коммент., исслед-ие А.Д. Насиловой. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. - 160 с.
2. Рзаев А.К. Очерки истории политико-правовых учений Азербайджана. - Баку: Азербайджан гос. издат., 1983. - 94 с.
3. Кыпчакско--польская версия Армянского Судебника Мхитара Гоша и армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс. Львов, Каменец-Подольский, 1519-1594 / Сост. А.Н. Гаркавец, Г. Сапаргалиев. - Алматы: Дешт-и-Кыпчак, Баур, 2003. - 792 с.
4. Федорова М.М. Памятник обычного права якутов 1824 года. Учебное пособие. - Якутск: изд. Якутск. госунивер-т, 1991 - 87 с.
5. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и советской России: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 496 с.
ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
© Хакимов Р.Р.*
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда
Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.
Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: «Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности», «Закон - единственный бог, которому все должны поклоняться», «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон», «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Закон должен властво-
* Студент. Научный руководитель: Ахметова К.С, старший преподаватель, кандидат юридических наук, доцент.
вать над всеми», «Кто живет по закону, тот никому не вредит», «Закон суров, но это закон» [1, с. 215].
Изучение проблем законности и правопорядка, их однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ними. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности и правопорядка приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
Один из видных теоретиков нашего времени А.В. Мелехин отмечает, что под «законностью» условимся понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.
В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа [2, с. 416].
Проблема законности - занимает одно из центральных мест в общей теории государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. Формирование правового государства неразрывно связано с возвышением роли закона и строгом его соблюдении всеми субъектами права. Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами - всеми без исключения). При этом принцип выступает, как идеальная форма законности - соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности.
Закон, как известно, является формой выражения воли народа - единственного источника власти. Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов - функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, но это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.
В чем же конкретно заключается объективная необходимость законности и правопорядка в современных российских условиях? В том, что без них невозможно решить стоящие перед обществом задачи, а именно:
1. успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;
2. построение гражданского общества и правового государства;
3. эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;
4. реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий;
5. четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;
6. борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;
7. обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане - управленческого процесса;
8. формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизнь всех этих и других задач требуются организованность, порядок, дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит, власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной - экономической, социальной, политической, морально-психологической. России, как никогда, нужны законность и порядок [3, с. 156].
С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Правопорядок часто определяют как реализованную законность. Правопорядок - это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения [2, с. 428].
Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития Республики Казахстан, четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения.
Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя: правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает от-
вет и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления страной, начиная с верхних эшелонов»[1, с. 222].
Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка.
Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия [4, с. 234].
Изучение правопорядка потому актуально, т.к. он образует правовую основу демократического общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности. Исследование правопорядка актуально, потому как состояние стабильности, уравновешенности и соразмерности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей ныне необходимы как никогда.
Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
Список литературы:
1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. -Юрист, 2004. - С. 52.
2. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - Юрист, 2007. -С. 633.
3. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. - ТГТУ, 2009. - С. 304.
4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. - С. 233.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ В ДОКТРИНЕ М.А. БАКУНИНА
© Черепанова В.В.*
Белгородский государственный университет, г. Белгород
Статья раскрывает понятия государства и формы его правления, как элемент для построения анархического государства. Особое внимание автор уделяет описанию республики в работах М.А. Бакунина.
* Аспирант.