Секция
«ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»
УДК 629.7
Э. В. Алиев Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск
ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И ПЛАТФОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ
КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ
Анализируются вопросы международного контроля качества частных космических аппаратов, а также некоторые недостатки международных соглашений об ответственности за ущерб, связанные с деятельностью частных космических аппаратов и платформ.
Роли покорителей космоса всегда отводилась государствам. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что частные компании способны вклиниться в космическую гонку. Однако с развитием частных систем спутниковой связи, космического туризма и даже частных космических грузоперевозок становится очевидным, что доля частных космических аппаратов будет только расти. Частные космические аппараты - новое понятие для международного космического права. Соответственно, необходимо адаптировать существующие нормы, чтобы не возникало ситуаций, где и применение этих норм будет затруднительным или невозможным.
Первым в мире частным космическим аппаратом был искусственный спутник Земли, выставленный на аукционе американской компанией SpaceDev 10 ноября 2003 года. В настоящее время самыми популярными частными космическими аппаратами по-прежнему являются искусственные спутники. Они необходимы для всех современных способов спутниковой коммуникации: телевидение, интернет, связь, то есть тех отраслей, которые в последнее время развиваются наиболее динамично. С появлением спроса на продукт, появился целый ряд компаний, предлагающих спутники связи на мировые рынки. Самой крупной компанией является французская компания Astrium с долей рынка в 25 % [1].
В связи с невероятно быстрым развитием технологий и одновременно недостаточным государственным финансированием космических программ, космическое пространство становится все более и более привлекательным для частных инвесторов. В ноябре 2011 года первый частный космический шаттл "Dragon" компании SpaceX вышел на орбиту и успешно вернулся на Землю. Уже заключены контракты по поставке оборудования и грузом на Международную Космическую Станцию в 2012 году [2].
Еще одно перспективное направление для частных компаний - это космических туризм. В сентябре 2011 года начал работать первый в мире частный завод космических кораблей на базе американской компании Spaceship Company, который ориентирован именно на туризм. В коммерческой версии корабля поместятся шесть пассажиров и два пилота [3].
Несмотря на бурное развитие отрасли, остается несколько нерешенных правовых проблем. Одним из самых важных пробелов является отсутствие международного договора или соглашения по регулированию и контролю качества космических аппаратов, что особенно важно из-за большого количество межнациональных сделок. В России существуют стандарты (ГОСТ Р 52745-2007), регламентирующие порядок подготовки и проведения космических экспериментов, сбора, обработки, хранения и использования материалов космических экспериментов научного, социально-экономического и коммерческого назначения, проводимых на пилотируемых и автоматических космических аппаратах, входящих в состав пилотируемого космического комплекса, создание которых полностью или частично финансируется из средств федерального бюджета. Порядок подготовки и проведения коммерческих и зарубежных экспериментов определяют условия контрактов. Какие-либо международные соглашения по данному вопросу отсутствуют. Таким образом, частные компании разных государств, заключая сделку, могут самостоятельно устанавливать стандарты качества для космических аппаратов, что может негативно сказываться на безопасности деятельности таких космических аппаратов [4].
Очевидным решением данной проблемы может быть разработка международных стандартов, регламентирующим основные требования к сборке, материалам и системам безопасности. На практике для создания норм можно использовать успешный опыт деятельности Совета Управления Международного Консультативного Комитета по космическим системам передачи данных (СС8Б8) и Технического подкомитета системы передачи космических данных и информации (ИСОТК20/ПК13), которые, консолидирую международный опыт, разработали и много раз усовершенствовали международные стандарты по космическим системам передачи данных [5].
Следующая правовая проблемы плавно втекает из предыдущей - это проблемы ответственности в международном космическом праве. Договор о космосе 1967 года содержит, которые устанавливают обязанности государств нести ответственность за национальную космическую деятельность, а также опреде-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ляет вопросы возмещения ущерба. Данные принципы были детализированы Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 1972 года.
Главным недостатком Конвенции в контексте данной темы является независимость применения нормы от факта участия государства в запуске. Согласно Конвенции, государства несут ответственность за космическую деятельность как собственную, так и за космическую деятельность граждан и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией. Очевидно, что применение нормы вызовет затруднение на практике из-за деятельности транснациональных компаний, организующих частные запуски, например, компания Sea Launch (Россия, США, Норвегия). Очевидно, что необходимо разграничить ответственность за ущерб государственных и частных компаний, особенно транснациональных [6].
Адекватным решение может быть принятие поправок к Конвенции, которые бы регламентировали ответственность за ущерб, нанесенный космическими аппаратами, запущенными с частных платформ. Еще одной очевидной поправкой должно быть снятие ответственности с государства при запуске с государственной платформы частного космического аппарата,
если запуск был произведен корректно, а ущерб был нанесен в результате технической неисправности самого космического аппарата.
Библиографические ссылки
1. ГИС Ассоциация [Электронный ресурс]: Геоинформационный портал. URL: http://www.gisa.ru/ 12148.html.
2. TERRARUM [Электронный ресурс]: Информационный портал. URL: http://terrarum.info/news/209.
3. КОМПЬЮЛЕНТА [Электронный ресурс]: Информационный портал. URL: http: //science. compulenta.ru/635388/
4. NormaCS [Электронный ресурс]: Каталог документов. URL: http://www.normacs.ru:8889/Doc-list/doc/16EJ.html.
5. РОСКОСМОС [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФКА. URL: http://www.federalspace.ru/ main.php?id=2&nid=18266.
6. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами [Электронный ресурс]. URL: http://www.zonazakona. ru/law/abro/401/s/legal/file/warsaw.pdf.
© Алиев Э. В., 2012
УДК 34.096
Т. Б. Андрусова, Л. Н. Сидорова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОМПЛЕКСА «БАЙКОНУР»
Рассмотрено определение комплекса «Байконур» и его составляющих, проанализированы источники правового регулирования взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан, выявлены существующие проблемы жизнеобеспечения комплекса.
Для понимания особенностей правового статуса комплекса «Байконур» большое значение имеют связанные с ним основные понятия:
• комплекс «Байконур» - испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома «Байконур» и города с их движимым и недвижимым имуществом;
• космодром «Байконур» - территория с размещенными на ней технологическими, техническими, обеспечивающими и административно-служебными объектами, входящими в комплекс «Байконур» и предназначенными для выполнения космических программ;
• город Байконур - административно-территориальная единица Республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды с размещенными на его территории объектами космодрома Байконур, а также другими объектами, создающими необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома Байконур, членов их семей и других жителей города [1].
После распада СССР комплекс перешел в собст-
венность Казахстана. Для решения политических и экономических проблем был заключен договор аренды космодрома Российской Федерацией у Республики Казахстан. Особый правовой статус комплекса «Байконур» является уникальным примером совместного использования ресурсов космодрома несколькими странами. Байконур - город республиканского значения Республики Казахстан (РК), но до 2050 года наделен статусом города федерального значения РФ, при этом не имеет статуса субъекта РФ [2]. Органы исполнительной власти города не представлены в Совете Федерации РФ. На данный момент город управляется российской администрацией под руководством главы администрации, назначенным совместным решением президентов России и Казахстана.
Признание «Байконура» собственностью Казахстана породило массу проблем юридического характера на межгосударственном уровне, связанных с отсутствием статуса и правовой базы космодрома и города Байконур. Заново создавалась юридическая база функционирования комплекса в правовом поле двух государств, определялись социальная платформа и система обеспечения конституционных прав граждан