Научная статья на тему 'ХИДЖАБ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ'

ХИДЖАБ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / РЕЛИГИЯ / ХИДЖАБ / СВОБОДА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ЗАПАД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мирошниченко Ю.И., Клименко А.А.

В статье представлена история хиджаба, его влияние на жизнь женщин Запада, на ущемление их прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIJAB AS A MANIFESTATION OF GENDER DISPLAY

The article presents the history of the hijab, its impact on the life of Western women, on the violation of their rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «ХИДЖАБ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ»

УДК 1

Мирошниченко Ю.И.

студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

Клименко А.А.

студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

ХИДЖАБ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ

Аннотация: в статье представлена история хиджаба, его влияние на жизнь женщин Запада, на ущемление их прав и свобод.

Ключевые слова: женщины, религия, хиджаб, свобода, гендерное равенство, Запад

История сопротивления женщин подчинению сфокусирована в основном на изображении религии манипулирования, чтобы обеспечить доминирование мужчин с последующей пропагандой экономической эмансипации для женщин и пересмотр личных семейных законов.

Консервативные принципы мусульманской социальной доктрины до сих содержат общепринятые правила затворничества женщин, соблюдение которого является делом части всей семьи. Чадра, а у арабов хиджаб, является предметом споров и дискуссий между сторонниками и противниками сохранения традиционных ценностей ислама.

Женскую одежду в исламе можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб).

«Хиджаб» означает сокрытие всего женского тела, кроме овала лица и кистей рук, непрозрачной, не облегающей и не привлекающей внимание противоположного пола одеждой. Любая такая одежда будет хиджабом. Важная часть хиджаба — правильно надетый платок, мусульманки носят его так, чтобы были закрыты голова и шея, не выглядывали и не просвечивали волосы.

Суфии словом хиджаб называют «мирскую скверну», которая мешает достижению «подлинного» знания (хакика) [1]. Чадра была олицетворением более низкого социального статуса женщин по сравнению с мужчинами.

Хиджаб является обязательной частью одежды женщин. Мусульманки носят платок «на людях», исключением является семья, в том числе родственники мужского пола, и другие женщины. В присутствии мужа и детей женщина не ограничена условиями Корана и имеет право носит обычную одежду. Закон разрешает фотографироваться в хиджабе, но овал лица должен быть полностью виден — что, впрочем, не противоречит религиозным установкам.

В Коране о том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах). В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди» [2]. Девушка с совершеннолетия обязательно должна носить хиджаб, а приучать носить ученые-богословы рекомендуют с семи лет.

Коран закрепляет равенство всех людей перед Богом, а с другой - в мусульманском обществе имеет место неравенство (точнее, определенная ассиметрия) по гендерному признаку: традиционное верховенство мужчин в семье, обществе, их приоритетное право на доступ к социальным благам, образованию, обладанию политическими правами и свободами. Осмысление данной ситуации порождает как минимум два основных вывода, демонстрирующих принципиально разные позиции по вопросу о правовом

положении женщин в исламе. Первый подход основывается на убеждении, что в исламе имеет место прямая дискриминация прав женщин [3].

Ношение хиджаба не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено скорее культурными чертами народа. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция имела объяснение местными морально -этическими нормами, важной частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов.

Затворничество и ношение чадры соблюдалось только в городах и никогда не соблюдалось среди феллахов и бедуинов. Кочевой быт требовал свободы движения и передвижения. В пыльные бури лицо закутывали и мужчины, и женщины. Затворничество женщины было просто невозможно на кочевьях и стойбищах. В египетской деревне тоже не носили чадру как постоянную принадлежность женского туалета. Быт и труд определяли более свободную одежду [4].

С появлением ислама явление обрело религиозное основание и получило широкое распространение, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские законы обеспечили определенную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования, скрывать лицо при посторонних мужчинах, нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды.

Хиджаб не всегда подавляет волю женщин. С точки зрения женщин -мусульманок арабского мира ношение хиджаба может быть означать самые разные проявления: готовность к сопротивлению, признак идейного единства,

стратегия активной борьбы, а также означать покорность или символизировать политический ислам.

С одной стороны, конечно, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Принципиальным данный вопрос является для сторонников самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин могут принуждать к ношению хиджаба, причем нередко инициатива исходит от старших женщин.

С каких пор платок начал считаться на Западе символом угнетения? Точно отследить происхождение этой идеи, известно, что к восемнадцатому веку европейцы уже воспринимали покрытие женщины как деспотичный обычай в мусульманской среде [5].

В нашем обществе до сих пор существуют страны, в которых появление женщины без традиционного головного убора может нести угрозу не только здоровью, но и даже жизни женского пола. В таких случаях сложно говорить о добровольном выборе.

Многие мусульманки скрывают своё тело по собственной воле, так как руководствуются глубокими религиозными взглядами. К тому же, с давних времен хиджаб считался одеждой женщин из зажиточных семей, то есть был в каком-то смысле символом богатства и влияния.

В современных западных странах в хиджаб облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят его, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

Фактически, хиджаб стал условным обозначением униженного статуса женщины, а также метафорой (или признаком) вырождения всего Ближнего

Востока, которая подпитывала ориенталистский подход европейских культур к Ближнему Востоку. Но не только Запад считал хиджаб угнетающим. Местные элиты тоже переняли ориенталистский взгляд. Они начали считать, что отстали от жизни, что их женщины деградировали, и что, дабы улучшить положение, необходимо последовать западным рекомендациям [6].

Ранее хиджабом считалась вся одежда, покрывающее тело девушки от лишних взоров, на данный момент под хиджабом понимается платок, скрывающий голову, грудь и руки предстательницы прекрасного пола. К тому же, сейчас существует еще одна версия необходимости ношения подобного предмета одежды. Было предположено, что платок, покрывая столь чувствительные части тела девушки, защищает её от непосредственных солнечных лучей, тем самым сохраняя красоту и молодость женского тела [7]. Данное предположение было подтверждено разнообразием и красочностью современных хиджабов. Для современного общества не существует норм, закрепляющих за женщинами ношение только черного платка. Современные египетские феминистки активно борются за законное признание своих гендерных прав как необходимое условие модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире [8].

Хиджаб прочно обосновался в жизни женщин, как Востока, так и всего мира. Он уже давно не является только признаком гендерного различия мужчин и женщин и, не ограничивая права, стал неотъемлемой частью гардероба, а даже используется для модных показов. Женщины больше не считают себя ущемленными или угнетенными, хиджаб им помогает реализовать себя в жизни и бороться за свои права.

Взаимодействие религии и политики, а также их влияния на положение и статус женщин показывают, что силы религиозного «фундаментализма» не поддерживают концепцию женского равенства и создают проблемы для женской эмансипации. Патриархальное государство не может играть эффективную роль посредника между этими силами и женщинами, которые часто являются их

жертвы, потому что оно фактически становятся участником совершение несправедливости по отношению к ним [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Торваль Ив. Энциклопедический словарь. Мусульманская цивилизация. М., 2001. с. 198

Крачковский И. Ю. Коран., 1963

Федорова Ю.Е. — "Женский вопрос" в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе // Философская мысль. - 2015. - № 10. - С. 102 - 128.

Турк С.Н. Египтянка и чадра в начале XX в. (к вопросу об эмансипации) // Бюллетень: антропология, мультикультурализм, меньшинства. Краснодар, 2003. № 3. С. 65-73. (0,6 п. л.).

Кэтрин Буллок, Новый взгляд на мусульманок и хиджаб, 2-ое изд. 2020, с.344. Эдвард Саид, Ориентализм, 2-ое изд. (Нью-Йорк: Vintage Books, 1994) с.209. Зуенко О. Мусульманка и чадра-сложные отношения// Эхо планеты. 1998 №31 с. 32

Турк С.Н. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале XXI в.: проблемы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71

Hashmi, Taj I. Woman and Islam: Taslima Nasreen, society and politics in Bangladesh // South Asia: Journal of South Asian Studies. Vol. XVIII. No 2. 1995. PP. 23-48.

Miroshnichenko J.I.

Student Kuban Agrarian University (Krasnodar, Russia)

Klimenko A.A.

Student Kuban Agrarian University (Krasnodar, Russia)

HIJAB AS A MANIFESTATION OF GENDER DISPLAY

Abstract: the article presents the history of the hijab, its impact on the life of Western women, on the violation of their rights and freedoms.

Keywords: women, feminism, religion, hijab, freedom, gender equality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.