Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ляет вопросы возмещения ущерба. Данные принципы были детализированы Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 1972 года.
Главным недостатком Конвенции в контексте данной темы является независимость применения нормы от факта участия государства в запуске. Согласно Конвенции, государства несут ответственность за космическую деятельность как собственную, так и за космическую деятельность граждан и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией. Очевидно, что применение нормы вызовет затруднение на практике из-за деятельности транснациональных компаний, организующих частные запуски, например, компания Sea Launch (Россия, США, Норвегия). Очевидно, что необходимо разграничить ответственность за ущерб государственных и частных компаний, особенно транснациональных [6].
Адекватным решение может быть принятие поправок к Конвенции, которые бы регламентировали ответственность за ущерб, нанесенный космическими аппаратами, запущенными с частных платформ. Еще одной очевидной поправкой должно быть снятие ответственности с государства при запуске с государственной платформы частного космического аппарата,
если запуск был произведен корректно, а ущерб был нанесен в результате технической неисправности самого космического аппарата.
Библиографические ссылки
1. ГИС Ассоциация [Электронный ресурс]: Геоинформационный портал. URL: http://www.gisa.ru/ 12148.html.
2. TERRARUM [Электронный ресурс]: Информационный портал. URL: http://terrarum.info/news/209.
3. КОМПЬЮЛЕНТА [Электронный ресурс]: Информационный портал. URL: http: //science. compulenta.ru/635388/
4. NormaCS [Электронный ресурс]: Каталог документов. URL: http://www.normacs.ru:8889/Doc-list/doc/16EJ.html.
5. РОСКОСМОС [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФКА. URL: http://www.federalspace.ru/ main.php?id=2&nid=18266.
6. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами [Электронный ресурс]. URL: http://www.zonazakona. ru/law/abro/401/s/legal/file/warsaw.pdf.
© Алиев Э. В., 2012
УДК 34.096
Т. Б. Андрусова, Л. Н. Сидорова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОМПЛЕКСА «БАЙКОНУР»
Рассмотрено определение комплекса «Байконур» и его составляющих, проанализированы источники правового регулирования взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан, выявлены существующие проблемы жизнеобеспечения комплекса.
Для понимания особенностей правового статуса комплекса «Байконур» большое значение имеют связанные с ним основные понятия:
• комплекс «Байконур» - испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома «Байконур» и города с их движимым и недвижимым имуществом;
• космодром «Байконур» - территория с размещенными на ней технологическими, техническими, обеспечивающими и административно-служебными объектами, входящими в комплекс «Байконур» и предназначенными для выполнения космических программ;
• город Байконур - административно-территориальная единица Республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды с размещенными на его территории объектами космодрома Байконур, а также другими объектами, создающими необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома Байконур, членов их семей и других жителей города [1].
После распада СССР комплекс перешел в собст-
венность Казахстана. Для решения политических и экономических проблем был заключен договор аренды космодрома Российской Федерацией у Республики Казахстан. Особый правовой статус комплекса «Байконур» является уникальным примером совместного использования ресурсов космодрома несколькими странами. Байконур - город республиканского значения Республики Казахстан (РК), но до 2050 года наделен статусом города федерального значения РФ, при этом не имеет статуса субъекта РФ [2]. Органы исполнительной власти города не представлены в Совете Федерации РФ. На данный момент город управляется российской администрацией под руководством главы администрации, назначенным совместным решением президентов России и Казахстана.
Признание «Байконура» собственностью Казахстана породило массу проблем юридического характера на межгосударственном уровне, связанных с отсутствием статуса и правовой базы космодрома и города Байконур. Заново создавалась юридическая база функционирования комплекса в правовом поле двух государств, определялись социальная платформа и система обеспечения конституционных прав граждан
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
России, Казахстана и других стран СНГ. В настоящее время правовой статус закреплен следующими межправительственными соглашениями: «Договор аренды комплекса «Байконур» между правительством республики Казахстан и правительством Российской Федерации» от 10.12.1994 г. и «Соглашение между Российской Федерации и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» от 23.12.1995 г. Нормы международного договора аренды и соглашения по комплексу «Байконур» имеют приоритет перед национальными законодательствами обеих государств, и требуют обязательной реализации исполнительными органами государств-участников.
Перечисленные нормативно-правовые акты имеют ряд нестыковок и отчасти не соответствуют современным реалиям, это наблюдается в сфере строительства. Администрация города выступает заказчиком на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов инфраструктуры, находящихся в ее ведении. Договором аренды комплекса предусмотрено, что строящиеся или реконструируемые здания при согласовании с правительством Казахстана становятся собственностью России и подлежат последующей компенсации при определенных условиях. Понесенные арендатором расходы должны учитываться при расчетах за аренду комплекса «Байконур». Однако все юридические тонкости и согласования по этим вопросам не доведены до конца (наблюдается недоработка п. 6.3 и п. 6.4. Договора). И это один из важнейших пунктов совершенствования нормативно-правовой базы комплекса «Байконур».
Особого внимания заслуживает деятельность правоохранительных органов комплекса, и в особенности УМВД России на комплексе «Байконур». Правоохранительная система комплекса представлена как российскими, так и казахстанскими структурами. В Байконуре имеется казахстанский суд, гарнизонный военный суд РФ, российская и казахстанская прокуратуры, следственный комитет РФ, ОФСБ, а также представительство МВД РК [3]. Тем не менее, правопорядком в городе занимаются российские структуры, граждане Казахстана не подпадают под юрисдикцию российских правоохранителей. Граждане РК, а также граждане третьих государств и лица без гражданства, зарегистрированные на территории РК (за исключением территории комплекса «Байконур»), в случае совершения преступления на территории комплекса «Байконур» привлекаются к ответственности правоохранительными органами РК по законодательству РК. Из-за несоответствия законодательства РК международным договорам и соглашениям в отношении граждан РК при совершении административных правонарушений на территории комплекса «Байконур» российские правоохранительные органы возбуждают административное дело и привлекают правонарушителя к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В связи с вышеизложенным полагаем необходимым внести конкретные изменения в Соглашение, предусматривающие административную ответственность граждан РК, совершивших административные правонарушения на территории комплекса «Байконур», по Кодексу об административных правонарушениях РК.
Медицинским обслуживанием комплекса занимается российская сторона. Все больницы города входят в Фонд обязательного медицинского страхования граждан (ФОМС), это означает, что любой обладатель медицинского полиса ФОМС имеет право обратиться в любое из этих медицинских учреждений города за медицинской помощью. Однако ситуация сложилась иначе: руководитель здравоохранения города объявил, что основной задачей ведомства является обслуживание сотрудников предприятий Роскосмоса, и определил две лучшие больницы только под эти цели, вытеснив людей, не занятых на этих предприятиях. Это привело к тому, что население, обслуживающее нужды комплекса, не может получить медицинскую помощь по своему выбору в лучшем учреждении, и вынуждено обращаться в оставшуюся единственную городскую больницу.
Космодром имеет большое международное значение, он не утратил свою важность и актуальность для России как космической державы. В настоящее время с него осуществляется более 70 % всех запусков российских космических аппаратов [4]. Реализация и совершенствование правовых норм способствуют продолжению эффективного использования «Байконура» в космических проектах и улучшению правового взаимодействия между Россией и Казахстаном.
Библиографические ссылки
1. Договор аренды комплекса «Байконур» между правительством республики Казахстан и правительством Российской Федерации от 10.12.1994 [Электронный ресурс] // Правовая консультационная служба «Закон прост». 10.03.12. URL: http://www. zakonprost.ru/content/base/11534.
2. О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти : Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 23.12.95 [Электронный ресурс] // Правовая система «Референт», 13.03.12. URL: http://www.referent.rU/1/67026.
3. Талгат М. Жусуп. Аналитическая записка [Электронный ресурс] // Неофициальный сайт города Байконура, 12.03.12. URL: http://kosmodrom-baikonur. narod.ru/main.htm.
4. Ходаковский, И. Космодром Байконур - земные проблемы [Электронный ресурс] // Эпистемический ресурс «Оптимальные коммуникации». 10.03.12. URL: http://jarki.ru/wpress/2011/12/07/2908/
© Андрусова Т. Б., Сидорова Л. Н., 2012