Научная статья на тему 'Правовое обеспечение применения специальных средств сотрудниками полиции'

Правовое обеспечение применения специальных средств сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3374
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ" / FEDERAL LAW "ON POLICE" / ПОНЯТИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ СРЕДСТВО" / CONCEPT OF A SPECIAL MEANS / ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ORDER OF USING SPECIAL MEANS / ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / GROUNDS FOR USING SPECIAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грозан Евгений Николаевич, Дизер Олег Александрович, Филиппов Олег Юрьевич

Предлагается понятие «специальные средства» для целей Федерального закона «О полиции». Анализируются порядок применения специальных средств, необходимость и последовательность совершения отдельных действий перед применением, в момент применения и после применения специальных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal provision for using special means by police officers

The authors present the concept “special means” for the Federal Law “On Police”. The article examines the order of using special means, necessity and sequence of carrying out separate acts before, during and after using of special means.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение применения специальных средств сотрудниками полиции»

Важную роль в реализации данного направления играет Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, прокурору или в суд. Отметим, что этого явно недостаточно. Чтобы достичь единообразного подхода к использованию результатов ОРД, необходима единая инструкция, которая будет регламентировать процесс легализации и вхождения в уголовный процесс результатов ОРД, утвержденная ведомствами всех правоохранительных органов, которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Кыргызской Республики.

Полагаем, что такой подход оправдан, поскольку результаты оперативно-розыскной деятельности остаются одним из самых эффективных инструментов предупреждения и борьбы с наиболее опасными видами преступлений. Поэтому вполне понятным является общее стремление обеспечить максимальную работоспособность этого важнейшего инструмента в раскрытии и расследовании преступлений,

совершаемых организованными преступными формированиями.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что без надлежащего использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности в условиях современного уголовного судопроизводства невозможно провести всестороннее, полное и объективное расследование большинства серьезных преступлений, в первую очередь имеющих отношение к организованной преступной деятельности.

1 Раимбердиев Р. Р. Управление подразделениями МВД КР, осуществляющими борьбу с организованной преступностью : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.

2 Адилов А. Н., Осмоналиев К. М. Организованная преступность в Кыргызстане. Бишкек, 2001. С. 37.

3 Мазунин Я. М. Установление участников организованного преступного формирования и тактические основы допроса на стадии предварительного расследования. Омск, 2003. С. 29-30.

4 Эркин Тоо. 2013. 4 июня.

УДК 340 © Е. Н. Грозан, О. А. Дизер, О. Ю. Филиппов, 2015

Правовое обеспечение применения специальных средств сотрудниками полиции

Е. Н. Грозан, О. А. Дизер, О. Ю. Филиппов

Предлагается понятие «специальные средства» для целей Федерального закона «О полиции». Анализируются порядок применения специальных средств, необходимость и последовательность совершения отдельных действий перед применением, в момент применения и после применения специальных средств.

Ключевые слова: Федеральный закон «О полиции», понятие «специальное средство», порядок применения специальных средств, основания применения специальных средств.

В общем виде специальное средство можно определить как средство, имеющее специальное назначение (цель), конструктивные особенности либо особые свойства. Учитывая многоаспектность данного понятия, считаем что определение «специальное средство» требует уточнения с точки зрения закона. Легального определения специальных средств законодательство Российской Федерации, содержащее нормы, закрепляющие право сотрудников правоохранительных органов на их применение, не

содержит. Данное понятие формулировалось на протяжении длительного периода (термин «специальное средство» стал использоваться в СССР с 1978 г. 1) учеными-административистами на основе выделяемых ими признаков, отраженных в законе и иных правовых актах.

В теории разработано несколько определений понятия «специальные средства», в которых выделялись различные признаки данных материальных объектов, их характерные черты. С учетом кон-

структивных особенностей, специальные средства определялись как «совокупность устройств, приспособлений...» 2, «совокупность технических средств» 3 либо «устройства, предметы, химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства» 4. При характеристике назначения специальных средств, а также их свойств указывалось «обеспечение лишения лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия»5, «оказание физического воздействия на преступников и других правонарушителей» 6, «оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты» 7. В той или иной мере данные авторские определения обладают некоторыми недостатками и критикуются учеными и специалистами 8. В одних не выделяется такой специфический вид специального средства, характерный исключительно для законодательства, закрепляющего права на применение специальных средств сотрудников правоохранительных органов, как служебные животные. Другие выделяют такое свойство, как прямое принудительное воздействие, что вряд ли оправданно (прямое принудительное воздействие характерно только для отдельных специальных средств).

Интересным видится определение специальных средств, предложенное А. Ю. Моляновым, под которыми он понимает «состоящие на вооружении полиции и внутренних войск и применяемые ими в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, предназначенные для нелетального, иммобилизующего воздействия на человека, без нанесения ущерба его здоровью, а также для физического воздействия на материальные объекты» 9, вместе с тем, по нашему мнению, не лишенное определенных недостатков.

Критикуя позицию некоторых ученых об отождествлении оружия нелетального действия (ограниченного поражения) и специальных средств, автор, тем не менее, включает в понятие такой признак, как нелетальное воздействие. Этим признаком обладает указанное в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» 10 оружие ограниченного поражения, что является видом огнестрельного оружия, оказывающего травматическое воздействие. Соглашаясь с мнением авторов комментария к Федеральному закону «О полиции», отметим, что данный вид оружия имеет существенные особенности — являясь разновидностью огнестрельного оружия, оружие ограниченного поражения имеет некоторое сходство со специальными средствами, состоящими на вооружении полиции 11, однако говорить о наличии такого свойства специального средства, как «нелетальное воздействие», не всегда уместно.

Спорным является и утверждение А. Ю. Моля-нова о том, что специальные средства предназначены для воздействия на человека, без нанесения ущерба его здоровью. Гематома, оставленная на предплечье в результате законного применения палки специальной, уже свидетельствует о причинении телесных повреждений, а соответственно, нанесении ущерба для здоровья. Видимо, речь нужно вести о существенном ущербе для здоровья либо причинении смерти.

Трудно согласиться с тем, что все специальные средства обладают иммобилизующим воздействием (лишение лица способности оказывать сопротивление, т. е. останавливающее действие). Многие специальные средства имеют иное назначение. Нет такого воздействия у специальных окрашивающих и маркирующих средств, предназначенных для распыления маркирующего состава в целях выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также средства разрушения преград в виде малогабаритных взрывных устройств, предназначенных для оперативного вскрытия дверей, замков, металлических петель и др.

Необходимо также отметить, что подобные определения формулировались в нормах международного права и судебных актах. Так, в Договоре о коллективной безопасности, закрепляющем соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации 12, под специальными средствами понимаются различного рода изделия, специально разработанные и предназначенные для применения правоохранительными органами в целях оказания нелетального, обратимого воздействия на объект при отражении нападения, пресечении совершения преступления, оказании сопротивления, розыске, задержании, доставлении задержанных, пресечении побега из-под стражи, освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков, пресечении массовых беспорядков, остановке транспортных средств, принятые на вооружение правоохранительных органов и специальных служб и не относимые законодательством к продукции военного назначения.

Верховный Суд Российской Федерации к специальным средствам относит приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни и здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды 13.

Специальные средства для целей Федерального закона «О полиции» 14 можно определить как состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законодатель-

ством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, назначением которых является оказание прямого либо косвенного принудительного физического воздействия на человека, без нанесения существенного ущерба его здоровью, а также какие-либо материальные объекты.

Следует отметить наличие определенных вопросов, возникающих у правоприменителей и связанных с порядком применения специальных средств. Порядок применения специальных средств включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника полиции при возникновении основания и условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к специальному средству. Если основания применения специальных средств указывают на то, когда, в каких случаях можно к ним прибегнуть, то порядок их применения заключается в том, как, в какой последовательности это должно делаться. Он охватывает действия самого сотрудника полиции, главным образом, на месте происшествия и состоит из трех основных этапов: действий непосредственно перед применением, в сам момент и после применения специальных средств.

Необходимость и последовательность совершения отдельных действий на каждом из перечисленных этапов зависит от особенностей складывающейся ситуации на месте происшествия.

Во-первых, сотрудник полиции должен проинформировать лицо, в отношении которого возможно применение данных средств о своей принадлежности к полиции. Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении специальных средств, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции принять, прежде всего, меры к тому, чтобы нападающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции. Форма такого уведомления законом не определена, главным условием является то, что принадлежность сотрудника к полиции была бы ясна гражданину либо очевидна. Однако необходимо отметить, что сотрудник должен предпринять дополнительные меры в той ситуации, когда он находится без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе. В подобных ситуациях перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко и ясно объявить о том, что является сотрудником полиции,

и (если ситуация находится под контролем) показать свое служебное удостоверение.

Во-вторых, сотрудник обязан предупредить данное лицо о намерении применить в отношении него специальное средство. Для закона безразлично, каким способом сотрудник полиции будет предупреждать о своем намерении применить то или иное специальное средство, обязательным условием остается то, чтобы лицу были понятны намерения сотрудника. Предупреждение о намерении применить специальное средство может подаваться голосом, выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение посторонних лиц или повреждение их имущества прямым попаданием или рикошетом пуль 15, иным понятным способом. В связи с чем возникает вопрос: является ли демонстрация специального средства формой предупреждения?

Мнение некоторых практических работников из числа руководителей о том, что демонстрация палки специальной или иного специального средства, которым экипирован сотрудник полиции, может ничего не говорить правонарушителю, и он не обязан предугадывать действия стражей порядка, считаем спорным. В некоторых случаях сотрудник полиции может и не иметь возможность четко и ясно предупредить о намерении применить спецсредство голосом (сильное душевное волнение, заболевание голосовых связок и т. п.). Открытая демонстрация обнажения и приготовления некоторых видов специальных средств (палки специальной, наручников) вполне может служить сигналом для нарушителя, свидетельствующим о намерении применить их в отношении него. Кроме того, в случае применения таких специальных средств, как спирали и модернизированные заграждения, устанавливаемые для предотвращения проникновения на охраняемые территории, относящиеся к средствам защиты охраняемых объектов, предупреждение голосом видится неуместным. В таких случаях можно ограничиться предупреждающими знаками.

В-третьих, предупреждая о своем намерении применить специальное средство, сотрудник полиции должен, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования. Исключением являются случаи, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. В этих случаях сотрудники органов внутренних дел могут применять специальные средств без предупреждения (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О полиции»). Думается, что в данных обстоятельствах это право применимо и в отношении обязанности сотрудника проинформировать лицо, в отношении которого возможно применение специальных

средств, о своей принадлежности к полиции. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях эффективное выполнение должностных обязанностей напрямую зависит от внезапности вмешательства сотрудника полиции в происходящие события. Например, проникновение в здание, где находятся вооруженные преступники, под видом ремонтника инженерных путей и применение оружия в предусмотренных законом случаях без информирования и предупреждения более оправданно, чем заблаговременное оповещение особо опасных преступников о своей ведомственной принадлежности, что может привести (а порой и приводит) к тяжким последствиям.

В-четвертых, сотрудник полиции при применении специальных средств должен стремиться к тому, чтобы вред, причиняемый в результате их применения, был наименьший.

Некоторые виды специальных средств являются мощными разрушающими средствами. И если встать на более легкий путь достижения цели, то сотрудник полиции в состоянии в считанные секунды подавить противодействие преступника, причинив серьезные ранения, а иногда и смерть. Однако основная задача полиции в подобных случаях состоит в том, чтобы пресечь противоправные действия, задержать лицо, их совершившее, и обеспечить возможность решения вопроса о его наказании в судебном порядке.

Учитывая создавшуюся обстановку, характер и степень опасности правонарушителей, характер и силу оказываемого сопротивления, сотрудник должен стремиться к минимизации любого ущерба (как физического вреда, так и материального ущерба). Стремление к минимизации ущерба — это одновременно принцип и цель применения специальных средств. При оценке создавшейся обстановки необходимо учитывать «все обстоятельства, которые могли повлиять на возможность задержания с минимальным причинением вреда задерживаемому (место и время преступления, непосредственно за которым следует задержание, количество, возраст и пол задерживающих и задерживаемых, их физическое развитие, вооруженность, наличие сведений об агрессивном поведении задерживаемых, их вхождении в состав банды, террористической организации и т. п.)» 16. С этой целью специальное средство применяется, как правило, для поражения нежизненно важных органов, чтобы всего лишь ослабить нападающего (задерживаемого) и получить таким образом необходимый перевес в силе. Вместе с тем при наличии оснований на применение специальных средств, предусмотренных законом, допускается причинение посягающему или задерживаемому лицу любого вреда, соразмерного силе оказываемого противодействия. Это относится, прежде всего, к тем случаям, когда указанные лица сами проявляют исключи-

тельную агрессивность, создают реальную угрозу жизни или причиняют значительный вред здоровью сотрудника полиции либо иного лица, или осуществляют иные опасные действия. Не случайно в законе идет речь не о жесткой обязанности сотрудников причинять «наименьший ущерб», а об обязанности «стремиться» к тому, чтобы ущерб от применения специального средства был минимальным.

Принцип минимизации ущерба также нашел правовую регламентацию в ст. 22 Федерального закона «О полиции». Ограничения, закрепленные в данной норме, исключают нанесение чрезмерных повреждений либо существенного ущерба материальным объектам, однако необходимо помнить, что в соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Определенной проблемой является тот факт, что ведомственный нормативный акт, закрепляющий дополнительные ограничения на применение конкретных видов специальных средств, ограничен для распространения, ознакомление с ним требует выполнения достаточно жестких требований режима секретности, поэтому многие сотрудники полиции не только не знают о содержании данного приказа, но и о его существовании.

В итоге, как показывают выборочные контрольные опросы, сотрудники полиции демонстрируют неуверенное знание ограничений на применение специальных средств, особенно тех, которые закреплены в ведомственном нормативном акте МВД России 17, что требует взвешенного подхода к формированию, в рамках служебной подготовки, учебных программ по изучению оснований, порядка и особенностей применения специальных средств, а также качественного проведения инструктажей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Под специальными средствами можно понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, назначением которых является оказание прямого либо косвенного принудительного физического воздействия на человека, без нанесения существенного ущерба его здоровью, или какие-либо материальные объекты.

2. Закрепленные в ст. 19 Федерального закона «О полиции» требования к порядку применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основанные на положениях международных нормативных документах, обязывают сотрудников полиции точно выполнять предписанные законом действия, действовать грамотно, учитывать

все особенности при применении указанных мер принуждения. Учет в практической деятельности рассмотренных в данной статье некоторых особенностей использования специальных средств сотрудниками полиции позволит повысить их правовую защищенность и уровень соблюдения законности в органах внутренних дел.

1 Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на автомобилях и мотоциклах МВД СССР [Электронный ресурс] : приказ МВД СССР от 11 сентября 1978 г. № 260. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2 Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств : учеб. пособие. М., 1995. С. 7.

3 Энциклопедия МВД России / под ред. В. Ф. Некрасова. М., 2002. С. 484.

4 Сильников А. М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 16.

5 Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Указ. соч.

С. 7.

6 Энциклопедия МВД России / под ред. В. Ф. Некрасова. С. 484.

7 Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин [и др.]. М., 2011. С. 222.

8 См., напр.: Молянов А. Ю. Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 333.

9 Там же. С. 335.

10 Об оружии : федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51, ст. 5681.

11 Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин [и др.]. С. 223.

12 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 46, ст. 5420.

13 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 9-007-9СС // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 1.

14 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900. С. 2140-2186.

15 Административная деятельность органов внутренних дел : учебник / под ред. В. П. Сальникова : в 2 ч. М., 2005. Ч. 1. С. 255.

16 О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 // Рос. газета. 2012. 3 окт.

17 Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие : в 2 ч. / авт.-сост. А. М. Преображенский. М., 2006. Ч. 2. С. 10.

УДК 343.6 © С. Г. Ивахнюк, Н. Р. Казакова, 2015

Новые инструментальные методики, способствующие установлению лиц, совершивших поджоги

С. Г. Ивахнюк, Н. Р. Казакова

При расследовании пожаров версия поджога относится к наиболее вероятным и обязательным к рассмотрению. Одним из основных квалификационных признаков поджога является факт обнаружения при осмотре места пожара следов применения инициаторов горения. В настоящее время для идентификации инициаторов горения исследуется их органическая составляющая с использованием методов газожидкостной хроматографии, а также флуоресцентной и инфракрасной спектроскопии. В качестве альтернативы предлагается новый способ, при котором в качестве параметров для идентификации используется содержание металлических примесей, определяемое с помощью современных инструментальных методов элементного анализа.

Ключевые слова: расследование пожаров, поджог, инициаторы горения, примеси тяжелых металлов.

Наряду с широким использованием огня порядков, криминального передела собственно-

в мирных целях люди издавна пользуются им как сти и пр. Появляются новые и исчезают старые

мощным средством поражения и разрушения во средства вооруженной борьбы, но огонь остается

время вооруженных конфликтов, массовых бес- одним из основных средств поражения при любом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.