Е. В. Щеникова
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
ELENA V. TSCHENIKOVA
THE PROBLEMS OF TEACHING OF RUSSIAN SPELLING AND PUNCTUATION
AND SOME APPROACHES TO THEIR DECISION
Елена Викторовна Щеникова
Кандидат филологических наук, старший преподаватель Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского ► [email protected]
Статья посвящена особенностям усвоения студентами орфографических и пунктуационных норм. Автором рассматриваются основные проблемы, выявляющиеся в процессе обучения, а также упражнения, способствующие их решению.
Ключевые слова: грамотность, орфография, пунктуация, пунктуационная норма, орфографическая норма.
The article is devoted to reception of orthographical and punctuation norms by students. The main problems which are coming to light in the course of training and also the exercises promoting their decision are considered.
Keywords: literacy, spelling, punctuation, punctuation norm, spelling norm.
Грамотное письмо — одна из предпосылок успешной коммуникации. Оно способствует точной передаче информации — логической и эмоциональной, является показателем определенного интеллектуального и общекультурного уровня человека в глазах окружающих. Особо следует отметить то, что единообразие написания поддерживает целостность и устойчивость литературного языка, который, в свою очередь, обеспечивает единство народа.
Современная российская средняя школа, к сожалению, не всегда осуществляет должную подготовку учащихся в области русской орфографии и пунктуации. Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.», опубликованному на сайте ФИПИ,1 средний процент выполнения заданий по орфографии в собственно тестовой части «А» — 77, по пунктуации — 72, при том что в целом эти задания можно охарактеризовать как достаточно простые. Еще более удручающая статистика связана с частью «С» (эссе), которая в гораздо большей степени, нежели часть «А», отражает применение пунктуационных и орфографических норм в реальной речевой практике учащихся: в области орфографии средний уровень компетенции составляет 36%, в области пунктуации — 27%.
Наблюдения над письменной речью студентов младших курсов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, а также учеников старших классов школ Нижнего Новгорода подтверждают приведенные статистические данные. И хотя средний уровень подготовки студентов (особенно студентов-филологов), безусловно, выше, чем средний уровень подготовки выпускников школ, необходимо дове-
^^^ [методика преподавания русского языка]
дение их (студентов) знаний, умений и навыков в области орфографии и пунктуации до уровня, которым должны обладать выпускники классического университета. В связи с этим целесообразно сохранение дисциплины «Грамотность» в учебных планах подготовки студентов филологического факультета, обучающихся по специальностям / направлениям подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование». Повышение уровня грамотности студентов, обучающихся на других факультетах, осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Теория и практика речевого общения», «Русский язык и культура речи».
Наблюдения за речевой практикой недавних и будущих выпускников школ позволяют сделать вывод о том, что в сознании многих из них существует некий набор разрозненных орфографических и пунктуационных правил, которые, в силу их бессистемности, смешиваются и со временем забываются. В связи с этим необходимо помочь обучающимся обобщить информацию, приведя правила в понятную систему; предложить простые алгоритмы, которые способствуют успешному разграничению, запоминанию и применению этих правил в процессе письменной коммуникации. Систематизации данных во многом способствует их представление в виде таблиц и / или схем. Так, основные нормы, связанные с написанием одной либо двух букв Н в прилага-
тельных и причастиях, можно представить в форме схемы (рис. 1).
В табличной форме можно представить основные правила написания О/Ё после шипящих под ударением (табл. 1).
Данные предложенной таблицы можно свести к следующей схеме-алгоритму (рис. 2).
Синтаксический принцип — один из ведущих принципов русской пунктуации. Поэтому авторы большинства пособий и составители сборников упражнений по пунктуации «отталкиваются» преимущественно от типов синтаксических конструкций. Однако при определенном уровне речевой компетенции обучаемых (в том числе и школьников) во многих случаях целесообразно использовать иной принцип группировки пунктуационных норм,2 идти не от конструкции к знаку, а от знака (с его функциями) к синтаксической конструкции. Это способствует оптимизации процесса обучения, поскольку в разных конструкциях знаки могут выполнять одни и те же функции. Так, тире может использоваться для указания на противопоставление как в сложном предложении (сложносочиненном и сложном бессоюзном), так и в простом (в конструкциях с однородными членами предложения).
Пунктуация — это система знаков препинания и правил их применения, которая призвана обеспечить понимание смысла письменного текста, его содержания. Однако многие в настоящее
Часть речи
Причастие форма
Прилагательное
п
От чего произошло
Полная
I
НН
Краткая
I
Н
Глагол
Вид глагола Прилагатель- Основа на Н-
ные на +
-ованный суффикс -Н-
сов. несов.
II У У
НН Н НН НН
Существительное
Прилагательные с суффиксами -енн- / -онн-
Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-)
Рис. 1. Н и НН в прилагательных и причастиях
Таблица 1. Правила написания О/Ё после шипящих под ударением
морфема
корень
окончание
суффикс
есть чередование с Е
О
нет чередования с Е
Слова с корнем жёг /жог
глаголы
П.п. местоимения что +производные слова
заимствованные существительные с суффиксом -ёр-(+ русское ухажёр)
отглагольные существительные, оканчивающиеся на -ёвк(а)
прилагательные с суффиксом -ён-, образованные от глаголов на -ить, -чь
глаголы с суффиксами -ёва-, ёвыва-
причастия с суффиксами -ённ- (-ён-)
существительные
прилагательные
прочие прилагательные и существительные, образованные от существительных
наречия
время крайне формально подходят к расстановке знаков. Таким образом, одна из задач преподавателя — научить студентов выявлять смыслы (и оттенки смыслов), которые передаются посредством знаков препинания, и самим в дальнейшем формировать их. Этому, в частности, способствуют упражнения, связанные с толкованием текста посредством подбора подстановочных (проверочных) слов, закрепленных за отдельными знаками препинания (Умом Россию не понять, <и / а также> аршином общим не измерить: <потому что / так как> у ней особенная стать — <вследствие этого / поэтому> в Россию можно только верить — Ф. И. Тютчев).
В настоящее время значительная часть текстов оформляется посредством компьютера. В связи с этим некоторые носители языка теряют навыки применения правил орфографии и пунктуации или в принципе не считают необходимым их заучивание, будучи уверенными в том, что специальные программы полностью компенсируют незнание орфографических и пунктуационных норм. Однако, как известно специалистам, современные компьютеры далеко не всегда способны верно определить морфологические
-<
корень
I
наличие чередования с Е
есть нет
глагольные формы
I
Ё
I
О
морфема \
суффикс
I
часть речи
ч н -
прилагательные; существительные
^ ч
окончание
часть речи
наречие
глаголы с суффиксами -ёва--ёвыва-
причастия с суффиксами -ённ--ён-
производные от глагольных форм
прилагательные от глаголов на -ить, -чь
существительные, оканчивающиеся на -ёвк(а)
I
Ё
производные О не от глагольных форм
существительные
с суффиксом -ёр-
существительное; глагол;
прилагательное местоимение что (П. п.)
I
ОЁ
прочие прилагательные и существительные
(образованные от существительных)
I
О
Рис. 2. Правила написания О/Ё после шипящих под ударением
[методика преподавания русского языка]
особенности слова, его лексическое значение, тип синтаксической конструкции, которые определяют написание слова / расстановку знаков препинания. В связи с этим разъяснение необходимости изучать и осмысленно применять правила, очевидно, становится для преподавателя столь же важной задачей, как и разъяснение самих правил.
Для решения указанной задачи можно, например, рассмотреть со студентами работу программы, которая осуществляет проверку правописания в редакторе Microsoft Word. Она, в частности, предлагает разделять запятыми конструкции, не требующие использования этого знака (Хочешь не хочешь, а иди. Можно прожить и не хвастая умом (М. Горький). Что здесь произошло и кто все это будет убирать?), но при этом не указывает, например, на отсутствие запятой перед союзом и в таком предложении, как Марцин с рождения жил в Бичицах и, сколько помнил себя, горы всегда восхищали его (Я. Л. Вишневский). Серьезные ошибки можно допустить, следуя рекомендациям рассматриваемой программы при написании одной или двух букв Н в причастиях, прилагательных, наречиях. Так, например, при отсутствии в словаре слова обеспокоенно программа в предложении типа Он обеспокоенно смотрел на Лосева (Д. Гранин) выделяет его как написанное с ошибкой; если же это слово занесено в словарь, она рассматривает предложения Он обеспокоенно смотрел на Лосева и Он обеспокоено смотрел на Лосева как одинаково правильные. С ее помощью невозможно также найти ошибки в предложениях Компания по сбору подписей прошла успешно; Он хороший человек, чтобы о нем не говорили и т. п. После рассмотрения приведенных примеров можно предложить студентам самим найти ошибки в работе аналогичных программ, предлагаемых, например, различными почтовыми сервисами.
Запись предложения на слух либо расстановка пропущенных букв и знаков препинания в напечатанном тексте и последующее объяснение написания — традиционные, неплохо зарекомендовавшие себя формы упражнений при обучении грамотному письму. Они позволяют (отчасти) смоделировать ситуацию написания текста
в реальных условиях; при определенном подборе предложений помогают осуществлять проверку знаний по ранее изученным темам и т. д. Следует, однако, отметить, что в случае верного написания слов / словосочетаний / предложений некоторые студенты стараются избежать выполнения второй части задания — объяснения, предположительно не желая «лишний» раз повторять «очевидное». При этом иногда оказывается, что формально верное написание основывается на абсолютно неверных предпосылках.
С целью лучшего закрепления правил, а также внесения некоторого разнообразия в процесс обучения нами используются следующие типы заданий.
1. Группировка слов /словосочетаний / предложений на основании общности правил, регулирующих написание слов / постановку знаков препинания: (алма)атинские пейзажи, (горноклиматический курорт, (горно)металлургический комбинат, (медь)содержащие сплавы, (Б/бойль)М/ мариоттовский закон, (выпукло)вогнутая линза, (шино)ремонтный, (крупно)тоннажный, (брут-то)тонна и т. д. Ср. также: 1) Многие слышали, как он в бреду корил себя за смерть (бедняги)меломана (Г. Леру); 2) Молодой (солдат)шофер пустил мальчика посидеть в кабине (Ч. Айтматов); 3) На окнах тюлевые занавесочки, на подоконнике — горшок с (недоростком)фикусом (В. Ф. Тендряков); 4) Уильям напомнил себе, что недаром опасался этого (пройдохи)Франклина (П. Г. Вудхауз) и т. п. Такая формулировка задания до некоторой степени позволяет снизить психологическое сопротивление, связанное с объяснением написания, поскольку соответствующая идея в данном случае заключена в пресуппозицию высказывания. Выполнение упражнения может сопровождаться занесением данных в таблицу (табл. 2).
2. Нахождение конструкций, потенциально допускающих вариантное употребление знаков; выбор наиболее предпочтительных вариантов (предполагает приведение аргументов в защиту того или иного варианта, то есть воспроизведение правил): Мисс Постлуэйт (?) наша компетентная и бдительная буфетчица (?) шепнула нам, что джентльмен вон в том углу (?) американский
Таблица 2. Образец таблицы для занесения данных
Формулировка основания для группировки (правила) 1 Формулировка основания для группировки (правила) 2 Формулировка основания для группировки (правила) п
существительные — названия сложных единиц измерения прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис Прилагательные, образованные из слов, составляющих словосочетание
<пример: слово/словосочетание/ номер предложения> <пример> <пример>
брутто-тонна алма-атинский горноклиматический
джентльмен (П. Г. Вудхауз); Оглянитесь вокруг (?) и вы увидите много нового и интересного.
3. Выявление в тексте ошибок, преимущественно пунктуационных: Продолжительность маршрутов, как правило три или четыре дня, включая день отъезда и приезда (-^№жЬгау03. ги); Отель «Акватория» — расположен на берегу Горьковского моря в 90 км от Нижнего Новгорода (www.5kontinentov.ru); Скандал-таки случился; Идет из-под горы няня, дощенку тянет (И. С. Шмелев). Случаи отступления от орфографической нормы можно рассматривать далеко не со всеми группами студентов и, безусловно, только после тщательной отработки материала, чтобы ненормативные варианты написания слов не закрепились в их памяти как верные.
4. Объяснение наличия в тексте тех или иных знаков препинания (тип упражнений, противоположный предыдущим в том отношении, что объяснение написания прямо представляется как единственно возможный способ получения положительной оценки при выполнении задания). Для данного типа упражнений можно использовать короткие предложения, позволяющие осуществить проверку знаний в форме «блицопроса»3 (Лесрубят — щепки летят), либо достаточно развернутые структуры, которые представляют положительные прецеденты пунктуационного оформления высказываний (В это время дня дома и на улице были только женщины и дети (пяти- и шестилетние); мужчины и дети постарше — те, кто имеет работу, — уже разошлись — Д. Фаулз).
Помимо этого следует упомянуть такие задания, как
- образование отдельных форм слов (например, форм 3 лица единственного и множественного числа глаголов типа бормотать, поддержать, светиться);
- преобразование транскрипции в буквенное написание (впереме[ш]ку, до [ш']атый, карбона[т]);
- построение предложений со словами, которые близки по звучанию и значения которых (в числе прочего) различаются посредством их написания (прибывать, пребывать; приклонить, преклонить; придать, предать, предаться и т. п.).
Пониманию и запоминанию материала способствует его рассмотрение в сопоставительном аспекте. В ряде случаев сама структура упражнений должна указывать студентам на то, что сходные в каком-либо отношении слова и синтаксические конструкции на письме могут оформляться по-разному. В упражнениях по орфографии это, в частности, проявляется в определенном построении словесных рядов: слова объединяются по сходству звучания, по наличию причинно-следственных связей между обозначаемыми явлениями, по принадлежности к одной тематической группе, по каким-либо иным основаниям. Ср.: размежеванный, окольцованный; деньжонки, тушенка, душонка, грушовка, растушевка, облицовка, дешевка, концовка, бечевка, хрычовка, ночевка, ножовка, ножовый, ножевой; Южно-Африканская Республика, североенисейская природа, Восточно-Сибирское море и т. п. При от-
^^^ [методика преподавания русского языка]
работке пунктуационных норм в рамках одного упражнения можно, например, объединить имеющие различную синтаксическую структуру предложения, части которых соединяются союзом И (Шумел базар, гулял базар, и не хватало на нем рядов — В. П. Астафьев; Базарбай резко встал и, нагнувшись, приблизил к Бостону искаженное злобой лицо — Ч. Айтматов; конструкции (простые и сложные предложения), между частями которых возможна подстановка союза а именно (Пришла сегодня сводка генштабовская, жуткая: немец к Эльбрусу подходит, в Сталинграде спихивают наших в воду — В. С. Гроссман; Человек этот одержим одной-единственной страстью — театром — Б. Акунин) и т. п.
Особо отметим, что в последнее время наблюдается тенденция к неиспользованию студентами такого знака препинания, как точка с запятой (вместо нее они обычно ставят запятую). Поэтому в процессе работы нужно уделять особое внимание анализу смысловой и структурной цельности и членимости высказывания.
Традиционно сборники упражнений по орфографии и пунктуации составляются на материале художественных текстов, преимущественно классических. В настоящее время полезным можно также считать привлечение текстов, представляющих научный, собственно публицистический и рекламный дискурсы, интернет-дискурс. Студенты должны хорошо представлять специфику орфографического и пунктуационного оформления этих текстов, в ряде случаев критически подходить к нему. Особенно это касается интернет-дискурса, который может оказывать существенное влияние на речевую практику лиц в возрасте 17-22 лет. Отметим также, что стоит уделять большее внимание расстановке знаков препинания в конструкциях устно-разговорного типа, которые периодически встречаются в чатах, блогах и некоторых других разновидностях интернет-дискурса. Стилистически не мотивированное использование «устных» конструкций в письменной (и — особо отметим — публичной) речи — явление крайне нежелательное. Однако можно сделать попытку минимизировать наносимый им
вред, до некоторой степени приведя к норме пунктуационное оформление этих конструкций.
При составлении упражнений помимо актуальной лексики (социально-политической — суверенитет, приоритет, иждивенец; бытовой — винегрет, палисадник; специальной — энантиосе-мия, перифраза, магнетизм) следует использовать слова ограниченной сферы употребления, а также окказионализмы (чохом, чесучовый, батожком, бежком и т. п.), которые в наибольшей степени способствуют закреплению правил, поскольку требуют их обязательного применения, не позволяя написать слово «по памяти».
В заключение еще раз отметим, что усвоению орфографических и пунктуационных норм, на наш взгляд, в наибольшей степени способствуют систематизация материала, связанная с приведением его к определенным схемам и алгоритмам, а также рассмотрение языковых фактов в сопоставительном аспекте, выполнение широкого круга разнообразных заданий; использование при составлении упражнений актуальных текстовых источников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М., 2008.
2. Русский орфографический словарь / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. М., 2010.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 http://www.fipi.ru/binaries/1068/RU_11_2010.pdf
2 Отчасти такой подход реализуется в «Своде правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года.
3 Интересно отметить, что разные словари предлагают разное написание этого слова. Так, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией В. В. Лопатина, который, как указано в Предисловии ко 2-му и 3-му изданиям, «является нормативным справочником, отражающим с возможной полнотой лексику русского языка третьего тысячелетия и регламентирующим ее написание» [2], представлено слитное написание (блицопрос), которое и использовано в основном тексте данной работы. А в «Иллюстрированном толковом словаре иностранных слов» Л. П. Крысина в статье «БЛИЦ...» в качестве иллюстрации дано слово с дефисным написанием (блиц-опрос) [1: 123].