. С. 51-59.

12. Ольхон в тисках туризма [Электронный ресурс].

URL: https://www.irk.ru/news/articles/20170808/ol chon/ (20.11.2019)

13. Водный кодекс Российской Федерации (по состоянию от 10 августа 2017 года): федер. закон принят Гос. Думой 12.04.2006; ред. от 03.06.2006. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60683/ (20.11.2019)

14. Поморов С.Б., Морозова Н.В. Архитектурно-социологические предпосылки формирования рекреационных комплексов в горном и предгорном Алтае: монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. 108 с.

REFERENCES

1. McHarg IL. Design with nature. New York: Natural History Press Doubleday & Company Inc.; 1971. 98 p.

2. Haag R., Roberts, Denes. North waterfront conceptual master plan. Berkley: University Press; 1991

3. Burkhardt Dr.R., E.Mirbach, M.Schorr Beispiele aus der Planungspraxis. Arten- und Biotopschutz auf der Stufe der regionalplanung. Planung Ver-netzter Biotopsysteme im landkreis Altenkirchen. Landesamt fur Umveltschutz und Geverbeaufsicht Rheinland-Pfalz. Bonn: Bund Deutscher Landschaftsarchitekten; 1992. 201 p.

4. About the approval of the list of public roads of regional or intermunicipal significance of Irkutsk region (with changes on April 29, 2019). Available from:

http://docs.cntd.ru/document/441613048 [Accessed 23th November 2019] (In Russ.)

5. Ten kilometer section of the highway Elantsy-Khuzhir opened after repair. Available from: https://vestiirk.ru/news/economy/115643/ [Accessed 23th November 2019] (In Russ.)

6. Territorial planning scheme of Irkutsk region: federal state information system of territorial planning. Available from:

https://fgistp.economy.gov.ru/?show_document= true &

doc_type=npa&uin=250000000201022013011770 [Accessed 23th November 2019] (In Russ.)

7. Mamin RG, Schennikova GN, Volshanik VV. Geoecology and resource opportunities of Siberian regions. Moscow: Association of construction universities; 2010. 224 p. (In Russ.)

8. Unified tourist passport of the Irkutsk region Available from: https://irkobl.ru/sites/tour/utp.php [Accessed 30th November 2019]

9. Bolshakov AG. Landscape and urban planning approach to the problems of tourist development of lake Baikal. Architecture and construction of Russia. 2017;1(221):42-52. (In Russ.)

10. Wolterung M. Tuorismus und Regionalentwicklung in deutshen Nationalparken. Wurzburg: Universität St Gallen; 2011. 19 p. (In Germany)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bolshakov AG. Social efficiency of urban planning. Housing construction. 2016;1-2:51-59.

12. Olkhon in the grip of tourism. Available from: https://www.irk.ru/news/articles/20170808/olchon/ [Accessed 20th November 2019]

13. Water code of the Russian Federation (as of 10 August 2017). Available from: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_60683/ [Accessed 20th November 2019] (In Russ.)

14. Pomorov SB, Morozova NV. Architectural and sociological prerequisites for the formation of recreational complexes in the mountainous and foothill Altai. Barnaul: Altai state technical University, 2009. 108 p. (In Russ.)

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 150 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 140-151 150 ISSN 2500-154Х Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 140-151

Критерии авторства

Большаков А.Г., Скрябин П.В. имеют на статью равные авторские права и несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Сведения об авторах

Большаков Андрей Геннадьевич,

доктор архитектуры, профессор, заведующий

кафедрой архитектурного проектирования,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

He-mail: andreybolsh@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0805-7207

Скрябин Павел Владимирович,

кандидат архитектуры, доцент кафедры

градостроительства,

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

190005, Санкт-Петербург,

ул. 2-я Красноармейская, 4,

Россия,

e-mail: paulskryabin@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-1903-6444

Contribution

Bolshakov A.G., Skryabin P.V. have equal author's rights and bear the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

Information about the authors

Andrey G. Bolshakov,

Dr. of Architecture, Professor,

Head of the Department of Architectural Design,

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia,

He-mail: andreybolsh@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0805-7207

Pavel V. Skryabin,

Cand. of Architecture, Associate Professor

of the Department of Urban Planning,

Saint Petersburg State University of Architecture

and Civil Engineering,

4 Vtoraya Krasnoarmeiskaya St.,

Saint Petersburg 190005, Russia,

He-mail: paulskryabin@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1903-6444

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.