Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАКСКОМ КУРДИСТАНЕ'

ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАКСКОМ КУРДИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иракский Курдистан / дорожно-транспортные происшествия / дорожное движение / безопасность / движение / аварии. / Iraqi Kurdistan / traffic accidents / traffic / safety / traffic / accidents.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулрахман Ю.О.

Статья посвящена проблемам, препятствующим обеспечить общественную безопасность на дорогах в автономном регионе Иракский Курдистан. Экономическое развитие, стабильность и массовое перемещение населения в ходе вооруженных конфликтов в соседних регионах приводит к негативным последствиям в Курдистане, одним из которых является увеличение числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. В статье исследована статистика дорожно-транспортных происшествий и приведены данные, свидетельствующие о росте травматизма и смертности ввиду возникновения аварий на дорогах. Определено, что статистические данные относительно числа дорожно-транспортных происшествий в разных ведомствах могут различаться. Выявлены проблемы, препятствующие повышению безопасности дорожного движения в Иракском Курдистане. Кроме этого, описаны попытки принятия мер сотрудниками дорожной полиции по уменьшению смертности и получения травм жителями Курдистана в дорожно-транспортных происшествиях. Определены стратегии и действия, направленные на повышения безопасности дорожного движения в Иракском Курдистане. Перспективами дальнейших исследований является реализация предложенных стратегий для достижения необходимых улучшений в аспекте безопасности дорожного движения на территории Курдистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулрахман Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS HINDERING THE IMPROVEMENT OF ROAD SAFETY IN IRAQI KURDISTAN

The article is devoted to the problems hindering public safety on the roads in the autonomous region of Iraqi Kurdistan. Economic development, stability and mass displacement of the population during armed conflicts in neighboring regions leads to negative consequences in Kurdistan, one of which is an increase in the number of victims in road accidents. The article examines the statistics of road accidents and provides data indicating an increase in injuries and deaths due to accidents on the roads. It is determined that statistical data on the number of road accidents in different departments may vary. The problems hindering the improvement of road safety in Iraqi Kurdistan have been identified. In addition, attempts to take measures by traffic police officers to reduce deaths and injuries to residents of Kurdistan in road accidents are described. Strategies and actions aimed at improving road safety in Iraqi Kurdistan have been identified. The prospects for further research are the implementation of the proposed strategies to achieve the necessary improvements in the aspect of road safety in the territory of Kurdistan.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАКСКОМ КУРДИСТАНЕ»

Прогрессивная экономика №2 / 2021

DOI: 10.54861/ 27131211_2021_2_20

УДК 656

ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАКСКОМ

КУРДИСТАНЕ

Абдулрахман Ю.О., аспирант, Волгоградский государственный

университет, г. Волгоград, Россия

Аннотация.

Статья

посвящена

проблемам,

препятствующим

обеспечить общественную безопасность на дорогах в автономном регионе

Иракский Курдистан. Экономическое развитие, стабильность и массовое

перемещение населения в ходе вооруженных конфликтов в соседних регионах

приводит к негативным последствиям в Курдистане, одним из которых

является увеличение числа пострадавших в дорожно-транспортных

происшествиях. В статье исследована статистика дорожно-транспортных

происшествий и приведены данные, свидетельствующие о росте травматизма

и смертности ввиду возникновения аварий на дорогах. Определено, что

статистические данные относительно числа дорожно-транспортных

происшествий в разных ведомствах могут различаться. Выявлены проблемы,

препятствующие повышению безопасности дорожного движения в Иракском

Курдистане. Кроме этого, описаны попытки принятия мер сотрудниками

дорожной полиции по уменьшению смертности и получения травм жителями

Курдистана в дорожно-транспортных происшествиях. Определены стратегии

и действия, направленные на повышения безопасности дорожного движения в

Иракском Курдистане. Перспективами дальнейших исследований является

реализация предложенных стратегий для достижения необходимых

20

Прогрессивная экономика №2 / 2021

улучшений в аспекте безопасности дорожного движения на территории

Курдистана.

Ключевые слова: Иракский Курдистан, дорожно-транспортные

происшествия, дорожное движение, безопасность, движение, аварии.

PROBLEMS HINDERING THE IMPROVEMENT OF ROAD SAFETY IN

IRAQI KURDISTAN

Abdulrahman Y.O., Postgraduate student, Volgograd State University,

Volgograd, Russia

Abstract. The article is devoted to the problems hindering public safety on

the roads in the autonomous region of Iraqi Kurdistan. Economic development,

stability and mass displacement of the population during armed conflicts in

neighboring regions leads to negative consequences in Kurdistan, one of which is an

increase in the number of victims in road accidents. The article examines the

statistics of road accidents and provides data indicating an increase in injuries and

deaths due to accidents on the roads. It is determined that statistical data on the

number of road accidents in different departments may vary. The problems

hindering the improvement of road safety in Iraqi Kurdistan have been identified. In

addition, attempts to take measures by traffic police officers to reduce deaths and

injuries to residents of Kurdistan in road accidents are described. Strategies and

actions aimed at improving road safety in Iraqi Kurdistan have been identified. The

prospects for further research are the implementation of the proposed strategies to

achieve the necessary improvements in the aspect of road safety in the territory of

Kurdistan.

Keywords: Iraqi Kurdistan, traffic accidents, traffic, safety, traffic, accidents.

JEL classification: R19, R41, R42.

21

Прогрессивная экономика №2 / 2021

Для цитирования: Абдулрахман Ю.О. Проблемы, препятствующие

повышению безопасности дорожного движения в Иракском Курдистане //

Прогрессивная экономика. 2021. №2. 20-30.

Введение

Иракский Курдистан − автономный регион на севере, управляемый

региональным правительством Курдистана. Иракский Курдистан состоит из

четырех провинций: Эрбиль (столица), Сулеймания, Дохук и Халабджа (см.

рис. 1) [7]. Население составляет 5,2 млн. чел., однако в настоящее время

насчитывается 1,8 млн. переселенцев, вынужденных бежавших из Сирии и

других частей Ирака ввиду вооруженных конфликтов [3]. Кроме того, ввиду

массового перемещения населения регион сталкивается с рядом проблем.

Одной из основных проблем стало увеличение числа дорожно-транспортных

происшествий.

Рис. 1. Административная карта Курдского региона Ирака

Источник: составлено автором на основе [7]

Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной

смертности в Иракском Курдистане. По данным Министерства

22

Прогрессивная экономика №2 / 2021

здравоохранения

Курдистана,

в

результате

дорожно-транспортных

происшествий ежедневно погибают 3 человека и получают ранения 28

человек, что означает около 850 смертей и 10000 травм в год [1]. Однако, по

данным Министерства внутренних дел − Главного управления дорожного

движения, с 2016 по конец 2018 гг. в дорожно-транспортных происшествиях в

регионе погибло 2449 человек (16,12 погибших / 100000 человек) и 35222

получили ранения (231,8 травм / 100000 человек) [3]. Несмотря на это

расхождение между данными, число погибших по-прежнему чрезмерно

велико и продолжает расти в соответствии с обоими источниками. Риск быть

убитым или раненым в результате аварии намного выше на автомагистралях и

в некоторых регионах, чем в других, поскольку безопасность дорожного

движения варьируется в зависимости от региона. В период с 2012 по 2015 гг.

в Курдистане было зафиксировано наибольшее число жертв по сравнению с

другими районами Ирака. Самый высокий уровень дорожно-транспортного

травматизма и смертельных исходов наблюдается в Эрбиле. По данным

Главного управления дорожного движения Министерства внутренних дел, в

2019 г. в Курдистане произошло 4410 дорожно-транспортных происшествий,

в которых погибло 689 человек (13,68 смертей / 100000 человек) и 7249

получили ранения. Число аварий со смертельным исходом резко возросло

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(почти вдвое) в Эрбиле, увеличившись со 111 погибших в 2018 г. до 219 в 2019

г. Уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях высок по

сравнению с другими странами. Например, число жертв дорожно-

транспортных происшествий на 100000 человек за 2018 г. в Израиле, Швеции

и Великобритании составило 4,2, 2,8 и 3,1 соответственно [2].

Официальные отчеты о дорожном движении показывают, что около 60%

аварий произошли из-за превышения скорости, в то время как остальные были

вызваны неосторожным вождением, игнорированием дорожных знаков и

повреждением дорог. В целях повышения общественной безопасности на

дорогах сотрудники дорожной полиции выписывали штрафы за нарушение

23

Прогрессивная экономика №2 / 2021

правил дорожного движения и неосторожное вождение. В 2019 г. количество

зарегистрированных дорожных билетов в регионе увеличилось на 180000

(13,6%), а число погибших снизилось на 18,6% по сравнению с 2018 г., но

количество травм увеличилось на 26,7%. Эти последствия указывают на то,

что безопасность дорожного движения коррелирует с различными факторами,

и одни только дорожные штрафы не решат эту проблему [5].

Правоохранительные органы должны выступать только одним из

компонентов в решении проблемы повышения безопасности, который

включает в себя 4 категории (образование, обеспечение соблюдения правил

дорожного движения, инженерные и неотложные медицинские услуги).

Обзор литературы

Даже при совершенствовании политики, руководящих принципов и

конструкций проезжей части понимание моделей аварий и поведения

водителей остается сложной задачей в предотвращении дорожно-

транспортных происшествий. Это понимание не может быть достигнуто без

надежной базы данных о дорожно-транспортных происшествиях. Отчеты

неправительственных организаций (НПО) и Министерства здравоохранения

ставят под сомнение данные, представленные управлением дорожного

движения и официальной статистической организацией КРСО. В соответствии

с данными отчетами, в 2019 г. погибло более 850 чел., а ранения получили

более 10000 [6]. Из-за отсутствия единой компьютеризированной базы данных

для инвентаризации дорожно-транспортных происшествий используются

различные данные из различных источников. Например, Главное управление

дорожного движения в Сулеймании сообщило, что число погибших в 2017-

2018 гг. составило 215 и 206 человек соответственно, в то время как Судебно-

медицинский институт Сулеймании заявил, что эти цифры составляют 222 и

242 человека соответственно. Так, КРСО сообщила, что число погибших и

раненых в 2018 г. составило 685 и 8578 человек соответственно, в то время как

по данным Главного управления дорожной полиции Курдистана число

погибших составило 800 человек и 11000 раненых [2; 5].

24

Прогрессивная экономика №2 / 2021

Собранные дорожными службами данные основаны на отчетах, которые

были написаны сотрудниками ГИБДД сразу после того, как произошла авария.

Эти отчеты содержат информацию о жертвах, водителях и характеристиках

транспортных средств, а также о местах и условиях аварии. Отсутствие

системы медицинского страхования или координации с жертвами и

медицинскими центрами для наблюдения за состоянием здоровья

пострадавших и вовлеченных людей усложнило процесс регистрации их

окончательного статуса. Кроме того, зарегистрированные аварии включают в

себя в основном те аварии, в которых погибли люди, получили травмы, а

иногда и те, которые привели к значительному материальному ущербу.

Поскольку в регионе отсутствует система автострахования, большинство

аварий, связанных только с материальным ущербом, разрешаются без

регистрации [4; 6]. Отсутствие данных страхового стажа исключает другой

возможный источник для проверки полноты и качества собранных данных.

Несоответствия статистических данных относительно дорожно-транспортных

происшествий свидетельствуют о недостатках Правительства по вопросу

объединения этих данных во всеобъемлющую базу данных и рассмотрению

безопасности дорожного движения в качестве фундаментальной проблемы в

регионе.

Материалы исследования

Даже несмотря на значительные инвестиции в восстановление,

расширение и поддержание дорожной сети за последнее десятилетие,

большинство дорог в Иракском Курдистане не были построены в соответствии

с современными стандартами эксплуатации и безопасности и часто находятся

в плохом состоянии из-за недостаточных мер безопасности. Кроме того,

значительно

увеличилось

количество

вновь

зарегистрированных

транспортных средств: общее количество транспортных средств (всех типов)

в период с 2018 по 2019 гг. в Эрбиле и Сулеймании выросло более чем на 6,6%

– с 1020876 до 1091083 транспортных средств. Это соотношение, например,

составляло 3% в США и 5% в Турции. Количество вновь зарегистрированных

25

Прогрессивная экономика №2 / 2021

транспортных средств в Сулеймании за десять лет (2005-2015 гг.) увеличилось

примерно на 160%, в то время как процедуры по улучшению качества дорог и

планы технического обслуживания не поспевали за темпами. Подавляющее

большинство этих транспортных средств являются частными транспортными

средствами, что, как ожидается, связано с отсутствием общественного

транспорта или других альтернативных видов транспорта.

С начала 2016 г. экономический кризис в регионе оказал негативное

влияние на состояние дорог. Региональное правительство Курдистана

остановило почти все проекты по строительству и техническому

обслуживанию дорог. Следовательно, число аварий увеличилось, как показано

в табл. 1, особенно ночью и при неблагоприятных погодных условиях. Число

аварий со смертельным исходом увеличилось на 83,81%, в то время как число

несмертельных аварий увеличилось на 2,68% за период 2013-2018 гг.

Таблица 1

Дорожно-транспортные происшествия в Курдистане

Описание

2018-2013

2013 г.

2014 г.

2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018-2014 гг.

гг.

Авария

3715

3669

4040

10,11%

8,75%

Смертельная авария

278

427

511

2,29%

83,81%

Несмертельная авария

3437

3242

3529

7,82%

2,68%

Фатальность

399

576

685

2,97%

71,68%

Травма

3426

6080

8578

68,08%

150,38%

Источник: составлено автором на основе [3;5]

Поскольку в Курдистане отсутствует возможность автострахования,

большинство дорожно-транспортных происшествий с одним транспортным

средством остаются незарегистрированными, поэтому нет никаких

доказательств того, что эта тенденция изменилась за исследуемый период. Тем

не менее, о смертельных и серьезных авариях с участием нескольких

транспортных средств обычно сообщается, поскольку это связано с расходами

на ремонт и госпитализацию. Число погибших резко возросло на 71,68%, а

травм – на 150,38%, что означает увеличение числа погибших на 11,4% и травм

26

Прогрессивная экономика №2 / 2021

на 20,2% ежегодно в течение шестилетнего периода. Эти данные

свидетельствуют о настоятельной необходимости для Курдистана направить

все силы на решение этой проблемы.

Результаты

Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной

смерти в Иракском Курдистане. На страновом уровне в Эрбиле наблюдается

самый высокий уровень дорожно-транспортного травматизма и смертности.

Данный показатель резко возрастает, особенно после массового перемещения

населения в Курдистан из-за вооруженных конфликтов в Сирии и других

частях Ирака. Дорожно-транспортные происшествия оказывают негативное

влияние на безопасность и экономическое положение населения в данном

регионе. Вместе с тем ужесточение правовых санкций за нарушение правил

дорожного движения с целью сокращения числа аварий не были

многообещающими с точки зрения повышения безопасности исследуемого

региона.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе

повышения безопасности дорожного движения были проигнорированы

различные факторы, в том числе:

недостатки в объединении единых статистических данных о

дорожно-транспортных происшествиях во всеобъемлющей и доступной базе

данных;

неэффективность законодательства в отношении правил

дорожного движения и его правоприменения для повышения безопасности и

сокращения числа аварий;

недостаточные и устаревшие стандарты проектирования дорог для

обеспечения строительства и эксплуатации в соответствии с критериями

безопасности;

отсутствие знаний со стороны туристов правил дорожного

движения и дорожных условий в Курдистане.

27

Прогрессивная экономика №2 / 2021

Следует отметить, что проблемы, рассмотренные в этой статье,

распространены в постконфликтных странах, которые быстро развиваются на

Ближнем Востоке и во всем мире. Поэтому считаем, что стратегии и

рекомендации, предложенные в этой статье, могут быть применимы в

аналогичных условиях. В табл.2. представлены стратегии и действия,

необходимые для повышения безопасности дорожного движения на

территории Курдистана.

Таблица 2

Стратегии и действия, предложенные для повышения безопасности

дорожного движения в Курдистане

Стратегии и действия

Внесение поправок в законодательство, касающееся дорожного движения, с целью

устранения таких факторов риска, как скорость, использование детских

1

удерживающих устройств (кресла-бустеры), вождение в состоянии наркотического

и алкогольного опьянения, пристегивание ремней безопасности и ношение

шлемов.

Проведение комплексных исследований путем инициирования и разработки

2

многодисциплинарных подходов к сотрудничеству для всех заинтересованных

органов власти и учреждений в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль за поступлением новых автомобилей низкого качества и подержанных

3

автомобилей.

Разработка и проведение систематических исследований для понимания

4

медицинских и экономических последствий аварий.

Разработка и внедрение комплексных методов наблюдения, отчетности и обмена

информацией об авариях на основе надежной координации между

соответствующими органами, учреждениями и общественными НПО. Кроме того,

создание надежных и адекватных баз данных о дорожно-транспортных

5

происшествиях для обеспечения полного понимания проблем дорожного движения

и оценки осуществленных изменений, а также определение основных

сопутствующих факторов и подходящих методов для снижения числа и тяжести

аварий.

Разработка стратегического плана обеспечения безопасности дорожного движения

(SHSP) в качестве скоординированного и обоснованного подхода к снижению

6

числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и создание

системы мониторинга и оценки эффективности внедренных процедур по

количеству и тяжести аварий.

Создание центральной организации, которая несет ответственность, уполномочена

7

и подотчетна за координацию усилий по повышению безопасности дорожного

движения.

Изучение возможностей государственно-частного партнерства для строительства

8

современных/качественных новых автомагистралей и создания системы

медицинского страхования и страхования автомобилей.

Запуск кампаний по дорожному движению и общественному здравоохранению в

9

Курдистане с использованием онлайн-платформ, средств массовой информации и

28

Прогрессивная экономика №2 / 2021

др. для повышения осведомленности о дорожно-транспортных происшествиях и

их последствиях.

10 Обновление и/или создание соответствующих руководств.

Источник: составлено автором

Заключение

За последнее десятилетие Курдистан стал свидетелем относительной

стабильности, экономического развития и роста численности населения,

особенно по сравнению со многими соседними регионами. Как и в

большинстве быстро развивающихся стран во всем мире, возникло множество

нежелательных последствий. Так, увеличение числа дорожно-транспортных

происшествий и их негативные последствия относятся к числу основных

негативных последствий региона. Перспективами дальнейших исследований

является реализация предложенных стратегий для достижения необходимых

улучшений в аспекте безопасности дорожного движения на территории

Курдистана.

Литература

1.

Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс].

Режим

доступа:

https://www.who.int/csr/don/archive/year/2018/ru/

(дата

обращения: 29.12.2020).

2.

International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int

(date of application: 17/12/2020).

3.

Kurdistan Regional Government. URL: https://gov.krd/moi-en (date of

application: 11/12/2020).

4.

Jrew B., Msallam M., Khaled S., Abojaradeh M. Analysis and

Evaluation of Traffic Accidents for Principle Urban Streets in Arbil City in Iraq //

Diyala Journal of Engineering Sciences. 2017. No.10(6). P.118-131.

5.

Kurdistan Region Statistics Office, 2019. URL: https://krso.gov.krd/en

(date of application: 23/12/2020).

29

Прогрессивная экономика №2 / 2021

6.

Rudaw Media Network. URL: https://www.rudaw.net (date of

application: 15/12/2020).

7.

Schrock S., etc. The challenges impeding traffic safety improvements

in the Kurdistan Region of Iraq // Transportation Research Interdisciplinary

Perspectives. 2019. Vol.2:100029.

References

1. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim

dostupa: https://www.who.int/csr/don/archive/year/2018/ru/ (data obrashcheniya:

29.12.2020).

2. International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (date

of application: 17/12/2020).

3. Kurdistan Regional Government. URL: https://gov.krd/moi-en (date of

application: 11/12/2020).

4. Jrew B., Msallam M., Khaled S., Abojaradeh M. Analysis and Evaluation

of Traffic Accidents for Principle Urban Streets in Arbil City in Iraq // Diyala Journal

of Engineering Sciences. 2017. No.10(6). P.118-131.

5. Kurdistan Region Statistics Office, 2019. URL: https://krso.gov.krd/en

(date of application: 23/12/2020).

6. Rudaw Media Network. URL: https://www.rudaw.net (date of application:

15/12/2020).

7. Schrock S., etc. The challenges impeding traffic safety improvements in the

Kurdistan Region of Iraq // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives.

2019. Vol.2:100029.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.