Научная статья на тему 'Анализ основных проблем правового регулирования в аэрокосмической отрасли'

Анализ основных проблем правового регулирования в аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко К. В., Кропов А. С.

Развитие знаний и технологий является сегодня принципиальным двигателем экономического развития государств, их конкурентоспособности. Среди трех основных направлений космонавтики в XXI веке это программы, основанные на пилотируемой космонавтике, МКС и межпланетные проекты. Сегодня пилотируемые полеты в космос остаются важным фактором высокой политики, фактором решения стратегических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных проблем правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

1995 г., определяется как «административно-территориальная единица Республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды, с размещенными на ее территории объектами космодрома «Байконур», а также другими объектами, создающими необходимые условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города» [2].

Разумеется, такой крупный комплекс, как космодром «Байконур», не может существовать без квалифицированных работников [3]. Юридически, персонал космодрома - это «военнослужащие из состава воинских формирований Российской Федерации, гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающие объекты комплекса Байконур и командированные на эти объекты предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственной власти и управления Российской Федерации и Республики Казахстан». Так, кандидатура на должность начальника космодрома должны пройти согласование на высшем уровне - ее должны утвердить Президенты России и Казахстана. То же самое можно сказать и про главу администрации города Байконур. Также существует Координационный совет космодрома, включающий в себя председателя, представителя Президента Казахстана, представителя Российского космического агентства, представителя Национального аэрокосмического агентства Казахстана, представителя Военно-космических сил РФ и главу города Байконур [2]. За всеми мероприятиями на «Байконуре» следят Российское космическое агентство и Национальное аэрокосмическое агентство Казахстана [3].

Космодром используется Российской Федерацией на основании Договора аренды для осуществления различных целей: международных космических программ, гражданских и оборонных программ России, а также совместных мероприятий России, Казахстана и других стран-членов СНГ [2].

Согласно этому Договору, Россия имеет право вносить отделимые (а с письменного согласия Казахстана - и неотделимые) улучшения в комплекс. Также, в свою очередь, Россия может сдавать объекты комплекса в субаренду другим странам. Но при этом необходимо предоставить казахстанской стороне информацию о субарендаторе, а также проект договора. По окончании срока аренды РФ может претендовать на возмещение остаточной стоимости произведенных

улучшений и/или созданных объектов. Кроме этого, возможно привлечение иностранных инвесторов для текущих работ на космодроме. Возможно и внесение предложений о полном или частичном выкупе всего космического комплекса «Байконур».

При этом российская сторона обязуется использовать космодром, комплекс, а также прилегающие территории исключительно для целей Договора. Но необходимо помнить и об экологических требованиях, правилах природопользования и регулярно проводить мониторинг окружающей среды. В случае нанесения ущерба вследствие российских запусков объектов, Россия несет полную ответственность за все последствия в соответствии с Международной Конвенцией от 29 марта 1972 г. Казахстан, в этом случае, не рассматривается в роли участника запуска.

До 30 декабря каждого года Российская Федерация обязана сообщать о своих планах запусков на следующий год, которые должны быть согласованы с Казахстаном.

В свою очередь, Казахстан также имеет свои права и обязанности по отношению к России. Он имеет преимущественное право на использование объектов комплекса, может проводить контрольные проверки, должен обеспечить поставку энергии и других ресурсов, но при этом не может препятствовать прямо или косвенно использованию космодрома по целевому назначению [2].

Таким образом, в данный момент космический комплекс, расположенный на территории Казахстана, передан в аренду Российской Федерации на 20 (а возможно, и 30) лет за 115 миллионов долларов США в год на очень выгодных условиях [3]. Мы должны гордиться такой «расширенной арендой», ведь «Байконур» был не много, не мало «космической гаванью» Советского Союза!

Библиографические ссылки

1. Википедия // Интернет-энциклопедия. URL: http://www.ru.wikipedia.org/

2. Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан» от 10 декабря 1994 года. URL: http://www.consultant.ru.

3. Вести // Российское информационное агентство. URL: http://www.vesti.ru.

© Любецкий А. В., Сафронов В. В., 2010

УДК 347.85

К. В. Никитенко Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Развитие знаний и технологий является сегодня принципиальным двигателем экономического развития государств, их конкурентоспособности. Среди трех основных направлений космонавтики в XXI веке это программы, основанные на пилотируемой космонавтике, МКС и межпланетные проекты. Сегодня

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

пилотируемые полеты в космос остаются важным фактором высокой политики, фактором решения стратегических задач.

На арену космической деятельности наряду с Россией, США и европейскими государствами выдвигаются сегодня и другие страны, в частности, Япония, Китай, Индия, Бразилия. США используют сегодня космос и пилотируемые полеты прежде всего как инструмент политического, экономического и военного лидерства, причем связанные с МКС программы в области микрогравитации и жизнеобеспечения определяются в качестве главного приоритета.

В новых геополитических рамках Европейский Союз также стремится играть лидирующую политическую и экономическую роль, соответствующую его размерам, уровню экономического развития и культурному наследию. ЕС ставит перед собой на следующее десятилетие цель создания самой конкурентоспособной экономики в мире, основанной на знании постиндустриальной экономики. Хотя после распада СССР и произошел спад в российских космических программах, России сохранила мощную научную, техническую и производственную базу. К сожалению, доля России на мировом рынке научных разработок в 2001 г. составила всего 0,3 %, что определенно не соответствует возможностям российских ученых.

В последние годы Россия более активно развивала институциональное и производственное сотрудничество с США, чем с Европой. Сегодня у европейских государств нет альтернативы разработке общей космической политики. Европейская космическая политика предполагает углубление сотрудничества между Россией и Европой, подчеркивая особенное значение сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.

Состояние правового регулирования аэрокосмической отрасли и в частности - правовое регулирование подготовки и деятельности космонавтов носит проблемный характер. С 1993 года правовое регулирование подготовки и деятельности космонавтов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности». Постановлением Верховного Совета о введении в действие этого закона Правительству России было предписано в трехмесячный срок разработать и принять «Положение о пилотируемых полетах в космос». К сожалению, Положение это не принято по сей день. Кроме того, уже более 11 лет Росавиакосмос, ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева и РГНИИЦПК им. Ю. А. Гагарина никак не могут согласовать проект «Положения о космонавтах в Российской Федерации».

Отсутствие двух, упомянутых выше основополагающих документов не позволяет в полной мере осуществлять правовое регулирование отбора, подготовки и деятельности космонавтов. Поэтому невозможно создать и ввести в действие весь пакет нормативных и нормативно-технических документов, регламентирующих эти направления деятельности.

Такое состояние нормативной правовой базы устраивает руководителей ряда организаций. Осо-

бенно РКК «Энергия» им. С. П. Королева. Фактически не являясь уже государственной организацией федерального значения (пакет акций государства менее 38 %), эта организация пытается во всех проектах нормативных правовых актов возложить на себя исполнение ведущих государственных функций федерального значения по пилотируемой космонавтике.

Это касается всех аспектов - как отбора кандидатов в космонавты, подготовки космонавтов, формирования экипажей, так и выполнения пилотируемых космических полетов. А в соответствии с действующим российским законодательством этой организации может быть отведена только роль исполнителя государственного заказа на создание пилотируемой космической техники.

Аспекты правового регулирования процесса отбора, подготовки космонавтов и формирования экипажей в Соглашении о сотрудничестве по МКС также не предусмотрены. Непосредственно правовое регулирование указанными направлениями отнесено к разделам национального законодательства России и США. Значит, подготовка экипажей МКС на территории России осуществляется в соответствии с российским законодательством, а на территории США - с американским. Одной из проблем является правовое регулирование деятельности космонавтов России на борту МКС.

В России по-прежнему продолжают действовать документы бывшего СССР, уже давно не отвечающие современным экономическим отношениям. Думается, что возникшее положение состояния «правового вакуума» в области регулирования правоотношений в пилотируемой космонавтике необходимо устранять, и как можно скорее.

Особая тема разговора это подготовка кадров для ракетно-космической отрасли.

Системный кризис, в состоянии которого в настоящее время пребывает Россия, затрагивает все слои общества, все сферы деятельности, в том числе ракетно-космическую отрасль и образование. Негативные последствия кризиса для ракетно-космической отрасли и вузов известны.

Для вузов - это старение материально-технической базы, снижение реальной заработной платы профессорско-преподавательского состава и уровня студенческих стипендий, отсутствие финансирования НИОКР. Все это ведет к тому, что преподаватели и студенты не участвуют в научно-исследовательских работах, а значит, не соблюдается основной принцип университетского технического образования - «обучение на основе науки», остается невостребованным потенциал ученых, снижается квалификация преподавателей и качество подготовки специалистов.

Выход из ситуации видится в организации учебно-научно-производственных центров, объединяющих в своем составе учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образова-

ния, отраслевые НИИ, конструкторские бюро и предприятия. Эта методика была разработана в отечественной высшей школе более 20 лет назад, прошла проверку временем, оправдала себя и может быть использована в настоящее время.

Для развертывания и успешного функционирования такого комплекса необходимо приведение в соответствие нормативно-правовой базы всех субъектов, составляющих комплекс, и решение вопросов бюджетного и внебюджетного финансирования, а

также реализации концепции непрерывного профессионального образования: обеспечения опережающей подготовки профессиональных кадров высокой квалификации для отрасли и преподавательских кадров для вузов. Только в этом случае Россия сможет удержать свои передовые позиции в области высоких космических технологий.

© Никитенко К. В., Кропов А. С., 2010

УДК 347.85

Н. В. Нуянзина Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Международное космическое право - совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства, небесных тел и определяющих их правовой режим. Днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу 10 октября 1967 г.

Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

Одной из особенностей процесса нормообразо-вания в данной отрасли международного права является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность процесса в международном космическом праве заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имело место в других отраслях международного права.

Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Космическое право имеет следующие особенности:

- космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воз-

душного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;

- космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека;

- в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных;

- только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации;

- в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть перспективе использованы человеком.

На сегодняшний день международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов. Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности.

Принцип международного космического права позволяет утверждать, что международное космическое право является составной частью международного права и в целом является как единое целое. Специфичность принципов и норм космического права не дает возможности отождествлять его с другими отраслями международного права. Принципы международного космического права закреплены в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.