Научная статья на тему 'К проблеме совершенствования орфографии и пунктуации русского языка'

К проблеме совершенствования орфографии и пунктуации русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5553
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЯ / ПУНКТУАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЙ / УНИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ДОМИНИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шоцкая Людмила Ивановна

В статье освещаются некоторые вопросы русского правописания. Внимание акцентируется на спорных случаях правописания, путях совершенствования русской орфографии и пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме совершенствования орфографии и пунктуации русского языка»

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИИ

И ПУНКТУАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

® 2009 Шоцкая Л.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещаются некоторые вопросы русского правописания. Внимание акцентируется на спорных случаях правописания, путях совершенствования русской орфографии и пунктуации.

The article deals with some problems of Russian orthography (spelling). The author accented her attention on the disputable spelling cases, the ways of improving the Russian spelling and punctuation.

Ключевые слова: орфография, пунктуация, нормативный, унификация, культура речи, доминирующий принцип, орфографические варианты

Keywords: orthography (spelling), punctuation, normative, unification, speech culture, dominating principle, spelling variants.

«В правописании наблюдать надлежит, 1) чтобы оно служило к удобному чтению каждому знающему российской грамоте, чтобы не отходило далече от главных российских диалектов, которые суть три: московский, северный,

украинский, 3) чтобы не удалялось много от чистого выговору, 4) чтобы не закрывались совсем следы произвождения и сложения речений» [2. С. 429-430]. Это мудрое орфографическое завещание М. В. Ломоносова согласуется с языковыми закономерностями, четко прослеживается в утвердившихся орфографических принципах,

реализуемых орфографическими правилами.

Орфография и пунктуация не являются застывшими, неподвижными системами, а представляют собой развивающиеся системы,

доминирующими принципами которых выступают смысловой принцип, стремление к унификации. Орфографические и пунктуационные написания отражают эволюцию

морфем с точки зрения образования и написания, исторические изменения в синтаксической системе языка, а также современные тенденции в правописании, актуализацию

авторской пунктуации.

К сожалению, стало обычным говорить о русском правописании, в негативном контексте: трудно,

сложно. Да, трудно и сложно. Подчас нелегко определить правильный вариант написания. Чтобы правильно писать, нужно многое знать и уметь. Правописание, как и язык, требует внимания и труда, которые всегда окупаются с лихвой, формируя письменную речевую культуру.

Не вызывают одобрения осложняющие орфографию

многочисленные исключения из общих правил. Вот некоторые из них, требующие не понимания, а запоминания, находящиеся за пределами логического осмысления правил. В суффиксах -ан-, -ян-:

песчаный, серебряный, но почему-то стеклянный, оловянный,

деревянный; -н-, -нн- в прилагательных: родственный,

безветренный, но ветреный, масленый.

Правописание и, ы после ц в корне: цинк, цифра, цирк, циркуль, панцирь, но цыган, цыпочки, цыпленок, цыц. Вот и появляются забавные прибаутки типа: цыган

поднялся на цыпочки и сказал цыпленку цыц.

Правописание э, е в корне. После и в корне е: диета, реквием; после остальных гласных э: алоэ, дуэль, дуэт, поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но проект. Почему но?

Июньский, сентябрьский,

октябрьский, ноябрьский,

декабрьский, но январский. Однородный ряд не пострадал бы, если включить в него январьский.

Как нормативные в языке рекомендуются формы на -ов: мандаринов, апельсинов, помидоров, томатов, но баклажан - баклажанов. Не распространить ли двоякое написание на все аналогичные лексемы? В прилагательных, образованных от приставочных глаголов, -н-: поношенное пальто, ускоренный темп и т.п., но названый брат, смышленый ребенок. Почему не подвести под общее правило? Это же относится к написанию -н- в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, но деланный, желанный, нежданный,

неслыханный. Попали в разряд исключений мэр, пленэр, Бэлла из общего ряда купе, пюре и т.п., тем более в иноязычных основах после гласной и рекомендуется писать е: пациент, гигиена и др. Не лучше ли здесь единообразное написание?

В написании некоторых слов, недавно возникающих в языке, наблюдаются колебания: машино-

место и машиноместо, тоннаж-сутки и тоннажесутки, тонно-километраж и тоннокилометраж. Орфографические варианты можно объяснить наличием соединительных гласных (машин-о-

место, с тоннаж-е-сутки, тонно-километраж), сказывается влияние общего правила написания сложных слов с соединительной гласной, поэтому рекомендуется писать эти и им подобные слова слитно.

Производные предлоги благодаря, согласно управляют формой дательного падежа

существительного или местоимения (благодаря решению, благодаря ему, согласно заявлению). Употребление формы родительного падежа существительного словари и грамматики русского языка не рекомендуют, хотя в разговорной практике такое словоупотребление получает широкое распространение.

Всегда ли уловима

дифференциация стилистической окраски: в спирте в спирту, в отпуске, в отпуску, и так ли это существенно для определения написания?

Сколько волнений доставляют пишущим сложные формы имен прилагательных! Разноструктурность их, разнохарактерность отношений между составляющими,

необходимость вникать в смысл отношений между компонентами сложных слов, ставить их написание в зависимость от смысловых связей частей, учитывать формальнограмматический принцип написания затрудняют подведение

многообразия сложных образований под действующие орфографические правила [1]. Часто разнобой в их написании отмечается в

орфографических, толковых и

специальных словарях, не совпадают написания, с одной стороны, по традиции и, с другой стороны, в соответствии с существующими правилами (дорожно-ремонтный -дорожноремонтный, лечебнофизкультурный -

лечебнофизкультурный и т.п.). Немало головной боли приносят сложные слова, в составе которых имеются числительные два, три в

формах двух, трех- и дву-, три-

(трехглавый-треглавый и т.п.).

К числу трудностей современной орфографии относится употребление прописных и строчных букв (Международная - международная научная конференция, Ученый -

ученый совет вуза и многие другие разнонаписания). Не могут не

волновать варианты в сфере

пунктуации. Так, например, наряду с устоявшимся разделением запятой слов, относящихся к ученой степени и ученому званию (кандидат

филологических наук, доцент) широко распространяется написание без знака препинания, в котором они не воспринимаются как однородные (см. многочисленные авторефераты диссертаций последних лет).

Нормативным являются

постановка двоеточия после

обобщающих слов при перечислении. «В несколько минут он мог нарисовать все что угодно: человеческую фигуру, животных,

деревья, здания (М. А. Бекетова). Представляется неправомерным постановка двоеточия перед

перечислением и без обобщающего

слова в деловой и научной речи. «На собрании присутствовали: студенты, аспиранты,преподаватели».

Ученые-лингвисты еще в долгу перед обществом: опираясь на

языковые закономерности,

орфоэпические и пунктуационные тенденции в русском языке, они могут направить исследовательское

внимание на усовершенствование действующих правил правописания в следующих основных направлениях:

- исключить

непоследовательность в

орфографическом оформлении слов, пунктуационном облике

синтаксических структур;

- охватить, где это возможно, все

слова действующими

орфографическими правилами, синтаксические структуры -пунктуационными правилами;

- мотивировать написания общими правилами в соответствии с орфографической и пунктуационной практикой;

- провести в пределах возможного и разумного унификацию правил правописания.

В интересах дела целесообразно активизировать исследование

проблем орфографии и пунктуации, особенно орфографически-трудных групп слов (сложные

прилагательные, существительные, написания с «не» и др.), привлекая к этому аспирантов, соискателей ученых степеней, магистрантов, в полной мере использовать лингвистические журналы, научнопрактические конференции разного уровня, провести общенародную дискуссию по актуальным проблемам орфографии и пунктуации, привлекая СМИ.

Важно усилить значимость вопросов культуры письменной речи в Государственных стандартах школьного и вузовского образования (в дисциплинах филологического направления, дисциплине,

являющейся федеральным

компонентом, «Русский язык.

Культура речи» и включенной в учебные планы всех вузов).

Учебным заведениям, главным образом школам, предстоит повысить уровень культуры чтения как важного фактора

совершенствования культуры речи вообще, письменной речи в частности; поднимать интерес к чтению, снижающийся, к сожалению, в последние годы.

Задачей государственной

важности является активизация подготовки, издания словарей, справочных пособий, нацеленных на формирование речевой культуры. Их никогда не будет много. Чем больше, тем лучше.

Как бы ни сложна была орфография, какие бы волнения ни доставляла пишущим, и все-таки она хорошая, как образно оценил ее М.

В. Панов [3]. Усовершенствовать ее в целях облегчения освоения правил правописания, сделать лучше, достойной великого русского языка -актуальная задача социальной

значимости: письменная речевая

культура - важная составляющая культуры человека и общества в целом.

Примечания

1. Букина Б.З., Калакацкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опытсловаря-справочника). Изд. 6-е. М. : Русский язык, 1987. 2. Ломоносов М.В. Российская грамматика. Наставление второе. Глава 5. О правописании. §112. ПСС. М.-Л. : АН СССР. Т.7. 3. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1984.

Статья поступила в редакцию 15.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.