Лунёва Н. А.
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: высшее образование, реформирование, образовательная политика, модернизация.
Аннотация: в статье рассматриваются этапы становления современной системы высшего профессионального образования России.
Keywords: higher education reform, education policy, modernization.
Abstract: The article considers the stages of modern system of higher education in Russia.
С момента обретения независимости система высшего образования России преодолела несколько этапов реформирования, каждый из которых характеризуется своими целями, задачами, содержанием, направлением образовательной политики, положительными и отрицательными результатами.
1. Адаптация (1992-2005 гг.)
В этот период старая советская модель самодостаточного высшего образования адаптировалась к новым реалиям. Социально-экономическое развитие России в последнее десятилетие ХХ века осуществлялось в плоскости рыночных преобразований. Переходный характер процессов, происходящих в стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с демократизацией общества, его движением к построению рыночных отношений не могли не повлиять на социальный институт образования. Реформирование системы образования было направлено на демократизацию высшего образования и постепенный переход к децентрализации его управления, диверсификацию состава и структуры вузов и источников их финансирования, формирование новой нормативной и правовой базы и её дальнейшее совершенствование, расширение академических свобод учреждений образования [5].
На рубеже веков в России начался бум высшего образования, который был вызван растущим спросом (зачастую неквалифицированным) на высшее образование как со стороны работодателей, так и абитуриентов. Получение высшего образования стало социальной нормой для населения России [4]. Многократное
увеличение спроса на рынке труда на специалистов с высшим образованием вызвал появление в России множества новых вузов, которое зачастую проходило стихийно. С 1993 г. начался резкий рост численности и в 2005 г. было зарегистрировано 1383 вуза, то есть их количество возросло более чем в 2 раза. Если в 1993 г. в России было зарегистрировано 78 негосударственных вузов (12% общего числа), то в 2005 г. их насчитывалось 647 (48%) [1].
2. Модернизация (2005-2012 гг.)
В этот период происходило обновление системы высшего образования, его содержания. Реформирование было направлено на обеспечение доступности образования и переход высшей школы на международные стандарты образовательной деятельности.
Развитие международных связей, усиление деловой активности населения, процессы глобализации и другие явления и процессы современности не оставили для отечественной высшей школы возможности быть в стороне, развиваться по-старому. Результатом этого явилось присоединение в 2005 г. России к Болонскому процессу. Подписав Болонскую декларацию, Россия взяла на себя обязательства выстраивать свою образовательную систему, руководствуясь едиными международными правилами игры. Этот процесс наложился на имеющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и в сфере образования и протекал довольно болезненно.
Модернизация системы образования также была вызвана необходимостью обеспечения инновационной экономики квалифицированными кадрами, повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международных рынках образовательных услуг, формирования образовательных «точек роста» в регионах. Решение этих задач возложено на новый вид вузов -федеральные университеты.
Одной из тенденций реформирования высшего образования рассматриваемого периода стало повышение доступности образования, под которую оформлялись все организационно-экономические механизмы, в том числе ЕГЭ. Стремление удовлетворить высокий спрос и обеспечить доступность высшего образования в территориальном аспекте привело к тому, что многие образовательные учреждения высшего профессионального образования стали формировать сети филиалов в регионах страны. Это привело к тому, что в 2010 г. количество филиалов стало почти в 1,5 раза больше чем головных вузов [1]. Общее количество вузов в 2005 -2012 гг. оставалось стабильным численность государственных и негосударственных вузов практически сравнялась [1].
После того как формально задача обеспечения доступности была решена и страна фактически перешла ко всеобщему высшему образованию, в полной мере встал вопрос о качестве подготовки специалистов и доступности именно качественного высшего образования различным слоям и группам населения.
Расширение сферы высшего образования, особенно за счёт студентов, оплачивающих своё обучение, решило для вузов важную проблему: компенсировало острую нехватку бюджетных средств, но привело к тому, что в настоящее время высшее образование выполняет, прежде всего функцию социализации, а не профессионализации [2].
З.Интенсификация (с 2012 г.)
В настоящее время система образования испытывает другие вызовы, принципиально отличные от ситуации предшествующих лет. Перед высшей школой стоит задача не экстенсивного, а интенсивного развития адекватного тем вызовам, которые переживает наша страна, общество и весь мир. Для этого необходима стратегия развития системы высшего профессионального образования, направленная на прежде всего на повышение качества образования, ответа на демографический кризис, сглаживания диспропорции между рынком образования и рынком труда, совершенствованием нормативно-правовой базы.
Предыдущее развитие высшей школы сделало её массовой, что неминуемо привело к снижению качества высшего образования как собственно профессионального. Сложившуюся ситуацию необходимо исправлять, а для этого необходима всесторонняя объективная оценка качества. Должны измениться цели и философия оценочной деятельности в области качества вузовского образования [3]. Она не должна сводится только к выявлению его недостатков выраженных в количественных статистических показателях (как в рейтинге неэффективных вузов, составленном Минобрнауки в 2012 г.), а представлять собой критический анализ состояния, направленный на точное определение векторов его совершенствования и достижение востребованного в современных условиях результата образовательной деятельности вуза.
Оценка качества высшего профессионального образования должна основываться на том, насколько оно достигает своих целей: подготовки квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Список литературы
1. Аккредитованные высшие учебные заведения 2010 г.: Справочник. - М.: Изд-во Минобрнауки, 2011.
2. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2009-2010 гг.: аналитич. обозрение. - Вып. 2-й / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, Л. В. Тихонова. - М.: Изд-во Минобрнауки, 2011. - 62 с.
3. Коротков М. А. Системный подход к качеству высшего профессионального образования / Аккредитация в сфере высшего профессионального образования России: состояние и перспективы: Материалы первой Всероссийской электронной научно-практической конференции экспертов в области качества профессионального образования, 2010. - С. 129-133.
4. Наводнов В. Г. Если доверить «сомелье» оценку качества образования... / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, Т. В. Сарычева // Аккредитация в образовании. - 2011. - №3.
Ференчук Л.В.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ВУЗОМ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: преемственность обучения, математика. внутрипредметные связи.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом.
Keywords: continuity of learning, mathematics, Intra Communications.
Abstract: The article deals with the problems of continuity in the teaching of mathematics between school and university.
Проблема преемственности в преподавании математики связана с задачами реализации внутрипредметных и метапредметных связей, с последовательностью изложения учебного материала, уровнями возрастания его сложности, с поиском оптимальных форм и методов организации процесса обучения математике на разных образовательных этапах. Преемственность в обучении математике является необходимым условием для обеспечения возможности