Научная статья на тему 'Проблемы преподавания русского языка в дошкольных образовательных учреждениях с узбекским языком обучения'

Проблемы преподавания русского языка в дошкольных образовательных учреждениях с узбекским языком обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
русский язык / младший дошкольный возраст / обучение русскому языку / иллюстрация / дети с узбекским языком обучения / игровые технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохигул Икромжон Кизи Тургунбоева

В статье рассматриваются некоторые проблемы преподавания русского языка в дошкольных образовательных учреждениях с узбекским языком обучения. Приведены примеры на основе проведенных анализов и наблюдений. Даны предложения по некотрым вопросам обучения русскому языку детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мохигул Икромжон Кизи Тургунбоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания русского языка в дошкольных образовательных учреждениях с узбекским языком обучения»

Проблемы преподавания русского языка в дошкольных образовательных учреждениях с узбекским языком

обучения

Мохигул Икромжон кизи Тургунбоева mohigulturgunboyeva13 @gmail.com Наманганский государственный университет

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы преподавания русского языка в дошкольных образовательных учреждениях с узбекским языком обучения. Приведены примеры на основе проведенных анализов и наблюдений. Даны предложения по некотрым вопросам обучения русскому языку детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: русский язык, младший дошкольный возраст, обучение русскому языку, иллюстрация, дети с узбекским языком обучения, игровые технологии

Problems of teaching russian in preschool educational institutions with uzbek language of instruction

Mokhigul Ikromjon kizi Turgunboeva mohigulturgunboyeva13 @gmail.com Namangan State University

Abstract: The article discusses some problems of teaching Russian in preschool educational institutions with the Uzbek language of instruction. Examples based on the conducted analyses and observations are given. Suggestions are given on some issues of teaching Russian to preschool children.

Keywords: Russian language, younger preschool age, Russian language teaching, illustration, children with Uzbek language of instruction, game technologies

Сегодня в Республике Узбекистан уделяют особое внимание на обучение иностранным языкам, в том числе и русскому, начиная с младшего дошкольного возраста. Кроме этого, в некоторых негосударственных образовательных учреждениях начинают обучать русскому языку даже с раннего детства. В первую очередь это связано с возростающим интересом к данной тенденции у родителей, которые хотят, чтобы их дети понимали по-русски и смогли вступить в диалог с носителем русского языка. Согласно "Государственным требованиям

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 344 [М^^^И

к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан" в 56 лет заканчивается процесс знакомства с иностранными языками [1, с. 44]. Но несмотря на созданные условия, во многих случаях дети не смогут изучить русский язык даже на элементарном уровне (А1) нетолько после очончание детского сада, но и после окончания общеоборазовательной школы. Исходя из наблюдений и анализа можем сказать, что это связано с несовершенством методики преподавания русского языка как иностарнного на данном этапе обучения и отсутствием языковой среды.

Мы знаем, что со стороны многих психологов, педагогов и методистов сделаны попытки по разработке и апробировании различных вариантов методик обучения русскому языку как иностранному детей дошкольного возраста. В частности, проблемами формирования и развития русской речи у дошкольников занимались Т.А.Ладыженская, А.Г.Арушанова, А.М.Бородич, В.В.Гербова, А.Н.Гвоздев, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Л.Г.Шадрина, Л.П.Федоренко, А.А.Дадова, Е.Ю.Протасова и др. Однако, во многих исследованиях в этой области не учтены психологические и лингводидактические особенности, а также языковой строй и языковые нормы родного языка воспитанников.

Несмотря на то, что учителя активно пользуются на занятиях по русскому языку современными методиками и игровыми технологиями, результат остается прежним, то есть малоэффективным. Поэтому, и на наш взгляд тоже, нужны специальные игровые технологии, где учитываются особенности родного языка детей.

А.А.Дадова отмечает: «Наибольший эффект в смысле овладения коммуникативными умениями на неродном языке (как показывает практика) получается при использовании специально разработанных игр и упражнений. Центральное место в системе формирования устной русской речи у билингвов дошкольного возраста занимают игровые методы и приемы, дидактические игры, разнообразные упражнения и задания, что вполне правомерно. Доказано, что игра в дошкольном возрасте становится ведущей деятельностью, в которой ребенок живет и через которую он входит в общественные отношения» [2, с. 18].

Русский язык интересен как взрослым, так и детям и отличается от других языков рядом трудностей. В изучении этого языка появляются трудности у детей-узбеков и это заметно в начальной ступени обучения. В первую очередь это связано с особенностями узбекского языка и диалектов. До прихода в детский сад у ребёнка появляется социальная узбекская речевая среда. Весь словарный запас ребёнка, который он смог запоминать, сумел произнести является узбекским. Кроме этого, у многих детей в первый день в детском саду появляется характер, который до этого не замечали даже родители. Это постоянное упрямство, жадность, "волчий" аппетит и все остальные черты меланхолика. На

наш взгляд это связано с изменением социальной среды, появлением незнакомых людей, нового места и другими. Во-первых, все это влияет на изменение характера ребёнка. Во-вторых, мешает проведению занятий. Но есть и отрадный момент - не все дети приходят в садик будучи меланхоликами, есть которые быстро реагируют и понимают. Это в основном дети, в семье которых много людей или дети, которые живут в разной (двух или более) социальной языковой среде. Это означает, что они не только росли услышав узбекскую речь, но и другие языки (таджикский, киргизский, казахский и др.). В ходе наших наблюдений мы заметили девочку, которую по национальности таджичка. Некоторое время мы наблюдали за девочкой-таджичкой). Нам было интересно, что она очень хорошо знает и узбекский, и русский языки. В начальных двух зантиях она немножко стеснялась, не вступала в коммуникацию ни с кем, но с третьего занятия она подключилась к занятиям и начала повторять все слова, которые воспитательница произносила.

Рассмотрим две ситуации. В первой ситуации, учительница должна заметить состояние ребёнка, обращаться вопросами к нему, спрашивать название предмета или явления, произнося на русском языке, спрашивать на его родном с помощью иллюстрации. Например, - Это арбуз, Билол. - А как ты думаешь? - Что это? Он хоть не понял, что она говорит, но ответит, увидев иллюстрацию. На следующий день, спросит то же слово без иллюстрации, если ребёнок не сможет ответить, учительница снова покажет иллюстрацию. Поэтапно у нового воспитанника появляется интерес к занятиям. Если он в течении нескольких дней не садился за стол, начинает уже себе выбирать место, отделять от других свой стул. Таким образом он частично начинает создавать новую социальную среду.

Во второй ситуации, если ребёнок билингв или трилингв, то с ним работать легче. Но спустя несколько занятий вы начинаете замечать трудности. Ребёнку становится скучно, у него появляется мысль, что он уже все знает. В такой ситуации вы дайте ему добавочное задание. Сделайте так, чтобы он выучил какое-нибудь маленькое стихотворение вместе с вами или дома с родителями. Дети с таким характером бывают ответственными и любознательными. Они стараются выполняют задания вовремя и без ошибок.

Следует отметить, что целью обучения русскому языку как неродному в Республике Узбекистан является коммуникация. Исходя из этого, поставлен ряд задач, основным из которых является развитие устной речи. Это говорит о том, что учитель должен подумать о том, как создать соответствующую языковую среду. Однако учителя русского языка в детских садах часто используют узбекский язык, для того чтобы добиться поставленных перед ними другие цели (по нашему мнению, второстепенные). Исходя из результатов наблюдений, можем сказать, что у учителей, которые проводят свои занятия в основном на

русском языке, создавая русскую языковую атмосферу, результат очень высокий. Их воспитанники связывают слова, составляют предложения и даже участвуют в диалогах. Добавочно к вышесказанному учитель может читать из узбекских народных сказок, но только на русском. При этом дети одновременно изучают и русский язык, и узнают о национальных традициях узбекского народа.

Период подготовки к школе включает в себе детей 6-7 лет. В подготовительной группе ребёнка учат начальным представлениям о школьных предметах. На этом этапе обучения замечаются трудности у слабоуспевающих детей. Это дети, которые либо поздно пошли в садик, либо имеются иные причины низкой успеваемости. Для таких детей нужны дополнительные занятия. В такой ситуации вы можете постараться подружить ребёнка с отличником и проводить дополнительные занятия с обоими. Тогда с большой вероятностью друг-отличник поможет отстающему и у того появится интерес к вашим занятиям.

На данном этапе обучения в основном дети допускают фонетические ошибки. В изучении букв дети путают их с другими буквами. Вы на занятиях дайте задания каждому, пусть они нарисуют изученную букву в большом размере. А пример вы нарисуйте на доске. В обучении буквам в конце каждого занятия проведите заключительные этапы, пользуясь разноцветным мелом. Напишите букву, которую сегодня изучали и слова в разбросанном виде. Среди них должны быть слова, начинающиеся на эту букву. Такие слова рекомендуются писать одним цветом. Различая слова по цвету, ученики могут определить соотносящиеся. На этом этапе занятия у детей обогащается словарный запас минимум на 5 новых слов.

Таким образом, в изучении русского языка дошкольное образование является неотъемлемой частью обучения и наш взгляд каждый ребенок должен проходить данный этап обучения и воспитания. Однако, многие родители выбирают индивидуальные курсы по русскому языку. Это тоже хорошо, учителя занимаются отдельно, уделяют на ребенка (ребёнку) особое внимание, может этот шаг эффективнее для кого-то, но в этом есть следующие отрицательные стороны:

- ребенок будет расти без друзей;

- не будет коммуникации с детьми-ровесниками;

- невозможно использовать игровые технологии либо они будут малоэффективны;

- ребенок постоянно будет слушать одну и ту же речь и т.д.

В групповом занятии ребёнок научится правилам поведения и общения, как уважать учителей и друзей, как сидеть за партой, как реагировать на вопрос, возможности играть с различными детьми и многому другому. В детском саду

ребёнок не только обучается языку или чему-либо, но и воспитывается. Мы не предлагаем родителям выбирать индивидуальные занятия на данном этапе обучения и воспитания, так как в преподавании русского языка групповые занятия более результативны, чем индивидуальные.

Использованная литература

1. Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Т.: 2018. 56 с.

2. Дадова А.А. Обучение детей старшего дошкольного возраста русской устной речи в условиях кабардинско-русского двуязычия. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М.: 2011. 32 с.

3. Протасова Е.Ю. Психолого-педагогические и лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду. Автореф. дисс. ... док. пед. наук. М.: 1996. 50 с.

4. Набиев, Шухрат Ахмаджанович. "Обучение студентов узбекских групп нефилологических направлений правильному использованию предлогов в и на в речевых конструкциях." Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом. 2021.

5. Мохигул, Икромжон Кизи Тургунбоева, and Шухрат Ахмаджанович Набиев. "Формирование навыков русской речи как неродной у детей среднего дошкольного возраста." Science and Education 3.5 (2022): 1531-1535.

6. Набиев, Шухрат. "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ УЗБЕКСКИХ ГРУПП НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ." Namangan davlat universiteti Ilmiy axborotnomasi 8 (2023): 350-355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.