Научная статья на тему 'Методологические проблемы обучения прикладной статистике бакалавров гуманитарных направлений'

Методологические проблемы обучения прикладной статистике бакалавров гуманитарных направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ СТАТИСТИКА / APPLIED STATISTICS / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА / MATHEMATICAL STATISTICS / МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF THE PROFESSIONAL EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЯ ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИКИ / METHODS OF THE APPLIED STATISTICS / СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / THE CONTENT OF MATHEMATICAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарчук Т. А., Юрьева Т. А., Лебедь О. А.

В статье рассматривается исторический аспект формирования методологии обучения прикладной статистике. Определяются методологические основы прикладной статистики в экономических и гуманитарных исследованиях. Приводится содержание профессионально направленного обучения математике бакалавров (по направлению психология) в проекции содержания прикладной статистики на психологию, как на конкретную область гуманитарного знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems of teaching applied statistics to bachelors at humanity universities

In this article the historical aspect of forming methods of teaching of the applied statistics is considered. Methodological bases of the applied statistics in economical and humanities researches are defined. The contest of the professionally directed teaching mathematics of bachelors of psychological direction in the projection of the contest of the applied statistics on psychology as on a concrete area of humanities knowledge is adduced.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы обучения прикладной статистике бакалавров гуманитарных направлений»

университета и его соответствии европейским стандартам и рекомендациям в области

качества высшего образования.

Литература

1. Гусаков, Ю.А. Европейская организация качества: новый этап развития [Текст]/ Ю.А. Гусаков // Стандарты и качество. - 2006. - № 5. - С. 5-7.

2. Гуськова, Н., Митрохин, В., Салимова, Т., Еналеева, Ю. Применение самооценки в деятельности вуза [Текст]/ Н. Гуськова [и др.] // Стандарты и качество. - 2006. - № 4. - С. 62-66.

3. Кабаков, Ю. Построение системы менеджмента организации [Текст]/ Ю. Кабаков // Стандарты и качество. - 2006. - № 4. - С .70-75.

4. Мотова, Г.Н., Наводнов, В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход [Текст]/ Г.Н. Мотова. - Йошкар-Ола: Учебно-консультационный центр, 2008. - 106 с.

5. Мотова, Г.Н., Наводнов, В.Г. Модели аккредитации за рубежом: научное издание [Текст]/ Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов. - 2-е изд., испр. и доп. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2005. - 112 с.

6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве [Текст]// Аккредитация в образовании. - Йошкар-Ола, 2008. - 58 с.

Макарчук Т.А., Юрьева Т.А., Лебедь О.А.

Методологические проблемы обучения прикладной статистике бакалавров гуманитарных направлений

В современном мире специалист, бакалавр, магистр гуманитарных направлений подготовки готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению, выполнение которых невозможно без использования методов прикладной статистики. Термин «прикладная статистика» вошел в широкое употребление только в 80-е гг. XX в. (Айвазян С.А. [1], Орлов А.И. [5] и др.). В российских вузах на гуманитарных факультетах прикладные математико-статистические дисциплины массово появились в конце 90-х гг. ХХ в. с введением ГОС ВПО. С позиции гуманистических систем ценностей в образовании содержание и методика обучения прикладной статистики требуют переосмысления: минимизация «ручных» методов расчета, доказательств и подробных алгоритмов расчета при выделении главного в дисциплине - методологии анализа данных и интерпретации полученных результатов.

Процесс математизации наук, возникший еще в древности из практических потребностей человека, в настоящее время заметно ускоряется, проникая в гуманитарные науки. Постановка гуманитарных задач прикладного характера требует не только глубоких знаний, относящихся непосредственно к математической науке, но и к той области, к которой принадлежит изучаемая задача.

Однако по мере проникновения математических знаний в гуманитарные науки изменялись требования к математическому обучению студентов с учетом доминирующих

в общественном сознании экономических, прагматических, социокультурных и идеологических установок [3].

Отличительной особенностью российского профессионального образования XVII-XIX веков был доминантный характер обучения математике, в том числе и на гуманитарных факультетах, который усиливался совместно с развитием капиталистических отношений. Значительная трансформация целей математического обучения в России произошла в 2060-е гг. ХХ в. в связи с преобладанием идеологических установок общества. В эти годы главной целью высшего образования была подготовка узко профессиональных специалистов, что привело к минимизации, а иногда и к исчезновению естественнонаучной составляющей в учебных планах гуманитарных факультетов при осознании главенствующей роли математики как фундамента для изучения всех без исключения технических дисциплин в высшей школе. Математическое обучение было направлено только на формирование умений и навыков в рамках элементарной математики, что было достаточно специалисту-гуманитарию в государстве с низким уровнем образованности.

В 70-е гг. ХХ в. усиление социокультурных общественных установок привело к изменению приоритетов в целях математического обучения: овладение математическими знаниями для подготовки к профессиональной деятельности и интеллектуальное развитие личности. Прикладная направленность обучения математике в последующие годы усиливалась.

В постиндустриальном (информационном) обществе прикладная направленность обучения математике становится все более необходимой и неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки высококвалифицированных специалистов всех уровней, что связано с превалирующими общественными установками: взаимозависимая глобальная экономика; большая скорость изменения знаний при усилении научного и технологического прогресса; гуманизация образования.

В 90-е гг. с появлением ГОС ВПО 1-го поколения цикл математических и естественнонаучных дисциплин был закреплен как обязательный компонент высшего образования для всех специальностей гуманитарных направлений. Образовательными стандартами первого и второго поколений в общекультурный блок введены математические курсы практически по всем гуманитарным специальностям, согласно которым целью обучения математике студентов-гуманитариев явилось развитие, углубление, уточнение целостной естественнонаучной картины мира, истории развития человеческого знания и взаимосвязи существующих наук. Содержание таких курсов включает вопросы истории развития математики, методов математики, приложений математики в гуманитарных науках, элементов математической логики и теории множеств, элементов стохастики, математических методов обработки информации.

В начале XXI в. усиливается внедрение количественных методов в целом ряде направлений гуманитарных дисциплин. Экономика, социология, психология, педагогика и другие науки сегодня все теснее связываются с математикой. Происходящие в информационном обществе изменения приоритетов, представлений о социокультурной ценности знаний, экономической значимости математического образования приводят к изменениям в образовательных ориентирах как на уровне методологии определения и решения стратегических задач, так и на парадигмальном уровне.

С учетом гуманистической парадигмы образования в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из направлений является обновление содержания и структуры математического образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии,

государственной службы и др. [2].

В настоящее время традиционный курс вузовской математики для гуманитариев перегружен устаревшими сведениями, не соответствующими современным социально-экономическим и научно-техническим требованиям общества. Основу курса математики составляют понятия и методы, полученные в конце 19 - начале 20 веков. Курс математики для бакалавров гуманитарных специальностей необходимо переосмыслить с позиции наполнения его содержания новыми современными направлениями развития математики, часто выступающими в виде самостоятельных наук.

В настоящее время вполне очевидно выраженное размежевание научных направлений анализа эмпирических данных: математическая статистика, общая статистика, прикладная статистика. В системе современных научных знаний под статистикой понимают науку, изучающую количественные методы сбора, обобщения и анализа данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям окружающего мира. Рассматривая с количественной стороны происходящие в обществе массовые социально-экономические явления и процессы, статистика раскрывает их внутренние особенности и свойства, выявляет и количественно выражает присущие им закономерности и тенденции развития.

Математическая статистика - это направление математики, которое опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надёжность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала. Например, оценить необходимый объём выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании. Математическая статистика решает ограниченное количество задач: описание данных, оценивание и проверка гипотез. Курс математической статистики состоит в основном из доказательств теорем и содержит задачи теоретического характера.

В курсе общей теории статистики изучаются наиболее общие принципы, правила и законы количественного освещения социально-экономических явлений. Общая статистика при помощи системы количественных показателей дает конкретную цифровую характеристику состояния и динамики национальной экономики и всех ее звеньев (отраслей, секторов, отдельных хозяйствующих субъектов), анализирует структуру общества, уровень и качество жизни людей. Предмет познания общей статистики обусловливает её специфические черты и особенности. Основные из них заключаются в том, что общая статистика рассматривает только социально-экономические явления и процессы, имеющие количественное выражение (население, труд, производство, распределение и потребление материальных благ, финансовые потоки, инфляцию и т.д.). Сведения нечислового характера (например, нечеткие множества, интервальные данные, качественные показатели и др.) предметом общей статистики не являются.

С развитием кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных направлений, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах, что способствует появлению и развитию новой науки «прикладная статистика». Прикладная статистика как прикладная наука рассматривает вопросы приложения всей совокупности статистических методов к конкретному объекту исследования. Прикладная статистика в гуманитарных исследованиях раскрывает сущность и методологию исчисления показателей, используемых при статистическом изучении явлений и процессов, протекающих в экономике и социальной сфере.

С каждым годом расширяется область применения прикладной статистики в науке

и практической деятельности людей. Проникновение прикладной статистики в различные области науки и в практику имеет неравномерный характер. Процесс проникновения зависит от возможностей абстрагирования объекта изучения, от выделения логической схемы абстрактных понятий, более или менее точно отражающих реальное содержание рассматриваемых процессов и явлений.

Методологический фундамент прикладной статистики в экономических и гуманитарных исследованиях составляет система научных категорий, теоретических положений и методов статистического исследования экономики и социальной сферы. Развитие прикладной статистики в гуманитарных науках связано с рядом методологических проблем: представление данных, математический анализ данных, математическое моделирование.

Мощное влияние на осмысление методологии прикладной статистики оказывает информатика: организация компьютерной обработки данных, в том числе разработка и использование баз данных и электронных таблиц, статистических программных продуктов.

Решение методологических проблем прикладной статистики возможно только после выявления области соприкосновения математики и гуманитарной науки, позволяющей использовать статистический аппарат как средство познания социальных явлений.

С позиции научно-технических требований к подготовке бакалавров гуманитарных направлений методы прикладной статистики используются на всех этапах жизненного цикла системы: моделирование, прогнозирование и проектирование; оценка надежности и качество проекта; внедрение и эксплуатация (общепрофессиональная компетентность). Научно-технические требования нашли свое отражение в системе международных стандартов (МС) ИСО 9004, основанной на статистических методах управления, для оценки качества, сертификации и классификации продукции и услуг. Согласно принципам менеджмента качества в МС ИСО 9004 руководителям всех уровней управления организации необходимо усвоить основы «статистического мышления» [6].

Социально-экономические аспекты применения прикладной статистики в гуманитарных исследованиях выдвигают требования формирования правовой и экономической компетентностей при подготовке бакалавров: освоение правил и норм базовых социальных практик организации прикладных исследований и анализ экономической эффективности информационных процессов.

При применении методов прикладной статистики к конкретным областям знаний происходит выделение приоритетных направлений использования этих методов в соответствующих науках, что, в свою очередь, определяет целесообразность их изучения на гуманитарных факультетах вузов. Например, работа по применению прикладной статистики в психологии развивается в следующих направлениях:

- решение проблем методологии исследования (выборка, анализа данных, измерение, моделирование);

- расширение сферы и отраслей психологических знаний, в которых возможно использование математических методов;

- увеличение количества средств и методов и их модификаций из всевозможных разделов математики, которые применяются при исследованиях;

- создание собственных математических методов в психологии;

- организация компьютерной обработки данных, разработка и использование статистических программных продуктов.

Эти пять направлений представляют единый процесс, ни одно не существует вне других. Поиск нового математического формализма происходит не абстрактно, а на базе уже имеющегося аппарата и одновременно в ходе решения одной из методологических проблем исследования - выборки, анализа данных, измерения или моделирования.

Прикладная статистика нацелена на решение реальных задач, поэтому в ней возникают новые постановки математических задач анализа статистических данных, развиваются и обосновываются новые методы. Тенденция перехода от «мертвых», замкнутых на себе математических наук к «живым» [5], реально развивающимся, подтверждается и изменениями, происходящими в содержании стандартов дисциплин математика и математические методы в психологии: происходит уменьшение объема разделов классической математики в пользу методов прикладной статистики.

Психолог сталкивается в своей деятельности не только с числовыми данными, методы математического анализа которых разработаны в наибольшей степени, но и объектами нечисловой природы и случайными процессами. Необходимость включения новых направлений прикладной статистики в содержание математического обучения студентов-психологов является объектом дискуссии научных конференций и семинаров.

Методы статистики объектов нечисловой природы (бинарные отношения (ранжировки, разбиения, толерантности), нечеткие множества, последовательности символов (тексты)) до конца XX в. были объектом рассмотрения только узких специалистов. Объекты нечисловой природы нельзя складывать и умножать на числа, не теряя при этом содержательного смысла. Этим они отличаются от издавна используемых в прикладной статистике (в качестве элементов выборки) чисел, векторов и функций. Современная разработка и доступность методов статистики объектов нечисловой природы допускает их включение в содержание математического обучения студентов -психологов.

В настоящее время анализ временных рядов применяется в психологических исследованиях ограниченно. Тем не менее анализ последовательностей психологических измерений, упорядоченных в неслучайные моменты времени, является актуальным. В отличие от анализа случайных выборок анализ временных рядов основывается на предположении, что последовательные значения данных наблюдаются через равные промежутки времени, тогда как в других методах нам не важна и часто не интересна привязка наблюдений ко времени.

Рассматривая содержание профессионально-направленного обучения математике студентов-психологов в проекции содержания прикладной статистики на психологию, как на конкретную область гуманитарного знания, нами выделены сквозные линии, лежащие в основе профессиональных математических компетенций психолога и проходящие через содержание математических дисциплин:

- математико-статистическое описание числовых (случайных) величин;

- математическое моделирование случайных процессов;

- статистический анализ и обработка объектов нечисловой природы.

Градация осуществляется на основе классификации методов прикладной статистики. Например, для многомерных конфигураций (матрицы, векторы) выделяются: методы экстраполяции (множественный регрессионный анализ, канонический анализ); методы структуризации (факторный анализ, компонентный анализ); методы классификации данных (кластерный анализ, дискриминантный анализ). Для бинарных отношений (разбиения, ранжировки) выделяются: анализ дихотомических данных;

анализ предпочтений; методы экспертных оценок; ранговые корреляции и т.д.

Проведенная структуризация содержания курса математики осуществляется не за счет сокращения объема и облегчения учебного материала, а за счет изменения номенклатуры вопросов курса при сохранении некоторых традиционных общеобразовательных тем. На основании проведенного анализа содержания прикладной статистики для бакалавров гуманитарных направлений выявлен положительный эффект в повышении профессиональной направленности студентов.

Литература

1. Айвазян, С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики [Текст]/ С. А. Айвазян, В С. Мхитарян. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 1024 с.

2. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года. Электронный ресурс: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/393.html.

3. Лодатко, Е. Трансформация целей математического образования в контексте построения социалистического общества (исторический опыт целеполагания). Электронный ресурс: http://www. relga. ru/Environ/WebObj ects/tgu-www. woa/wa/ Main?textid

4. Орлов, А.И. Прикладная теория измерений [Текст]// Прикладной многомерный анализ. - М.: Наука, 1978. - С. 68-138.

5. Орлов, А.И. Современная прикладная статистика [Текст]// Высокие статистические технологии. Электронный ресурс: http ://orlovs.pp.ru

6. Система международных стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года. Электронный ресурс: http: //quality. eup. ru/GO ST/st. htm

Современные технологии обучения

Кагосян А. С.

Педагогические условия реализации личностно-развивающего потенциала образовательных технологий в профессиональном образовании

Определение и обоснование личностно-развивающего потенциала образовательных технологий в профессиональном образовании определяется нами в контексте анализа и разрешения противоречий и соответствующих недостатков традиционного образования, которое в современных педагогических исследованиях получило определение как авторитарно-технократическая образовательная модель подготовки специалистов. Среди основных противоречий традиционной модели авторитарно-технократического образования мы определили следующие:

- противоречие между экзистенциальной, творческой сущностью личности будущего специалиста и невозможностью в полной мере реализовать творческий потенциал студентов в условиях внешней жесткой регламентации процесса профессиональной подготовки, то есть его антисвободной сущности;

- между необходимостью удовлетворения будущими специалистами своих образовательных потребностей и депривационной сущностью жестко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.