Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЖИТЕЛЬНИЦ КЫРГЫЗСТАНА К НОШЕНИЮ ХИДЖАБА, И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИХ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЖИТЕЛЬНИЦ КЫРГЫЗСТАНА К НОШЕНИЮ ХИДЖАБА, И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИХ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ислам / женщина / мусульманка / хиджаб / адаптация / восприятие.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джудамишева Бактыгул Касымбековна

в статье описываются основные социальные и психологические причины ношения хиджаба и наиболее характерные особенности восприятия места и роли женщины в хиджабе современным кыргызским обществом. С обретением независимости Кыргызстан, наряду с другими мусульманскими странами постсоветского пространства, возродил исламские традиции и усилил их влияние на общество, однако вместе с традиционным течением стали развиваться и нерелигиозные исламские учения, оказавшие больше влияния на самосознание молодежи, особенно на женщин. На основе проведенного социологического опроса исследуются причины, побуждающие жительниц Кыргызстана к ношению хиджаба, и проблемы восприятия их в светском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЖИТЕЛЬНИЦ КЫРГЫЗСТАНА К НОШЕНИЮ ХИДЖАБА, И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИХ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЖИТЕЛЬНИЦ КЫРГЫЗСТАНА К НОШЕНИЮ ХИДЖАБА, И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИХ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Джудамишева Б.К.

Джудамишева Бактыгул Касымбековна - старший преподаватель,

кафедра педагогики и естественнонаучных дисциплин, Институт современных информационных технологий в образовании, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье описываются основные социальные и психологические причины ношения хиджаба и наиболее характерные особенности восприятия места и роли женщины в хиджабе современным кыргызским обществом. С обретением независимости Кыргызстан, наряду с другими мусульманскими странами постсоветского пространства, возродил исламские традиции и усилил их влияние на общество, однако вместе с традиционным течением стали развиваться и нерелигиозные исламские учения, оказавшие больше влияния на самосознание молодежи, особенно на женщин.

На основе проведенного социологического опроса исследуются причины, побуждающие жительниц Кыргызстана к ношению хиджаба, и проблемы восприятия их в светском обществе. Ключевые слова: Ислам, женщина, мусульманка, хиджаб, адаптация, восприятие.

УДК 159.9.018(575.2) (04)

Распад советской идентичности в Кыргызстане, как и в других постсоветских государствах, сопровождался возрождением ряда подцензурных ранее интеллектуальных и религиозных традиций и доктрин и ростом новых, несвойственных прежним. Таким образом, ислам, как и в других странах, раскололся на части: помимо сторонников издавна установившейся традиционной ханафитской школы, стало расти и численность приверженцев не религиозных исламских учений, которые «...считают себя истинно правоверными мусульманами» [1]. Это прямым образом повлекло за собой проблему религиозной самоидентификации современного кыргызского общества.

Адепты салафии активно продвигают, в социальной среде, а в первую очередь в среде молодежи, тезис о необходимости исповедовать «чистый» ислам в строгом его соответствии с канонами, принятыми в Саудовской Аравии - родине «подлинного», неиспорченного последующими интерпретациями ислама. Как известно молодежь в нашей стране до сих пор остается открытым для любых идеологических вливаний и на данный момент под натиском многочисленных активно работающих приверженцев салафисткого направления, она все больше переходит в их ряды, причем зачастую процесс их религиозного обращения имеет форму некоего арт-нуво, популярной среди молодежи субкультуры: «Они воспринимают ее как моду. Это не только вера в Бога, это целая система, куда входят и богослужение, и запреты. К сожалению, зачастую мы видим интерес людей к религии не как к духовной ценности, а как к чему-то новому, необычному» [2].

Актуальность данной темы естественна, так как кыргызское общество в основной своей массе все еще остается светским, в противовес которому активно разрастаются, вызывая неоднозначное отношение, группы людей, открыто выражающих свою религиозность посредством демонстрации привнесенной извне атрибутики - в данном случае в форме ношения хиджаба. Известно, что интервал маркеров мусульманской идентичности имеет переменчивые границы, но типовым для всех мусульманских женщин остается, обязательное ношение хиджаба. По поводу условий ношения женщинами хиджаба многими учеными теологами доказано, что аяты Корана, не имеют однозначного толкования и определения, как и каким образом носить хиджаб, а есть лишь доказанное правило: женщина должна прикрывать одеждой вырез на груди и не показывать чужим мужчинам те части тела, которые могут привлечь внимание и провоцировать сексуальное желание.

Таким образом, можно утверждать, что хиджаб является простым символом соблюдения женщиной правил ислама, и не представляет угрозы для безопасного существования общества. Так почему же тогда обострилась ситуация вокруг такого безобидного явления как ношение хиджаба.

Сегодня феномен женщины в хиджабе в современном кыргызском обществе стоит весьма остро и для компетентностного понимания всей сути проблемы необходимо всестороннее его изучение. В данном случае для определения причины роста женщин желающих носить хиджаб и истинного отношения общества к этому желанию мы применили методы социологического исследования. В опросе приняли участие 82 респондента -разного пола и возраста, национальной и религиозной и половой принадлежности, а также проведено анкетирование 20 студенток колледжа в возрасте от 18 до 29 лет, носящих хиджаб.

Исследование было направлено на изучение ряда вопросов:

1. Определение причин ношения хиджаба;

2. Выявление отношения общества к женщинам в хиджабе;

3. Выявление психологического портрета молодых женщин носящих хиджаб;

4. Выявление проблем адаптации женщин, носящих хиджаб, в светском обществе.

Основой для проведенного исследования закономерно послужила драматургическая теория Ирвинга Гофмана, которая позволяет через анализ особенностей в самовыражении социальных групп раскрыть их статус и жизненные стратегии. Применение методологических основ концепции Гофмана в данном

исследовании дало возможность понять и раскрыть феномен женщины в хиджабе, как элемента социальной субкультуры в современной светской среде.

Объектом исследования явились женщины, осознанно носящие хиджаб. Полевые исследования проводились непосредственно в г. Бишкек.

Целью исследования являлось выявление на основе всестороннего и комплексного изучения социально -психологических характеристик женщин решившихся носить хиджаб, и особенностей взаимоотношения и восприятия их кыргызским обществом.

Анкеты состояли из закрытых вопросов с односложными положительными, отрицательными или нейтральными ответами и двух открытых вопросов, ответ на которые предполагал развернутое объяснение респондентом своей позиции по заданным ему вопросам.

Интервью с женщинами в хиджабе носил свободный характер, который предполагал анонимные, следовательно, более раскрепощенные ответы респондентов на заданные вопросы. Анализ результатов проведенного социологического исследования.

Выявление отношения общества к женщинам в хиджабе. Ответы на данный вопрос показали, что в целом наше общество не очень лояльно относится к женщинам носящим хиджаб. Более 50% респондентов (58 человек) в опросе отрицательно относятся к ношению хиджаба женщинами-мусульманками. Многие считают, что причиной ношения хиджабов является культурное и мировоззренческое невежество этих женщин, неверно трактующих каноны ислама. Ношение хиджаба не является показателем истинной религиозности человека, это всего лишь внешняя атрибутика принадлежности к исламской религии, зачастую навязанная извне и которая не всегда совпадает с его внутренним миром и желанием.

При этом 24 человека ответили, что женщина в хиджабе является естественным явлением для мусульманской страны.

Женщина в хиджабе - может нести угрозу безопасности общества? В своем ответе 48 опрошенных человек не считает женщину в хиджабе угрозой для общественной безопасности, если она придерживается традиционного принципа ислама. Остальные 34 человек считают, что несут опасность, так как рост количества фанатично религиозных женщин будут в дальнейшем бездумно обращать своих детей в себе подобных и взращивать количество потенциальных боевиков для экстремистки настроенных исламских группировок.

О возможности ведения запрета или ограничения на ношение хиджаба государством. На этот вопрос ответили 43 человека, которые полагают, что государство должно предпринимать запретительные меры в отношении ношения хиджаба, 39 человек считают, что официально ограничивать ношение хиджаба нельзя, можно только поставить некоторые условия ношения. Многие в своем ответе придерживаются мнения, что борьба с внешней религиозной атрибутикой, несомненно, приведет к обострению внутреннего противостояния в обществе.

Анализ причин ношения хиджаба. Ответы на вопрос: «Что, по вашему, является причиной ношения хиджаба в современном светском обществе?», носивший открытую форму, показали, что 41,8% (72 человек), участвовавших в анкете, и 100% (20 человек) опрошенных женщин, носящих хиджаб, сами считают, что ношение хиджаба является формой демонстрации женщиной её желания следовать мусульманской традиции: «Так должна поступать мусульманка согласно Сунне» [3]. (Динара, 26 лет, студентка, Бишкек); «Показать себя богобоязненной и религиозной, т.к. в исламе женщин, оголяющих свое тело, считают непристойными, не уважающими свою религию» (Майрам., 17 лет, студентка, Бишкек).

Следует отметить, что большую часть опрошенных студенток, носящих хиджаб, составили девушки из религиозной семьи или из социально неблагополучной семьи - 55%, или 12 человек, участвовавших в интервью, и скрытыми причинами, подтолкнувшими женщин к его ношению, явились семейные неурядицы, социально-экономические проблемы. Женщины, испытавшие сильный или постоянный психологический кризис, нашли выход из него, обратившись в религию, обретя некое успокоение.

Ряд респондентов считает ношение хиджаба следованием трендам социальной идентификации, существующим в современном социуме. По их мнению, религиозность стала модной, особенно у той части общества, которая плохо понимает мировозренческую суть религии.

Как адаптировать женщин в хиджабе в современное светское общество? Несмотря на то, что в нашем социуме, где по статистике больше 70% населения составляют мусульмане, все же наличествует проблема обособления женщин носящих хиджаб в отдельный сегмент социальных отношений. Широко освещаемые в СМИ факты причастности женщин мусульманок к совершению терактов, участию в военизированных фундаменталистских группировках, являются одной из главных причин имеющей место напряженности в отношении светского общества к женщинам, закрытым по мусульманским канонам. Часть респондентов считает хиджаб одеждой, навязанной арабской религиозной традицией. В этой связи ради справедливости следует отметить, что, по мнению арабистов в Коране слово «хиджаб» не имеет смысла женской одежды [4]. Арабская одежда никаб представляет собой полное закрытие женщиной своего лица и фигуры, персидская мусульманская одежда паранджа тоже предназначена для полного прикрытия лица, а хиджаб, (араб. с^'^ -покрывало) как покрывание волос и шеи, свойственен, в первую очередь, тюркской традиции, которая исторически была выражена национальными головными уборами (саукеле, кимешек, тюбетейка, жоолук и др.).

Хотят ли женщины в хиджабе адаптироваться в общество? Значительная часть, респондентов в ответе на данный вопрос отметила, что в силу религиозных убеждений носительницы хиджабов в основной массе не

заинтересованы в адаптации в светское общество. Идеалом большей части из них является не служебная карьера, а ведение семейного хозяйства и воспитание детей.

Психологический портрет женщин носящих хиджаб. Интерпретация сочетаний первичных факторов по Кеттелу по описанию вторичных факторов по Кеттелу и по описанию 12 факторов по FPI - B показывает схожесть характеров этих женщин, у 16 из тестируемых женщин выявлен выраженный невротический синдром астенического типа с психосоматическими нарушениями, дезадаптивированность, тревожность, по типу темперамента интроверты. Что объясняет об их отчужденности и замкнутости от общества, которая еще больше наталкивает на восприятие носительниц хиджаба латентным субъектом, не заинтересованным в активном формировании социальных связей с окружающим миром.

Таким образом, респонденты, давая односложные ответы на вопросы, определили, что женщина в хиджабе представляет собой неоднозначно воспринимаемое явление. Общество характеризует носящих хиджаб женщин (девушек), как не имеющих должного образования и требуемых компетенций, замкнутых в своем мироздании женщин. И это оправданно, так как они не проявляют деловой активности и открытости, хотя, со стороны государства никак не ущемлены в своих правах и свободах, имеют равное положение в обществе. С другой стороны, на такое настороженное, а порой, и враждебное восприятие наталкивает негативная роль исламского фактора в мировой и национальной политике, совершение актов терроризма руками женщин-мусульманок. В этой ситуации лишь те государства, которые начнут поднимать уровень религиозного самосознания своих граждан, удержат стабильное и безопасное существование.

Список литературы

1. ТанкаеваГ. Сними хиджаб! Пора домой... 9 июня 2016 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ratel. kz/outlook/snimi_hidzhab_pora_domoj. (дата обращения: 17.06.2016).

2. Деникаева С.Э. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства: Диссертация . канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 48.

3. Лаумулин М. Религиозная ситуация и угроза религиозного экстремизма в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ, 2012. № 1. С. 60-79.

4. Понкин И.В. Современное светское государство: Конституционно-правовое исследование. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2004. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.