4.3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СЕГРЕГАЦИИ ИРЛАНДЦЕВ В XVI - НАЧАЛЕ XIX ВВ.
Маюров Павел Николаевич, аспирант. Место учебы: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра теории истории государства и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы правового статуса ирландцев под властью британской короны. Изучаются причины и история возникновения их правовой сегрегации. Рассматриваются экономические, социально-культурные, демографические и иные последствия подобных принуждений по национальному и религиозному основанию. Рассматривается взаимосвязь с обладанием гражданскими и социально-экономическими правами в аспекте правового положения протестантов и католиков в Ирландии.
Ключевые слова: Англия, арендаторы, билль, закон, Ирландия, король, право, правовая сегрегация, парламент.
PROBLEMS OF LEGAL SEGREGATION OF THE IRISH IN THE XVI - EARLYXIX CENTURIES
Ma^rov Pavel Nikolaevich, postgraduate student. Place of study: Interregional Institute of Economics and law at the IPA EurAsEC. Department: theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In the article the problems of legal status of the Irish under the rule of the British crown. Examines the causes and origins of their legal segregation. Discusses the economic, socio-cultural, demographic and other consequences of such constraints on national and religious grounds. Examines the relationship between the possession of civil and socio-economic rights in the aspect of the legal position of Protestants and Catholics in Ireland. Keywords: England, tenants, bill, law, Ireland, king, law, legal segregation, the Parliament.
Ирландия на протяжении многих веков представляла собой колонию английской короны. Английские монархи на протяжении длительного времени вели завоевательную политику по отношению к населению данного острова. Ирландцы занимали неполноправное положение по отношению к жителям Великобритании. Их правовой статус был резко отличен от правового положения жителей Уэльса, Шотландии и Англии. Ирландия не являлась полноправной частью Соединенного Королевства, она являлась завоёванной землёй. При этом само коренное население подвергалось целенаправленному уничтожению с целью заставить ирландцев покинуть свою землю и эмигрировать за пределы страны. В конце XII в. часть территории Ирландии была завоёвана при Генрихе II. Английские феодалы завладели родовыми землями ирландских кланов и ввели сугубо английские законы и систему управления. Покорённая земля называлась окраиной (the Pale) и по управлению отличалась от ещё не покорённой, «Дикой Ирландии». [1 С. 34] Отношение к Ирландии и к ирландцам как к дикой стране и нации нуждающейся в своём большем цивилизационном развитии, чем англичане. В соответствии с положениями законов ирландцы по своей природе не могут и не должны обладать равными правами с англичанами. Официально господствовала идея о культурной не-
полноценности ирландцев, которым англичане должны нести цивилизацию.
Церковный раскол и появление англиканской церкви в XVI в. привёло к тому, что в основу национальной сегрегации была положена церковная догматика правильной англиканской церкви по отношению к католикам ирландцам. Борьба с ирландцами приобрела черты борьбы с ересью и еретиками. Отступник, сторонник Папского престола не может быть полноправным подданным короны. [1 С. 35] Сама принадлежность к религии становится преступлением и основанием для поражения во всех правах. Преобладание католицизма среди ирландцев было важным основанием их дискриминации в правах вплоть до начала XX в. Отказ от борьбы против населения зелённого острова сам по себе выглядел как сотрудничество с врагом.
При короле Иакове I (1566-1625 гг.) 9/10 земель сельскохозяйственного назначения были конфискованы в пользу государства и переданы английским лендлордам. В 1649 г. Ирландия была окончательно завоёвана Англией. Правительство Кромвеля стало проводить официальную политику колонизации и изменения этнического состава населения острова, которая продолжалась до обретения Ирландией независимости в XX в. [2 С. 56] Англичане соединяли политическую, экономическую и религиозную власть над населением острова, которое было лишено возможности участвовать в политической жизни своей страны, лишено вещных прав на землю и дискриминировано по религиозному основанию. Экономическая, правовая, политическая и религиозная дискриминация являлись основой правления английских монархов в Ирландии.
При этом люди сами по себе составляли ценный ресурс. Эксплуатация крестьян приносила английским лендлордам значительный доход. Особо выгодной была эксплуатация именно ирландцев, а не переселенцев из Англии. На протяжении веков население острова росло. В 1695 г. в Ирландии проживал 1 млн. чел., в 1754 г. — 2 млн. 372 тыс. чел., в 1801 г. уже 5 млн. 395 тыс. чел., в 1821 г., 6 млн. 801 тыс. чел, в 1841 г. 8 млн. 196 тыс. чел. [3, С. 45]
Но далее рост населения в Ирландии прекратился. Промышленная революция, падение значения сельского хозяйства привело к тому, что правительство в Лондоне сочло население острова избыточным. Кроме этого, в середине XIX в. происходит катастрофа, получившая название «Великий голод». с 1841 до 1851 г. население сократилось на 1 млн. 622 тыс. чел., с 1851 до 1861 г. на 755 тыс. чел., с 1861 до 1871 г. на 386 тыс. чел., с 1871 до 1881 г. на 237 тыс. чел., с 1881 до 1891 г. на 470 тыс. чел. В целом за 40 лет к 1890 г. население Ирландии сократилось на 40% и составило 4 млн. 704 тыс. чел. [4 С. 35] Это была крупнейшая депопуляция в европейской стране после тридцатилетней войны в XVII в. Эмиграция из Ирландии продолжилась и в последующем. Население острова в итоге за вторую половину XIX в. сократилось почти вдвое. В свою очередь совокупное население Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия и Ирландия) с 16 млн. чел. в 1801 г. увеличилось в 1890 г. до 37 млн. чел.
Данное событие в Ирландии было связано не с природным катаклизмом или войной, а именно с государственной политикой британской монархии. Голод был вызван изменением земельного законодательства и в дальнейшем ирландцы массово эмигрировали за пределы страны. Арендаторов массово сгоняли с их земель. Они уезжали в государства, в которых они не подвергались дискриминации по признаку происхож-
дения или религиозных убеждений. Основным государством назначения были США или британские колонии, где не действовали законы о дискриминации ирландцев. Общественный деятель Джон Митчел отмечал, что: «Лондон ссылался на то, что, поскольку Ирландия не являлась неотъемлемой частью Соединенного Королевства, проблемами острова должны заниматься именно местные органы власти и при трате средств местных бюджетов». [5, С. 23] При этом Митчелл утверждал, что если бы Йоркшир или, например, Ланкашир, понесли такие же бедствия то корона, приняла бы необходимые меры в кратчайшие сроки. Ирландия фактически и юридически, поскольку население не имело прав равных с протестантами и возможности формировать свою администрацию, являлась оккупированной территорией.
Возможность общения на родном языке в Ирландии в XIX в. фактически оказалась под запретом. В 1861 г. еще 1,5 млн. чел. владели ирландским языком, в 1871 г. — только 817 тыс. чел. - 15% населения, в 1881 г. — 950 тыс. чел. - 18,4%. При этом только 64 тыс. чел. владели исключительно ирландским языком. В 1891 г. только 0,81%; населения владели только ирландским языком и 13,6% были двуязычны. [6, С. 87] В результате к началу XX в. колонизаторы добились того, что физическое существование ирландцев на их родине оказалось невозможным. Для сохранения своей жизни, языка и культуры они должны были покинуть родину. Оставшиеся подвергались ассимиляции и теряли свой язык и культуру. [7, С. 67]
При Иакове I все католики были отстранены от государственного управления. При Карле II специальным актом было разрешено исповедание католичества, но решением парламента был конфискован 1 млн. акр. земли и роздан протестантам. Для подавления движений католиков были изданы законы, по которым ни один католик больше не имел права занимать должности, приобретать вещные права на землю, свободно завещать свое недвижимое имущество и др. В 1719 г. [8, С. 45] были возвращены положения акта Пойнинга по которому решения ирландского парламента подлежали одобрению английского правительства. В 1727 г. у католиков было отнято право выборов в парламент. Ирландия не имела права на собственную законодательную власть. В конце XVIII в. правовое положение ирландцев смягчилось. В частности возвращены права на торговлю, католики больше не обязаны посещать протестантские церкви, возвращено активное избирательное право. Но запрет на занятие административных должностей сохранился. [9, С. 99]
В пер. пол. XIX в. политика в отношении Ирландии продолжала смягчаться. 13 апреля 1829 г. был принят закон «Об эмансипации католиков». Ирландцам были возвращены многие гражданские права. При этом в 1833 г. был принят ирландский принудительный билль (МбИ Соегсюп-ЫП). Лорд-лейтенант Ирландии получал право своей волей запрещать любые общественные организации в Ирландии и применять любую военную силу для подавления беспорядков. В середине XIX в. в связи с возникновением голода и массовыми беспорядками было приостановлено действие Habeas-corpus. Массовый голод, эмиграция и вооружённые восстания привели к необходимости политического решения противостояния правительства в Лондоне и ирландцев. [9, С. 72]
В 1868 г. начинаются реформы церковного и земельного законодательства. В 1869 г. было провозглашено равноправие католической и англиканской
церкви. Арендаторы получили защиту своих вещных прав. Правительству Гладстона пришлось пойти на уступки и запретить сгонять арендаторов с их земель. Право собственности на землю вновь могло принадлежать ирландцам, а не только английским лендлордам и протестантским переселенцам. Новые земельные законы уравнивали права ирландцев и англичан. Но время было упущено, ненависть к протестантам в ирландском обществе была слишком велика. Господствующей идеей стало стремление к изгнанию англичан с острова. В 1880-ее гг. были проведены массовые репрессии, которые привели к ещё большей эскалации ситуации. С 1878 г. радикалы национальной партии во главе с Парнеллем получили массовую поддержку. Банды «рыцарей лунного света» начали вырезать поселения с протестантским населением. [10, С. 50]
Ирландия получила возможность посылать 100 депутатов в парламент. Гладстон, в апреле 1886 г. внес билли об учреждении ирландского парламента и особого ирландского правительства в Дублине и принудительном выкупе у протестантов земель для передачи ирландцам. Простое предоставление права ирландцам обладать земельной собственностью не имело большого значения, поскольку протестанты обладали основными массивами земель и отказываться от них не собирались. Данные билли были отвергнуты. 28 марта 1887 г. был принят новый ирландский принудительный закон, которым было ужесточено уголовное законодательство для ирландцев. В Ирландии было введено военное положение, Habeas-corpus не действовал, и практиковались массовые внесудебные расправы. В 1896 г. консервативный кабинет министров провел, при поддержке депутатов ирландцев, новый земельный закон, который предоставлял небольшую субсидию из средств государственного бюджета для превращения наемных ферм ирландцев в частную собственность и защищал права арендаторов на произведённую продукцию, внесённые улучшения, снижал арендную плату и др.
Отношения между Ирландией и Английской короной на протяжении многих веков складывались неоднозначно. Англия была заинтересована в завоевании острова, но она не была заинтересована в его интеграции в свою политическую систему. Население Ирландии не получило равных прав с населением Великобритании. Проводилась сегрегация по национальному и религиозному признаку. Фактически на территории Европы Англия владела своей собственной колонией. Причины для подобного отношения были разнообразны. Помимо экономических выгод от разграбления Ирландии, корона выполняла и важную политическую задачу. Ирландия на протяжении веков рассматривалась как плацдарм для возможной агрессии. Предоставление католикам ирландцам равных прав с протестантами связало бы руки правительству в Лондоне в вопросе эксплуатации местного населения и его природных ресурсов. Лондон был заинтересован в сегрегации местного населения и его противопоставления протестантам. Ирландцы могли составить конкуренцию англичанам во всех областях общественной жизни. При этом они рассматривались как природные враги. Но в Ирландии периодически вспыхивали восстания. Либерализация правового положения ирландцев в конце XIX в. была связана с тем, то применять варварские меры управления и дискриминировать население по признаку вероисповедания католиков в конце XVIII - XIX вв. было уже невозможно. [11, С. 53]
Но, тем не менее, парадоксальным образом снижение численности населения в Ирландии совпадает с либерализацией законодательства. Правительственные меры опоздали. Насильственная ассимиляция и запрет местного языка дал свой эффект. Получив возможность эмиграции в осваиваемые земли колоний и других государств, ирландцы его немедленно использовали. Ирландцев гнал голод и сегрегация по признаку языка, происхождения и религии. При этом депопуляции в предыдущие периоды, несмотря на больший объём ограничений в правах не происходило. Причина заключается в том, что до XIX в. в условиях аграрного хозяйства человек был важным экономическим ресурсом. Было выгодно обладать «белыми рабами». Данный термин был юридическим и применялся для законтрактованных лиц в Европе и Новом свете. В XIX в. значение сельского хозяйства снижается, рентабельность аграрного производства падает, и лендлорды не были заинтересованы в избыточной численности населения. Либерализация правового статуса личности не имела существенного значения при сохранении экономической и политической власти лендлордов. Если не уважается право на жизнь и базовые социально-экономические права, то предоставление иных прав уже не имеет существенного значения. С другой стороны предоставление политических прав и уравнивание католиков с протестантами привело к появлению политических движений за освобождение Ирландии. Правительство в Лондоне парадоксальным образом либерализуя правовой статус ирландцев, не решило «ирландский вопрос», но наоборот его усугубило. Ирландцы получили возможность на законных основаниях отстаивать свои права или просто сохранить свою жизнь и религию, и они этим правом воспользовались.
Список литературы
1. Афанасьев Г. Е., История Ирландии / Г.Е. Афанасьев; предисл. д.филол.н., проф. Т.А. Михайловой. -Изд. 2-е, стер. - М.: URSS КомКнига, 2006 (М.: Ле-нанд). - 312, [1] с.
2. M. Бонн, Ирландский аграрный вопрос // Народн. Хозяйство, 1905, № 3.
3. Полякова Е. Ю., Ирландия в ХХ веке: Курс лекций / Е. Ю. Полякова; Ин-т всеобщ. истории рАн, Сарат. гос. ун-т. - М: ИВИ, 2002. - 86 с
4. Керженцев П.М., Ирландия в борьбе за независимость / П. Керженцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Соцэкгиз, 1936 (18 тип. "Полиграфкнига"). - Переплет, 244, [2] с.
5. Колпаков А.Д., Ирландия на пути к революции, 1900-1918 гг. / А.Д. Колпаков. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 280 с.
6. Шпирельман А., Земельная реформа в Ирландии / Шпирельман. - М.: Нар. право, 1906. - 53 с.
7. Пименова Э.К., История революционного движения в Ирландии / Э.Пименова. - Пг.: Гос. изд., 1920. -66, [1] с.
8. O. Olden, "The church of Ir." London, 1892.
9. J. Chamberlain, "Home Rule and the irish question" -London, 1887.
10. Barry O'Brien, "Parliamentary history of the Irish land question" London, 1899.
11. Curtis E., A history of mediaeval Ireland from 1110 to 1513 / By Edmund Curtis ... - London: Macmillan and co., ltd., 1923. - VI, [2], 436 с.
Рецензия
на статью Маюрова Павла Николаевича аспиранта 1-го курса юридического факультета кафедры теории истории государства и права Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС «Проблемы правовой сегрегации ирландцев в XVI - начале XIX вв.»
В статье Маюрова Павла Николаевича «Проблемы правовой сегрегации ирландцев в XVI - начале XIX вв.» исследуются актуальные для современной науки истории государства и права проблемы. Автор анализирует проблемы правового статуса ирландцев под властью британской короны. Изучаются причины и история возникновения их правовой сегрегации. Рассматриваются экономические, социально-культурные, демографические и иные последствия подобных принуждений по национальному и религиозному основанию. Рассматривается взаимосвязь с обладанием гражданскими и социально-экономическими правами в аспекте правового положения протестантов и католиков в Ирландии.
Статья Маюрова Павла Николаевича выполнена на высоком профессиональном уровне, содержит анализ законодательства, научной литературы и правоприменительной практики. Несомненным достоинством работы представляется проведённый автором комплексный анализ взаимосвязи между изменением правового статуса личности в законодательстве Великобритании в конце XIX в. и демографическим кризисом, который пережила Ирландия в рассматриваемый период. Население Ирландии за вторую половину XIX в. сократилось почти вдвое с 8 до 4 млн. чел. В свою очередь совокупное население Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия и Ирландия) с 16 млн. чел. в 1801 г. увеличилось в 1890 г. до 37 млн. чел. Автор справедливо отмечает невозможность прекращения национальной сегрегации исключительно путём либерализации правового статуса личности без предоставления базовых социально-экономических прав.
Ряд выводов статьи представляет серьёзный научный интерес. В частности о том, что парадоксальным образом снижение численности населения в Ирландии совпадает с либерализацией законодательства. Правительственные меры опоздали. Насильственная ассимиляция и запрет местного языка дал свой эффект. Получив возможность эмиграции в осваиваемые земли колоний и других государств ирландцы его немедленно использовали. Ирландцев гнал голод и сегрегация по признаку языка, происхождения и религии. При этом депопуляции в предыдущие периоды, несмотря на больший объём ограничений в правах не происходило. Причина заключается в том, что до XIX в. в условиях аграрного хозяйства человек был важным экономическим ресурсом. Значение сельского хозяйства снижается, рентабельность аграрного производства падает, и лендлорды не были заинтересованы в избыточной численности населения. Либерализация правового статуса личности не имела существенного значения при сохранении экономической и политической власти лендлордов. Если не уважается право на жизнь и базовые социально-экономические права, то предоставление иных прав уже не имеет существенного значения. С другой стороны предоставление политических прав и уравнивание католиков с протестантами привело к появлению политических движений за освобождение Ирландии. Правительство в Лондоне парадоксальным образом либерализуя правовой статус ирландцев, не решило «ирландский вопрос», но на-
оборот его усугубило. Ирландцы получили возможность на законных основаниях отстаивать свои права или просто сохранить свою жизнь и религию, и они этим правом воспользовались.
С учётом вышеизложенного статья Маюрова Павла Николаевича «Проблемы правовой сегрегации ирландцев в XVI - начале XIX вв.», заслуживает поддержки, соответствует всем предъявляемым требованиям к научным статьям и рекомендуется к публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, перечень которых утверждён ВАК Министерства образования и науки РФ.
Заведующий кафедрой государственного права ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор юридических наук, профессор Глушаченко С.Б.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат». Итоговая оценка оригинальности - 96,87%