Научная статья на тему 'Проблемы преподавания иммунологии как самостоятельной дисциплиныв медицинских вузах'

Проблемы преподавания иммунологии как самостоятельной дисциплиныв медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
148
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHING IMMUNOLOGY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES-3) / MICROBIOLOGY / VIROLOGY / CLINICAL LABORATORY DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сбойчаков Виктор Борисович, Москалев Александр Витальевич, Клецко Людмила Ивановна, Владимирова Нина Георгиевна

В данной статье обсуждаются проблемы преподавания иммунологии согласно нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3), где иммунология выделена как самостоятельная учебная дисциплина при первичной подготовки врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сбойчаков Виктор Борисович, Москалев Александр Витальевич, Клецко Людмила Ивановна, Владимирова Нина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING IMMUNOLOGY AS AN INDEPPENDENT DISCIPLINE IN MEDICAL SCHOOLS

The problems of teaching immunology of the new federal state educational standards (FSES-3), which highlights immunology as an independent academic discipline in the primary training of doctors, are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания иммунологии как самостоятельной дисциплиныв медицинских вузах»

Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии УДК 612.017.1:378.661

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИММУНОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, Л.И. Клецко, Н.Г. Владимирова Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 тел.: +7(812)5422091

В данной статье обсуждаются проблемы преподавания иммунологии согласно нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3), где иммунология выделена как самостоятельная учебная дисциплина при первичной подготовки врачей.

Ключевые слова: преподавание иммунологии, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС-3), микробиология, вирусология, клиническая лабораторная диагностика.

PROBLEMS OF TEACHING IMMUNOLOGY AS AN INDEPPENDENT DISCIPLINE

IN MEDICAL SCHOOLS

V.B. Sboichakov, A.V. Moskaliev, L.I. Klecko, N.G. Vladimirov S.M. Kirov's Military Medical Academy, St. Petersburg

The problems of teaching immunology of the new federal state educational standards (FSES-3), which highlights immunology as an independent academic discipline in the primary training of doctors, are discussed.

Keywords: teaching immunology, Federal State Educational Standard (FSES-3), microbiology, virology, clinical laboratory diagnostics.

Иммунология, как системная научная дисциплина имеет ряд особенностей, которые отражают инновационный подход к медицинскому образованию. За последние полвека иммунология внесла в медицину и биологию целый ряд новых понятий, обеспечила генерацию прогрессивных идей. Общеизвестно, что иммунология объединяет микробиологию и вирусологию. Ин-терирующим началом служит физио-логическая реакция организма на внедрение чужеродных агентов. Учебные занятия по иммунологии несут фрагменты связи с другими дисциплинами. Элементы биотехнологческих знаний демонстрируют возможности иммунологических технологий для решения теоретических и прикладных проблем микробиологии и вирусологии [8, 9].

Однако в новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС-3) иммунология выделена как самостоятельная учебная дисциплина при первичной подготовки врачей [1, 2]. Причем имеются различия в названиях иммунологических дисциплин и объеме часов. Так, для специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» сохранено название дисциплины «Иммунология» [4,5], для специальности «Стоматология» - «Им-

мунология - клиническая иммунология» (везде по 72 аудиторных часа) [6]. Лишь на факультете «Медико-профилактическое дело» иммунология осталась в составе прежней дисциплины «Микробиология, вирусология и иммунология» [3]. В этой связи изменились названия самих микробиологических дисциплин, резко уменьшился объем отводимых на их изучение аудиторных учебных часов.

Очевидно, что выделение отдельной строкой дисциплины «Имму-нология» в новом стандарте абсолютно некорректно. Раздел «Общая иммунология» всегда был органически присущ микробиологии и препо-давался на единых кафедрах микробиологии, описан в единых учебниках. Самостоятельные кафедры клинической иммунологии были созданы в системе последипломного образования для преподавания медицинской иммунологии. По данному вопросу имеются решения двух последних съездов Всероссийской учебно-методической комиссии по преподаванию микробиологии, вирусологии и иммунологии (2006-2008 гг.) [7].

Революционная идея отторгнуть иммунологию от микробиологии и вирусологии не была

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2014. № 3 (13)

достаточно проработана, отсутствовало предварительное обсуждение этого вопроса в профессиональной среде. Поэтому в большинстве вузов наблюдается сумбурная борьба за иммунологию, продиктованная не методической целесообразностью, а стремлением обладать зачетными, и, соответственно, штатными единицами. Содержание рекомендуемых из центра рабочих программ, особенно в разделах клинической иммунологии и иммунопатологии уже предполагает наличие в вузах таких кафедр. Они действительно существуют, но за исключением нескольких вузов, работают только в системе последипломной подготовки. Подавляющее большинство медицинских вузов не подготовлено к таким новациям ни в материально-техническом отношении, ни в плане квалификации преподавателей. Ведь далеко не в каждом даже крупном городе имеются научно-исследовательские институты иммунологии, готовые предоставить медицинскому вузу ква-

лифицированные научно-педагогические кадры, свои лаборатории с современным оборудованием, свои клиники, где собирают, обследуют и лечат больных с разнообразной иммунопатологией.

Между внедрением в практику иммунологических достижений и первоначальными научными разработками проходит очень малый срок. Поэтому в преподавании иммунологии очень важны проблемные лекции и тесная логическая взаимосвязь лекций с практическими занятиями, коллоквиумами, семинарами.

Что касается раздела клинической иммунологии, которая изучает клинико-иммуноло-гические методы этиологической лабораторной диагностики конкретных заболеваний, то на наш взгляд возможна интегра-ция в дисциплину «Клиническая лабораторная диагностика» для слушателей последипломного звена медицинского образования с преподаванием этих вопросов на кафедрах микробиологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Типовое положение об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.08.2010 № 847 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 медико-профилактическое дело (квалификация (степень) "специалист").

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 № 1118 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) "специалист").

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 № 1122 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению под-

готовки (специальности) 060103 педиатрия (квалификация (степень) "специалист").

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011 № 16 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 - стоматология (квалификация (степень) "специалист").

7. Решение Проблемной учебно-методической комиссии по микробиологии, вирусологии и иммунологии при Всероссийском учебно-научно-методическом Центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения и социального развития РФ. [Электронный ресурс] // Сайт Всероссийской учебно-методической комиссии по преподаванию микробиологии, вирусологии и иммунологии. - Режим доступа: http://www.cumkmicrob. ru. (дата обращения 01.10.2014)

8. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 528 с.

9. Ярилин А.А. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.

Сбойчаков Виктор Борисович - д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой микробиологии;

Москалев Александр Витальевич - д-р мед. наук, профессор кафедры микробиологии; Клецко Людмила ивановна - канд. биол. наук, доцент кафедры микробиологии;

Владимирова нина Георгиевна - преподаватель кафедры микробиологии Военно-медицинской академии.

© В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, Л.И. Клецко, Н.Г. Владимирова, 2014 Статья поступила в редакцию 13 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.