Лебеденко Ольга Владимировна
соискатель Казанского государственного технического университета
им. А.Н. Туполева
kstu.international@gmail.com
функционально-стоимостной анализ при оценке
менеджмента качества
_Аннотация
В статье анализируется порядок применения функционально-стоимостного анализа в рамках системы менеджмента качества, выделяются ключевые требования к функциональной модели процессов.
Ключевые слова: менеджмент качества, процессный подход, функционально-стоимостной анализ, процессно-ориентированное управление, предприятие, функциональная модель
В условиях экономики перепроизводства особую значимость приобретают вопросы качества как ключевой категории, обеспечивающей формирование конкурентного преимущества; при этом данная категория характеризуется многоаспектностью и многомерностью, что требует применения специального аналитического инструментария для ее эффективной оценки. Функциональные характеристики качества продукции проявляются на всех уровнях функционирования предприятия через менеджмент качества. Данная особенность формирования качества продукции и менеджмента качества предприятия обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений основные экономические законы, статические и динамические законы разви-
тия предприятия, общие принципы его функционирования проявляют себя в формате единой системы и позволяют выявить закономерность непрерывного и динамичного совершенствования качества продукции и менеджмента качества: постоянное улучшение и совершенствование качества продукции через менеджмент качества является динамичным и непрерывным процессом развития, устойчивого и эффективного функционирования предприятия, обеспечивающим его выживание. Каждая группа вышеперечисленных экономических законов определяет поле законов, на пересечении которых формируется поле законов качества предприятия с вектором развития его менеджмента качества как объективной закономерности динамики рыночных отношений.
Это, в свою очередь, дополняет и развивает представление о качестве продукции как комплексном явлении, формирующем соответствующие экономические и специфические исторические формы общественных отношений. Системные исследования качества продукции и менеджмента качества предприятия как экономических категорий, выявили, что их динамичное развитие происходит по Э-образным кривым. Непрерывное совершенствование качества продукции формируют следующие основные этапы: борьба, выживание, конкуренция, расширение рынка, повышение производительности, удовлетворение потребителя. Непрерывное развитие менеджмента качества предприятия обосновывают качество продукции, качество процесса, качество деятельности, качество менеджмента, качество разработки, качество предприятия. Для сохранения конкурентного преимущества на рынке каждое предприятие должно постоянно развивать менеджмент качества через обновление, совершенствование и улучшение качества своей продукции.
Менеджмент качества и общий менеджмент как одно целое
Для эффективного функционирования новой системы менеджмента качества МС ИСО 9001 принят процессный подход, который обеспечивает связь соотношение между отдельными процессами внутри организации и в общей системе процессов с целью постоянного улучшения общего функционирования организации, включая эффективность, а также ее результативность. При таком подходе к созданию системы менеджмента качества,
Международный стандарт ИСО 9001 предлагает концептуальную модель процессного подхода, который показывает четкую связь постоянного улучшения системы менеджмента качества - от входных данных, установленных «требований потребителя», и выходных - «степени удовлетворения потребителя» производимой предприятием продукцией или оказываемой услугой.
Идеология процессно-ориентиро-ванного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием - понятия менеджмента качества и общего менеджмента сливаются в одно целое. Прежде всего, это связано с новой расширенной трактовкой качества, которая не ограничивается совокупностью функциональных свойств и характеристик продукции, а рассматривается как степень соответствия отличительных свойств товара, обеспечивающих их процессов и систем управления установленным (государством, самой фирмой, договорами и контрактами и др.) или реально прогнозируемым для ожида-
функциональные характеристики качества продукции проявляются на всех уровнях функционирования предприятия через менеджмент качества
менеджмент качеств(
емой рыночной конъюнктуры требованиям потребителей и других заинтересованных лиц.
Такой подход реализован и в стандартах ГОСТ Р ИСО 9000, где любые имеющиеся на предприятии отклонения отнесены в компетенцию менеджмента качества, а сам он из управления отдельной сферой деятельности превратился в управление предприятием в целом. Поэтому процес-сно-ориентированное управление качеством, а следовательно, и предприятием состоит из ряда основных функций и объективных задач. При этом к объективным задачам относятся такие, общая постановка которых вытекает из профилирующей деятельности хозяйственной структуры и не изменяется на протяжении многих достаточно длительных периодов ее функционирования и развития. Могут меняться только формы, методы и технические средства, используемые для решения указанных задач, например, согласования производства
непрерывное совершенствование качества продукции формируют следующие основные этапы: борьба, выживание, конкуренция, расширение рынка, повышение производительности, удовлетворение потребителя
товаров с их материально-техническим обеспечением.
Функционально-стоимостной анализ
В настоящее время учет и анализ затрат на качество являются лишь одним из методов финансового менеджмента в системе качества, позволяющим решать только специфичные задачи (например,сни-жение и оптимизация затрат на качество). Для достижения же ощутимых финансовых результатов и повышения эффективности функционирования системы менеджмента качества необходимо учитывать все производственные затраты. Это доказывает необходимость применения на промышленных предприятиях современных методов управления затратами, среди которых наиболее предпочтительным является метод функционально-стоимостного анализа. В отличие от традиционных методов учета он имеет ряд преимуществ: позволяет предприятию разработать и применить жизнеспособную стратегию на рынке, а также принимать управленческие решения на основе оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества; способствует формированию конкурентоспособных цен на продукты и услуги; определению истинной себестоимости отдельных видов продукции и услуг; позволяет повысить точность разработки бюджета предприятия.
Функционально-стоимостной анализ рассматривается как метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на мини-
мизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности, как системное комплексное исследование функций объектов, направленное на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов при минимальных затратах на реализацию этих свойств на всех этапах жизненного цикла.
Функциональная модель
Применение метода функционально-стоимостного анализа начинается с построения функциональной модели. Так как основу стандартов МС ИСО 9000 составляет процессный подход, то для применения методологии ФСА в оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества необходимо под функциональной моделью определять не только взаимосвязь функций, устанавливающих лишь порядок подчинения (согласно определениям из публикаций по применению ФСА), но и включать основные требования международных стандартов ИСО 9000, а также все этапы модели системы менеджмента качества (менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла, процессы измерения, анализа и улучшения; ответственность руководства).
Далеко не полный перечень требований, которым должна отвечать функциональная модель процессов, включает следующее.
1. Функциональная модель строится с точки зрения руководства системой качества организации. При таком подходе модель должна
идеология процессно-
ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием
включать все процессы и их элементы, влияющие на качество конечной продукции.
2. Функциональная модель должна содержать процессы, определенные как обязательные в рамках требований МС ИСО 9001:2000. Перечень этих процессов приведен в МС ИСО 9001:2000 [1, разделы 4-8].
3. Функциональная модель должна содержать элементы процессов, определенные как обязательные в рамках требований МС ИСО 9001:2000. Перечень таких элементов приведен в [1, разделы 4-8].
4. Функциональная модель должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, относящиеся к сфере деятельности организации. Для того чтобы функциональная модель удовлетворяла перечисленным требованиям, она должна строиться как модель делового процесса.
Важным условием, ограничивающим применения функционально-стоимостного анализа в оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества, является отсутствие глубоких исследований экономической стороны в методологии анализа. Методика определения
менеджмент качества
применение метода функционально-стоимостного анализа начинается с построения функциональной модели
затрат на функции в функционально-стоимостном анализе базируется на классификации функций, и если один и тот же материальный носитель участвует в удовлетворении нескольких функций, то затраты, связанные с ним, распределяются между функциями пропорционально вкладу. Такая система учета затрат позволяет эффективно учитывать затраты в рам-
ках простых причинно-следственных связей, но не при определении стоимости процессов.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 // www.gosts. org.
2. Конти Т. Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход) // Сборник материалов 13-ой международной конференции. - СМЦ «Приоритет», Нижний Новгород. -2001, 22-24 мая.
3. Салимова Т.А. Теория и практика управления качеством. - Саранск: Изд-во Мордовского госуниверситета, 2001.
Lebedenko O.V.
Applicant, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev Value Analysis in Assessing Quality Management
_Abstract
The article examines the procedure of applying value analysis to the quality management system and identifies the key requirements for the functional model of the processes.
Keywords: quality management, process approach, value analysis, process-oriented management, enterprise, functional model