Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / религиозная идентичность / гендерная асимметрия / Коран / Сунна / полигамия / хиджаб / гендерная трансформация / identity / religious identity / gender asymmetry / Koran / Sunnah / polygamy / hijab / gender transformation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.Ш. Нусубалиева

В данной статье рассматриваются проблемы равноправия мужчин и женщин в Кыргызстане в контексте религиозных отношений в различные исторические эпохи. Сложившиеся архаичные стереотипы гендерной асимметрии у кыргызов в контексте религиозной (исламской) идентичности. Предложены практические рекомендации по их преодолению. В настоящее время в Кыргызстане вопросы гендера получили широкое освещение в исследованиях ученых, экспертов, представителей гражданского общества и международных организаций. Согласно мнению экспертов, кыргызская женщина считается эмансипированной, обладающей равными правами и свободами наравне с мужчинами. Однако, в научном сообществе остается недостаточно изученной тема роли и положения мусульманской женщины в секулярном обществе, хотя в обществе ведутся активные дискуссии на эту тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF OVERCOMING GENDER ASYMMETRY IN THE CONTEXT OF RELIGIOUS IDENTITY

This article examines the problems of equality between men and women in Kyrgyzstan in the context of religious relations in various historical eras. The existing archaic stereotypes of gender asymmetry among the Kyrgyz in the context of religious (Islamic) identity. Practical recommendations for overcoming them are offered. Currently, in Kyrgyzstan, gender issues have received wide coverage in the research of scientists, experts, representatives of civil society and international organizations. According to experts, the Kyrgyz woman is considered emancipated, having equal rights and freedoms on an equal basis with men. However, the topic of the role and position of Muslim women in secular society remains insufficiently studied in the scientific community, although there are active discussions on this topic in society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ В КОНТЕКСТЕ

РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Е.Ш. Нусубалиева, канд. пед. наук, доцент Н.У. Курбанова, д-р ист. наук, профессор Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-239-249

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы равноправия мужчин и женщин в Кыргызстане в контексте религиозных отношений в различные исторические эпохи. Сложившиеся архаичные стереотипы гендерной асимметрии у кыргызов в контексте религиозной (исламской) идентичности. Предложены практические рекомендации по их преодолению. В настоящее время в Кыргызстане вопросы гендера получили широкое освещение в исследованиях ученых, экспертов, представителей гражданского общества и международных организаций. Согласно мнению экспертов, кыргызская женщина считается эмансипированной, обладающей равными правами и свободами наравне с мужчинами. Однако, в научном сообществе остается недостаточно изученной тема роли и положения мусульманской женщины в секулярном обществе, хотя в обществе ведутся активные дискуссии на эту тему.

Ключевые слова: идентичность, религиозная идентичность, гендерная асимметрия, Коран, Сунна, полигамия, хиджаб, гендерная трансформация.

Каждая эпоха имеет свой неповторимый облик.

Значимость её, однако, определяется интеллектуальным уровнем женщин, ибо женщина есть мерило и основа существования любой формы цивилизации.

И. Кант

В Кыргызстане действует закон, который гарантирует гендерное равенство в стране, в том числе в политических, экономических, социальных и других сферах. Однако в реальной жизни светского общества существуют проблемы с осуществлением равноправия полов. Несмотря на то, что высшее образование получают больше женщин, чем мужчин, но после вуза, складывается ровно противоположная ситуация. Женщины подвергаются трудовой дискриминации, работодатель отдает предпочтение мужчине, так как он не будет выходить на декрет, брать больничные листы по уходу за ребенком и т.д. [1]. По мнению экспертов, только 43% от общего числа женщин работают. На госслужбе главенствуют мужчины, а женщин - всего 39%, хотя в законе прописаны нормы, что в государственных и муниципальных органах власти должны соблюдаться равнопартнер-ские отношения - участие на равных

условиях лиц разных полов. Только в образовании, медицине и искусстве доля работающих женщин преобладает, при этом, перечисленные сферы являются низкооплачиваемыми. Заработная плата женщин в Кыргызстане на 25% ниже, чем у мужчин -то есть на каждый заработанный сом мужчиной, женщина получит всего 75 тыйын. Эти показатели свидетельствуют о том, что в Кыргызстане не полностью соблюдаются права человека: нарушается право быть избранными или назначенными.

Вышеотмеченная информация касается гендерного равенства светской части общества. Нас интересует данный вопрос в религиозной сфере Кыргызстана, где ислам, к сожалению, возродился в архаичной форме.

В контексте глобализации, цифровиза-ции и распространения исламских знаний взаимодействие между религиозной традицией и современными научными

дискурсами приобретает новые аспекты. Этот процесс открывает широкий доступ к первоисточникам исламской мудрости, включая труды мусульманских ученых, а также комментарии Корана и Сунны, разработанные прогрессивными учеными с мировым признанием. Этот доступ обнаруживает, что учение ислама не отстает в религиозно-этическом аспекте, а скорее наше восприятие этого учения требует пересмотра. Особое внимание следует уделить нашим представлениям о роли женщины в исламе, поскольку ее природа и сущность продолжают оставаться константами на протяжении столетий.

Вопрос о статусе женщин является одним из ключевых глобальных вызовов, решение которого является необходимым условием для продолжения прогресса и устойчивого развития человечества. Международные документы включают в себя обязательства для государств-участников по ликвидации дискриминации в отношении женщин [2]. Принятые документы провозглашают право на равенство всех людей, независимо от пола, обеспечивают равенство перед законом и защиту от дискриминации, а также гарантируют равные возможности в области образования, труда и здравоохранения. Основные положения этих международных документов подчеркивают, что женщины должны иметь равные права и возможности с мужчинами во всех сферах жизни, а дискриминация по признаку пола рассматривается как нарушение прав человека. В соответствии с этими принципами все государства обязаны принимать меры для обеспечения ген-дерного равенства.

Пекинская декларация и Платформа действий (1995) [2]: определяет нижеследующие 12 критических областей, где необходимо продвижение гендерного равенства, среди которых, ликвидация нищеты, доступ к образованию и профессиональной подготовке, к качественным медицинским услугам, включая репродуктивное здоровье, прекращение насилия над женщинами, защита в вооруженных конфликтах, обеспечение равных экономических возможностей для женщин, увеличение участия женщин в принятии решений на всех уровнях,

укрепление институциональных механизмов для продвижения гендерного равенства и др.

Однако, при этом следует отметить, что, реализация целей Платформы действий остается неравномерной. В некоторых странах, наблюдается откат назад в области прав женщин. Во многих странах женщины по-прежнему сталкиваются с дискриминацией. Участие женщин в процессах принятия решений и их представленность в высших руководящих органах остаются недостаточными. Наблюдается явное гендерное неравенство в сферах оплаты труда и доступе к социальным услугам.

Кыргызская Республика в настоящее время строит свою национальную стратегию гендерного равенства в соответствии с Международными итоговыми документами IV Всемирной конференции ООН [3] по положению женщин (Пекин, 1995 г.) и Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины - 2000: гендерное равенство, развитие и мир в XXI веке» (Нью-Йорк, 2000 г.), которые содержат призыв к правительствам всех стран о необходимости принятия мер по ликвидации социальных и культурных факторов существования неравноправного положения женщин.

В настоящее время в Кыргызстане вопросы гендера получили широкое освещение в исследованиях ученых, экспертов, представителей гражданского общества и международных организаций. Согласно мнению экспертов, кыргызская женщина считается эмансипированной, обладающей равными правами и свободами наравне с мужчинами. Однако, в научном сообществе остается недостаточно изученной тема роли и положения мусульманской женщины в секулярном обществе, хотя в обществе ведутся активные дискуссии на эту тему.

Данный вопрос остается актуальным по нескольким причинам. Во-первых, он является ключевым показателем отношения государства к мусульманской умме, основной конфессии страны. Во-вторых, он свидетельствует о прочности стереотипных представлений о женщинах как носительницах традиционных ценностей, которые могут противоречить ценностям

секулярного общества. Наконец, в-третьих, степень участия и участия женщин является мерилом развития общества, поскольку от их вклада зависит будущее общества в целом.

Исторический анализ позволяет выявить различные этапы влияния религии на роль женщины в обществе и проблему их равноправия с мужчинами на протяжении многовековой истории. Современные социальные инновации, включая усилия по преодолению гендерной асимметрии, открывают новые перспективы для рассмотрения этой проблемы.

В контексте традиционного кочевого общества Кыргызстана дореволюционного периода роль женщины была определена как соответствующая канонам ислама и национальным традициям, с учетом ее физиологических особенностей и культурно-бытовых аспектов жизни племени.

Жизнь кыргызских женщин, отмеченного периода была описана в книгах и статьях Ч.Ч. Валиханова, Г. Загряжского, Г. Гинса, А.Ф. Швейгер-Лерхенфельда [46].

В указанных исследованиях авторы в значительной степени обсуждают приниженное положение женщин, их лишенные прав и тяжелую судьбу. Особенностью этого периода является закрепление за женщиной традиционных функций «хранительницы домашнего очага» в условиях преобладающего мужского доминирования в социальных отношениях. Тем не менее, уже в древних верованиях кыргызов, в тен-грианстве, проявляется практическое равенство богов мужского и женского начал. Так, Тенир ата, олицетворяющий мужское начало как бог неба, приравнивается к Умай эне, богине плодородия, символизирующей женское начало. Эти божества взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого.

Также в мифах, легендах и исторических преданиях кыргызского народа акцентируется традиционное уважение к Матери как символу народного единства. В этих рассказах описываются исторические примеры активного участия женщин в процессах принятия политических и государственных решений. Однако важно

отметить, что выполнение женщинами исключительно репродуктивных функций в тяжелых кочевых условиях, в юрте, при постоянных переездах и сложных бытовых обстоятельствах, было невероятно трудоемким. В сравнении с современным периодом, когда доступны новые технологии в здравоохранении и развиты меры охраны материнства и детства, это облегчает труд женщин.

XX век останется в новейшей истории как эпоха не только грандиозных социальных трансформаций и политических потрясений, но и как время кардинальных изменений статуса женщины в обществе. В XX веке в большинстве стран мира женщины впервые обрели право голоса, стали полноправными участницами политических процессов, получили возможность не только участвовать в голосовании - но и быть избранными, они были представлены в парламентах и правительствах всех континентов, в том числе и в советском Кыргызстане.

В советский период произошли значительные трансформации в роли и положении женщины в обществе. Был достигнут значительный прогресс в обеспечении ген-дерного равенства: снизилась материнская и детская смертность, женщины стали активнее получать образование, трудиться и участвовать в политической жизни. Эти изменения позволили женщинам занять более активную и равноправную позицию в обществе, чем когда-либо прежде.

Законодательно были закреплены права и свободы женщин, что позволило им расширить свои возможности за пределы выполнения семейных и бытовых обязанностей и более активно включиться в социальную жизнь. Кыргызская женщина была освобождена от патриархальной зависимости, что способствовало ее более полной самореализации и участию в общественной деятельности.

Государством был взят курс на формирование научного мировоззрения, что предполагало «преодоление пережитков социального неравенства женщины, освященного в морально-правовых догматах ислама и других религий» [7]. Была развернута мощная кампания, направленная на освобождение мусульманок от религиозного

угнетения путем их активного вовлечения в общественное производство и повышения культурного и образовательного уровня.

О положении женщины в семейно-быто-вых условиях, этносоциальных и традиционных особенностях их образа жизни мы можем узнать из трудов известных этнографов С.М. Абрамзона, С. Любимовой, А. Джумагулова [9, 10, 11].

Интересный фактический материал содержится в исследованиях Т.К. Ташевской, посвященных истории развития женского образования в Киргизии, А. Апышевой и С. Бегматовой [12, 13, 14] и др. ученых. Отдельные сведения о вовлечении женщин в советское строительство содержатся в «Истории Киргизии» (Ф., 1963. - т. 2), в монографиях Дж. Малабаева, А.Э. Измайлова, С. Керимбаева, Б.Д. Чыймыловой [15, 16, 17] и др. Всестороннее и глубокое изучение истории женского раскрепощения и его просчетов проведено в исследованиях Ж.С. Татыбековой [18], а также современное освещение женского вопроса представлено в трудах проф. Бектургано-вой К.А. [19].

Следует отметить, что несмотря на идеологизированный характер, советская власть в решении проблемы женщины была примером для истории человечества. Была разработана целенаправленная программа по повышению статуса женщины в обществе, включающая специфические формы и методы работы, а также участие женщин в общественной жизни, поддерживаемое квотами. Государство активно следило за обеспечением рабочими местами женщин, улучшением условий труда, предоставлением пособий и льгот для кормящих матерей, многодетных семей, матерей-героинь и других социально уязвимых групп.

По мнению исследователя Бектургано-вой К. «несмотря на определенную декоративность и полную независимость от партийного контроля, они выполняли роль общественной трибуны и являлись доказательством понимания властью специфичности женских проблем в обществе».

Вместе с тем, в это время были нарушены традиционные устои отношения к женщине и приняты ценности и установки западной традиции гендерного равенства.

Был совершен прыжок из одной крайности в другой, повлекшего негативные последствия, который ощущается сегодня.

В условиях суверенитета Кыргызской Республики изменилось место и роль женщины в обществе. Негативные социальные последствия переходного периода отразились на всем населении - как на женщинах, так и на мужчинах. Основная роль в выживании легла на плечи женщин. Гендерный дисбаланс прослеживался во всех сферах жизни общества, особенно в сфере политики и управления, в котором доминировали мужчины.

Изменение места и роли женщины в кыргызском обществе происходило и происходит в тесной взаимосвязи с кардинальными изменениями в социально-экономической, политической и культурной жизни Кыргызстана в различные периоды его истории

Рост религиозности среди населения, с уклоном в традиционное представление о роли женщины, усугубил ситуацию, особенно учитывая возрождение процесса ре-исламизации в Кыргызстане в архаичной форме. В то время как во многих исламских странах происходит процесс либерализации роли и положения женщины-мусульманки, в нашей стране наблюдалась обратная тенденция.

Процессы социализации в соответствии с шариатом сегодня играют ключевую роль в формировании повседневной культуры, общественных и экономических отношений, а также быта и жизни мусульманских женщин. Они определяют определенный набор ценностей, регулирующих все сферы жизни сторонников ислама, начиная от элементарных бытовых и моральных норм поведения в семье и конкретных микро- и макро-мусульманских общин, и заканчивая социально-политической, экономической и религиозной сферами.

В религиозной сфере Кыргызстана активно ведут работу многие женские жа-мааты. Среди них лидирующее место занимает Мутакалим - женская религиозная организация, которая поступательно развивается по направлениям своей деятельности, занимаясь защитой и продвижением прав верующих женщин в Кыргызстане,

просвещением в различных областях и сферах деятельности.

Несмотря на это, в Кыргызстане исследование роли и места женщины-мусульманки находится на начальной стадии, в связи с чем, рассмотрим ситуацию на примере точек зрения зарубежных исследователей.

Бытует убеждение в абсолютной несовместимости исламской и западной систем ценностей, в частности, это касается положения о равноправии мужчин и женщин, которое якобы совершенно чуждо исламу, суть которого - подчинить женщину, ограничить ее свободу. В этом отношении, целый ряд зарубежных исследователей доказывают нам взаимоисключающие научные подходы, мнения и суждения в рамках одной и той же проблемы.

Первая точка зрения утверждает, что «Ислам подчиняет женщину и ограничивает ее свободу» Амина Вадуд - исламский теолог, специалист по гендерным проблемам и изучению Корана. Защитила докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Изучала арабский язык в университетах Египта - Американском университете, Каирском университете и Университете Аль-Азхар. Автор книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения» [20] призывает к реформированию исламского общества с целью достижения гендерного равенства.

Фатима МегшБв! (1940-2015) марокканская социолог, феминистка, писательница, политолог и активистка, получившая международное признание за свои работы, посвященные положению женщин в исламском обществе. Получила степень магистра в Университете Брандейса и докторскую степень в Университете Сорбонна, активно занималась защитой прав женщин в Марокко и во всем мире. Выступала против дискриминации женщин в семье, образовании, на работе и в политике [21].

И. Хашим (социолог из Университета Суссекса Великобритания) пишет, что в ав-раамических религиях за мужчинами традиционно закрепляется доминирующая роль в обществе, где женщины оказываются изолированы - и социально, и экономически [22]. Теоретик феминизма и

общественный деятель Ч. Моханти также считает, что «женщины третьего мира», являются жертвами определенных социально-экономических условий ислам ставит женщин в зависимое от мужчин положение во всех сферах жизни - социальной, политической и экономической [23]. А профессор Университета Джорджтауна (США) И. Хаддад отмечает, что образ мусульманок -необразованных, закутанных в чадру, страдающих, - берет начало со времен европейской колонизации исламских территорий. Отмечается, что женщина в мусульманском обществе поставлена в неравноправное, унизительное положение по сравнению с мужчиной [24]. Примером тому служит половая сегрегация, многоженство, существенные ограничения для девушки в выборе будущего мужа, упрощенная процедура расторжения брака по инициативе мужчины и т.п.

Вторая точка зрения доказывает достижения ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в обществе.

Другие исследователи роли и положения женщины пытаются доказать, что положение женщины в исламе намного лучше [25].

Тем не менее, в западных СМИ приводятся многочисленные факты «подавления» женщины-мусульманки как самостоятельной личности, ущемления ее социальных и политических прав, требование ношения хиджаба, трудности с получением образования по избранной специальности, проблемы с трудоустройством. Кто прав? Действительно ли незавидна участь мусульманки? Попытаемся разобраться с этим вопросом.

Говоря об освобождении мусульманок, следует понять, от чего и во имя чего их освобождать? Если от ношения хиджаба, то можно процитировать известного юриста Л.Р. Сюкияйнена, который говорит: «Я глубоко убежден, что если в одночасье с миллиона исламских женщин снять эти черные одежды, 15% тут же умрут, потому что для них это будет страшной трагедией, концом их жизни, а другие, не все, но многие, будут испытывать не освобождение от тягот, а страшный кошмар в своей жизни» [26]. Т.е. если для западного человека хиджаб ассоциируется с притеснением, то для самих

мусульманок, процесс социализации которых проходил в лоне ислама, он всегда был и остается символом защиты их чести и достоинства.

Вообще следует признать, что обычай скрывать тело женщины от посторонних глаз не является исламским нововведением, он существовал раньше. Голова женщины должна была быть покрыта, не имеет значение чем, платком, шарфом, шляпой: появиться на людях без платка - значило уронить свою женскую честь, откуда берет начало понятие «опростоволоситься» т.е. опозориться. И сегодня можно заметить, что женщины аристократических кругов стран Европы и Америки на светских мероприятиях носят шляпки.

Проблема хиджаба актуальна в современном Кыргызстане, в связи с тем, что общество расколото по идеологическому принципу. Большая часть общества находится на позиции исламской идентичности, другая меньшая часть, в основном это люди старшего поколения, чья социализация происходила в советской стране, принадлежат к светской идентичности, определяя свою принадлежность к этнической идентичности, считая себя прежде всего кыргы-зами.

Существует множество ученых, которые поддерживают гендерное равенство, выступают против дискриминации женщин и призывают к справедливому отношению к женщинам во всех сферах жизни. Они предлагают альтернативные интерпретации Корана, которые не ущемляют права женщин, критикуют патриархальные традиции, которые используются для оправдания дискриминации и призывают к реформированию исламского общества с целью достижения гендерного равенства.

Причиной сложившейся ситуации является ряд следующих положений: во-первых, это многочисленность интерпретаций Корана, некоторые из них трактуются как ущемляющие права женщин. Во-вторых, сложность заключается в отсутствии единого авторитетного источника интерпретации Корана. И в-третьих, сторонники ген-дерного равенства ссылаются на другие аяты, которые провозглашают равенство мужчин и женщин. Всего в Коране можно

насчитать почти 200 сур, где рассматриваются вопросы, имеющие отношение к женщинам [27]. Большинство из них связаны с вопросами брака, развода и наследования. В целом, Коран очень скрупулёзно описывает то, как должна выглядеть женщина, как она должна вести себя, как должен происходить брачный и бракоразводный процессы.

Данная дискуссия в кыргызстанском обществе и отношение к хиджабу повторяет события происходившие на рубеже XIX-ХХ вв. между джадидами и кадимистами. Когда представители джадидизма считали, что ислам не препятствует появлению женщин и девушек с открытым лицом в мечетях, школах и медресе, учебных заведениях, меджлисах и высоких собраниях. Что ислам категорически запрещает женщине быть пошлой и вульгарной, при этом отмечая, что не внешний атрибут нужно соблюдать, а содержательный [28]. Вместе с тем, взгляды ученых не были общепринятыми. Существовали и другие мнения, более консервативные, считавшие, что хиджаб это обязанность мусульманки, предначертанной исламом. Он не ограничивает свободу мусульманки, а заключение женщины под арест в стенах дома, что как раз и означает лишение свободы, и положением о том, что она должна скрывать свое тело при встрече с чужим мужчиной, которое вменяется ей в обязанность.

Хиджаб является частью арабского национального костюма. Географические и климатические условия жизни арабов, где господствовало яркое, прожигающее солнце и песчаные бури, предопределило особую форму одежды как для мужчин, так и для женщин. И мужчины, и женщины покрывали полностью голову и лицо, за исключением глаз, чтобы передвигаться по пустыне.

Однако, в настоящее время хиджаб приобрел религиозное значение и превратился в правила шариата.

Исследователь Сейталиева Г. пишет: «Хиджаб отделив женщину от социума, превратил ее в собственность мужчины, который владеет ею словно вещью. Таким образом из просто религиозного символа, хи-джаб стал сегодня символом

дискриминации и попирания прав женщины, который глубоко укоренился в сознании как мужчин, так и многих женщин, которые носят сегодня хиджаб. Если идеал красоты женщины в исламе характеризуется ее повиновением и пассивностью, то хиджаб отражает этот идеал. Таким образом, он выступает в качестве идеологического и религиозного инструмента. Именно этим можно объяснить распространенный сегодня в Кыргызстане опыт Арабских фондов, которые занимаются тем, что платят студенткам светских вузов ежемесячную стипендию только за ношение хи-джаба».

Дискуссия о гендерном равенстве в исламе также продолжается и в настоящее время. Говоря о проблемах преодоления гендерной ассиметрии, обратимся к понятию «равенство» в исламе.

В основе исламской концепции равенства лежат три основных принципа. Во-первых, равенство людей проистекает из их общего происхождения, все являются творениями бога, все произошли от прародителей - Адама и Евы. Во-вторых, каждый человек несет личную ответственность за строгое соблюдение предписаний шариата. В-третьих, каждый человек лично отвечает за свои проступки: за хорошие - вознаграждение, за греховные - наказание.

Таким образом, с одной стороны, Коран закрепляет равенство всех людей перед Богом, а с другой - в мусульманском обществе имеет место определенная ассиметрия по гендерному признаку.

Как правило, это - традиционное верховенство мужчин в семье, обществе, их приоритетное право на доступ к социальным благам, образованию, обладанию политическими правами и свободами. Отсюда делается вывод, что в исламе имеет место прямая дискриминация прав женщин.

Но, прежде чем говорить обобщать положение женщины в мусульманском обществе, следует отметить, что не бывает мусульманок в едином социально-политическом, этническом и даже религиозном измерении. К примеру, если сравнить их в Турции или в Саудовской Аравии, Кыргызстане или Иране, в Узбекистане или Малайзии положение их различается в обществе.

Отсюда, невозможно исследовать мусульманку вне их истории, культуры, традиций, обычаев. Кроме того, ислам исповедуют большое разнообразие этносов, которые имеют только им присущие традиции, обычаи и обряды, другими словами, каждая страна имеет свою специфику. А также мусульманские страны отличаются друг от друга по типу правления, форме государственного устройства, законодательству и т.д. Есть страны, в которых Конституция это шариат (Саудовская Аравия, страны Персидского залива, Иран и др.), в других существуют модели светского ислама. Поэтому для того, чтобы определить положение женщины в исламе следует учесть культурные особенности, в том числе и в сфере межличностных отношений.

Поэтому, когда говорят о положении женщины в исламе следует различать исламское и западное понимание равенства.

Западное понимание равенства подразумевает равноправие, т.е. обладание равными правами вне зависимости от гендер-ной, религиозной, этнической принадлежности, ярким подтверждением тому может служить текст Декларации независимости США (1776 г.)

Исламское понимание равенства религиозно окрашено, так как система правового регулирования поставлена в зависимость от религиозных предписаний, таким образом, что «ни одно из прав не может выходить за очерченные божественным откровением рамки». Поэтому, Исламская Декларация прав человека (1990) [29] гласит: «Женщина обладает равенством с мужчиной в человеческом достоинстве; она имеет права в той же мере, в какой несет обязанности; она пользуется гражданской правоспособностью, обладает самостоятельным имущественным статусом и имеет право на сохранение своего имени и происхождения по рождению»

Отсюда, согласно тексту Исламской Декларации мужчина и женщина равноправны с точки зрения защиты и уважения их человеческого достоинства. А в правовой сфере внимание смещается не в пользу равноправия с мужчиной, а в сторону соответствия прав женщины исполняемым ею обязанностям.

Как это трактовать? Существует ли здесь правовая дискриминация? Безусловно, ответ будет зависеть от того, с каких позиций мы будем рассуждать. С позиций западной правовой культуры, здесь можно будет усмотреть определенную дискриминацию по гендерному признаку. С позиций исламского понимания - это защита женщины, забота о ней, превосходство мужчины над женщиной объясняется тем, что мужчина имеет больше ответственности и больше обязанностей. В то время как женщина быть в первую очередь матерью и заниматься воспитанием детей. В данном контексте речь идет не об ограничении прав женщин, а об их особом правовом статусе по отношению к мужчинам.

По этому поводу Л.Р. Сюкияйнен пишет: «...в странах европейской правовой традиции в условиях светского государства указанные религиозно-нравственные ориентиры, как правило, лежат как бы вне сферы юридически признаваемых прав и свобод человека. В странах исламской правовой культуры ситуация иная. Здесь религиозно-нравственные догмы ислама, относящиеся к внешнему поведению человека в мирской сфере, являются не просто этическими требованиями или заповедями веры, а выступают важнейшей частью фикха в значении всеобъемлющей системы правил взаимоотношений людей» [26].

В историческом аспекте, правовой статус женщин не ухудшился, а улучшился. В эпоху джахилийи, т.е. до возникновения ислама, новорожденных девочек зарывали в песок, тогда как с приходом ислама женщина стала субъектом права и получила экономическую независимость, которою ей отныне гарантировал Коран, к примеру, практика махра (выкупа), переходит в разряд личной собственности женщины и остается ее неотчуждаемым имуществом даже в случае развода или смерти мужа.

Представление о том, что все мусульманки в мире страдают от правовой дискриминации, существует по причине незнания исламской культурной традиции, особенностей вероучения и социального устройства. Мусульманки идеал современной женщины видят в ценностях ислама с принятыми нормами шариата.

Тогда как на западе предпочитается идеал свободной эмансипированной женщины, которая предпочитает раскованный стиль в одежде, работает наравне с мужчинами, строит карьеру, занимается бизнесом. Мусульманки осуждают чрезмерное употребление алкоголя, курение, сексуальные отношения до брака и т.п. Они убеждены, что главой семьи является мужчина, который должен одевать, обувать, кормить и защищать свою семью и женщину. По их мнению, это и есть наилучший вариант счастливой, благополучной и спокойной жизни, когда не нужно самой себя обеспечивать, выбирать между семьей и карьерой, лишать себя радости материнства из-за элементарной бытовой неустроенности и т.п. Шариат не позволяет женщине оставаться одной, заботиться о себе, работать наравне с мужчинами, при этом, не забывая о семье и доме (что является нормой для представительниц западного общества).

По мнению исследователей, «истинной причиной того, что в некоторых странах не всегда обеспечиваются права и свободы женщин, является вовсе не ислам, а социально-экономические факторы (к примеру, затянувшийся экономический кризис, бедность, война, низкий уровень жизни и др.) которые оказывают куда более заметное, а порой, и губительное воздействие на жизнь мусульманских женщин, нежели требование следовать определенным религиозным предписаниям».

Таким образом, динамичный процесс ис-ламизации населения Кыргызстана создал мусульманскую идентичность мусульман, которую они ставят выше этнической. Ислам не является патриархальной религией по своей сути. Патриархальные традиции были привнесены в исламское общество на протяжении веков. Эти традиции используются для оправдания дискриминации женщин. Существует множество исламских ученых, которые поддерживают гендерное равенство.

Выпускники исламских учебных заведений, социализировавшиеся в духе шариата, будут осознавать себя членом всемирной уммы, а значит - признавать первичной исламскую идентичность. В исламских учебных заведениях происходит полная

трансформация гендерных отношений. Нужно систематически информировать

Учитывая архаичность возрождения ис- общество об исламских принципах гендер-лама в Кыргызстане, мусульмане будут ного равенства, развенчивая мифы и сте-признавать не равенство свое с женщи- реотипы о приниженной и вторичной роли нами, а свое превосходство, тем самым женщин, общество и средства массовой ин-углубляя гендерную ассиметрию. формации использовать для распростране-

Однако, возникает вопрос, можно ли ния позитивных образов мусульманских преодолеть проблемы гендерной ассимет- женщин. Создавать диалоговые плат-рии в контексте исламской идентичности формы, продвигающие идеи равенства мусульман Кыргызстана? Безусловно, про- мужчин и женщин в Кыргызстане. Другими блема гендерной асимметрии в исламском словами, необходимо реформировать ис-контексте имеет глубокие корни и не может ламское общество с целью достижения ген-быть решена быстро. Однако существует дерного равенства. При этом сами муж-ряд подходов, которые могут способство- чины должны быть союзниками женщин в вать развитию: прежде всего, это - обеспе- борьбе за равенство. Путь к гендерному рачение доступа к прогрессивному религиоз- венству мужчин и женщин в исламском ному образованию для всех, независимо от контексте Кыргызстана будет не легким в пола, включение гендерной тематики в силу еще существующего мужского шови-учебные программы, а также подготовка низма, но он возможен при совместных учителей, способных работать с гендер- усилиях всего общества. ными вопросами.

Библиографический список

1. Равны по закону, но не в реальности. Каково быть женщиной в Кыргызстане. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pk.kg/news/.

2. Пекинская декларация и Платформа действий (1995).

3. Международные итоговые документы IV Всемирной конференции ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/Beijing%20full%20report%20R.pdf.

4. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. В 5 т. - Алма-Ата: Наука, 1968.

5. Загряжский Г. Быт кочевого населения Чу и Сыр-Дарьи // Туркестанские ведомости. -1874. - №27.

6. Швейгер-Лерхенфельд А.В. Женщина, её жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. - М.: Кураре-Н., 1998.

7. Федорова Ю.Е. "Женский вопрос" в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе // Философская мысль. - 2015. - № 10. - С. 102-128.

8. Абрамзон С.М. Киргизская семья в эпоху социализма. Советская этнография. - 1957.

9. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетлческие и историко-культурные связи. -Фрунзе, 1990.

10. Любимова С. Как живут и работают женщины Средней Азии. - М.-Л„ 1925.

11. Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины. - Фрунзе, изд-во АН Киргизской ССР, 1960.

12. Ташевская Т.К. Женское образование в Киргизии в 1918-1925 гг. // Ученые записки Кирг. женск. пед. ин-та. - Вып. 1. - 1957.

13. Апышева А. Дорога счастья женщин Кыргызстана. - Фрунзе, 1969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Бегматова С. Счастье киргизских женщин. - Фрунзе, 1965.

15. Малабаев Дж. Борьба киргизской парторганизации за укрепление Советов. - Фрунзе, 1962.

16. Керимбаев С. Патриотизм трудящихся Киргизии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945). - Фрунзе, 1954.

17. Чыймылова Б.Д. Трудящиеся Киргизии в борьбе за выполнение второй пятилетки в области промышленности и транспорта (1933-1937 гг.). - Фрунзе, 1959.

18. Татыбекова Ж.С. Раскрепощение женщины-киргизки Великой Октябрьской социалистической революцией. - Фрунзе, 1963.

19. Бектурганова К.А. Дочери земли киргизской. - Фрунзе, 1983. Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана: XX век. - Б., 2009.

20. Вадуд Амина. Взгляд изнутри на гендерный джихад: женская реформа в Исламе Издательство/год: One world/2006. - 286 с.

21. Фатима Mernissi «Запрещенный секс: дискриминация по полу в исламе» (1975).

22. Hashim, I. Reconciling Islam and feminism // Gender and Development. - 1999. - Vol. 7, № 1. - P. 7-14.

23. Mohanty, C.T. Under Western Eyes: Feminist Scholarship and Colonial Discourses / C.T. Mohanty, A. Russo, M.T. Lourdes // Third World Women and the Politics of Femi-nism. Indiana University Press, 1991. - 338 p.

24. Haddad, Y. The Study of Women in Islam and the West: A Select Bibliography // Hawwa (Journal of Women of the Middle East and the Islamic World). - 2005. - Vol. 3, Issue 1. - P. 111157.

25. Федорова Ю.Е. «Женский вопрос» в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе // Философская мысль. - 2015. - № 10.

26. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. - М.: ООО «Са-дра», 2014. - 190 c.

27. Сейталиева Г. Исламское образование и понимание прав женщин. - Б., 2021. - 100 с.

28. Бигиев, М. Избранные труды в 2-х томах. Т. 2 / Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. - 256 c.

29. Исламская декларация прав человека. - Статья 6. - Сентябрь 1990.

PROBLEMS OF OVERCOMING GENDER ASYMMETRY IN THE CONTEXT OF RELIGIOUS IDENTITY

E.Sh. Nusubalieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor N.U. Kurbanova, Doctor of Historical Sciences, Professor Kyrgyz State University named after I. Arabaev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article examines the problems of equality between men and women in Kyrgyzstan in the context of religious relations in various historical eras. The existing archaic stereotypes of gender asymmetry among the Kyrgyz in the context of religious (Islamic) identity. Practical recommendations for overcoming them are offered. Currently, in Kyrgyzstan, gender issues have received wide coverage in the research of scientists, experts, representatives of civil society and international organizations. According to experts, the Kyrgyz woman is considered emancipated, having equal rights and freedoms on an equal basis with men. However, the topic of the role and position of Muslim women in secular society remains insufficiently studied in the scientific community, although there are active discussions on this topic in society.

Keywords: identity, religious identity, gender asymmetry, Koran, Sunnah, polygamy, hijab, gender transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.