Научная статья на тему 'Проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом'

Проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность обучения / математика. внутрипредметные связи / continuity of learning / mathematics / Intra Communications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ференчук Л.В.

В статье рассматриваются проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of continuity in the teaching of mathematics between school and university.

Текст научной работы на тему «Проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом»

профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Список литературы

1. Аккредитованные высшие учебные заведения 2010 г.: Справочник. - М.: Изд-во Минобрнауки, 2011.

2. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2009-2010 гг.: аналитич. обозрение. - Вып. 2-й / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, Л. В. Тихонова. - М.: Изд-во Минобрнауки, 2011. - 62 с.

3. Коротков М. А. Системный подход к качеству высшего профессионального образования / Аккредитация в сфере высшего профессионального образования России: состояние и перспективы: Материалы первой Всероссийской электронной научно-практической конференции экспертов в области качества профессионального образования, 2010. - С. 129-133.

4. Наводнов В. Г. Если доверить «сомелье» оценку качества образования... / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, Т. В. Сарычева // Аккредитация в образовании. - 2011. - №3.

Ференчук Л.В.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ВУЗОМ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: преемственность обучения, математика. внутрипредметные связи.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом.

Keywords: continuity of learning, mathematics, Intra Communications.

Abstract: The article deals with the problems of continuity in the teaching of mathematics between school and university.

Проблема преемственности в преподавании математики связана с задачами реализации внутрипредметных и метапредметных связей, с последовательностью изложения учебного материала, уровнями возрастания его сложности, с поиском оптимальных форм и методов организации процесса обучения математике на разных образовательных этапах. Преемственность в обучении математике является необходимым условием для обеспечения возможности

осуществления взаимосвязи между представлениями, понятиями, умениями и навыками. Она способствует осознанию основных идей математики и позволяет установить связи с другими предметами, а так же более глубокому осмыслению и лучшему запоминанию изучаемого материала. Наличие преемственности в обучении является одним из условий формирования мировоззрения студентов и их математической компетентности.

Научно - технический прогресс, появление новых производственных технологий, создание современных информационных структур приводит к необходимости развития системы непрерывного образования, в которых обучение математике играет одну из первых ролей. В педагогической науке непрерывность образования понимается как систематическое обучение на протяжении всей жизни: начальная школа, базовое образование (неполная средняя школа), средняя школа (полное среднее образование), профессиональное образование (техникум, вуз), бакалавр, магистр и постоянное повышение квалификации в процессе профессиональной деятельности. В условиях современных требований к качеству подготовки специалистов отдельные аспекты преемственности нашли своё отражение в проблеме преподавания математических дисциплин в школе и вузе. Современное математическое образование тесно связано с информационными технологиями. Такой предмет, как методы вычислений использует информационную поддержку в виде программы MATHCAD, а для предмета «теория вероятностей» широко применяется приложение MICROSOFT OFFICE, в частности, EXCEL. Преемственность в обучении математике должна сохраняться и при выборе индивидуальных траекторий обучения в образовательном пространстве. Разработка и реализация комплекса учебно-методических материалов по математике облегчает осмысление и самостоятельное осуществление студентами учебной и учебно-исследовательской деятельности, в ходе которых происходит становление индивидуальных образовательных траекторий.

Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.

В современных интенсивно меняющихся условиях существования нашего общества от выпускника вуза требуется владение навыками системного анализа, комплексного подхода ко всякой проблеме,

умение применять в своей деятельности как оценочные, так и точные кoличественные и качественные методы исследования. В шлной мере это относится к современным экономистам любого звена, начиная от бухгалтера и рядового специалиста планового отдела предприятия и заканчивая финансовым аналитиком и топ-менеджером: ведь в настоящее время стабильная и успешная экономическая деятельность возможна только на основе применения научно обоснованных методов планирования, анализа и управления, которые в большинстве случаев в той или иной степени основаны на математическом аппарате.

Поэтому, изучение математики как учебной дисциплины играет ключевую роль для студентов и школьников. Выходя из школы, выпускник чаще всего не готов к продолжению образования. Он не владеет приемами получения и переработки информации, не умеет самостоятельно работать с материалом и очень часто пытается по школьной привычке все выучить, то есть зазубрить. Кроме того, в настоящее время многие студенты и школьники испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что студенты и школьники, сталкиваясь на начальном этапе обучения с неизбежной необходимостью освоения абстрактных понятий и конструкций, быстро теряют интерес к изучению точных и сложных дисциплин, к самому предмету — математике. Потеря интереса к учению, овладению математикой и другими точными дисциплинами профессионального цикла ведет к существенным негативным отклонениям: предмет кажется учащимся недоступным, возникает эффект «снежного кома», когда отставания и пробелы в знаниях стремительно накапливаются и становятся практически неустранимыми.

К примеру, результатом изучения тригонометрических, показательной и логарифмических функций должно быть не только усвоение способов решения уравнений и неравенств, а понимание взаимосвязей этих математических знаний и процессами, происходящими в реальном окружающем мире человеческого общества.

Выпускник средней школы обычно умеет решать задачи на отыскание производных, но при этом часто не знает, что называется производной, для чего нужно это понятие. Рассказав студентам об открытии Кеплером математических законах движения планет, об опытах Галилея со свободно падающими телами, о теории Ньютона, описывающей законы движения, преподаватель имеет возможность неоднократно подчеркнуть мысль о том, что, вырабатывая теорию

движения земных и небесных тел, великие ученые одновременно оттачивали важнейшее для этой теории понятие производной как движение. С помощью производной мы изучаем не только скорость механического движения, но и скорость радиоактивного распада, изучаем движение жидкости и газа, теорию теплоты, электромагнитные явления.

Математическое образование является отражением истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование всегда играло важную роль в культурном развитии личности человека. И.Ф. Шарыгин, автор нескольких учебных пособий по математике сказал: "Для нормального развития человека с момента рождения нужна полноценная интеллектуальная пища. Математика является одним из немногих полноценных, экологически чистых интеллектуальных продуктов, потребляемых в системе образования. Математическое образование влияет на оздоровления подрастающего поколения, психологическое и физиологическое. И

сегодня.......сокращать часы на математику, это значит отказываться

от оздоровительных возможностей молодого поколения".

Потребности общества в математическом образовании граждан сильно изменились за последние десятилетия. В содержании математической подготовки будущих специалистов происходит обновление за счет введения современных разделов математики таких как, теория игр, теория массового обслуживания, линейное и нелинейное программирование и других областей новейшего математического знания, которые становятся все более значимыми в практическом приложении. Именно эти новейшие математические разделы дают мощный мотивационный заряд к изучению математических дисциплин.

Общаясь со студентами, мне нередко приходится слышать точку зрения о том, что математика с ее теоретическим аппаратом им в практической деятельности не пригодится, что сегодня существуют специальные компьютерные программы, в которых реализованы многие современные методы экономического анализа, а простые расчеты можно выполнить и на калькуляторе. Конечно, такие программы существуют, но для того, чтобы правильно их применять, как раз и необходимо знать математическую природу и основу тех методов, которые в указанных программах реализованы; условия, когда эти методы можно применять, а когда применять их нельзя; правила, по которым следует трактовать тот или иной расчетный результат. В противном случае можно получить результат, который ничего общего с практикой не имеет, а его реализация при принятии

управленческого решения приведет не к прибыли, а к убыткам. Необходимо отметить, что и при приеме экзаменов многие преподаватели обращают внимание именно на это - насколько студент понимает суть того, о чем рассказывает.

Кроме этого, математика как самостоятельная наука имеет огромное значение для гуманизации образования в целом, то есть для его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания, в том числе и в области математики, нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Применительно к математике ее особая роль в учебном процессе состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта, поскольку результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Во многих самостоятельных разделах математики заложены огромные возможности для многогранного развития мышления студентов в процессе их обучения на любом его этапе, для развития навыков комплексного подхода к проблеме, системного мышления, для привития им навыков учения, трудолюбия, для реализации воспитательного и нравственного аспектов педагогической деятельности. При этом необходимо учитывать, что изучение математики происходит интенсивно и в течение длительного периода на первых курсах, когда происходит вхождение студентов в учебный процесс вуза, когда происходит окончательный этап формирования личности будущего специалиста.

Непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения при последовательном освоении всей совокупности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, которые, согласно закону Российской Федерации «Об образовании», являются важным элементом системы образования России. Преемственность школьного и вузовского образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части государственных требований к математическим, общим естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Список литературы

1. Мышкис, А. Д. О прикладной направленности школьного курса элементов математического анализа / А. Д. Мышкис // Математика в школе. 2006. №2. С. 7-10.

2. Шарыгин, И.Ф. Математическое образование: вчера, сегодня, завтра...[Электронный ресурс] : многопредмет. научно-просветит. журн. «Скепсис» / Моск. центр нерерыв. матем. образов. - Электрон. журн. - Москва: МЦ НМО, 2001.- Режим доступа : http://scepsis.ru/library/id_638.html, свободный - 23.03.2009. - Загл. с экрана.

3. Костенко И.П. Вузовские учебники математики: узел проблем// Педагогика. 2005. № 9. С. 98-109.

4. Спивакова Е.А. Сотрудничество школы и вуза - путь к повышению качества образования//Территория науки. 2013. № 1. С. 39-41

5. Кустов А.И., Добрачёва А.Н., Зеленев В.М., Мигель И.А. Формирование УМК дисциплин путем внедрения комплексных элементов образовательного процесса// Территория науки. 2013. № 2. С. 26-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.