Научная статья на тему 'Проблемы применения инвестиционного налогового кредита'

Проблемы применения инвестиционного налогового кредита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1831
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / КРЕДИТ / INVESTMENT ACTIVITY / STIMULATION / TAX ALLOWANCES / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Анастасия Юрьевна

представленная статья содержит обоснование экономического эффекта применения инвестиционного налогового кредита как для государства, так и для заемщика. Автором выявлены проблемы применения действующих инструментов стимулирования инвестиционной активности, которые приобретают все большую актуальность. Показано, что важный механизм оптимизации денежных потоков на практике не работает. В этой связи автором предлагается внести поправки в действующие нормативные правовые акты для устранения сдерживающих факторов у потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of application of the investment tax credit

the article substantiates economic effect of using investment tax credit for both the state and the state and the borrower. A number of actual problems of operating tools application in stimulating investment activity are revealed by the author. Its got obvious, that the important mechanism of cash flow optimization doesn't work in practice. In this connection the author suggests to make changes and additions to operating regulatory legal acts for elimination of deterrents for potential investors.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения инвестиционного налогового кредита»

удк 330.322:336.221 СЕРГЕЕВА А. Ю.

SERGEEVA A. J.

проблемы применения инвестиционного налогового кредита

PROBLEMS OF APPLICATION OF THE INVESTMENT TAX CREDIT

Аннотация: представленная статья содержит обоснование экономического эффекта применения инвестиционного налогового кредита как для государства, так и для заемщика. Автором выявлены проблемы применения действующих инструментов стимулирования инвестиционной активности, которые приобретают все большую актуальность. Показано, что важный механизм оптимизации денежных потоков на практике не работает. В этой связи автором предлагается внести поправки в действующие нормативные правовые акты для устранения сдерживающих факторов у потенциальных инвесторов.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; стимулирование; налоговые льготы; кредит.

Одной из проблем, возникающих в последнее десятилетие на предприятиях производственного сектора экономики, является износ основных фондов. В перерабатывающих отраслях в настоящий момент физический и моральный износ основных средств составляет 70%, причем относительно данного показателя на протяжении длительного периода времени наблюдается тенденция увеличения1. Как нам представляется, причина заключается в недостатке финансовых ресурсов у субъектов предпринимательства для улучшения производственного процесса.

Практически во всех развитых странах для увеличения инвестиционной активности в приоритетные для страны направления устанавливаются определенные экономические стимулы в виде налоговых льгот и преференций. В России целенаправленной льготой для активизации инвестиционной деятельности, а также стимулирования модернизации отечественных

Abstract: the article substantiates economic effect of using investment tax credit for both the state and the state and the borrower. A number of actual problems of operating tools application in stimulating investment activity are revealed by the author. It’s got obvious, that the important mechanism of cash flow optimization doesn't work in practice. In this connection the author suggests to make changes and additions to operating regulatory legal acts for elimination of deterrents for potential investors.

Keywords: investment activity; stimulation; tax allowances; credit.

предприятий по замыслу законодателя является инвестиционный налоговый кредит (ИНК).

Инвестиционный налоговый кредит, в соответствии с действующим налоговым законодательством, представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику при наличии отдельных условий предоставляется возможность на срок от одного года до пяти лет уменьшать свои платежи по налогу (налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ). При этом государство за пользование данным кредитом берет с предприятия процент существенно ниже, чем процент, используемый при кредитовании в кредитных учреждениях.

Экономическую выгоду от применения инвестиционного налогового кредита получает как государство, так и заемщик. Со стороны государства, помимо пополнения бюджета за

1 См.: Зозуля В. В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика: Монография. М.: Нано ТехноПрайд, 2010. С. 9.

счет погашения процента по кредиту, в перспективе имеет место увеличение налоговых поступлений в результате повышения эффективности производственных фондов у нало-гоплательщика-инвестора и, как следствие, большая прибыльность. Для организаций применение инвестиционного налогового кредита

является наиболее выгодным способом кредитования, в отличие от банковского кредита, так как характеризуется более низкими ставками и длительным сроком погашения. Сравнительная характеристика оценки банковского и инвестиционного налогового кредита представлена в табл. 1.

Таблица 1. Оценка основных критериев банковского кредита и инвестиционного налогового кредита

Критерии Банковский кредит Инвестиционный налоговый кредит

1. Понятие Банковские кредиты — денежная ссуда, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику, при наличии соответствующих оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

2. Условия предоставления Кредит может предоставляться на различные цели 1) проведение заемщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР), либо технического перевооружения собственного производства; 2) осуществление заемщиком внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение заемщиком особо важного заказа по социальному экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению

3. Срок кредитования Не ограничен От 1 года до 5 лет

4. Ставка 14-18% Не допускается применение менее У и превышающей % ставки рефинансирования ЦБ РФ

5. Виды налогов, по которым производится кредитование Не ограничено Налог на прибыль, а также региональные и местные налоги

6. Возможность досрочного возврата кредита Да, без процентов Да, без процентов

7. Общие требования к заемщикам - отсутствие возбужденного уголовного дела по налогам и сборам; - отсутствие административного производства по налогам и сборам; - отсутствие оснований полагать, что кредит получается с целью уклонения от налогов; - отсутствие задолженности по региональным и местным налогам

Рассмотрим на примере изменение суммы процентов по кредиту у организации — потенциального заемщика, чья задолженность перед бюджетом по налогам и сборам погашается за счет оформления кредитной линии (банковский или ИНК). Организация выполняет государственный заказ, и у нее формально есть права на оформление инвестиционного налогового кредита.

Лимит задолженности по кредитной линии установлен в размере 10 млн руб. Срок действия кредитной линии до 1 октября 2011 г. Согласно договору заемщик уплачивает ОАО Сбербанк России (заимодавец) проценты за пользование кредитом по ставке 16% годовых (средняя ставка по кредитам для юридических лиц).

Таблица 2. Расчет процентов при использовании банковского кредита и инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит

Месяц Сумма кредита Итого кредита нарастающим итогом Ставка рефинанси- рования Min. сумма процента по инвестиционному налоговому кредиту Мах. сумма процента по инвестиционному налоговому кредиту Сумма процента (16%) по банковскому кредиту

4 кв. 2009 г. 2 000 000 2 00 0 000

а пр. 10 8% 6 667 10 000 26 667

1 кв. 2010 г. 2 000 000 4000 000 - - -

май.10 8% 13 333 20 000 53 333

июнь.10 7,75% 12 917 19 375 53 333

июль.10 7,75% 12 917 19 375 53 333

2 кв. 2010 г. 2 000 000 6 00 0 000 - -

ав г.10 7,75% 19 375 29 063 80 000

сент.10 7,75% 19 375 29 063 80 000

окт.10 7,75% 19 375 29 063 80 000

3 кв. 2010 г. 2 000 000 8 00 0 000 - - -

чояб.10 7,75% 25 833 38 750 106 667

дек.10 7,75% 25 833 38 750 106 667

Я 43.11 7,75% 25 833 38 750 106 667

фев.11 7,75% 25 833 38 750 106 667

март. 11 8% 26 667 40 000 106 667

4 кв. 2010 г. 2 000 000 10 ООО ООО - -

апр.11 8% 33 333 50 000 133 333

май.11 8,25% 34 3 75 51 563 133 333

июнь.11 8,25% 34 375 51 563 133 333

июль.11 8,25% 34 3 75 51 563 133 333

ав г. 11 8,25% 34 375 51 563 133 333

сент.11 8,25% 34 3 75 51 563 133 333

итого 439 167 658 750 1760 000

Средняя сумма процента по инвестиционному налоговому кредиту (439 167 + 658 750) /2 = 543 953

ІІІ

Как видно из расчета (табл. 2), при использовании инвестиционного налогового кредита экономия, исходя из средних величин, составляет 1 211 042 руб. (1 760 000 минус 548 958). В результате полученных расчетов можно утверждать, что оформление инвестиционного налогового кредита позволит организации высвободить денежные средства и направить на приобретение внеоборотных активов, НИОКР.

Принцип целевой направленности инвестиционного налогового кредита по своей сути и содержанию должен поддержать инвестиционную деятельность организаций, осуществляющих капитальные вложения.

На практике же позитивная идея стимулирования инвестиционной активности организаций не нашла достойного применения. Инвестиционный налоговый кредит налогоплательщиками практически не используется, в период его действия данной преференцией воспользовались единичные компании2.

Одна из причин, по которым использование инвестиционного налогового кредита на практике не реализуется, — это излишне сложная административная процедура его предоставле-ния3.

2 См. об этом: Сергеева А. Ю. Методы повышения инвестиционной активности через налоговые льготы // Налоговая политика и практика. 2011. № 9/1. С. 13.

3 См.: Курогло А. Ю. О стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых механизмов // Сборник статей Международной научно-практической конференции по модернизации и перспективы развития современного общества (Саратов, 30 июня 2010 г.). Саратов, 2010. С. 108.

Так, для получения инвестиционного налогового кредита необходимо предоставить перечень документов, который состоит более чем из 14 наименований. При этом все документы должны быть представлены в налоговый орган «полным пакетом» до истечения месячного срока с даты их выдачи.

Анализ порядка предоставления инвестиционного налогового кредита в соответствии с действующим законодательством (рис. 1) позволяет сделать вывод, что требование о предоставлении всего перечня документов в такой короткий срок (месяц) является практически нереализуемым.

Незначительные масштабы применения инвестиционного налогового кредита объясняются также недостаточной информированностью налогоплательщиков и потенциальных заемщиков о механизме его предоставления. Действующие нормативные правовые акты также не дают четкой информации о сроках и величине уплаты инвестиционного налогового кредита, не разработаны методические рекомендации по его обеспечению.

Так, в п. 1 ст. 66 НК РФ определено: «... предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов». Однако такая формулировка может означать выплаты данного кредита и процентов по нему в течение неопределенного промежутка времени. Кроме того, не установлен конкретный процент при использовании ИНК.

Неточности формулировок, содержащиеся в законодательном акте, способствуют возникновению злоупотреблений: в частности местные органы власти, используя такие возможности, могут устанавливать любые сроки действия договора, сроки поэтапной выплаты и определять ставки. Субъективный подход при установлении условий кредитования и отсутствие регламентирующих документов определения экономической ситуации на предприятии приводят к

отрицательному эффекту.

Помимо этого, сдерживающим фактором для принятия решения в пользу инвестиционного налогового кредита является невозможность учета в качестве расходов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль процентов за его использование. Что касается коммерческих форм кредитования, то здесь действующий НК РФ такую возможность предоставляет.

В рамках проблемы эффективности применения инвестиционного налогового кредита предлагаем на законодательном уровне:

1. Разработать методические рекомендации, где с учетом специфики, рентабельности и сроков окупаемости в отдельных перспективных отраслях экономики будут определены точный срок действия договоров, а также конкретные ставки за пользование кредитной линией.

2. Установить полный исчерпывающий перечень документов для обоснования применения инвестиционного налогового кредита. Как показывает практика, представители налоговых органов требуют дополнительный перечень документов (по своему усмотрению), который необходимо предоставить в тот же месячный срок.

3. Утвердить право налогоплательщика учитывать проценты по инвестиционному налоговому кредиту при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Для реализации данных предложений требуется внести изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, а также необходима детальная разработка методического обеспечения применения инвестиционного налогового кредита.

Полагаем, что при устранении действующих сдерживающих для инвестора факторов применение инвестиционного налогового кредита даст возможность налогоплательщику не отвлекать на определенном этапе денежные средства на уплату налогов, а направлять их непосредственно на цели развития и стабилизации собственного финансового положения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зозуля, В. В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика : монография / В. В. Зозуля. - М. : Нано ТехноПрайд, 2010. - 303 с.

2. Курогло, А. Ю. О стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых механизмов / А. Ю. Курогло // Сборник статей Международной научно-практической конференции по модернизации и перспективе развития современного общества (Саратов, 30 июня 2010 г.). - Саратов, 2010. - С. 108-110.

3. Сергеева, А. Ю. Методы повышения инвестиционной активности через налоговые льготы // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 9/1. - С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.