Научная статья на тему 'Проблемы преподавания хирургии в условиях кредитно-модульной системы'

Проблемы преподавания хирургии в условиях кредитно-модульной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитно-модульная система / хирургические заболевания / врач-хирург / методическая литература / ECTS / surgical diseases / surgeon / special literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворучко И. А., Тонкоглас А. А., Сыкал Н. А., Тесленко С. Н., Балака С. Н.

Развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий привело к необходимости перехода обучения на кредитно-модульную систему. Это также необходимо для интеграции в систему европейского образования. Внедрение этой системы на хирургических кафедрах имеет свои особенности. Изучение хирургических заболеваний и в частности острой хирургической патологии требует пересмотра и увеличения практических навыков студентов, а также адаптации методической литературы к кредитно-модульной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криворучко И. А., Тонкоглас А. А., Сыкал Н. А., Тесленко С. Н., Балака С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN TEACHING SURGERY ACCORDING TO ECTS

Evolution of medical science, the development and introduction latest technologies into clinical practice have determined the necessity for introduction of ECTS demands into national educational medical system. Its implementation may differ depending on the medical specialty. The studying surgical diseases and particularly acute surgical pathologies require revision and improvement of mastering practical skills as well as the adaptation of instructional materials to ECTS.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания хирургии в условиях кредитно-модульной системы»

В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»

6. Грона В.Н. Формирование практических навыков на кафедре 7. Armstrong E.G. Medical education as a process management prob-

детской хирургии / В.Н. Грона, И.П.Журило, С.В.Веселый [и др.] lem / E.G.Armstrong, M.Mackey, S.J. Spear // Academie Medicine.

// Проблемы питання педiатрN та вищоТ медичноТ освiти: збiр- - 2006. - V 79, № 8. - P.721-728.

ник праць, присвяченоТ пам'ятi проф. Ю.М.Вп"ебського. - До-нецьк, 2011. - Т.2. - С.40-43.

Реферат

ДЕЯК1 АСПЕКТИ ЗАСВОеННЯ ПРАКТИЧНИХ НАВИЧОК НА КАФЕДР1 Х1РУРГИ 1М. К.Т.ОВНАТАНЯНА Колкш Я.Г., Хацко В.В., Дуд1н О.М., Межаков С.В., Шаталов О.Д. Ключов1 слова: викладання х1рургп, практичн1 навички.

Узагальнений 15- рнний досв1д викладання х1рургп в1тчизняним i заруб1жним студентам на кафедр1 х1рург1Т 1м. К.Т.Овнатаняна Донецького нац1онального медичного ун1верситету 1м. М.Горького. Висв1тлен1 актуальн1 аспекти оптим1заци учбового процесу, освоення практичних навичок i наочност1 викладання. Розглянут1 питання об'ектив-ного контролю знань студент1в i р1вня освоення практичних навичок.

Summary

SOME ASPECTS OF DEVELOPING STUDENTS' PRACTICAL SKILLS AT K.T.OVNАTАNIAN DEPARTMENT OF SURGERY Ко!кт Y.G., К^бко V.V., Dudin А.М., Меzhакоv S.V., Shatalov A.D. Key words: teaching of surgery, practical skills.

15-years-old experience in teaching to surgery for national and international students at the К.Т.Ovnatanian department of surgery, M.Gorkiy National Medical University, Donetsk was analyzed. The urgent aspects of optimization of medical educational, mastering practical skills and teaching were lighted up. The questions of objective control of students' progress and level of mastering practical skills were also described.

УДК: 378.147.016-054.6:616-089

Криворучко И.А., Тонкоглас А.А., Сыкал. Н.А., Тесленко С.Н., Балака С.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Харьковский национальный медицинский университет, г. Харьков

Развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий привело к необходимости перехода обучения на кредитно-модульную систему. Это также необходимо для интеграции в систему европейского образования. Внедрение этой системы на хирургических кафедрах имеет свои особенности. Изучение хирургических заболеваний и в частности острой хирургической патологии требует пересмотра и увеличения практических навыков студентов, а также адаптации методической литературы к кредитно-модульной системе.

Ключевые слова: кредитно-модульная система, хирургические

Развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий требуют, в современных условиях, повышения качества подготовки выпускников высших медицинских учебных заведений.

Важным стимулом модернизации высшего медицинского образования является возрастание конкуренции между различными учебными и лечебными медицинскими учреждениями. Возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании учебного процесса в высшей медицинской школе с целью подготовки конкурентоспособных врачей хирургического профиля, способных работать в современных условиях.

В настоящее время все больше преподавателей считают, что для достижения более высокого качества обучения в высшем медицинском учебном заведении может быть использована кредитно-модульная система.

Кредитно-модульная система - это такая организация обучения, которая базируется на сочетании модульных технологий учебного процесса и зачетных единиц (кредитов). Кредит - это количественная характеристика, позволяющая учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательной медицинской подготовки.

Переход на кредитно-модульную систему обучения на кафедрах хирургического профиля повышает требования к преподавательскому составу высшего учебного заведения, который осуществляет это обу-

заболевания, врач-хирург, методическая литература.

чение. Как уже ранее было сказано, при модульной системе обучения преподаватель не только выполняет информирующую и контролирующую функции, но и осуществляет функции консультанта и координатора, что особенно важно учитывая особенности хирургического лечения. Таким путем сохраняется ведущая роль преподавателя высшего учебного заведения в педагогическом процессе. При кредитно-модульной системе обучения студент, располагая планом работы и банком информации, а также методическими рекомендациями по достижению поставленных целей обучения, может самостоятельно овладевать определенными разделами учебной программы.

Таким образом, при переходе к кредитно-модульной системе обучения в высшем медицинском учебном заведении будет наблюдаться увеличение значения самостоятельной работы в учебном процессе, а это в свою очередь будет требовать повышения самостоятельности, творческой инициативы и активности будущих врачей-хирургов. При кредитно-модульной системе обучения у студентов вузов всегда есть возможность получить помощь и советы, а при необходимости и оценку своей деятельности у преподавателя и других студентов. Это позволит развивать у студентов такое качество, как коллективизм, и будет способствовать приобретению навыков командной (коллективной) работы. При этом не следует снижать количественно и качественно практическую работу у постели больного, повышать навыки определения симптоматики хирургических заболеваний на

Актуальт проблеми сучасно'1 медицини

практике. Особенно это важно при изучении острой хирургической патологии.

Кредитно-модульная система обучения обеспечивает возможность быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с требованиями медицинской науки, возможность создания новых программ на базе уже существующих и их адаптацию к уровню имеющейся подготовки студентов. На хирургических кафедрах необходим пересмотр методической литературы, её коррекция и адаптация к кредитно-модульной системе. Эта система способствует повышению активности не только студентов (повышая их мотивацию к получению знаний), но и преподавателей, заставляя их совершенствовать свое педагогическое мастерство. Кредитно-модульная система обучения направлена на достижение наиболее эффективного результата в усвоении хирургических знаний, формирование профессиональных и личностных качеств будущих врачей-хирургов и должна рассматриваться как перспектива совершенствования образовательного процесса на кафедрах хирургического профиля. Коррекция учебного плана должна быть направлена на достижение конечных целей обучения - формирование врача-хирурга, развитие самостоятельности мышления в условиях операционной и у постели больного. Всё это определяет качественный уровень выпускника-медика. Планирование обучения ориентировано на традиционные фундаментальные и медицинские (теоретические и клинические) дисциплины, т. е. имеет «традиционный» характер. Улучшение качества подготовки по отдельным изучаемым дисциплинам заключается в совершенствовании их содержания и структуры для развития личности студента и приобретения цельного отношения к каждой дисциплине. Введение кредитно-модульной системы будет способствовать совершенствованию образовательного

Реферат

ПРОБЛЕМИ ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГИ В УМОВАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОТ СИСТЕМИ Криворучко 1.А., Тонкоглас О.А., Сикал. М.О., Тесленко С.М., Балака С.М.

Ключовi слова: кредитно-модульна система, хiрургiчнi захворювання, лкар^рург, методична лтература.

Розвиток медичноТ науки, розробка та впровадження в кл1н1чну практику нових технологш призвело до необ-х1дност1 переходу навчання на кредитно-модульну систему. Це так само необхщно для штеграци в систему евро-пейськоТ осв1ти. Впровадження ц1еТ системи на х1рурпчних кафедрах мае своТ особливостк Вивчення х1рурпчних захворювань i зокрема гостроТ х1рурпчноТ патологи вимагае перегляду i збтьшення практичних навичок студент1в, а також адаптацп методичноТ лтератури до кредитно-модульноТ системи.

Summary

CHALLENGES IN TEACHING SURGERY ACCORDING TO ECTS Krivoruchko I. A., Tonkoglas A. A., Sykal N. A., Teslenko S. N., Balaka S. M. Keywords: ECTS, surgical diseases, surgeon, special literature.

Evolution of medical science, the development and introduction latest technologies into clinical practice have determined the necessity for introduction of ECTS demands into national educational medical system. Its implementation may differ depending on the medical specialty. The studying surgical diseases and particularly acute surgical pathologies require revision and improvement of mastering practical skills as well as the adaptation of instructional materials to ECTS.

процесса на кафедрах хирургического профиля и в медицинском вузе в целом, поскольку позволит осуществить переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему и формирующему обучению, которое определяет будущую профессиональную деятельность врача. Переход на активные формы позволит готовить врача-хирурга, который будет способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (совершенствованию информационных медицинских технологий).

Выводы

1. Переход на кредитно-модульную систему обучения на кафедрах хирургического профиля, повышает требования к преподавательскому составу высшего учебного заведения.

2. При переходе к кредитно-модульной системе обучения будет наблюдаться увеличение значения самостоятельной работы на хирургических кафедрах, а это в свою очередь будет требовать повышения самостоятельности и активности будущих врачей-хирургов.

3. На хирургических кафедрах необходим пересмотр методической литературы, её коррекция и адаптация к кредитно-модульной системе.

Литература

1. Тимофеев А.А. Кредитно-модульная система организация ученого процесса в высшем учебном заведении / А.А. Тимофеев // Современная стоматология. - С.142-143.

2. Болюбаш Я.Я. Тимчасове положення про оргашзацто навчаль-ного процесу в кредитовий модульнш системi пщготовки фахiв-цв / Я.Я. Болюбаш // Освпа - 2004. - №8. - С. 84.

3. Фщула М.М. Педагопка вищоТ школи: Навч. поЫб. / ФЩула М.М. - К. : «Академвщав», 2006. - 352 с.

4. Наказ МОЗ УкраТни вщ 22.03.2004 №148 «Про реалiзацiю по-ложень декларацп Болонськой в системi вищоТ медичноТ i фар-мацевтичноТ освiти».

Том 13, Випуск 1(41)

305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.