Научная статья на тему 'Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения'

Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1857
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ПРОБЛЕМЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / INFORMATION / EDUCATIONAL MATERIAL / TEACHING / ESPECIALLY TRADITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиняков Олег Евгеньевич

Преподавание курса "Уголовное право" имеет некоторые сложности для восприятия обучающимся информации, что обусловлено использованием преподавателем достаточно большого количества специальной юридической терминологии и большого объема учебного материала. Все это затрудняет работу преподавателя. В связи с этим, с учетом некоторых особенностей и сложившихся традиций в преподавании курса уголовного права, преподавателю необходимо в своей работе придерживаться определенных форм и методов в вопросе поддержания постоянного интереса к дисциплине. Рассмотрение отдельных ситуаций, которые часто возникают в учебном процессе при преподавании курса уголовного права, смогут оказать помощь при осуществлении должного взаимодействия между преподавателем и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиняков Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING OF CRIMINAL LAW IN INSTITUTION OF HIGHER LEARNING AND WAY OFTHEIR DECISION

Teaching criminal law has some difficulties to read students the information due to the teacher the amount of special legal terminology and a large amount of educational material. All this complicates the job of the teacher. In this regard, taking into account some peculiarities and traditions in teaching criminal law course, the instructor must adhere to certain working forms and methods to maintain a constant interest in the discipline. Review of individual situations that often occur in the educational process in teaching courses in criminal law, will be able to assist in the implementation of proper interaction between the teacher and the students.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения»

УДК 372.8

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ВУЗе И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Чиняков Олег Евгеньевич

Канд. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

E-mail: chinyakov.oleg@yandex.ru

PROBLEMS OF TEACHING OF CRIMINAL LAW IN INSTITUTION OF HIGHER LEARNING AND WAY OFTHEIR DECISION

Oleg Chinyakov

Candidate of historical sciences, associate professor of Theory and History of State and Law Department, Mordovian humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

Преподавание курса Уголовное право» имеет некоторые сложности для восприятия обучающимся информации, что обусловлено использованием преподавателем достаточно большого количества специальной юридической терминологии и большого объема учебного материала. Все это затрудняет работу преподавателя. В связи с этим, с учетом некоторых особенностей и сложившихся традиций в преподавании курса уголовного права, преподавателю необходимо в своей работе придерживаться определенных форм и методов в вопросе поддержания постоянного интереса к дисциплине. Рассмотрение отдельных ситуаций, которые часто возникают в учебном процессе при преподавании курса уголовного права, смогут оказать помощь при осуществлении должного взаимодействия между преподавателем и студентами.

ABSTRAKT

Teaching criminal law has some difficulties to read students the information due to the teacher the amount of special legal terminology and a large amount of educational material. All this complicates the job of the teacher. In this regard, taking into account some peculiarities and traditions in teaching criminal law course, the instructor must adhere to certain working forms and methods to maintain a constant interest in the discipline. Review of individual situations that often occur in the educational process in teaching courses in criminal law, will be able to assist in the implementation of proper interaction between the teacher and the students.

Ключевые слова: информация, учебный материал, проблемы, преподавание, особенности, традиции.

Keywords: information, educational material, teaching, especially tradition.

В процессе преподавания уголовного права в юридических учебных заведениях существует много затруднений, которые обусловлены нестабильностью уголовного законодательства, слабой учебно-методической базой вузов, несвоевременностью опубликования законодательных и нормативных актов, отсутствием тесных связей учебных заведений с правоохранительными органами и общественностью. [2, с. 162].

Проблемы особенностей преподавания уголовного права освещены в работах многих ученых-правоведов, однако ряд вопросов, относящихся к поиску наиболее оптимальных методов обучения, особенно в условиях ограниченности времени общения в аудитории, до сих пор остаются нерешенными.

Учебный процесс в высших учебных заведениях традиционно сложился таким образом, что почти все темы освещаются в лекциях. Это в совокупности дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки. Но, традиционная лекция имеет и недостатки. Во-первых, определенная часть студентов приучается к пассивному восприятию чужих мнений, не желая или не успевая осознать и творчески проанализировать сказанное преподавателем. Озвученная информация воспринимается как неоспоримая совокупность знаний, которые нужно механически запомнить и воспроизвести. Во-вторых, в силу разного уровня подготовленности и способностей студентов, особенно в больших аудиториях, одни успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это не дает возможности индивидуализировать обучение [1, с. 32].

Однако, умело используя методику преподавания, можно успешно решать поставленные задачи. Концентрация внимания студентов на наиболее сложных, узловых вопросах, стимуляция их активной познавательной деятельности и формирование творческого мышления - основа подхода к усвоению дисциплины. Остановимся на некоторых элементах образовательного процесса при преподавании уголовного права, которые на наш взгляд заслуживают внимания.

Преподавание курса «Уголовное право» влечет за собой необходимость использования юридических терминов. Это одновременно и усложняет восприятие учащимися учебного материала, и затрудняет работу преподавателя в вопросе поддержания постоянного интереса к дисциплине. По этой причине преподавателю просто необходимо разъяснять учащимся специальный смысл некоторых юридических терминов.

Ситуация, когда в ходе занятий нет взаимодействия между учащимися и преподавателем, где последний все время только информирует, а студенты пассивно слушают, достаточно быстро гасит интерес к занятиям. Особенно это проявляется в процессе изложения сложных для восприятия положений без акцента на важные и принципиальные моменты.

В качестве элементов, которые могут активизировать студентов в ходе занятий по курсу «Уголовное право» можно выделить: 1) дискуссии с

постановкой вопросов о мнении учащихся относительно реальности, справедливости решения законодателя; 2) вербальные тесты с выяснением позиции и степени понимания положений.

При преподавании курса уголовного права преподавателю очень важно понимать, что он может попасть под влияние так называемой негативной публицистики, где довольно часто встречаются утверждения о «беспределе преступности», «всесилии и бессмертии мафии», «разгуле уголовного элемента», «бессилии закона и правоохранительных органов» и т.п. Объективности ради, преподавателю нужно придерживаться такой позиции, когда если уж он и воспроизводит в аудитории данные утверждения, то они должны быть аргументированы, а не голословны. В противном случае все это может исказить действительную картину борьбы с преступностью и вместо воспитания уважения к уголовному закону учащиеся могут получить убеждение в его никчемности в современных условиях [3, с. 138].

Ошибкой преподавателя является также умолчание о действительных трудностях и проблемах, стоящих перед законодателем и правоприменителем в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью. Тут можно выслушать учащихся по поводу известным им лично фактах неправильного применения уголовного закона, безнаказанности преступников, либо обсудить информацию по указанным проблемам, фигурирующую в средствах массовой информации. Здесь важно разъяснить студентам, что недостаточно своевременно принять закон, направленный на противодействие преступности, а необходимо еще и правильно его применить.

Это зависит уже от нескольких факторов: квалификации работников правоохранительных органов, их моральной и психологической подготовленности, правосознания населения и его поддержки.

Еще одним немаловажным моментом является воспроизведение преподавателем личной позиции относительно так называемой мягкости уголовного закона. При этом он нередко проводит исторический экскурс относительно того, что в некоторых странах жесткие наказания снижали уровень преступности. Это не так, поскольку многовековой опыт показал, что эффективность уголовно-правового регулирования зависит не от жестокости или мягкости, как таковой, а от справедливости (наказание должно соответствовать содеянному, последствиям, мотивам, личности виновного).

Преподаватель также рискует быть вовлеченным в обсуждение студентами вопросов относительно места уголовного закона в борьбе с преступностью. Дело в том, что существует расхожее мнение, что закон здесь не является главным и что в указанной борьбе хороши любые средства, которые в нем не закреплены. И вот здесь, раскрывая понятие уголовного закона и его источников, надо сделать акцент на роли и месте этой отрасли законодательства в социальном и правовом поле, показать его взаимодействие с другими отраслями, раскрыть функции уголовного закона.

До учащихся нужно донести, что система мер воздействия на преступность гораздо шире, чем применение уголовного закона или угроза его применения.

Преступность и ее уровень со свойственными ей благоприятными и неблагоприятными тенденциями зависят от многочисленных факторов: демографических, экономических, социальных, политических, идеологических, психологических, правовых. И лишь немногие из них связаны с качеством уголовно-правовой борьбы с преступностью. Поэтому решающее значение имеет стабильность общества, его экономическое и политическое благополучие, устойчивая система нравственной ориентации и уважения к закону. В криминологии это раскрывается через понятие «профилактика» (общая и специальная).

В преподавании курса «Уголовное право» также традиционно рекомендовано оптимизировать рассмотрение отдельных понятий, институтов, норм уголовного права. Но деятельность преподавателя не должна сводиться к воспроизведению материала учебника. Он должен быть готов к тому, что интерес учащихся наверняка вызовет дискуссии о том, является ли Уголовный кодекс единственным источником уголовно-правового регулирования; проблемы обратной силы уголовного закона многое другое.

Значительного внимания преподавателя требуют содержание и методика рассмотрения условий (предпосылок) уголовной ответственности.

В этой связи преподавателю курса «Уголовное право» можно порекомендовать: связывать учебный материал по курсу уголовного права с другими отраслями права; пользоваться самыми последними изданиями Уголовного кодекса, нормативно-правовых документов; составить глоссарий; периодически изучать судебную практику по отдельным видам и группам преступлений; для подтверждения выводов в ходе занятий использовать статистические данные, которые можно получить при изучении ежегодных сборников.

В заключении хотелось бы отметить, что в своей деятельности многие преподаватели ориентированы все-таки на средний уровень студентов, что на наш взгляд является ошибкой. По этой причине преподаватель добивается усвоения лишь основных постулатов, не требуя более глубокого изучения предмета с постановкой проблемных вопросов. Студентам необходимо преподнести информацию таким образом, чтобы показать свое личное отношение к существующим нормам права, их достоинствам и недостаткам, т.е. достаточно глубоко осветить учебный материал. Студенты, со своей стороны, должны понимать, что их внимание акцентировано на наиболее фундаментальных и сложных для восприятия проблемах и должны уметь отстаивать свою позицию по рассматриваемым вопросам, вступать в аргументированную дискуссию, как между собой, так и преподавателем.

Список литературы:

1. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 32-35.

2. Милюков С.Ф., Павлов В.Г. Обсуждение проблем преподавания уголовного права // Правоведение. 1996. № 1. С. 162-167.

3. Основы права: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.В. Лазарева. -М. : Юристъ, 1996. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.