Научная статья на тему 'Проблема формирования негативного образа ирландца в глазах англичан (XVII-XIX вв. )'

Проблема формирования негативного образа ирландца в глазах англичан (XVII-XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ / ПРОПАГАНДА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миллер Валерия Сергеевна

В статье рассматривается проблема искусственного создания негативного образа ирландца. Особо отмечаются важные аспекты этого социального явления, такие как характер методов и приемы воздействия на общество. Искажение культурных ценностей ирландской нации, формирование стереотипов освещается не только как социологическая проблема, но и как важный исторический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Formation of Negative Image of the Scot in the Eyes of the Englishmen

The paper dwells upon the negative image-building of the Scot. The attention is focused on the methods and the ways of affecting the society. Distortion of cultural values of the Irish nation and forming of stereotypes is treated not only as a sociological problem but as significant historical process as well.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования негативного образа ирландца в глазах англичан (XVII-XIX вв. )»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Социология

УДК 316.4; 94.15.18.

Проблема формирования негативного образа ирландца в глазах англичан (XVII-XIX вв.)

Миллер В.С.

Аспирант кафедры зарубежной истории и регионоведения Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматривается проблема искусственного создания негативного образа ирландца. Особо отмечаются важные аспекты этого социального явления, такие как характер методов и приемы, воздействия на общество. Искажение культурных ценностей ирландской нации, формирование стереотипов освещается не только как социологическая проблема, но и как важный исторический процесс.

Ключевые слова: стереотип, негативный образ, пропаганда, национальный дух, противостояние.

История и социология имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. Обе науки воспроизводят социальную действительность в целом, а также одну из его сторон. История изучает только то, что уже случилось в прошлом, а социология переносит весь центр тяжести своих исследований на современность, на процессы, происходящие в обществе сегодня, а также включает в себя социальное планирование и прогнозирование. Можно сказать, что социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.

Вопрос формирования «образа Другого», отличного от доминирующей нации - один из ключевых в философии, социологии, психологии и истории. Специалисты, обращающиеся к образам «чужаков», возникшим в Англии, подчеркивают их немаловажную роль в укреплении идеологии. Британской империи, пытавшейся доказать, что нации, вновь присоединенных земель несамостоятельны, необразованны, неразумны. Тем самым, Корона подчеркивала, что любые действия английской власти направлены исключительно на пользу общества. Подобная политика применялась и в отношении Ирландии.

Значимым периодом в истории Англии было время после первой экспедиции в Ирландию, государство планомерно начинает захватывать Остров. Однако для полного господства недостаточно было использовать только силовые методы, поэтому корона стремилась использовать различные рычаги

управления. С XV в., издается серия законов, которые были призваны сделать Ирландию частью Королевства. Начало активной политике положил «Закон Пойнингса» [1, р. 80-83], согласно ему государственные службы формировались только по приказу короля, ирландские законы не могли рассматриваться без участия английской власти.

Следующим ударом по независимости «Острова» стал «Акт об Ирландской короне» [2, р. 223], в котором монархи Англии объявлялись «королями Ирландии...», обладающими абсолютными правами.

Лишив страну правовой независимости, эксплуатируя ресурсы государства, власть не забывала и о нации, ее вероисповедании. Ирландия преимущественно являлась католической, что противоречило интересам англиканского государства. Различия религиозных взглядов, их противостояние только усугубляло положение. Для полного контроля над обществом стали приниматься Акты1 и «карательные законы»2, направленные против католиков. Статьями «Акта о предотвращении дальнейшего роста папства» [2, р. 257-259] было введено протестантское образование. Тем самым империя сделала попытку воспитать новое ирландское поколение в англиканской вере.

1 Прим.: особый интерес представляют Акты, издававшиеся с начала правления Елизаветы I Тюдор до 1723 г.

2 Прим.: «Карательные законы» («penal laws») - серия законов, имеющих запрещающий характер, направленные на борьбу с католицизмом и нон-комформизмом. Говоря о вопросе и характере «карательных законов».

213

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Англикане в качестве пропаганды использовали антикатолические проповеди. Одним из наиболее ярких примеров служит проповедь Ральфа Ламбе-ра3 для «протестантов Ирландии, в данный момент пребывающих в Лондоне» [3], в ней он описал образ сторонников католицизма, называя их «язычниками», «приверженцами дьявола», по существу своему «лживыми», «жестокими» людьми. В проповеди указывалось на бесчеловечность коренных ирландцев: «сея смерть среди младенцев, они бросали их на пики, ..., изгоняли рожениц из кроватей и домов ...» [3, р. 6]. В своем выступлении проповедник подчеркивал, что «паписты» и дальше будут продолжать творить, по его мнению, свои бесчинства: «Эфиоп не может поменять цвет кожи, так же как леопард избавиться от пятен: но они могут и будут это делать до тех пор, пока не подчинят всех своей власти» [3, р. 6-7].

Все вышесказанное свидетельствовало, что английское правительство стремилось создать единую нацию, искоренив при этом культуру ирландцев, подавить их национальный дух. Помимо экономического, политического и религиозного подавления использовалась и пропаганда негативного образа ирландца, в частности, ирландца-католика. Для того чтобы оправдать дискриминационную политику, власть указывала на природную отсталость ирландцев, отмечалась дикость их нравов. Епископ Оксфорда Томас Секер говорил: «Здоровые, сильные, они не отличались трудолюбием, ., они почти не владели знаниями, не умели даже вести хозяйство» [4, р. 6]. Епископ Роберт Ховард считал, что до прихода английской власти на «Остров» жизнь ирландцев была «дикой, ... и бедной» [5, р. 16-17].

Анализируя английскую политику по отношению к Острову можно отметить то, что создание негативного образа ирландца являлось одним из ярких и основных проявлений антиирландской политики. Окончательный образ сформировался в XIX в. Противопоставляя «цивилизованным» англичанам гэлов современники беспрестанно указывали на их «дикость» и «варварство». Ссылаясь на трактат Ричарда Кокса [6] корона, можно сказать, объясняла свое стремление к контролю над примитивными, по их мнению, аборигенами. Кокс в трактате говорил, что ранние ирландцы пребывали в «варварстве, бедности и невежестве» вплоть до завоевания Ирландии Генрихом II в XII в. С сожалением автор повествовал о том, что природное богатство Острова неумело эксплуатировалось «кровожадными некоронованными лордами», которые управляли страной не при помощи закона, а применяя силу. Ознакомившись с трактатом, складывалось впечатление, что ирландцы должны «благодарить Бога и англичан

3 Прим.: Ральф Ламбер (1665-1732) - принадлежал к элите ирландского общества, был активным сторонником усиления позиций англиканской церкви.

214

Социология

за введение более цивилизованного . управления», призванного уничтожить признаки дикости, которые так и остались «позором ... народа» [6, р. 163].

Общество знакомилось и с более шокирующим образом ирландца, например, Николас Фостер4 описывал коренных жителей Острова, как народ, имеющий «намерение разрушить нашу Церковь, наши Законы и наше Государство, чьи предки наполнили историю таким количеством примеров жестокости, ... что о них нельзя упоминать без содрогания» [7, р. 12-13].

Начиная с XVII в. в литературе проповедники рисовали красочные картины жестокости гэлов, объясняя их агрессивность принадлежностью к нечестивой религии [см.: 3]. Авторы указывали на явную антипатию ирландцев, которая делала их «непримиримыми ко всему английскому» [8, р. 10]. Тем не менее, авторы произведений, создавая достаточно яркий и всеобъемлющий образ Ирландии и ее народа, пытались не разжечь кровопролитные войны, а, напротив, найти пути к мирному сосуществованию. Это стремление было обусловлено страхом перед вооруженным восстанием, а так же деградации, которая была, по мнению англикан, характерна католикам не только в культурных, но и политических, экономических аспектах.

Важно также понимать и то, как представляли ирландца те, кто был близок народу, к примеру, путешественники и исследователи земель. Так, достаточно ярко представал образ ирландца в записках путешественников. Чаще всего авторы произведений свои знания черпали преимущественно из антикатолических проповедей, слухов и сплетней, которые имели, зачастую, негативную окраску. Во многом истинный образ ирландца был искажен. К примеру, путешественники, ожидая увидеть перед собой враждебных, агрессивных ирландцев, вместо этого встречали грязных крестьян, живущих в убогих домах, на столе у которых были, в основном, капуста и картофель. Англичане повествовали, что драки, пьянство и разврат - обычные явления в жизни Острова. Джон Дантон называл их «поколением подонков» [9, р. 143, 152, 156], а Эдвард Уорд, автор «Путешествий в Ирландию», повествовал, что ирландцы собрали в себе все самые отрицательные качества европейских народов. Им присуща «жестокость испанских инквизиторов, развращенность итальянцев, легкомыслие французов, вероломство шотландцев, бунтарский нрав датчан и гордыня» [10, р. 10].

Противостояние вмешалось также и в культурную жизнь, к примеру, достаточно ярко и красочно дополняли образ ирландца военные пьесы. Главной целью было изобразить «подлую, вероломную и кровожадную натуру ирландца», описать, как же-

4 Прим.: Николас Форстер - епископ XVIII в., преподаватель колледжа Троицы.

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Социология

стоко обращались католики со «своими миролюбивыми соседями» [11, to the reader]. Безусловно, образы, рисуемые короной в умах британцев, искореняли страх и все более убеждали английское общество в правильности той политики, которая велась по отношению к Острову.

Чем больше английская корона укрепляла свои позиции на Острове, тем более унизительным становился образ ирландца. «Гэлы» становись главными действующими лицами в популярных среди англичан комедиях, сатира на ирландцев все чаще встречалась в литературе и театральной жизни Лондона. Английские актеры с энтузиазмом показывали «дикого» гэла, коверкающего английский язык, одетого в нелепые одежды. Публика со смехом воспринимала суеверие и «ложную», по их мнению, гордость коренного населения Острова [12, p. 19-21].

Образ «дикого гэла», врага-католика, представленный в английской художественной литературе, сложен и весьма многогранен. Очевидно прослеживаются изменения в представлениях общества об ирландском народе: сначала - это устрашающие «гэлы», по мере укрепления короны на Острове, образ ирландца эволюционирует и уже не вызывает прежнего страха, напротив, явно прослеживается презрение и отвращение к невежественному, неопрятному, дикому коренному населению. Безусловно, можно говорить о том, что подобная пропаганда являлась инструментом идеологического воздействия.

Все эти тенденции были обусловлены стремлением найти внутреннего врага, что могло бы привести к сплоченности протестантского мира для совместного противостояния ирландскому католицизму. Но предвзятое отношение англичан наложило отпечаток не только на ирландское общество, но и на протестантов Острова: «... если я перееду в Англию ... обо мне будут думать, что я ирландец» [13, р. 124] - рассуждал Алан Бродерик5. В результате, постоянное чувство утраты родины, униженное положение привело к возникновению такого явления, как «колониальный национализм».

Можно говорить о том, что противостояние, а, даже, скорее, гнет и установление полного господства были главным вектором в политике Англии по отношению к ирландской земле и народу. Действия имперской державы поистине имели успех и результат, ведь антиирландский дух царил во всех сферах жизни, будь то религия, культура, политика.

Анализируя английскую политику по отношению к Острову можно отметить то, что создание негативного образа ирландца являлось одним из ярких и важных проявлений антиирландской политики. Учитывая специфику способов и возможностей распространения информации в то время, английские

5 Прим.: Алан Бродрик - педставитель англо-ирландской элиты, генеральный прокурор Ирландии (1707-1709 гг.), лорд-наместник Ирландии (1714-1725 гг).

методы были довольно действенны. Образ ирландца формировался четко негативным. Оправдывая свое вероломное вмешательство в жизнь общества, в культуру, в религию, корона старалась показать ирландца варваром, невеждой, оправдать свою разрушительную силу борьбой со всеобщей неграмотностью и «темнотой». На тот период дух ирландца был сломлен, культура практически подавлена. Английская корона высоко подняла свой авторитет перед обществом.

Литература:

1. «Poining’s Law» // Irish Historical Documents. 1172-1922 / Ed. By E. Curtis and R.B. Mc Dowell. - London, 1968. - P. 80-83.

2. Мирошников А.В. Три века Ирландии. В трех книгах. Кн. 1. 1603-1845. - Воронеж: Истоки, 2008. - 315 с.

3. Lambert L. A Sermon Preach’d to the Protestant of Ireland, Now Residing in London: At Their Anniversary Meeting on October XXIII, 1708. -London, 1708. - 25 p.

4. Secker Th. A Sermon Preached Before the Incorporated Society in Dublin, for Promoting English Protestant Working-Schools in Ireland, at their General Meeting in the Parich-Church of St Mary le Bow, on wenesday, April 27, 1757. -London, 1757. - 16 p.

5. Howard S.A. A Sermon Preache’d at Christ-Church, Dublin, before The Incomporated Society for Promoting English Protestant Schools in Ireland. -Dublin, 1738. - 28 p.

6. Cox R. Hibernia Anglicana: or the history of Ireland from the conguest thereof by the english to this present time. In two parts. London: St. Paul’s Church-Yard, 1689 - 1690. - 456 p.

7. Forster N. Unanimity in the Present Time of Danger Reccommended in a Sermon, Preache’d Befoe their Excellencies The Lord Justices of Ireland at Christ’s Church, Dublin. On Sunday, February the 5 th, 1715 by Nicolas, Lord Bishop of Killaloe. - London: Printed for W. Taylor, at the Ship in Pater-Noster-Row, 1716. - 372 p.

8. Walkington E., Sclater W. A Sermon Preache’d October 23, 1692 in St. Andrews Church, Dublin, Before the House of Commons. - Dublin, 1692. -19 p.

9. Dunton J. Dunton’s Conversation in Ireland (1705) // The English Traveller in Ireland. Accounts of Ireland and the Irish Though Five Centuries / Completed and ed. By J. P. Harrington. - Dublin, 1991. - 357 p.

215

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Социология

10. Ward J. A Trip to Ireland Being a Description of the Country, People and Manners: As Also Some Select Observations on Dublin. - London, 1699. - 12 p.

11. The Royal Voyage, or the Irish Expedition: a Tragicomedy, Acted in the Years 1689 and 90. -London: printed for Richard Baldwin, 1690. - 32 p.

12. Hayton D.W. From Barbarian to Burlesque: English Images of the Irish 1660-1750 // Irish economic and social history. - 1988. - Vol. 15.- P. 5-31.

13. Victory I.L. Colonial Nationalism in Ireland, 1692-1725: From Common Law to Natural Right. Unpublished Ph. D. Theses. - Dublin: Trinity Colledge, 1985. - 289 p.

The Problem of Formation of Negative Image of the Scot in the Eyes of the Englishmen

V.S. Miller

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper dwells upon the negative image-building of the Scot. The attention is focused on the methods and the ways of affecting the society. Distortion of cultural values of the Irish nation and forming of stereotypes is treated not only as a sociological problem but as significant historical process as well.

Key words: stereotype, negative image, propaganda, national spirit, opposition.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.