Научная статья на тему 'Проблемы применения нулевой ставки НДС при организации международных перевозок грузов'

Проблемы применения нулевой ставки НДС при организации международных перевозок грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аванесов С. Б.

В процессе предпринимательской деятельности организации нередко осуществляют экспортные операции. Государство заинтересовано в активизации внешнеэкономической деятельности, так как это способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. Кроме того, происходит приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы им было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт. Одной из таких льгот, которая предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС. Но предметом споров налоговых органов и экспортеров остается проблема обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов «входного» НДС со стоимости товаров. С проблемой возврата НДС из бюджета сталкиваются многие организации-экспорте­ры. С одной стороны, законодательство дает им «поблажку» в виде нулевой ставки налога. С другой, право на ее применение фирма должна подтвердить. Малейшая неточность в документах либо подозрение в «недобросовестности» приводит к тому, что контролеры отказывают организации в возмещении налога. В итоге за законным НДС ей приходится обращаться в суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения нулевой ставки НДС при организации международных перевозок грузов»

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

© Аванесов С.Б.*

Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

В процессе предпринимательской деятельности организации нередко осуществляют экспортные операции. Государство заинтересовано в активизации внешнеэкономической деятельности, так как это способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. Кроме того, происходит приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы им было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт. Одной из таких льгот, которая предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС. Но предметом споров налоговых органов и экспортеров остается проблема обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов «входного» НДС со стоимости товаров. С проблемой возврата НДС из бюджета сталкиваются многие организации-экспортеры. С одной стороны, законодательство дает им «поблажку» в виде нулевой ставки налога. С другой, право на ее применение фирма должна подтвердить. Малейшая неточность в документах либо подозрение в «недобросовестности» приводит к тому, что контролеры отказывают организации в возмещении налога. В итоге за законным НДС ей приходится обращаться в суд.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и получения налоговых вычетов при реализации товаров в налоговые органы представляются следующие документы:

1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.

* Аспирант кафедры Теории и истории государства и права.

В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование.

3. Таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

4. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

- Копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной

продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется.

- Копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Если налоговый орган отказал в возмещении НДС, то организация имеет право обжаловать его решение в вышестоящий налоговый орган или в суд в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ.

Организация может подать жалобу с приложением обосновывающих документов в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня получения решения. Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Так, Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края. В рассматриваемом деле инспекторы отказались принять НДС к вычету по вывозимым за рубеж товарам. В обоснование своего решения налоговым органом приведено два довода:

1. Соотнесение транспортно-экспедиционных услуг, упомянутых в заключенных Обществом договорах и приложениях к ним, с перечнем услуг, поименованных в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом классификации ГОСТ, также свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика достаточных оснований для отнесения операций по реализации таких услуг к облагаемым по ставке НДС 0 процентов на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

2. Исходя из смысла всех разъяснений, данных Минфином РФ по вопросу применения положений пп. 2.1 п.1 ст. 164 НК РФ возможность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции, предусмотрена при организации налогоплательщиком международной перевозки товаров.

Правовая позиция Общества заключается в следующем: в соответствии с «Договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки», заключаемых Обществом с клиентами оказываются следующие транспортно-экспедиционные услуги при организации отправки грузов за пределы территории Российской Федерации с привлечением третьих лиц в

соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 № 148-ст:

- оформление документов (изготовление экспортного поручения на погрузку с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации и обеспечение подписания капитанами судов коносаментов, манифестов на погруженную продукцию);

- информационные услуги (предоставление информации о движении грузов поступление, накопление, отгрузка) в Порту и на железной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, а также о движении, подходе, начале и окончании погрузки судна;

- таможенное оформление грузов (обеспечение проставления в ГТД пограничным таможенным органом отметки «Товар вывезен», заверенной личной печатью сотрудника таможенного органа с обязательным указанием даты фактического вывоза товара за пределы таможенной территории РФ);

- погрузо-разгрузочные услуги (контроль за разгрузкой, приемом и размещением груза в порту, а также за погрузкой грузов на судно, прием груза от железной дороги, маркировка груза по заявке клиента).

Общество организует погрузку груза (проверка количества и качества погруженного груза, участие в составлении Грузового плана) на борт судна, с соблюдением всех правил морской перевозки. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания вышеуказанные услуги являются составной частью международной перевозки.

Международная перевозка товаров представляет собой совокупность работ и услуг, целью которых является организация перемещения товара через таможенную границу РФ. Документами, подтверждающими перемещение товара через таможенную границу РФ, на морском транспорте, является поручение на погрузку и коносамент, которые в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ Обществом предоставлены в ходе камеральной проверки. Услуги ТЭО и организация перевозки груза, оказанные Обществом, являются неотъемлемым звеном комплекса работ и услуг, направленных на осуществление международной перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального закона № 309-Ф3 от 27.11.2010, изменения вступили в силу с 01.01.2011) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозки товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодо-

рожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. Положения вышеуказанного пункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, пла-тежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора).

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые после 01.01.2011 на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются по нулевой ставке НДС, исходя из прямого прочтения норм Налогового кодекса (как и до 01.01.2011).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края заявленные требования Общества удовлетворены.

Список литературы:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. - Издательство «Юридическая литература», 2010. - № 50. - Ст. 6615.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. - Издательство «Юридическая литература», 1998. - № 31. - С. 7152-7219; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. - Издательство «Юридическая литература», 2000. - № 32. - С. 64216527.

3. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 5 октября № А32-43736/2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.