Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОКРАШИВАЮЩИХ И МАРКИРУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОКРАШИВАЮЩИХ И МАРКИРУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОКРАШИВАЮЩИЕ И МАРКИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА / 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИЦИИ" / СТ. 13

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудаков Борис Викторович

Рассматриваются проблемы, связанные с применением специальных окрашивающих и маркирующих средств, обусловленные положениями ст. 19, 21 и 22 Федерального закона «О полиции», а также предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLYING SPECIAL COLORING AND MARKING SPECIAL MEANS IN THE LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

The article discusses the problems associated with the use of special coloring and marking of funds arising from the provisions of Articles 19, 21 and 22 of the Federal Law «On Police», as well as pre-rely their solutions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОКРАШИВАЮЩИХ И МАРКИРУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343

БОРИС ВИКТОРОВИЧ РУДАКОВ,

кандидат химических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ВПО «Уральский юридический институт МВД России»

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОКРАШИВАЮЩИХ И МАРКИРУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются проблемы, связанные с применением специальных окрашивающих и маркирующих средств, обусловленные положениями ст. 19, 21 и 22 Федерального закона «О полиции», а также предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: специальные средства, специальные окрашивающие и маркирующие средства, ст. 13, 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».

B.V. Rudakov, PhD (Chemistry), Assistant Professor, Subdepartment of the Operative-and-Search Activities of the Internal Affairs Units, Urals Law Institute of the Russia MI; e-mail: rudakov64@rambler.ru, tel.: 8 (343) 331-70-80 (1-83).

Problems of applying special coloring and marking special means in the law enforcement activities.

The article discusses the problems associated with the use of special coloring and marking of funds arising from the provisions of Articles 19, 21 and 22 of the Federal Law «On Police», as well as pre-rely their solutions.

Key words: special means, special coloring and marking means, art.13, 18, 19, 21, 22 of the Federal Law «On Police».

Повышение эффективности противодействия преступности было и остается одной из главных задач развития российской государственности. Происходящие во всех сферах деятельности современного общества интенсивные изменения существенно отражаются на состоянии криминальной среды, что влечет за собой необходимость столь же интенсивного, а в идеале - опережающего совершенствования законодательства, сил, средств и методов борьбы с преступностью.

За период с января по октябрь 2015 г. зарегистрировано преступлений на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1977,9 тыс.). Рост преступлений отмечен в 72 субъектах Российской Федерации. Также увеличился имущественный ущерб от преступлений, составив за указанный период 309,56 млрд руб., дав увеличение на 5,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ). Немногим меньше половины всех зарегистрированных преступлений (45,6%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи - 831,9 тыс. (+11,1% по сравнению с АППГ), а количество выявленных фактов хищения боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ увеличилось

на 7,0% (по сравнению с АППГ). Также на 2,6% возросло число преступлений экономической направленности [8].

Одной из эффективной составляющей противодействия таким видам преступлений, как взяточничество, вымогательство, незаконный оборот оружия, наркотических средств, краж, является использование сотрудниками правоохранительных органов специальных окрашивающих и маркирующих средств и устройств их применения, относимых Федеральным законом «О полиции» [3] к категории «Специальные средства», что порождает определенные проблемы в их применении.

Развитие технического прогресса, принятие на вооружение правоохранительных органов все более разнообразных и усложняющихся видов технических средств нелетального воздействия потребовало и закономерной модификации законодательных основ их применения, включая такую фундаментальную, как Закон «О милиции». В новом Федеральном законе «О полиции» уточнен и расширен перечень специальных средств, которые может применять в своей деятельности полиция. Сменили название такие группы средств,

как «палки резиновые», получив название «палки специальные», поскольку резина - не единственный материал, который может быть использован для производства палок, да и сами изделия ПР только по названию, а не по составу материала можно было отнести к резиновым. Термин «специальные газовые средства» сменил «слезоточивый газ», так как специальные газовые средства могут оказывать не только слезоточивое, но и раздражающее воздействие1, «наручники» сменили название на «средства ограничения подвижности», поскольку подвижность человека может обеспечиваться средствами, надеваемыми не только на руки (см. ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О полиции»). Вместо термина «специальные окрашивающие средства», которые сотрудники милиции имели право применять для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления, в соответствии с Законом «О полиции», используется термин «специальные окрашивающие и маркирующие средства», применяемые как для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения (п. 10 ст. 21 указанного Закона), так и для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ст. 21 указанного Закона).

Несмотря на существенную модификацию, Федеральный закон «О полиции» не определил понятие «специальные средства», в связи с чем, естественно, возникает вопрос целесообразности отнесения применяемых полицией отдельных видов технических средств к специальным средствам, поскольку в указанном Законе определяются достаточно жесткие общие ограничения по их применению. Такие ограничения вполне оправданны для устройств и приспособлений, которые при применении могут нанести тяжелую травму человеку или иметь тяжкие последствия для здоровья и по степени воздействия на правонарушителя находятся между физической силой и огнестрельным оружием. В список попали такие устройства и вещества, которые вовсе не являются средствами принудительного воздействия и только по схожести группового названия отнесены к специальным средствам.

Было бы целесообразно исключить из списка специальных средств ту часть специальных

1 Термин «специальные газовые средства», применяемый в Федеральном законе «О полиции», также не может считаться оптимальным, поскольку при нормальных условиях разрешенные к применению вещества этой категории находятся в твердом состоянии. Более удачным и универсальным был бы термин «специальные вещества раздражающего действия».

окрашивающих и маркирующих средств, которые применяются при раскрытии и расследовании взяточничества, вымогательства, незаконного оборота оружия, наркотических средств, аргументируя такую позицию следующим образом, исходя из сущности понятия «специальные средства», приводимые в некоторых источниках.

Верховный Суд Российской Федерации, разрешая вопросы, связанные с применением ст. 286 УК РФ (п. «б» ч. 3), устанавливающей уголовную ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, с применением оружия или специальных средств, определил, что к специальным средствам «относятся приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни и здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды». Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности ... к специальным средствам не относятся» [5].

Схожее по смыслу определение можно видеть в Соглашении о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности [7], в соответствии со ст. 1 которого «специальные средства - это различного рода изделия, специально разработанные и предназначенные для применения правоохранительными органами с целью оказания нелетального обратимого воздействия на объект при отражении нападения, пресечении совершения преступления, оказании сопротивления, розыске, задержании, доставлении задержанных, пресечении побега из-под стражи, освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков, пресечении массовых беспорядков, остановке транспортных средств, принятые на вооружение правоохранительных органов и специальных служб и не относимые законодательством к продукции военного назначения».

Вариант определения специальных средств можно видеть и в комментарии к Федеральному закону «О полиции», трактующем их как «состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных Законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества), основным назначением которых явля-

ется оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты» [2, с. 396].

В.А. Войтенко и др. [1, с. 7] дают другое, но достаточно схожее по смыслу определение специальных средств как «предусмотренную соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами совокупность устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия».

Специальные средства определяются и Энциклопедией МВД России как «совокупность технических средств, применяемых сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск при выполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также в иных предусмотренных законом случаях (оказание физического воздействия на преступников и других правонарушителей при сопротивлении с их стороны, защита личного состава)» [9. с. 484].

Все варианты определений объединяет представление о специальных средствах как вещах, предметах и устройствах, оказывающих на не подчиняющихся законным требованиям полиции граждан воздействие, по своей интенсивности и эффекту превышающее применение физической силы.

С учетом изложенного выше можно определить специальные средства как состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных Законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) с целью оказания принуждающего нелетального физического воздействия на объект.

Это определение достаточно гармонично соответствует духу Федерального закона «О полиции», в котором законодатель располагает специальные средства между физической силой и оружием как среднее по интенсивности воздействия на правонарушителя (или объекты, им используемые) средство с целью принудить его выполнить законные требования сотрудника полиции.

По этой причине положения ст. 21 и 22 и в целом главы 5 Закона «О полиции» не должны распространяться на применение полицией техниче-

ских изделий, состоящих на вооружении полиции, но не предназначенных для оказания принудительного силового нелетального воздействия.

Вместе с тем и в Законе «О милиции», и в развившемся из него Федеральном законе «О полиции» (ст. 21) к специальным средствам отнесли и специальные окрашивающие и маркирующие средства, применяемые полицией негласно для расследования и раскрытия таких преступлений, как взятки, вымогательства и др., обеспечивающие доказательства манипуляций фигурантов с объектами, представляющими интерес для полиции (передача денег, наркотических средств и т.п.). Применение таких технических средств не ставит целью принуждение человека к выполнению законных требований полиции и несет угрозу здоровью граждан не больше, чем другие предметы, прошедшие обычную сертификацию на предмет безопасного применения, таких как, например, бытовые косметические средства, техника или новогодние хлопушки. В то же время на вооружении полиции состоит ряд средств, которые также можно по назначению отнести к и специальным окрашивающим и маркирующим средствам, которые применяются при массовых беспорядках и действительно могут нанести существенный вред здоровью граждан в случае несоблюдения установленных Законом ограничений. Можно было счесть, что Закон в составе специальных средств вообще не рассматривает категорию негласно применяемых специальных окрашивающих и маркирующих средств, но установленное в п. 4 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О полиции» ограничение, не допускающее установку специальных окрашивающих средств на объекте без согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, достаточно ясно дает понять, что речь идет в том числе о скрытно устанавливаемых химических ловушках, применяемых при раскрытии краж. Также указание п. 4 ч. 2 ст. 21 «Применение специальных средств» Федерального закона «О полиции» на то, что сотрудник полиции имеет право применять специальные окрашивающие и маркирующие средства для «... защиты охраняемых объектов (курсив автора), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия ...» предполагает использование скрытно применяемых ловушек.

Отсутствие дифференцируемого подхода к этим схожим по названию, но существенно отличным по устройству, средствам и целям применения и создает проблему, которая заключается в

том, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О полиции» сотрудник правоохранительных органов и при негласном применении специальных окрашивающих и маркирующих средств «... обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение ... специальных средств . о том, что он является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований.». Право не предупреждать о применении специальных средств сотрудник полиции имеет только в случае, если «... промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия» (ч. 2. ст. 19 указанного Закона), что, очевидно, ни по букве, ни по духу закона не может быть использовано как аргумент скрытности при проведении негласного мероприятия.

Проблема возникает и с применением специальных окрашивающих и маркирующих средств, используемых негласно, в свете ограничений, постулированных в ст. 22 Федерального закона «О полиции», поскольку в соответствии с ч. 1 этой статьи «Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства: 1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признакам инвалидности и малолетних лиц.». Это ограничение вполне понятно в случае возможного нанесения травмы при применении других видов специальных средств, но совершенно необоснованно в случае специальных окрашивающих и маркирующих средств, используемых негласно. Применяя специальную палку или средства ограничения подвижности сотрудник вполне может оценить, относится или нет правонарушитель к указанной категории, но в случае негласного применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, как, например, при раскрытии краж, когда во многих случаях лицо, их совершающее, не установлено, объективно непредсказуемое воздействие веществ на малолетнего или инвалида в соответствии с буквой Закона может повлечь серьезные проблемы для сотрудника полиции.

Определенная проблема выявляется и в том, что в п. 4 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О полиции» законодатель разделил эту группу средств, оставив ограничение только для «специальных окрашивающих средств», хотя соответствующая группа средств в п. 4 ч.1. ст. 21 носит более сложное название «специальные окрашивающие и маркирующие средства», такое несоответствие

в терминах может привести к определенным сомнениям в законности их применения, что, возможно, сделает позиции правоохранительных органов более уязвимыми на суде.

Также с учетом требования ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О полиции» все разнообразные вещества, применяемые в качестве специальных окрашивающих и маркирующих средств, негласно должны утверждаться Правительством Российской Федерации, что повлечет создание необоснованных препятствий во внедрении новых средств в практическую деятельность правоохранительных органов [6].

С учетом изложенного выше предлагается п. 4 ч. 2 ст. 21 «Применение специальных средств» Федерального закона «О полиции» в действующей редакции «. 2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства: . 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи . » изложить следующим образом: «. 2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства: . 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи ...», полагая что, в этом случае будут использоваться только гласно применяемые специальные средства, позволяющие дистанционно наносить яркие следы красителя на граждан, наиболее активно участвующих в массовых беспорядках с целью упрощения их задержания впоследствии.

Предлагается также п. 4 ч. 1 ст. 22 «Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств» Федерального закона «О полиции» в действующей редакции «... установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц» исключить, поскольку гласно применяемые специальные окрашивающие и маркирующие средства, используемые в ходе пресечения массовых беспорядков, на объектах собственников не устанавливаются.

Для регламентирования негласного применения специальных окрашивающих и маркирующих средств достаточно установленного в п. 25 ч. 1 ст. 13 права полиции « . использовать для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде»,

а также схожих по смыслу положений ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [4], в которой указывается, что «... В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются ... технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде ...».

Список использованной литературы

1. Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995.

2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. - М.: Проспект, 2014.

3. О полиции: Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ: в ред. от 22 дек. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ: в ред.

от 21 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.

5. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 0-007-9CC // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2008. № 1.

6. Рудаков Б.В., Бражников Д.А., Щукин А.М. Основы специальной техники органов внутренних дел (общая часть): учеб. пособие. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013.

7. Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 46, ст. 5420.

8. Состояние преступности за январь-октябрь 2015 г. URL: https://mvd.ru/folder/101762/ item/6765514/ (дата обращения: 13.11.2015).

9. Энциклопедия МВД России / под ред. В.Ф. Некрасова. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.