выявление правонарушений, связанных с незаконным возмещением ндс по экспорту в целях обеспечения
^^______а,
экономической безопасности*
а.в. минаков,
кандидат экономических наук, доцент,
заместитель начальника кафедры документальных проверок и экспертиз Академии экономической безопасности мвд России
с.е. столяров,
кандидат экономических наук,
начальник юридического отдела ИФнС № 35 г. москвы
В целях предотвращения потерь федерального бюджета, связанных с незаконным возмещением НДС по экспорту, сотрудники Департамента экономической безопасности МВД РФ проводят проверочные мероприятия.
В ходе реализации оперативных и проверочных мероприятий необходимо тщательно исследовать три основные группы обстоятельств, которые позволят выявить и задокументировать совершенные противоправные деяния:
1. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что товар, указанный в товаросопроводительных, бухгалтерских и таможенных документах, на самом деле:
• таможенной границы РФ не пересекал; фактически под режим экспорта был помещен иной товар более низкого качества и меньшей стоимости;
• стоимость экспортируемого товара многократно завышена в результате включения в цепочку посредников от производителя до экспортера многочисленных организаций, зарегистрированных на «подставных» лиц. Для исследования данной группы обстоятельств проводят предварительные проверочные мероприятия. Наряду с проверкой документов организации-экспортера необходимо подготовить и направить запросы в соответствующие организации и службы, которые могли бы подтвердить
* Окончание. Начало см. в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», № 1 за 2006 г.
либо опровергнуть факт совершения экспортной сделки. В первую очередь такие запросы необходимо направить:
• в выпускной таможенный пункт (с целью подтверждения факта пересечения товаром границы РФ). Эти сведения также могут быть получены у таможенных органов, транспортной инспекции, правоохранительных органов сопредельных государств;
• на склады временного хранения товара (при границе РФ);
• в организации-декларанты, которые осуществляли подготовку и оформление необходимых таможенных документов;
• в организации—перевозчики товара (если только товар не перевозился автотранспортом предприятия-экспортера).
• на железнодорожные станции, аэропорты, морские, речные порты.
Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 % (товаросопроводительные, первичные) требуют полного и всестороннего анализа на предмет соответствия установленным требованиям к их оформлению, а также на наличие необходимых реквизитов и отметок таможенных органов.
Данные, содержащиеся в товарной накладной, ГТД, товаросопроводительных документах, а также данные, идентифицирующие товар (техническая характеристика, вес, объем, код ТН
- 57
ВЭД и др.) в обязательном порядке необходимо сопоставить.
Установленные расхождения таких данных свидетельствуют о недостоверности сведений, указываемых налогоплательщиком, и не подтверждают факта экспорта именно этого товара.
2. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что экспортная выручка имеет внутрироссийский источник, то есть денежные средства, зачисленные на счет экспортера, не были перечислены иностранной организацией-покупателем экспортируемого товара, а появились в результате финансовой операции между банками-корреспондентами (краткосрочный кредит-овердрафт). Для выяснения данных обстоятельств необходимо в банке экспортера запросить:
• расширенные банковские выписки о движении денежных средств по транзитному валютному, текущему валютному, расчетному (рублевому) счетам. Это делается с целью определения источников формирования экспортной выручки и маршрута платежа (корреспондентские счета), а также путей дальнейшего движения денег и их поступления на указанные счета;
• иные документы (документы валютного контроля, а также документы о перечислении средств комиссионерам, перевозчикам и иным участникам операций), подтверждающие схему проведения платежей, в том числе SWIFT- телеграммы1.
Рекомендуется запрашивать выписки с указанием сальдо счета на начало и конец каждого дня - это значительно упростит процесс доказывания замкнутой цепочки необеспеченности платежей. В банке-нерезиденте, где обслуживается покупатель товара, запросить все документы по движению денежных средств. Направить запрос в территориальное управление ЦБ РФ о подтверждении зачисления экспортной выручки, а также банки—корреспонденты о подтверждении зачисления денежных средств на корреспондентские счета банков клиентов.
В большинстве случаев выписки (копии выписок) банка из лицевого счета экспортера, представляемые в налоговые органы, не содержат сведений, прямо указывающих на поступление валютной выручки именно от иностранного юридического лица по экспортному контракту. В данных копиях выписок имеется указание на
номера платежных документов, на основании которых отражены по лицевому счету экспортера соответствующие проводки. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что прилагаемые к выпискам банков по лицевому счету организации-экспортера для подтверждения фактического поступления выручки платежные документы должны быть надлежащим образом заверены 2.
Согласно пп. 1.9.7 и 2.1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (Положение ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002 — далее Положение № 205-П), бумажные копии электронных платежных документов, подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организации и подписями ее полномочных работников, и на указанных документах проставляется календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету.
При исследовании обстоятельств поступлений выручки от иностранного лица—покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке следует устанавливать основания перечисления соответствующих денежных средств, которые должны быть указаны в прилагаемых к выпискам банка платежных документах (электронно-платежных документов формата SWIFT). В случае если в качестве такого основания есть ссылки на счета-инвойсы, то необходимо установить взаимосвязь данных счетов с реализацией товара по экспортному контракту.
В ряде случаев к выпискам по лицевому счету прилагаются только мемориальные ордера, которые не всегда содержат указание на основание записи по лицевому счету экспортера. При этом в качестве корреспондирующего счета в мемориальных ордерах указан счет, начинающийся с цифр 47422 «Обязательства по прочим операциям» (Положение № 205-П). То есть мемориальные ордера не содержат сведений о номере счета иностранного отправителя денежных средств. Таким образом, в указанных случаях мемориальные ордера не могут подтверждать фактического поступления выручки от иностранного лица именно за товар, реализуемый по соответствующему экспортному контракту.
3. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что большинство организаций, включенных в схему
1 Обзорные рекомендации по отдельным вопросам выявления нарушений законодательства РФ о налогах и сборах при возмещении из бюджета налогоплательщиками НДС. Характерные способы и схемы неправомерного возмещения НДС.
58 -
2 Махров И. Е., Борисов А. Н. НДС по экспорту: возмещение из бюджета. Комментарий к законодательству. — М.: «Юридический дом «Юстицинформ», 2002. С. 102.
поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), фактически не уплатили в бюджет НДС с тех сумм, которые были зачислены на расчетный счет в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Налоговые инспекции с 2002 г. обязаны проводить камеральную проверку с изучением всей цепочки осуществления платежей и выплаты НДС. Указанные проверки оформляются в виде акта, который вместе с копиями документов по сделке и ответами других инспекций по выплате НДС членами цепочки хранится в инспекциях в отдельном производстве.
Для получения необходимых данных надо направить запросы в налоговые органы по месту учета поставщиков товара, комиссионеров, перевозчиков, производства товара (для подтверждения действительности заключенных договоров, их исполнения, а также проверки отражения сумм полученной выручки, налоговых вычетов, уплаты соответствующего НДС в бюджет).
Исходя из безусловной необходимости установления перечисленных трех групп обстоятельств можно сформулировать общую типовую программу проведения оперативных и проверочных мероприятий.
Предварительный этап проверки:
1. Провести исследование организационно-правовой формы юридического лица;
2. Проверить паспортные данные учредителей и руководителей организаций—поставщиков товаров (как правило, это данные утерянных или недействительных паспортов);
3. Выявить, имеют ли место ранее совершенные правонарушения экономической направленности и налогового законодательства, участие в мошеннических схемах хищения денежных средств из федерального бюджета;
4. Исследовать характер деятельности, производственных и финансовых связей организации, ее финансовое состояние, учетную политику, движение денежных средств по счетам;
5. Проанализировать форму закрепления служебных обязанностей и их распределение между руководителями организации, особенности организации документооборота, формы и периодичности представления отчетности в налоговые органы;
6. Установить лиц, ответственных за составление отчетности, а также подписавших документы, содержащие недостоверные сведения;
7. Обратить внимание на соответствие характеру деятельности организации сделки, послужившей основанием для предъявления НДС к возмещению:
• является ли она профильной для организации или противоречит характеру ее основной деятельности;
• совершались ли подобные сделки ранее, с какими организациями — одними и теми же или различными, российскими или иностранными, когда — в период работы действующих руководителей или их предшественников;
8. Проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих право на возмещение НДС, дату их представления в налоговый орган, а также лиц, составивших и подписавших эти документы;
9. Определить, кто и каким образом проводил проверку обоснованности требования о возмещении НДС (камеральная или выездная проверка, полнота и соответствие методов проверки предъявляемым требованиям);
10. Ознакомиться с решением, принятым по результатам проверки, и лицом, которое его принимало; посмотреть, имело ли место обжалование решения об отказе в возмещении НДС налогоплательщиком в арбитражном суде; изучить решение судебных инстанций по иску налогоплательщика к налоговым органам, его исполнение налоговыми органами — предоставление налогового вычета или перечисление органом федерального казначейства соответствующей суммы на счет налогоплательщика.
Для получения необходимой информации исследуются акты налоговой проверки и приобщенные к ним документы: решение налогового органа, материалы арбитражного дела и исполнительного производства, документы органа федерального казначейства, на основании которых произведено перечисление средств на счет налогоплательщика.
Основные проверочные мероприятия:
1. Определить сумму произведенного налогового вычета или перечисленных на счет налогоплательщика средств на возмещение НДС, предполагают ли указанные операции погашение имеющейся у налогоплательщика недоимки или зачет в счет текущих платежей.
2. Изучить организацию—поставщика товара проверяемого экспортера:
• организационно-правовая форма, учредители, руководители, длительность ее существования на рынке, хозяйственные и финансовые связи, профиль деятельности, регулярность представления отчетности в налоговые органы, банк, где открыты ее счета, движение денег по этим счетам;
- 59
• определить, является ли поставщик плательщиком НДС (у него могут быть льготы, предусмотренные НК РФ);
• проверить, отражены ли в бухгалтерских документах и налоговой отчетности поставщика сведения о проверяемой сделке, уплачен ли НДС с полученной от экспортера суммы (реальность перечисления денег в бюджет). Как правило, в качестве поставщика товаров экспортеру выступает реально существующая организация, которая надлежащим образом ведет бухгалтерскую отчетность и платит налоги. В соответствии с принятой в данной организации учетной политикой для целей налогообложения датой реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) считается дата поступления денежных средств как день оплаты товаров (работ, услуг). Таким образом, налоговое обязательство у этой организации (как и у экспортера) по уплате НДС возникает с момента зачисления денежных средств на расчетный счет. Это происходит после поступления на счет экспортера выручки от реализации товаров иностранному партнеру.
Однако в соответствии с действующим налоговым законодательством поставщик платит в бюджет налог в процентном отношении к полученной от реализации товара выручке (18, 10 или 0 %) за вычетом суммы налога, предъявленной ему и уплаченной им при приобретении товара на территории РФ. Иными словами, в бюджет поступает сумма налога в виде разницы между НДС, уплаченным поставщиком при приобретении товара, и НДС, полученным им от экспортера. Безусловно, эта сумма не идет ни в какое сравнение с суммой НДС, предъявляемой экспортером к возмещению, которая исчисляется со всей стоимости экспортируемого товара.
3. Необходимо исследовать деятельность других организаций, причастных к движению товара по территории РФ от первого поставщика до экспортера, поскольку данные организации, как правило, зарегистрированы на «подставных» лиц. Они не ведут бухгалтерского и налогового учета, не платят НДС и других налогов. Их расчетные счета в банке используются как транзитные для перевода денег и создания видимости расчетов за поставленные товары. Надо проверить:
• кем, когда и на кого они зарегистрированы;
• стоят ли на учете в налоговых органах;
• являются ли плательщиками НДС, других налогов и сборов, сдают ли отчетность в налоговые органы;
• банки, где открыты их счета, движение денег по этим счетам.
60 -
4. Необходимо обратить внимание на поставленный товар:
• является ли он продуктом собственного производства или приобретенным (если товар приобретен, выяснить, на основании каких документов и у кого);
• выяснить, производились ли расчеты за поставленный товар непосредственно после его доставки получателю или с отсрочкой платежа (после поступления денег на счет экспортера от иностранного партнера);
• каким транспортом, когда и куда доставлялся, где разгружался, хранился, какие документы это подтверждают.
Необходимо получить сведения о количественных и качественных параметрах товаров (стандарты, сорта, марки, модели, артикли, фирменное наименование и иные подобные характеристики), позволяющие их идентифицировать, поэтому важно знать:
• происхождение товара, его вид, количество (объем), качество, стоимость;
• происхождение и подлинность документов, в которых содержатся его характеристики (сертификаты качества, акты лабораторных исследований и экспертиз и др.);
• определить, соответствует ли указанная в документах стоимость товара его реальной складывающейся на мировом и внутреннем рынках цене.
Если фактически за границу был отправлен иной товар, чем указанный в таможенных и товаросопроводительных документах (например, вместо титана — лом черного металла), необходимо установить источник этого товара и обстоятельства его приобретения. Обычно этот источник находится в регионе деятельности экспортера, в отличие от товара, указанного в документах, который может происходить из отдаленных регионов РФ или свободных экономических зон 3.
В целях документирования фиктивности движения товара необходимо истребовать и исследовать следующие документы:
• счета-фактуры;
• транспортные документы по доставке экспортируемого груза (автомобильные и железнодорожные накладные, путевые листы, сопроводительные документы — спецификации, сертификаты);
3 Обзорные рекомендации по отдельным вопросам выявления нарушений законодательства РФ о налогах и сборах при возмещении из бюджета налогоплательщиками НДС. Характерные способы и схемы неправомерного возмещения НДС.
• документы, подтверждающие адреса складских помещений отгрузки и приемки товара;
• документы на материально ответственных лиц, осуществляющих выдачу-приемку товара (с тем чтобы в случае необходимости произвести опрос этих лиц соответствующими органами);
• складские документы: карточки складского учета, журнал учета товаров на складе, упаковочные ярлыки на товарные места, реестр сдачи документов в бухгалтерию материально ответственными лицами о получении-выдаче товара;
• другие документы первичного учета4.
5. Особое внимание следует обратить на проверку транспорта, указанного в товаросопроводительных документах, так как нередко указанный крупногабаритный груз (контейнеры и т. п.) перевозится на автомашинах, которые в базе данных ГИБДД зарегистрированы как легковые.
Надо определить способ транспортировки товара по территории России. Для этого необходимо выяснить:
• вид транспорта, номер контейнера, номер транспортного средства, наименование транспортной организации, фамилия водителя (если это автомобильный транспорт;
• соответствуют ли сведения о способе транспортировки, указанные в документах, действительности.
6. Требуется выяснить, при каких обстоятельствах товар был помещен под таможенный режим экспорта:
• кто выступал в качестве декларанта;
• оформлены ли таможенные документы в соответствии с требованиями таможенного законодательства;
• если операции имели место неоднократно, не был ли причастен к их оформлению один и тот же сотрудник таможенных органов.
7. Выяснить, при каких условиях товар пересек государственную границу РФ в пункте пропуска:
• помещался ли товар на склад временного хранения;
• использовались ли для его транспортировки и хранения контейнеры;
• соответствуют ли номера контейнеров, указанные в документах экспортера, данным организации, предоставляющей эти контейне-
4 Махров И. Е., Борисов А. Н. НДС по экспорту: возмещение из бюджета. Комментарий к законодательству. — М.: «Юридический дом «Юстицинформ», 2002. С. 102.
ры в пользование (контейнерный терминал);
• не использовались ли фактически эти контейнеры в то же время другой организацией для транспортировки других грузов;
• отражены ли сведения о вывозе проверяемого товара в Журнале учета вывозимых товаров и транспортных средств таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска через государственную границу РФ;
• все ли необходимые документы относительно проверяемого груза имеются в таможенном органе.
Особое внимание надо обратить на следующие документы:
• грузовая таможенная декларация (ГТД);
• международная товарно-транспортная накладная (CMR);
• акт загрузки товара;
• счет-фактура;
• копия паспорта сделки;
• копия экспортного контракта;
• заключение Центра испытаний и сертификации о химическом составе материала образца отправляемого на экспорт товара;
• экспертное заключение по определению кода ТН ВЭД;
• ксерокопия паспорта представителя отправителя груза;
• доверенность отправителя;
• договор между отправителем и специалистом по таможенному оформлению;
• справка банка отправителя об открытии корреспондентского счета банку-нерезиденту, через который будут производиться расчеты по внешнеэкономической сделке;
• справка банка об открытии отправителю расчетного счета с указанием его номера;
• акт таможенного досмотра груза.
При проведении проверки надо учитывать тот факт, что после оформления в банке необходимых для банковско-таможенного контроля документов (паспорта экспортной сделки и т. п.), оформление груза в таможне (оформление ГТД и т. п.) предприятие доставляет отгруженный товар на границу и размещает его на складе временного хранения. Если товар действительно пересек границу РФ в выпускном таможенном пункте, информация об этом обязательно должна содержаться в базе данных этого пункта.
Кроме того, требуется подтверждение нахождения груза на складе временного хранения в приграничной зоне. Это исключит возможность
- 61
подкупа сотрудника выпускного таможенного пункта, который мог внести в компьютерную базу фиктивные данные о пересечении товаром границы (если имел место факт лжеэкспорта).
8. Определить, каким образом производились расчеты по экспортной сделке. Для этого надо ответить на следующие вопросы:
• каковы обстоятельства установления корреспондентских отношений с банком-нерезидентом, через который производились расчеты по экспортной сделке;
• имеется ли договор об установлении корреспондентских отношений с открытием корреспондентского счета ЛОРО банку-нерезиденту;
• не поступало ли от банка-нерезидента уведомление о закрытии этого счета;
• не ликвидирован ли (реорганизован) банк-нерезидент;
• какой способ передачи распоряжений по счету ЛОРО банком-нерезидентом предусмотрен в договоре (электронный или на бумажных носителях);
• какое сальдо по счету ЛОРО банка-нерезидента было на начало и конец того дня, когда поступила выручка по проверяемому контракту;
• если сальдо нулевое, в каком размере был предоставлен краткосрочный кредит (овердрафт) банком-резидентом своему корреспонденту;
• не соответствует ли сумма кредита сумме выручки по проверяемому контракту;
• не поступали ли на корреспондентский счет банка-нерезидента в пользу его клиента в тот же день или на следующий денежные средства от российской организации под видом оплаты услуг, работ;
• не совпадает ли эта сумма с размером первоначального кредита (овердрафта);
• не последовал ли возврат кредита после поступления указанной суммы.
9. Должен быть понятен порядок расчетов между российскими организациями, имеющими отношение к поставке товаров экспортеру, поэтому целесообразно выяснить:
• не открыты ли счета всех этих организаций в одном банке;
• не произведены ли расчеты между всеми организациями в один (максимум — два-три) день;
• каким было сальдо расчетного счета большинства из этих организаций на начало и конец дня, когда производились расчеты;
• в какой форме поступали в банк распоряже-
62 -
ния клиентов о проведении расчетных операций по этим счетам (в электронном виде или на бумажных носителях);
• когда и на чье имя зарегистрированы телетайпы (телексы), данные которых имеются на платежных документах, содержащих распоряжения о перечислении средств по проверяемым счетам;
• имеются ли признаки совпадения почерка представителя клиента в договорах об открытии расчетного счета, договорах об обслуживании клиентов банка в электронной системе «Банк-Клиент», заключенных с разными юридическими лицами, имеющими отношение к ряду проверяемых сделок и финансовых операций.
Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим. В любом случае в дальнейшем следователю предстоит назначение бухгалтерской экспертизы, для того чтобы определить:
• являлись ли денежные средства, поступившие на счет организации-экспортера по соответствующему контракту, экспортной выручкой за реализованный товар;
• источник происхождения денежных средств, поступивших на счет организации - экспортера по соответствующему экспортному контракту;
• являлись ли банковские операции по зачислению денежных средств на счет экспортера обеспеченными;
• имелись ли основания для возмещения экспортеру налоговыми органами суммы налога на добавленную стоимость в связи с экспортом соответствующих товаров;
• позволяли ли обороты банка экспортера осуществлять банковские операции по зачислению денежных средств на расчетный банковский счет экспортера по соответствующему экспортному контракту.
Сбор необходимых документов должен быть направлен на документирование обстоятельств, подтверждение которых станет предметом экспертного исследования5.
В ряде случаев организациями-экспортерами для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы представляются документы, содержание которых изложено на иностранном языке (товаросопроводительные документы,
5 Обзорные рекомендации по отдельным вопросам выявления нарушений законодательства РФ о налогах и сборах при возмещении из бюджета налогоплательщиками НДС. Характерные способы и схемы неправомерного возмещения НДС.
счета-инвойсы и др.). Надо иметь в виду, что официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами и организациями ведутся на государственном языке РФ (ст. 17 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов РФ»). Ст. 16 данного закона устанавливает, что на территории РФ официальное делопроизводство в государственных органах и организациях ведется на русском языке как государственном языке России.
Следовательно, при получении от организаций-экспортеров документов (копий) на иностранном языке необходимо истребовать заверенное надлежащим образом письменное изложение перевода текстов данных документов (копий) на русском языке.
В целом при выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности экспортера, необходимо формировать соответствующую доказательственную базу на основе документов и сведений, подтверждающих взаимосвязь выявленных факторов с действиями налогоплательщика. Данные документы и сведения в совокупности должны служить доказательствами, указывающими на противоправное намерение налогоплательщика.
Также необходимо анализировать характер взаимоотношений между участниками сделки и поставщиками экспортируемого товара и возможное влияние такой взаимосвязи на действительные намерения сторон и условия сделок между ними.
Специфика расследования экономических преступлений, к которым относятся и преступления, являющиеся предметом изучения данных рекомендаций, показывает, что процесс доказывания осуществляется в основном на косвенных доказательствах и документальном подтверждении того, кому же на самом деле были выгодны совершение экспортных контрактов и последовавшие за этим последствия.
В настоящий момент незаконное возмещение НДС по экспортным операциям — одна из основных угроз экономической безопасности России.
Действующее законодательство, определяющее порядок и условия возмещения налога из бюджета организациям-экспортерам, несовершенно. Кроме того, в последнее время наблюдается бурный рост злоупотреблений бюджетными средствами, связанный с использованием налогового механизма.
Усилия контрольных и правоохранительных органов будут бесполезными, если проблема не будет решена на уровне законодательной власти.
В качестве решения вопроса с точки зрения закона можно предложить следующее: например, предоставлять экспортерам возможность возмещать НДС только после документального подтверждения фактической уплаты этого налога в бюджет. Конечно, подобный порядок возмещения налога создаст дополнительные трудности для законопослушных экспортеров, но, с другой стороны, защитит государственные средства от преступных посягательств.
Требуется реформа не только налогового, но и таможенного, уголовного законодательства. Их совместное действие должно обеспечивать выявление, пресечение и раскрытие налоговых преступлений, а также привлечение виновных лиц к ответственности.
Также с целью повышения уровня эффективности борьбы с незаконным возмещением экспортного НДС необходимо активное взаимодействие правоохранительных и контрольных органов между собой. Порядок взаимодействия указанных органов определен во многих ведомственных и совместных приказах, но уровень реального сотрудничества очень низкий. Как правило, взаимодействие заключается в информационном обмене или предоставлении документов. На практике же требуется большее количество совместных проверочных мероприятий.
Таким образом, налог на добавленную стоимость — один из основных источников формирования бюджета Российской Федерации. В последнее время суммы незаконно возмещаемого из бюджета НДС по экспортным операциям стали превышать сумму выручки по экспорту. Данная проблема является реальной угрозой экономической безопасности страны. Сложившаяся ситуация объясняется тенденцией постепенного отказа налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к хищению денежных средств из бюджета путем использования налоговых механизмов.
Основными причинами и условиями совершения нарушений и преступлений являются:
• несовершенство налогового, таможенного и уголовного законодательства;
• желание недобросовестных налогоплательщиков улучшить свое финансовое положение за счет государственных средств;
• формирование организованных преступных групп с межрегиональными и международными связями;
- 63
* * *
• высокий уровень коррупции в государственных учреждениях;
• осознание безнаказанности за совершение противоправных действий;
• непрерывная разработка предприятиями схем, точно соответствующих формальным требованиям законодательства, необходимым и достаточным для возмещения налога;
• сложная процедура проверки реального перемещения товаров за рубеж;
• отсутствие единой политики противодействия незаконному возмещению налога со стороны контрольных и правоохранительных органов. Как показывает практика, источник проблемы
— несовершенное законодательство. Подтверждением этого является арбитражная практика, само существование которой подчеркивает недостатки наших законов. Именно законодательные пробелы позволяют налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов и изымать огромные суммы средств из федерального бюджета, а также порождают несогласованность действий правоохранительных и контрольных органов в рамках осуществляемых ими проверочных мероприятий.
Помимо этого, надо отметить недостаточный уровень знаний большинства сотрудников проверяющих органов, что, безусловно, снижает уровень эффективности борьбы с налоговой преступностью. Для решения этой проблемы необходимо ввести обязательные образовательные программы и курсы повышения квалификации сотрудников.
Вышесказанное свидетельствует о том, что первый шаг к разрешению ситуации должно сделать государство.
В настоящий момент представители власти работают над пробелами законодательства, направленного на борьбу с незаконным возмещением из бюджета НДС по экспортным операциям.
Предлагаются различные пути решения вопроса, в том числе радикальные:
• введение обложения НДС экспорта по общим ставкам (10 или 18 % в зависимости от вида товаров, работ и услуг);
• увеличение сроков проведения контрольных мероприятий до 6 мес.
Невозможность отмены нулевой ставки очевидна: с увеличением экспортных цен на сумму налога конкурентоспособность российской
продукции значительно понизится, сократятся объемы реального экспорта, и экономическим интересам России будет нанесен значительный ущерб.
Увеличение срока проведения контрольных мероприятий затянет процесс возмещения налога, что негативно отразится на финансово-хозяйственной деятельности законопослушных экспортеров.
Проблема неоднозначная — она затрагивает не только фискальные интересы страны, но и интересы налогоплательщиков.
Государство уже предпринимало попытки по совершенствованию налогового законодательства. Было предложено ввести специальные банковские счета (НДС-счета), предназначенные для движения средств, связанных с расчетами по НДС. Но проект правительством принят не был из-за сопротивления со стороны бизнеса. Тогда вопрос так и не решили.
Сейчас законодатели работают над проектом «Единая государственная система контроля за вывозом товаров с таможенной территории России». Цель проекта — пресечь фиктивный экспорт и сократить сроки возмещения НДС. Если эксперимент удастся, то к 2007 г. эта автоматизированная система будет применяться в нашей стране повсеместно.
Достоинство разрабатываемого проекта заключается в том, что будущая система контроля позволит точно определять объем экспортируемого груза и пропускной пункт, который осуществил выпуск этого груза с таможенной территории России.
Грузовая таможенная декларация будет автоматически «закрываться», когда груз в полном объеме пройдет через пропускные пункты. После этого указанная ГТД будет введена в единую систему контроля. Затем данные автоматически будут переданы в региональное отделение Федеральной таможенной службы, которая в автоматическом режиме отправит их в региональное отделение Федеральной налоговой службы.
По словам разработчиков, лазейки для лжеэкспорта будут закрыты, а законопослушным экспортерам больше не придется собирать документы, подтверждающие фактическое проведение экспортных операций.