6. Золотухин С.А., Хунг Бу. Основы информального медийного обучения в педагогической среде / С.А. Золотухин, Бу Хунг // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. - № 3 (27). - Том 1. Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/031-024.pdf.
7. Москвин Д.Е. Развитие модели неформального и информального образования в России [Электронный ресурс] / Д.Е. Москвин // Поколение 1990-х - 2000-х: новые стратегии образования: материалы региональной научно-практической конф. (г. Екатеринбург, 26 ноября 2010 г.) // Живой Журнал: Екатеринбургская Академия Современного Искусства. Режим доступа: http://e-a-c-a.livejoumal.com/4311.html.
8. Окерешко А.В. Роль информального образования для личностно-профессионального развития человека в пространстве современной культуры / А.В. Окережко // Человек и образование. - 2015. - № 3. -С. 225-230.
9. Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых / О.В. Павлова // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67. http://cyberleninka.rU/article/n/vklyuchenie-informalnogo-obrazovaniya-v-zhiznennye-strategii-vzroslyh
10. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
11. Cedefop, Terminology of vocational training policy - A multilingual Glossary for an enlarged Europe, Tissot, P., 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html#i.
12. Characteristics of informal and formal learning episodes. 2015. URL: http://www.knowledgejump.com/learning/characteristics.html.
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры огневой подготовки,
старший лейтенант полиции Теуважуков Аслан Хасанович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. Автором исследуются современные проблемы воспитания молодежи. Особое внимание уделяется воспитанию в молодых людях высокой правовой культуры и уважения к законам страны. Анализируется соотношение понятий «правовая культура», «законность», «правопорядок». Рассматриваются основные составляющие системы воспитания молодежи в атмосфере соблюдения законности и правопорядка. Автором подчеркивается значение соблюдения правовой культуры для формирования гражданского общества в современной России.
Ключевые слова: правовая культура, законность, правопорядок, молодежь, воспитание, государство, принципы.
Annotation. The author studies the modern problems of youth education. Special attention is paid to the education of young people in a high legal culture and respect for the laws of the country. The correlation of the concepts of "legal culture", "legality", "law and order"is analyzed. The main components of the system of education of young people in the atmosphere of respect for the rule of law and the rule of law are considered. The author emphasizes the importance of observing the legal culture for the formation of civil society in modern Russia.
Keywords: legal culture, legality, law and order, youth, education, state, principles.
Введение. В нашей стране предпринимается много шагов для правового воспитания молодежи. Эти меры, к сожалению, носят спорадический характер, поскольку в законодательстве нет упорядоченности правовых предписаний, нет единой системы мер повышения правовой культуры молодежи. В данных условиях сформировать единое правовое пространство очень проблематично.
Мы можем смело утверждать, что от уровня правовой культуры в любом государстве зависит уровень и качество жизни его граждан, развитие сфер деятельности всего общества. От уровня развития правовой культуры зависит развитие всей юридической отрасли, правоприменительная практика, идеология и даже психология.
Изложение основного материала статьи. Вопросами правовой культуры ученые начали вплотную заниматься со второй половины прошлого века. Именно с этого периода появляются первые значимые исследования, посвященные данному вопросу. Проблемы изучения вопросов связанных с основным содержанием правовой культуры, прежде всего, связаны с неоднозначностью самого этого понятия. С одной стороны, правовая культура выступает частью культуры в целом. С другой стороны, правовая культура является частью права.
К сожалению, большинство исследований правовой культуры носят не аналитический, а описательный характер.
Правовая культура сама по себе является частью материальной культуры, представленной в виде совокупности юридических ценностей, отражающих правовое состояние общества, коллективов и личности [1]. В правовой культуре есть нормативная часть и не нормативная часть.
Нормативная часть правовой культуры включает в себя правовые нормы, принципы права, юридические дефиниции и т.д.
В не нормативную часть правовой культуры входит индивидуальные правовые предписания, носящие правоприменительный праворазъяснительный, субъективный характер.
Если общесоциальные, природные, технические явления приобретают юридическое значение, то они также включаются в правовую культуру. Носителями правовой культуры и ее творцами являются индивиды, общности имеющие достаточный уровень правового мышления [2], умеющие добиваться результатов в системе деятельности осмысления и оценки действительности и добивающиеся принятия различных эмоциональных и рациональных решений.
Мы можем смело утверждать, что от уровня правовой культуры в любом государстве зависит уровень и качество жизни его граждан, развитие сфер деятельности всего общества. От уровня развития правовой культуры зависит развитие всей юридической отрасли, правоприменительная практика, идеологи и даже психология.
Изучая само понятие «правовая культура», его функции и содержание, мы видим, что такая область как юридическая антикультура крайне слабо изучена, в то время, как она играет большую роль в общественной жизни и в правовой культуре.
Юридическая антикультура - это негативные юридические процессы, явления и состояния, правовой нигилизм, фашизм и другие патологии общества. Она напрямую влияет на правовую культуру общества и ее изучение должно стать неотъемлемой частью изучения самой правовой культуры. Юридическая антикультура включает в себя все юридические антиценности и ее проявления напрямую снижают уровень правовой культуры в обществе.
Правовая культура сама по себе является частью материальной культуры, представленной в виде совокупности юридических ценностей, отражающих правовое состояние общества, коллективов и личности [3].
Российское общество нуждается в коренных преобразованиях. Низкий уровень его правовой культуры мешает дальнейшему развитию государства и общества. Правовая культура очень часто становится предметом изучения теоретиков и практиков, как в юриспруденции, так и в других науках. Но, к сожалению, правовая культура изучалась лишь в условиях иной действительности.
Назрела острая необходимость в изучении правовой культуры в настоящих реалиях, с учетом всех изменений в обществе и в государстве. Изучение самого понятия «правовая культура», его функций и основных составляющих элементов является очень важным, так как этот аспект выступает необходимым условием перехода к новой, более совершенной социальной организации любого демократического общества.
Мы убеждены в том, что для глубокого изучения сущности правовой культуры, необходимо проанализировать все основные научные подходы по данной проблематике. По нашему мнению, правовая культура представляет собой совокупность всех общечеловеческих ценностей, ценности, как отдельной личности, так и социума в целом. Под ценностями мы здесь понимаем положительные достижения и прогресс общества, правовые ценности и достижения.
Правовая культура призвана установить в обществе принципы правопорядка и законности [4]. Законность является особым режимом, при котором четко соблюдаются правовые нормы. Это система установленных государством требований и норм, обязательных к исполнению. Принцип законности закреплен в 1 и 2 статьях Конституции РФ.
Согласно ей, все законы государства не должны противоречит самой Конституции. Все граждане, должностные лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию. В законодательстве до сих пор главенствуют постулаты, введенные римскими юристами:
1. превыше всего в государстве закон;
2. закон является единственным богом для поклонения;
3. в государстве должен править закон;
4. закон важнее самого мира;
5. чтобы быть свободными, надо стать рабами закона;
6. власть закона распространяется над всеми без исключения;
7. человек, живущий по закону, не может никому навредить;
8. закон суров, но это закон.
Мы видим, что закон воплощает в себе все традиции, идеи и обычаи народа, и его авторитет всегда превыше всего. Он выражает коллективную волю народа, как единственный источник власти. Без соблюдения законности невозможна нормальная жизнедеятельность общества. Закон охватывает как частную, так и публичную сферы общественной жизни. Он вносит гармонию в человеческое общество, сохраняет его целостность, и благодаря введению юридических правил поведения защищает общество от катаклизмов.
В силу исключительной важности закона, ни один царь или монарх не может издавать законы. Они могут издавать лишь подзаконные акты. Только специальные законодательные органы могут принимать законы. Хотя история знает много примеров, когда цари и монархи сами издавали законы, подобная организация государственной власти и управления были лишь в период неразвитой демократии и всевластия монарха.
Монарх обязан сам неукоснительно соблюдать все законы государства, иначе он не имеет права требовать от своих граждан их соблюдения. Народ, видящий руководителя, попирающего законы страны, не будет ему подчиняться и соблюдать его законы.
Законностью считается такой правовой режим общественной жизни, когда неуклонно соблюдаются все законы и юридические нормы каждым участником общественной жизни [5]. Подобный правовой режим предполагает строгое следование правовым предписаниям и юридическим актам, когда весь общественно-политический режим основан на господстве права и закона и борьбе с правонарушениями, как должностных лиц, так и простых граждан.
Основными признаками законности являются:
1. Всеобщность.
Данный признак означает, что юридические нормы распространяются на всех без исключения граждан. Не может быть никаких исключений и оговорок в следовании букве закона. Ни государство, издающее законы, ни его граждане не могут игнорировать обеспечение прав личности. Главным субъектом права должен являться гражданин государства.
Основной задачей государства является создание такого режима в стране, когда удовлетворяются интересы всех граждан [6]. Государство обязано не только издавать законы, но и оберегать, «хранить» законность и действовать лишь в рамках самим же принятых законов. Государство обязано зорко следить за тем, чтобы должностные лица и граждане не совершали правонарушений.
Всеобщность, как принцип законности, означает строгое следование закону государственным органам, всем предприятиям и организациям и простым гражданам.
2. Неразрывная связь права, и юридических норм с законностью.
Состояние законности в стране оценивается только по тому, в какой мере в стране действуют законы, удовлетворяющие потребности граждан и способствующие общественному развитию [7]. В случае если законы государства защищают и охраняют лишь отдельную категорию граждан и социальных групп, без учета интересов других граждан страны, законность в стране отсутствует.
3. Законность, как метод регулирования общества государством.
Данный признак означает, что государство управляет обществом лишь с помощью принятых им нормативно-правовых актов, и их реализации.
Требуется полнота регламентации правового регулирования общества для достаточного его правового регулирования. Государство не только издает законы, но и обеспечивает их выполнение, защиту прав и интересов своих граждан. В подобном государстве должны быть исключены произвол органов государственной власти и должностных лиц и обеспечена защита прав граждан. Не допускается принятие волюнтаристских решений и действие силовыми методами.
4. Законность - главный принцип деятельности государства.
Все государственные органы учреждения и организации соблюдают законы и действуют лишь в обозначенных ими рамках. В данном контексте законность противопоставляется беззаконию государственной власти, произволу его должностных лиц. Законность внедряет в общество такие категории как: гуманизм, справедливость, личная свобода и общественная свобода [8]. Законность здесь становится определенным режимом общественно-политической жизни.
Состояние права обуславливает правовые условия состояния законности как политико-правового явления и системы законодательства.
Правопорядок тесно связан с законностью. Данное понятие используется в законах, и в них напрямую заявляется о том, что охрана правопорядка является главной функцией государства. Правопорядок означает устойчивость, организованность и порядок. Он означает и степень организованности отношений в обществе. Правопорядок является состоянием общественных отношений, противоположностью хаосу, неорганизованности и анархии [9]. Это состояние, при котором охраняется уровень законности в государстве и проверяется исполнение государственными органами своих обязанностей.
Законность и правопорядок имеют много точек соприкосновения, но они не тождественны. Соотношение законности и правопорядка это как причина и следствие. Наличие законности приводит к правопорядку, в отсутствии законности отсутствует и правопорядок. Соблюдение всех нормативно-правовых актов приводит к четкому правовому порядку. Непрочный правопорядок говорит о недостаточном соблюдении законности. Законы в подобном государстве игнорируются и нарушаются. В стране нет режима законности, уважения и исполнения законов.
Выводы. Правовая культура невозможна в обществе, где нет законности. Существование правовой культуры, как части культуры предполагает наличие определенных правовых знаний, принятие правовых норм и ценностей обществом, оценки действий граждан с точки зрения законности, уважительное отношение к праву, понимание его социальной ценности и добровольное сознательное его соблюдение. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, выражающийся в непонимании индивидом значения и роли права, отрицание его ценности и полезности, а также неуважение к законам государства.
Литература:
1. Чупанова А.Ч. Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества // Юридический вестник ДГУ. - 2012. - № 4. - С. 39-41.
2. Кукушкина А.А. Специфика формирования правовых ценностей в системе правового образования как фактор повышения правовой культуры современной молодежи // Ученый XXI века. - 2016. - № 7. -С. 10-12.
3. Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. - 2006. - № 2. - С. 2-8.
4. Магомедов Ш.Б., Амиров М.Г. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры // Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 4. - С. 25-26.
5. Воронов В.Н. К вопросу о правовой культуре, законности и правопорядке // Права человека в России и мире. - 2014. - № 1. - С. 2
6. Григорьева Е.И., Раковская Е.Л. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 11. - С. 129-134.
7. Абакачева М.Б. Правовая культура студенческой молодежи // Евразийский юридический журнал. -2012. - № 5 - С. 61-62.
8. Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2010. - № 2. - С. 8-15.
9. Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: дисс...д-ра филос.наук. Уфа, 2004.