Научная статья на тему 'Космодром «Байконур» в системе международного права'

Космодром «Байконур» в системе международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любецкий А.В., Сафронов В.В.

Рассматривается правовой статус и режим использования космодрома «Байконур» в системе российского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космодром «Байконур» в системе международного права»

Секция ««Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

сания всеми государствами, вступило в силу 4 декабря 1968 г.);

Соглашение о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1971 г. (открыта для подписания в Москве, Лондоне и Вашингтоне 29 марта 1972 г.) [1].

Основополагающий документ Международного Космического права является Договоре о космосе 1967 г.: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; частичная демилитаризация космического пространства (запрещение размещать любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения) и полная демилитаризация небесных тел, запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел, распространение на деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел основных принципов международного права, включая Устав ООН; сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты; международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причинённый космическими объектами; предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах; оказание помощи экипажам космических кораблей в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной по-

садки; содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.

СССР сыграло огромную роль в развитии Космического права, по его инициативе был заключен в 1967 г. Договор о космосе, а в 1968 г. - Соглашение о спасании космонавтов. В 1971 г. Советский Союз выступил с предложением разработать международный договор о Луне, а в 1972 г. - с предложением заключить Конвенцию о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания. В ООН были представлены соответствующие проекты соглашений. Советский Союз добивался запрещения использования космического пространства в военных целях, рассматривая такое запрещение как лучший способ обеспечения использования космического пространства исключительно в мирных целях. Советское правительство ещё в 1958 г. выступило с предложением о запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в области изучения космического пространства [2].

Библиографические ссылки

1. URL: http://bse.sci-lib.com.

2. URL: http://dic.academic.ru.

© Костылев М. Ф., Сафронов В. В., 2010

УДК 347.8

А. В. Любецкий Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМОДРОМ «БАЙКОНУР» В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Рассматривается правовой статус и режим использования космодрома «Байконур» в системе российского права.

Космодром «Байконур» - по-настоящему легендарный космический объект мирового значения. Это не просто рядовой космодром, а предмет гордости всего Советского Союза. Именно с «Байконура» 12 апреля 1961 г. стартовал космический корабль «Восток», ознаменовавший первый в истории полёт человека в космос [1].

«Комплекс Байконур - испытательные, технологические, производственные, научно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома Байконур и город Ленинск с их движимым и недвижимым имуществом [2]» - сказано в Договоре аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, подписанном 10 декабря 1994 г. Непосредственно сам космодром определяется как «территория с размещенными на ней технологическими, техническими, обеспечивающими и административно-служеб-

ными объектами». Перечень объектов комплекса несколько шире - «технические, стартовые, посадочный и измерительный комплексы, объекты поисково-спасательной службы, хранилища, заправочные станции, жилые и административные здания и помещения, а также другие объекты с соответствующим имуществом, земельными участками и необходимыми сани-тарно-защитными зонами, включая земельные участки, отведенные под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенные на территории Республики Казахстан». На территории космодрома существуют даже военные формирования -«воинские части, военные представительства, учреждения и иные воинские подразделения Российской Федерации, обеспечивающие функционирование объектов комплекса Байконур, связанных с выполнением ракетно-космических программ»! Правовой статус города Ленинска, переименованного в Байконур в

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

1995 г., определяется как «административно-территориальная единица Республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды, с размещенными на ее территории объектами космодрома «Байконур», а также другими объектами, создающими необходимые условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города» [2].

Разумеется, такой крупный комплекс, как космодром «Байконур», не может существовать без квалифицированных работников [3]. Юридически, персонал космодрома - это «военнослужащие из состава воинских формирований Российской Федерации, гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающие объекты комплекса Байконур и командированные на эти объекты предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственной власти и управления Российской Федерации и Республики Казахстан». Так, кандидатура на должность начальника космодрома должны пройти согласование на высшем уровне - ее должны утвердить Президенты России и Казахстана. То же самое можно сказать и про главу администрации города Байконур. Также существует Координационный совет космодрома, включающий в себя председателя, представителя Президента Казахстана, представителя Российского космического агентства, представителя Национального аэрокосмического агентства Казахстана, представителя Военно-космических сил РФ и главу города Байконур [2]. За всеми мероприятиями на «Байконуре» следят Российское космическое агентство и Национальное аэрокосмическое агентство Казахстана [3].

Космодром используется Российской Федерацией на основании Договора аренды для осуществления различных целей: международных космических программ, гражданских и оборонных программ России, а также совместных мероприятий России, Казахстана и других стран-членов СНГ [2].

Согласно этому Договору, Россия имеет право вносить отделимые (а с письменного согласия Казахстана - и неотделимые) улучшения в комплекс. Также, в свою очередь, Россия может сдавать объекты комплекса в субаренду другим странам. Но при этом необходимо предоставить казахстанской стороне информацию о субарендаторе, а также проект договора. По окончании срока аренды РФ может претендовать на возмещение остаточной стоимости произведенных

улучшений и/или созданных объектов. Кроме этого, возможно привлечение иностранных инвесторов для текущих работ на космодроме. Возможно и внесение предложений о полном или частичном выкупе всего космического комплекса «Байконур».

При этом российская сторона обязуется использовать космодром, комплекс, а также прилегающие территории исключительно для целей Договора. Но необходимо помнить и об экологических требованиях, правилах природопользования и регулярно проводить мониторинг окружающей среды. В случае нанесения ущерба вследствие российских запусков объектов, Россия несет полную ответственность за все последствия в соответствии с Международной Конвенцией от 29 марта 1972 г. Казахстан, в этом случае, не рассматривается в роли участника запуска.

До 30 декабря каждого года Российская Федерация обязана сообщать о своих планах запусков на следующий год, которые должны быть согласованы с Казахстаном.

В свою очередь, Казахстан также имеет свои права и обязанности по отношению к России. Он имеет преимущественное право на использование объектов комплекса, может проводить контрольные проверки, должен обеспечить поставку энергии и других ресурсов, но при этом не может препятствовать прямо или косвенно использованию космодрома по целевому назначению [2].

Таким образом, в данный момент космический комплекс, расположенный на территории Казахстана, передан в аренду Российской Федерации на 20 (а возможно, и 30) лет за 115 миллионов долларов США в год на очень выгодных условиях [3]. Мы должны гордиться такой «расширенной арендой», ведь «Байконур» был не много, не мало «космической гаванью» Советского Союза!

Библиографические ссылки

1. Википедия // Интернет-энциклопедия. URL: http://www.ru.wikipedia.org/

2. Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан» от 10 декабря 1994 года. URL: http://www.consultant.ru.

3. Вести // Российское информационное агентство. URL: http://www.vesti.ru.

© Любецкий А. В., Сафронов В. В., 2010

УДК 347.85

К. В. Никитенко Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Развитие знаний и технологий является сегодня принципиальным двигателем экономического развития государств, их конкурентоспособности. Среди трех основных направлений космонавтики в XXI веке это программы, основанные на пилотируемой космонавтике, МКС и межпланетные проекты. Сегодня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.