Научная статья на тему 'Проблемы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях'

Проблемы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серых А.Г.

Одной из самых важных задач исправительных учреждений является укрепление законности, повышение эффективности воспитательного воздействия с помощью различных организационных, правовых и иных средств, в том числе предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным. Проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства реализации требований режима в воспитательном воздействии на осужденных в условиях реформирования УИС является весьма актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях»

Таким образом, процесс исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы должен быть подчинен главной цели - подготовке осужденных к жизни на свободе, и начинаться он должен с первых дней отбывания наказания [3].

Конечно, вышесказанное это то, как должно быть. На практике все гораздо сложнее.

По статистике, первые дни после освобождения - самый трудный период для бывших заключенных. Именно в это время становится ясно, что ждет человека впереди - еще один шанс начать новую жизнь или только срок между заключениями под стражу. Поэтому так важно обладать определенными правовыми знаниями, иметь представление о том, куда обратиться за помощью в восстановлении документов, в каких инстанциях ее могут оказать, как устроиться на работу, как общаться с представителями власти [4].

Список литературы:

1. Программа содействия социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2009-2012 годы, утверждена постановлением Администрации Приморского края от 09 декабря 2009 г. № 349-па.

2. Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // Прикладные исследования. - 1993. - № 3.

3. Борсученко С. Путь к свободе: шаг за шагом // ЭЖ-Юрист. - 2011. - N 40.

4. Косихин Д., Гармаш А. // ЭЖ-Юрист.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

© Серых А.Г.*

Национальный исследовательский университет Белгородский государственный университет, г. Белгород

Одной из самых важных задач исправительных учреждений является укрепление законности, повышение эффективности воспитательного воздействия с помощью различных организационных, правовых и иных средств, в том числе предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным. Проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства реализации требований режима в воспитательном воздействии на осужденных в условиях реформирования УИС является весьма акту-

* Магистрант кафедры Уголовного права и процесса.

альной. Однако следует заметить, что реализация норм, регулирующих меры поощрения и взыскания, содержащихся в новом уголовно-исполнительном законодательстве, вскрыла коллизии, пробелы в законодательстве и сложности в правоприменительной деятельности в сфере дисциплинарной практики, что отрицательно влияет на достижение целей наказания. Мы в своей статье рассмотрим конкретные проблемы, которые встречаются в процессе применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях.

Для начала поговорим о мерах поощрения. В ныне действующем УИК РФ предусмотрено, что за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций к осужденным, содержащихся в воспитательных колониях, наряду с предусмотренными мерами поощрения в отношении взрослых осужденных, могут применяться еще и следующие меры поощрения: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников, продолжительность выхода за пределы воспитательной колонии и в том и в другом случае не может превышать 8 ч, досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Все эти меры обладают способностью в высокой степени стимулировать хорошее поведение осужденных. Первые две обладают особой привлекательной силой для несовершеннолетних, которые по общему правилу проявляют интерес к культурно-зрелищным и спортивным мероприятиям, а также к посещению иных мест развлечения за пределами воспитательной колонии. Однако как раз таки при применении мер поощрения предусмотренных пунктами а и б статьи 134 УИК РФ существуют противоречия с действующим законодательством. Речь идет о том, что зачастую, когда применяются вышеуказанные меры поощрения, сотрудники воспитательных колоний предупреждают осужденных о возможной уголовной ответственности в случае, если воспитанники не явятся обратно на территорию колонии [1].

Но дело в том, что действующий Уголовный кодекс имеет в распоряжении две статьи, которые в принципе можно бы было применить. Речь идет о статьях 313 и 314 УК РФ. Проблема же вся состоит в том, что применить данные статьи не представляется возможным. Статья 313 говорит нам о побеге из мест лишения свободы, то есть незаконном оставлении места лишения свободы. Но разве при применении мер поощрения предусмотренных пунктами а и б статьи 134 УИК РФ речь идет об этом? Конечно нет. Там говорится о «предоставлении права выхода за пределы воспитательной колонии». Таким образом привлечь к уголовной ответственности по статье 313 УК РФ нельзя. Касаемо другой статьи 314 УК РФ мы также не можем говорить о

привлечении воспитанников воспитательных колоний к уголовной ответственности. В этой статье говорится о невозвращении лица, которому разрешен выезд за пределы мест лишения свободы либо которому предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания, по истечении срока выезда или отсрочки. Но в статье 314 УИК о подобном речь не идет и как известно аналогия закона в уголовном праве не допустима. Поэтому мы можем смело говорить о пробеле в уголовном законе. Конечно здесь пробел в Уголовном праве, но связь с Уголовно-исполнительным правом на лицо. Ведь на практике несовершеннолетние к которым применяется вышеупомянутая мера поощрения предупреждаются об уголовной ответственности, а по юридическим нормам привлечь их нельзя [2].

Теперь хотелось бы поговорить о методах взыскания, которые применяются в воспитательных колониях. Согласно статье 136 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к несовершеннолетним осужденным могут применяться наряду с предусмотренными пунктами «а» и «б» части первой статьи 115 настоящего Кодекса следующие меры взыскания: а) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца; б) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.

Если говорить о лишении права просмотра кинофильмов в течение месяца, то оно является не только мерой карательного воздействия, но и влечет за собой ограничения в эмоционально-развлекательном плане, что весьма ощутимо для подростка. Однако здесь хотелось бы сказать еще и о том, что не всегда данная мера воздействия выполняет свою воспитательную функцию. Начнем с того, что выбор кинофильмов стоит за администрацией воспитательной колонии и бывает через чур субъективен. Например возможен показ фильмов на религиозную тематику с содержанием какой то одной религии. Вместе с тем наказание отбывают в воспитательных колониях лица с очень разными религиозными убеждениями. Таким образом они могут не опасаться меры воздействия в виде лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца, если им самим не особо то хочется смотреть фильмы на определенную тематику. Кроме того данная мера воздействия не лишает возможности к примеру пользоваться Интернетом на уроках информатики или чтения книг в воспитательных колониях, а они с легкостью могут заменить лишении права просмотра кинофильмов. Между тем сотрудники ВК редко прибегают к данной мере взыскания. По их мнению, она должна быть заменена на разовое лишение подростка права участия в культурно-массовом мероприятии. В этом случае эта мера носила бы более адресный и эмоциональный характер и не влекла за собой ограничения длительного характера.

Наиболее ощутимой для несовершеннолетнего осужденного мерой взыскания является водворение его в ДИЗО на срок не более семи суток.

Если подросток раскаялся и сделал соответствующий правильный вывод раньше, чем закончится срок содержания его в ДИЗО, то в порядке поощрения по решению начальника воспитательной колонии он может быть освобожден из ДИЗО досрочно. Осужденный может быть также досрочно освобожден из ДИЗО по медицинским показаниям. Водворение в ДИЗО обязательно должно сопровождаться выводом на учебу. Это требование обусловлено необходимостью обеспечения непрерывного процесса обучения подростка в школе. Однако практика показывает, что вывод лиц, содержащихся в ДИЗО, в школу далеко не всегда желателен, поскольку при этом зачастую нарушается изоляция нарушителя режима от коллектива в целом и лиц, с которыми у него возник конфликт. Кроме того, иногда подросток бывает обижен на весь мир и его психологическое состояние далеко не всегда безопасно для педагогов, большинство из которых - женщины. Поэтому учеба лиц, содержащихся в ДИЗО, как правило, ограничивается лишь самообучением и проведением консультаций учителями школы.

Вывод осужденного на работу не предусматривается, так как для этого необходимо организовать отдельный рабочий объект, да и карательное воздействие изоляции несовершеннолетнего в ДИЗО было бы снижено. Необходимо также сказать, что при применении такой меры взыскания, как водворение в дисциплинарный изолятор должны учитываться особенности психики несовершеннолетних. Ведь именно они содержатся в воспитательных колониях и их эмоциональное и психическое состоянии отличается от взрослых преступников. Например необходимо полностью исключить возможность суицида при отбытии наказания в дисциплинарном изоляторе. Существует инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях, Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 95. Так вот там закреплено, что прибывший подвергается полному личному обыску. В бланке постановления делается отметка об изъятии и принятии на хранение вещей. Однако же в этой инструкции и прописан другой момент, когда осужденные, находящиеся в возбужденном состоянии (употребившие алкоголь, наркотики и др.), подвергаются неполному обыску и без промедления помещаются в камеру ДИЗО. По нашему мнению именно в этот момент и существует большой риск того, что воспитанники колонии могут сами себе причинить вред [3].

В заключении хочется сказать, что меры поощрения и взыскания, которые применяются к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях являются важным инструментом для перевоспитания. На наш взгляд в них находит свое внешнее выражение так называемый «метод кнута и пряника». За хорошее поведение применяются меры поощрения, которые стимулируют осужденного к совершению полезных действий для себя и для общества в целом. А за нарушения применяются меры взыскания,

которые должны предупредить в будущем повторное совершение не допустимых действий. В тоже время если меры взыскания или поощрения будут применяться с нарушением правовых норм либо не должным образом, то они не смогут выполнять воспитательные функции для которых они предназначены. В своей статье мы охарактеризовали ряд проблем, которые мы надеемся в скором времени будут разрешены.

Список литературы:

1. Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. - 2011. - С. 56.

2.Брайнин Я.Н. Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях. - М., 2008. - С. 25.

3. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. - Л., 2012. - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.