поставок, а также управление качеством проекта; обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных проектов (продаже отдельных финансовых инструментов) и реинвестировании капитала; организовать завершение проекта; в полной мере учесть так называемые психологические аспекты управления инвестициями, нередко оказывающие решающее воздействие на показатели проекта в целом.
Для обеспечения совершенствования эффективного управления проектом выделяют ряд важных элементов, которые должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта: понимание на всех уровнях организационной структуры сути проектного управления; заинтересованность и поддержка проекта высшим руководством организации; способность подразделений и служб организации адаптироваться к работе в условиях проектного управления; соответствие руководителя проекта критериям отбора
(четкая ориентация на получение конкретных результатов к определенному сроку, полное понимание организационных целей, стремление внести личный вклад в их достижение, навыки работы с людьми); наличие у руководителя качеств подлинного лидера (авторитетность, ответственность, умение налаживать и поддерживать деловые контакты).
Поступила в редакцию 24.12.2007 г.
Sarkin A.V. Development and introduction of the investment projects control system at petrochemical complex enterprises. In the article industrial enterprises investment projects features consisting in: an investment project changes orientation which can have evolutionary or revolutionary nature; in uniqueness and multifunctionality; in time realization limitation; in necessity of minimal resources use with the purpose of expenses decreasing; in a high uncertainty and risk degree owing to provided actions uniqueness; in executors creative activity owing to solved problem novelty are presented.
Key words: real investment, portfolio investment, investment activity model, investments project management, evaluation methods of investment projects.
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА М.В. Гашева
В статье представлены критерии применения функционально-стоимостного анализа как основы для разработки системы менеджмента качества на промышленном предприятии: включение в функциональную модель предприятия основных требований стандартов ISO 9000 и элементов модели системы менеджмента качества; декомпозиция производственного процесса на составляющие процессы более низкого уровня; учет взаимодействия процессов и времени их выполнения; определение весомости каждого процесса относительно определенной поставленной цели предприятия.
Ключевые слова: система менеджмента качества, функционально-стоимостной анализ, концепция всеобщего управления качеством (концепция TQM), международные стандарты ISO 9000, процессно-ориентированное управление.
Качество продукции и менеджмент предприятия как экономические категории многоаспектны и многомерны. Функциональные характеристики качества продукции проявляются на всех уровнях функционирования предприятия через его менеджмент качества. Данные особенности формирования качества продукции и менеджмента качества предприятия выявили, что в условиях
рыночных отношений основные экономические законы (законы спроса, предложения, зависимости между предложением и спросом, возрастания дополнительных затрат, убывающей доходности, экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления, эффекта масштаба производства, эффекта опыта, экономии времени, конкуренции), статические (законы композиции,
пропорциональности, онтогенеза) и динамические (законы синергии, информированности, единства анализа и синтеза, самосохранения) законы развития предприятия, общие принципы функционирования предприятия (принципы самофинансирования, соответствия отношений постоянных затрат к переменным и относительной цены, соответствия номенклатуры, качества и объема продукции потребностям и условиям спроса, возмещения затрат на производство и сбыт продукции) проявляют себя интегральным образом и позволяют выявить закономерность непрерывного и динамичного совершенствования качества продукции и менеджмента качества: постоянное улучшение и совершенствование качества продукции через менеджмент качества является динамичным и непрерывным процессом развития, устойчивого и эффективного функционирования предприятия, обеспечивающим его выживание. Каждая группа вышеперечисленных экономических законов определяет поле законов, на пересечении которых формируется поле законов качества предприятия, с вектором развития его менеджмента качества как объективной закономерности динамики рыночных отношений. Это в свою очередь дополняет и развивает представление о качестве продукции как комплексном явлении, формирующем соответствующие экономические и специфические исторические формы общественных отношений.
Системные исследования качества продукции и менеджмента качества предприятия как экономических категорий выявили, что их динамичное развитие происходит по S-образным кривым. Непрерывное совершенствование качества продукции формируют следующие основные этапы: борьба, выживание, конкуренция, расширение рынка, повышение производительности, удовлетворение потребителя. Непрерывное развитие менеджмента качества предприятия обосновывают: качество продукции, качество процесса, качество деятельности, качество менеджмента, качество разработки, качество предприятия. Для сохранения конкурентного преимущества на рынке каждое предприятие должно постоянно развивать менеджмент качества через обновление, совершенствование и улучшение качества своей продукции.
Стратегия развития менеджмента качества в соответствии с концепцией TQM бази-
руется на категории оценки менеджмента качества предприятия. Систематизация отечественного и зарубежного опыта в области менеджмента качества и самооценки менеджмента качества предприятия выявили следующее: оценку эффективности менеджмента качества целесообразно проводить по результатам самооценки состояния функционирования предприятия. Оценка менеджмента качества предприятия обеспечивает систематический и всесторонний анализы деятельности и результатов, дающих общее представление о функционировании предприятия и степени развития его менеджмента качества, что позволяет определить области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.
Методической основой механизма самооценки менеджмента качества предприятия является концепция TQM, которая не ограничивается строгими требованиями и представляет руководителям большой набор подходов и методов для выполнения требований стандартов, тем самым отвечает на вопрос, как обеспечить и улучшить качество продукции предприятия.
Изучение, систематизация и классификация зарубежных и отечественных премий качества по классификационному признаку менеджмента качества показали, что их различия не принципиальны и обусловлены спецификой той или иной страны. Технология оценки менеджмента качества предприятия (подробного и всестороннего анализа деятельности предприятия и определения степени ее соответствия модели, установленной премией в области качества) и критерии разных премий качества, в общем, сходны. Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес, очки или баллы. Критерии, получившие низкую оценку, покажут те направления деятельности, которые нуждаются в улучшении. Наиболее престижными премиями качества являются: в Японии - приз Деминга (Deming Application Prize - DAP), в США - национальная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Melcom Baldrige National Quality Award - MBNQA) и для компаний Европы -Европейская награда за качество (European Quality Award - EQA), в России - Премия Правительства РФ в области качества, учрежденная 12 апреля 1996 г.
Для эффективного функционирования новой системы менеджмента качества МС ИСО 9001 принят процессный подход, который обеспечивает связь и управление между отдельными процессами внутри организации и в общей системе процессов с целью постоянного улучшения общего функционирования организации, включая эффективность, а также ее результативность. При таком подходе к созданию системы менеджмента качества Международный стандарт ИСО 9001 предлагает концептуальную модель процессного подхода, который показывает жесткую связь постоянного улучшения системы менеджмента качества, от входных данных, установленных «требований потребителя» и выходных - «степени удовлетворения потребителя», производимой предприятием продукции или оказываемой услуги.
Идеология процессно-ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием - понятия менеджмента качества и общего менеджмента сливаются в одно целое. Прежде всего, это связано с новой расширенной трактовкой качества, которая не ограничивается совокупностью функциональных свойств и характеристик продукции, а рассматривается как степень соответствия отличительных свойств товара, обеспечивающих их процессов и систем управления установленным (государством, самой фирмой, договорами и контрактами и др.) или реально прогнозируемым для ожидаемой рыночной конъюнктуры требованиям потребителей и других заинтересованных лиц.
Такой подход реализован и в стандартах ГОСТ Р ИСО 9000, где любые имеющиеся на предприятии отклонения отнесены в компетенцию менеджмента качества, а сам он из управления отдельной сферой деятельности превратился в управление предприятием в целом. Поэтому процессно-ориентированное управление качеством, а следовательно, и предприятием состоит из ряда основных функций и объективных задач. При этом к объективным задачам относятся задачи, общая постановка которых вытекает из профилирующей деятельности хозяйственной структуры и не изменяется на протяжении многих достаточно длительных периодов ее функционирования и развития. В течение
этого времени могут меняться только формы, методы и технические средства, используемые для решения этих задач. К таким задачам относится, например, согласование производства товаров с их материально-техническим обеспечением.
Парадигма постоянного улучшения, декларируемая проектами МС ИСО серии 9000, обязывает организации, внедряющие систему менеджмента качества по стандарту ИСО 9001, проводить мероприятия по постоянному улучшению продукции, процессов, систем. Известный треугольник Джойнера иллюстрирует условия успешного движения вперед в области качества по Демингу, а именно:
1) научный подход;
2) вовлеченность всего персонала (все -одна команда);
3) воспитание в себе приверженности (одержимости) к качеству.
Для российской специфики треугольник Джойнера, на наш взгляд, можно дополнить четвертым условием - выделение достаточных ресурсов для развития организации, ее материальной базы.
В настоящее время учет и анализ затрат на качество являются лишь одним из методов финансового менеджмента в системе качества, позволяющим решать только специфичные задачи (например, снижение и оптимизация затрат на качество). Для достижения же ощутимых финансовых результатов и повышения эффективности функционирования системы менеджмента качества необходимо учитывать все производственные затраты. Это доказывает необходимость применения на промышленных предприятиях современных методов управления затратами, среди которых наиболее предпочтительным является метод функционально-стоимостного анализа. В отличие от традиционных методов учета (стандарт-кост, директ-костинг, JIT, LCC) данный метод характеризуется рядом преимуществ: он позволяет предприятию разработать и применить жизнеспособную стратегию на рынке, а также принимать управленческие решения оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества; формированию конкурентоспособных цен на продукты и услуги; определению истинной себестоимости отдельных видов продукции и услуг; гибкому ценообра-
зованию; управлению ассортиментом выпускаемой продукции или предоставляемых услуг; оценке бизнес-процессов или деятельности каждого структурного подразделения; разработке бюджетов предприятия.
Функционально-стоимостной анализ
(ФСА) рассматривается как метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственнохозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности, как системное комплексное исследование функций объектов, направленное на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов при минимальных затратах на реализацию этих свойств на всех этапах жизненного цикла.
Применение метода функциональностоимостного анализа начинается с построения функциональной модели. Так как в основу стандартов МС ИСО 9000 составляет процессный подход, то для применения методологии ФСА в оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества необходимо под функциональной моделью определять не только взаимосвязь функций устанавливающих лишь порядок подчинения (согласно определений используемых в публикациях по применению ФСА), но и должна включать основные требования международных стандартов ИСО 9000, а также все этапы модели системы менеджмента качества (менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла, процессы измерения, анализа и улучшения; ответственность руководства). Далеко не полный перечень требований, которым должна отвечать функциональная модель процессов, включает следующее:
1. Функциональная модель строится с точки зрения руководства системой качества организации. При таком подходе модель должна включать все процессы и их элементы, влияющие на качество конечной продукции.
2. Функциональная модель должна содержать процессы, определенные как обязательные в рамках требований МС ИСО 9001:2000. Перечень этих процессов приведен в МС ИСО 9001:2000 [2, разделы 4-8].
3. Функциональная модель должна содержать элементы процессов, определенные как обязательные в рамках требований МС ИСО 9QQ1:2QQQ. Перечень таких элементов приведен в [2, разделы 4-8].
4. Функциональная модель должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, относящиеся к сфере деятельности организации.
Для того чтобы функциональная модель удовлетворяла перечисленным требованиям, она должна строиться как модель делового процесса.
Нормирующим условием при оценке значимости функций, имеющих одну общую вершину, т. е. удовлетворяющих одну общую функцию вышестоящего уровня, является равенство. Так как в достижение целей в области качества должно оказывать позитивное влияние процессов и процессы СМК нельзя исключать, то весомость каждого процесса должна устанавливаться относительно определенной поставленной цели предприятия. Таким образом, необходимо разработать методику, устанавливающую зависимость между значимость процесса в зависимости от определенных целей предприятий.
Важным ограничивающим условием применения функционально-стоимостного анализа в оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества является отсутствие глубоких исследований экономической стороны в методологии ФСА. Методика определения затрат на функции в ФСА базируется на классификации функций и если один и тот же материальный носитель участвует в удовлетворении нескольких функций, то затраты, связанные с ним, распределяются между функциями пропорционально вкладу. Такая система учета затрат позволяет эффективно учитывать затраты в рамках простых причинно-следственных связей, но не при определении стоимости процессов.
Поступила в редакцию 24.12.2QQ7 г.
Gasheva M.V. Problems of the cost - functional analysis application in the estimation of quality management system functioning efficiency. In the article cost - functional analysis application criteria as quality management system engineering bases at the industrial enterprise are presented: inclusion in enterprise functional model of the basic requirements ISO 9QQQ standards and elements of quality management system model; production decomposition on lower level making processes; the
12Q
account of processes and time of their performance interaction; definition of each process weightiness concerning the certain object in view of the enterprise.
Key words: system of quality management, cost -functional analysis, the conception of universal quality management (TQM conception), international standards ISO 9000, process-oriented management.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
О.В. Королева
В статье рассмотрены отличительные особенности предпринимательского стиля руководства, а также даны результаты исследования субъектов бизнеса на соответствие их стиля руководства предпринимательскому.
Ключевые слова: управление, стиль управления, предпринимательский стиль руководства.
Переход России к рыночной системе хозяйствования привел к формированию нового слоя общества, для которого стало характерно наличие иного стиля мышления -предпринимательского. Последний отличает склонность к постоянной новаторской деятельности, стремление в более полной степени удовлетворить запросы покупателей (причем это является даже более важной целью, чем получение прибыли), умеренная склонность к риску.
Соответственно в обиход вошли такие понятия, как предприниматель, бизнесмен, коммерсант. Данные понятия нередко отождествляются между собой в силу того, что они близки по своему функциональному значению, поскольку предполагают субъекта, имеющего собственный бизнес и работающего на себя, в отличие от менеджера - работника по найму.
Однако целесообразно ли разделять понятия предприниматель и менеджер для предпринимательской практики? Ведь если рассматривать предпринимательство в субъектно-персонифицированном аспекте, то можно говорить о нем как об определенной системе, приводимой в движение тремя относительно самостоятельными субъектами: собственником, предпринимателем, управляющим (менеджером), каждый из которых является носителем специфических экономических отношений собственности и экономических интересов.
Хозяйственная практика показывает возможность различных вариантов сочетания
названных субъектов в одном или нескольких лицах.
1. Исторически первый вариант представляет собственника, предпринимателя и менеджера в одном лице, что особенно характерно для мелкого предпринимательства, предполагает действия в условиях полной экономической ответственности и риска.
2. Вариант совпадения функций собственности и предпринимательства свидетельствует о высоком уровне и культуре предпринимательства .
3. Обособление функции собственности от функций предпринимательства и управления говорит о пассивном поведении собственника. Этот вариант характеризуется появлением интеллектуальной собственности как равноправного производительного капитала, позволяющего его собственнику законно присваивать часть прибыли.
4. Вариант совпадения функций собственности и управления и обособление функции предпринимательства практически невозможен в связи с несовместимостью экономических интересов основных экономических субъектов.
5. И, наконец, относительно самостоятельное действие всех трех названных функций: собственности, предпринимательства, управления - характерно для крупного бизнеса, эффективность которого также зависит, прежде всего, от предпринимательского начала.
Нас, прежде всего, интересует случай, когда один человек совмещает выполнение функции предпринимательства и управления.