Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
212
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ / FARM ANIMALS / ПРАВА ЖИВОТНЫХ / RIGHTS OF ANIMALS / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / HEALTH PROTECTION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Попова Ольга Владимировна

Поддерживается необходимость разработки правовой концепции охраны животных, обосновывается специфика правовых основ защиты сельскохозяйственных животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of the protection of farm animals

Need of development of the legal concept of animal protection is maintained, specifics of legal bases of protection of farm animals locate.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

ПОПОВА Ольга Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. И. Канта. E-mail: volodina1973@mail.ru

Краткая аннотация: поддерживается необходимость разработки правовой концепции охраны животных, обосновывается специфика правовых основ защиты сельскохозяйственных животных.

Need of development of the legal concept of animal protection is maintained, specifics of legal bases of protection of farm animals locate.

Ключевые слова: сельскохозяйственные животные; права животных; охрана здоровья человека. Farm animals; rights of animals; health protection of the person.

«И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Евангелие от Матфея (гл. 25, ст. 40).

Идея защиты сельскохозяйственных животных содержит в себе некоторый парадокс: с одной стороны, недопустимо жестокое обращение с животными, а с другой стороны, сельскохозяйственные животные выращиваются (разводятся) человеком, как правило, для их умерщвления (убийства).

И если в правовом регулировании правил содержания домашних животных хотя бы региональные власти пытаются навести порядок1, то в сфере общественных отношений по поводу сельскохозяйственных животных вакуум абсолютный. Из регулирования на уровне регионального законодательства, как правило, исключаются сельскохозяйственные животные.

Полагаем, что исследовать вопрос защиты сельскохозяйственных животных необходимо в нескольких направлениях.

Первое направление, правовой режим животных в качестве потенциальной продукции питания человека, так как качество жизни животных влияет в последующем на качество получаемой в результате этого животноводческой продукции. В настоящее время можно опереться на Федеральный закон о ка-

1 Областной закон Ленинградской области от 18 июня 2015 г. № 61-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области» (принят ЗС ЛО 29 мая 2015 г.); Закон г. Москвы от 30 июня 1999 г. № 28 (в ред. от 26 октября 2011 г.) «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы»; Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 1994 г. № 101 (в ред. от 7 октября 2008 г.) «Об утверждении "Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве" и "Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в г. Москве» (вместе с «Положением об Общественной инспекции по защите животных г. Москвы»).

честве и безопасности пищевых продуктов2.

Можно классифицировать правоотношения в указанной сфере на виды:

- по регулированию использования сертифицированных кормов, в том числе определения возможности использования генетически-модифициро-ванных кормов3;

- по санитарным требованиям к помещениям, в которых содержатся животные и осуществляется выработка продукции животноводства;4

- по защите животных от опасных для человека заболеваний;

- по сертификации ветеринарных лекарств;

- по допустимости выращивания генетиче-ски-модифицированных животных1;

2 Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

3 Приказ Минсельхоза РФ от 10 сентября 2008 г. № 425 (в ред. от 5 мая 2010 г.) «Об утверждении правил организации государственного ветеринарного надзора за ввозом кормов» (вместе с «Правилами организации государственного ветеринарного надзора за ввозом на территорию Российской Федерации содержащих продукты животного происхождения кормов и кормовых добавок, а также сырья, используемого при их производстве») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2008 г. № 12379); «Ве-теринарно-санитарные требования при импорте в Российскую Федерацию кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения, для собак и кошек» (утв. Рос-сельхознадзором 14 июля 2005 г. № 13-8-01/3-5(а)). Электронный ресурс: http://www.fsvps.ru/ по состоянию на 22 июля 2012 г.

4 «Инструкция по санитарной обработке технологического оборудования и производственных помещений на предприятиях мясной промышленности» (утв. Ростехрегулированием 14 января 2003 г.) (вместе с «Инструкцией по санитарной обработке технологического оборудования и помещений производственных цехов для специализированных предприятий по выработке продуктов для детского питания», утв. Минсельхозом РФ 18 декабря 2001 г.).

- по требованиям к качеству и безопасности продукции животноводства2.

Еще один контекст, возникающий в связи с выращиванием животных и использованием продукции животноводства - это ее общественная безопасность, как при потреблении, так и при производстве продукции.

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, определены основные источники угроз общественной безопасности в России, которая рассматривается как часть национальной безопасности. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Эпизоотия или эпидемия, вызванная заболеваниями общими для человека и животных, на мой взгляд, должна быть отнесена к чрезвычайным ситуациям природного характера, так как она несет двойную угрозу из-за своей способности причинить вред здоровью людей и экономике страны.

В Международной конвенции о борьбе с заразными болезнями животных, (заключена в г. Женеве 20 февраля 1935 г.) (Конвенция ратифицирована ЦИК СССР 16 мая 1937 г., ратификационная грамота депонирована 20 сентября 1937 г.):3 для профилактики распространения заразных заболеваний животными предусмотрены следующие меры:

• наблюдение за поголовьем домашних животных, за всеми учреждениями, представляющими особый интерес в отношении борьбы с эпизоотиями, как то: бойни, помещения для разделки туш, рынки продажи скота или мяса, предприятия

1 Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 (в ред. от 1 августа 2013 г.) «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 1 ноября 2013 г. № Пр-2573).

2 «ГН 2.3.4.049-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы, сырье). Предельно допустимая концентрация содержания меди в субпродуктах сельскохозяйственных животных и птицы. Гигиенический норматив» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 6 марта 1996 г. № 5).

3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. X. М., 1955. С. 120-133.

для откорма, молочные заведения, стойла постоялых дворов, торговцев и почтовых станций, предприятия по использованию животных продуктов;

контроль за производством ослабленных и неослабленных сывороток, вирусов и микробиологических культур, биолого-диагностических препаратов и над торговлей ими;

регламентирование перевозок во всех их видах, в особенности с точки зрения дезинфекции перевозочных средств и контроль над всеми средствами перевозок, над местами погрузки, выгрузки животных и над карантинными станциями;

• установление фактов появления заразных болезней животных, а также указание пораженных местностей;

выработка средств предупреждения заразных болезней животных и борьбы с ними;

• разработка санкций, подлежащих принятию в случае нарушения изданных мероприятий

Минсельхом России создана подсистема защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации

„4

чрезвычайных ситуации, в котором предусмотрены следующие меры:

• предупреждение заболеваний сельскохозяйственных животных и мониторинг инфекционных болезней животных;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней сельскохозяйственных животных из иностранных государств;

• организация контроля за проведением ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения;

• мониторинг и диагностика заразных болезней сельскохозяйственных животных, а также по вопросам токсикологии и радиологии;

проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие животноводства;

ветеринарные мероприятия по охране населения от заразных болезней, общих для человека и сельскохозяйственных животных.

4 Приказ Минсельхоза РФ от 21 июля 2006 г. № 213 (в ред. от 14 декабря 2009 г.) «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России» (вместе с «Положением о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 сентября 2006 г. № 8228).

В этом положении урегулированы общие принципы взаимодействия с МЧС России, его территориальными органами и другими заинтересованными министерствами и ведомствами по вопросам защиты сельскохозяйственных животных и совершенствования функционирования Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных.

Вопросами санитарно-эпидемиологической безопасности в сфере разведения занимается также ведомство Главного государственного санитарного врача России (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор))1. Например, в СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила, указываются следующие мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей:

- благоустройство населенных пунктов;

- регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства;

- соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства;

- иммунизация против бешенства сельскохозяйственных животных на неблагополучных по бешенству территориях и сельскохозяйственных животных, принимающих участие в культурных массовых мероприятиях;

- регулирование численности синантропных грызунов;

- наличие специальных медицинских учреждений по оказанию антирабической помощи населению;

- профилактическую иммунизацию лиц, имеющих профессиональный риск заболевания бешенством;

- санитарно-просветительную работу с населением.

Надо отметить, что системности и детализации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения общественной безопасности в сфере защиты людей и животных от эпидемий и эпизоотий, в настоящее время, на наш взгляд, недостаточно. Возможно, необходима разработка новой единой концепции по обеспечению безопасности и качества про-

1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 г. № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10» (вместе с «СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2010 г. № 17891).

дукции животноводческой отрасли и охраны населения от заболеваний общих для животных и человека.

Второе направление - собственно «защита прав животных». Такая категория, как права животных все чаще звучат со стороны российских ученых,2 при этом защита животных, по мнению специалистов, должна осуществляться на уровне федерального закона.3

Несмотря на то, что животные по российскому законодательству являются объектом гражданского права, и к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное, при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности (ст. 137 Гражданского кодекса РФ).

Отнесение животных к объектам гражданских прав имеет основание - животные не могут самостоятельно участвовать в правоотношениях, защищать свои права, нести обязанность и ответственность, если только не применить к этим отношениям правовую фикцию.

В России действует Федеральный закон о животном мире4, но под животным миром в этом нормативно-правовом акте понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. То есть речь идет только о диких животных.

По мнению специалистов, «в настоящий момент единственным правовым критерием определения таких животных (всех остальных видов животных помимо диких - прим. автора) является неотнесение их к объектам животного мира, являющимися по природе дикими и находящимися в состоянии естественной свободы».5

2 Анисимов А.П. Права животных в Российском и зарубежном праве // Аграрное и земельное право. 2016. № 1. С. 103-108.

3 Горохов Д.В, Домашние животные должны жить по закону, причем - федеральному. Эколого-правовое обеспечение устойчивого развития регионов России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 19 марта 2015 г. / Сост. и отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.Р. Камынина, М.В. Пономарев. М.: Ид-во МИИГАиК , 2015. С. 123-128.

4 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О животном мире».

5 Иванова Ю.В. России нужен цивилизованный федеральный закон о животных [Интервью с Д.Б. Гороховым] // Адвокат. 2015. № 9. С. 18-30.

При этом нельзя сказать, что есть правовой режим диких и правовой режим домашних животных; остальные виды животных довольно неоднородная группа.

Сам термин «сельскохозяйственные животные» в законодательстве не закреплен. Выращивание и использование других групп животных неясно относится ли к сельскохозяйственному производству или к другим отраслям, например, выращивание племенных собак и кошек или собак - поводырей.

Закона о животноводстве в России не существует, есть Федеральный закон о племенном жи-1

вотноводстве, целями которого является правовое регулирование разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала). Перечня отраслей экономической деятельности, которые были бы отнесены к сельскому хозяйству на законодательном уровне (или в порядке делегирования) нет.

Согласно положениям Федерального закона о развитии сельского хозяйства2 к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федера-ции3, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В перечне, утвержденном Правительством России, отсылка делается к кодам продукции ОК 005-934

С 2017 г. будет действовать новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2), где группировка животно-

1 Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О племенном животноводстве».

2 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (в ред. от 12 февраля 2015 г.) «О развитии сельского хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13 августа 2015 г.).

3 Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 (в ред. от 30 октября 2014 г.) «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители».

4 Общероссийский классификатор продукции (утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301) (в ред.

от 22 октября 2014 г.) (дата введения 1 июля 1994 г.).

водство, включает в себя выращивание и разведение всех видов животных, кроме водных (водные по прежнему выделены в отдельную группу (03.2)), в том числе например, разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков (01.43.1), выращивание и разведение полуодомашненных и прочих животных, таких как: страусы, прочая птица (кроме сельскохозяйственной), насекомые, кролики и прочие пушные звери на фермах; и даже разведение дождевых червей, земляных моллюсков, улиток и т.д. но только на фермах (01.49)5. Однако, деятельность владельцев беговых собак, беговых/скаковых лошадей относится к деятельности в области спорта, отдыха и развлечений (93.1).

Как правило, сельское хозяйство определяется как отрасль, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность по разведению любых животных, в том числе и не сельскохозяйственных в обще понимаемом смысле слова, например, собак, будет относиться к сельскохозяйственной деятельности, но, возможно, не будет подпадать под регулирование Федерального закона о развитии сельского хозяйства (не подпадает сейчас, и возможно не будет подпадать и в дальнейшем после внесения необходимых уточнений в вышеупомянутый Перечень Правительства России после введения новых ОКВЭД и ОКПД). С другой стороны, деятельность по использованию животных может и вовсе не быть отнесена к сельскохозяйственной. На наш взгляд, государство имеет право выбирать те отрасли, которые предполагается поддерживать и развивать, сужая перечень субъектов поддержки, и в таком случае, необходимо быть более внимательным к формулировкам, при подготовке нормативных документов о защите сельскохозяйственных (любых не относящихся к диким) животных.

Дмитрием Борисовичем Гороховым указывается, что «в литературе отмечена некоторая неточность употребления понятия «гуманность» по отношению к животным, поскольку оно означает «человечность» и «человеколюбие». Поэтому жестокость в отношении животного «принципам гуманности» противоречить не может по определению, ведь нельзя

5 Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (в ред. от 10 ноября 2015 г.) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК-ВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».

требовать относиться к животным как к людям: это против здравого смысла, поскольку при таком толковании один из столпов сельского хозяйства - животноводство сразу же оказывается за рамками право-

1

мерного поведения» .

Тем не менее, человеколюбие в отношении к животным может заключаться именно в таком нравственном состоянии человека, который хотя и вынужден использовать в пищу животных в результате собственных физиологических потребностей, обоснованных природой, но относится к животным с соответствующим состраданием, охраняя в первую очередь человеческую психику и выработанные человеком принципы морали, принципы человечности.

В п. 3 ст. 55 Конституции России установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.2 И в случае с установлением норм по защите животных можно констатировать именно указанный факт - защита животных направлена на защиту нравственности человека.

Например, в комментариях к ст. 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными» предметом преступления называются любые животные (лошади, собаки, кошки и т.п.), как домашние, так и дикие, бездомные. А вот объектом преступления - общественная нравственность в сфере взаимоотношений человека и животных.3 Преступление это рассматривается в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Важно также отметить, что комментаторы уголовного законодательства указывают, что предметом преступления являются «домашние и дикие животные (млекопитающие и птицы)».4

1 Иванова Ю.В. России нужен цивилизованный федеральный закон о животных [Интервью с Д.Б. Гороховым] // Адвокат. 2015. № 9. С. 18-30.

2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декбря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).

3 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жев-лаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 704 с.

4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации

(постатейный) / Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина и др.;

под ред. Г.А. Есакова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012. 544 с.

В международном регулировании уже достаточное время этические нормы по защите животных от жестокого обращения заменяются правовыми нормами.5

Действуют следующие международные конвенции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международная конвенция о транзите животных, мяса и иных продуктов животноводства, (заключена в г. Женева 20 февраля 1935 г.). Конвенция ратифицирована ЦИК СССР 16 мая 1937 г. Депонирование ратификационный грамоты произведено 20 сентября 1937 г.6;

Международная конвенция об охране птиц, 1950 г., информации об участии России нет;7

Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке (ETS N 65), (заключена в г. Париже 13 декабря 1968 г.) (с изм. и доп. от 10 мая 1979 г.) (пересмотрена в 2003 г.), Россия участница в качестве правопреемника СССР с 14 мая 1991 г.8;

Европейская конвенция о защите животных, содержащихся на фермах (ETS N 87), (заключена в г. Страсбурге 10 марта 1976 г.). Россия не участвует;9

Европейская конвенция о защите животных, предназначенных на убой (ETS N 102), (заключена в г. Страсбурге 10 мая 1979 г.). Россия не

10

участвует;10

• Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях (ETS № 123), (заключена в г. Страсбурге 18 марта 1986 г.). Россия не участвует;11

Европейская конвенция о защите домашних животных, 1987 г. Россия не участвует.12

5 Короткий Т.Р., Зубченко Н.И. Обеспечение благополучия животных и их защита от жестокого обращения: от этических норм к международно-правовому регулированию // Международное право и международные организации. 2014. № 3. С. 355-377.

6 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. X. М., 1955. С. 120-133.

7 Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 495 с.

8 Собрание постановлений Правительства СССР. Отд. 2. 1991. № 7. Ст. 12.

9 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-плюс».

10 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-плюс».

11 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-плюс».

12 Информация из статьи: Горохов Д.Б., Горохова Ю.В. Проблемы правового регулирования отношений по содержанию, использованию и охране животных, не относящихся к объектам животного мира // Законодательство и экономика. 2015. № 3. С. 22-41.

Кроме международных соглашений, в данной сфере в Европе действуют регламенты и директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза:

- Регламент Европейского парламента и Совета от 12 июня 2013 г. № 576/2013 по некоммерческому перемещению домашних питомцев, аннулирующий Регламент (ЕС) № 998/2003 1;

- Регламент Совета ^^ от 22 декабря 2004 г. 1/2005 по защите животных во время транспортировки и проведении связанных с транспортировкой операций, вносящее поправки в Директивы 64/432/ЕЕС и 93/119/ЕС и Постановление (ЕС) № 1255/97;2

- Регламент Комиссии ^^ от 24 сентября 2009 г. № 1099/2009 о защите животных во время убоя3;

- Регламент № 1223/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О косметической продукции (новая редакция)», (принят в г. Брюсселе 30 ноября 2009 г.) (с изм. и доп. от 4 апреля 2013 г.);4

- Директива Совета Европейского Союза от 18 декабря 2008 г., устанавливающая минимальные стандарты для защиты свиней.5

В.А. Белов отмечает, что на сайте eur-lex.europa.eu можно обнаружить более 120 регламентов и директив ЕС и ЕЭС, посвященных только разведению, кормлению и содержанию свиней, градациям качества свиных туш и свиного мяса, санитарного контроля за ним, порядка определения цен на свинину6. Это только по вопросу свиноводства.

Систематизацией указанных регламентов на российском правовом пространстве никто не занимается.

Полагаем, что указанное, само по себе является большой проблемой для государства и биз-

1 [Электронный ресурс] // URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/4063.html (дата обращения: 10 марта 2016 г.).

2 [Электронный ресурс] // URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/1378.html (дата обращения: 10 марта 2016 г.).

3 [Электронный ресурс] // URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/3043.html (дата обращения: 10 марта 2016 г.).

4 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-плюс».

5 Белов В.А. Европейское «свинское» право? (к вопросу об одной Директиве Совета Европейского союза) // Закон. 2014. № 7. С. 166-187.

6 Белов В.А. Европейское «свинское» право? (к вопросу об одной Директиве Совета Европейского союза) // Закон. 2014. № 7. С. 166-187.

неса, то есть то, что участие в международных организациях для российских товаропроизводителей не подкреплено правовой поддержкой.

Как указывают специалисты, выполнение норм, предусмотренных в определенных директивах, повлечет за собой снижение конкурентоспособности товаропроизводителей.

Несмотря на то, что Россия не входит в Европейский союз, и не планирует входить в него, вопросом сближения законодательства Евросоюза и России необходимо заниматься более серьезно, если Россия планирует выходить на европейский рынок как активный член торговых взаимоотношений.

И речь здесь не только о торговле, но и о репутации России. Позиционированию России как цивилизованного государства мешает и то, что многие международные конвенции, связанные с защитой природы и животных, так и не были приняты Россией.

Исходя из анализа международных соглашений и европейских регламентов, полагаю, что должны быть определены и закреплены следующие принципы по охране благополучия сельскохозяйственных животных (подразумевая при этом именно охрану прав человека на его благополучия и защиту нравственности):

1) условия содержания (освещение, температура, влажность, циркуляция воздуха, вентиляция и другие условия окружающей среды, такие как концентрация газа или интенсивность шума в месте, в котором находится животное, качество пола стен) и кормления животных должны быть благоприятными для соответствующего вида, степени развития, адаптации и одомашнивания, породы и состояния животного, и соответствовать иным физиологическим и этоло-гическим (генетически обусловленному поведению (инстинктам)) потребностям животного в соответствии с установленным опытом и научными знаниями;

Соответственно законодательно должны быть определены нормативы, устанавливающие достаточность для видов животных: пространства,

• освещенности, доступа воздуха; тепла;

качества напольного покрытия; количества и качества корма; количества и качества воды;

• и т.п.

Надо отметить, что достаточное ответствен-

ное отношение к содержанию животного, как правило, обосновывается экономическим содержанием животноводства, то есть, при плохом отношении к собственному стаду, животные не покажут нужной продуктивности, и бизнес останется без прибыли.

Поэтому особенное внимание необходимо уделить защите животных в сложных кризисных для сельскохозяйственного бизнеса ситуациях, недостаточности денежных ресурсов у организации, потенциальном банкротстве.

2) При производстве продукции животноводства не должны применяться технологические операции, которые причиняют животному страдания, мучения, боль и увечья, в частности, ни одно животное не должно получать корм или жидкость, которые могут причинить излишние страдания или травмы, либо пищу, содержащую вещества, которые могут причинить страдания.1

3) правилами перевозки животных должны быть определены благоприятные (комфортные) условия для перевозки животных, в том числе:

- при перевозке животное должно быть обеспечено достаточным количеством пищи, воды, необходимым отдыхом;

- введение запрета перевозки детенышей и самки сразу после родов;

- контейнеры для перевозки должны обеспечивать достаточный доступ воздуха (вентиляцию), защиту от дождя, ветра, холода, жары;

- пол контейнеров должен быть без щелей, и не допускать скольжения животного, стены контейнера должны быть гладкими во избежание травмирования животного;

- в правилах перевозки животных должна быть предусмотрена чистка контейнеров, мероприятия по удалению экскрементов;

- недопустимо вертикальное положение контейнера, резкие толчки и раскачивание;

- правила перевозки животного должны содержать меры по защите от бегства животных, раздельное содержание видов животных, взрослых и молодых животных, агрессивных животных;

- вопросы связывания, привязывания и подобные должны быть решены в зависимости от физиологических потребностей каждого вида животного;

- правилами перевозки животных должно

1 Например, чрезмерное (насильное) откармливание животных без обеспечения свободы движения и без предоставления питья: выращивание гусей ради гусиной печени.

быть предусмотрено использование приспособлений для удобства перемещения животного при загрузке и выгрузке;

- должно быть обеспечено сопровождение животных грамотным ответственным специалистом, в обязанности которого входит индивидуальный контроль за животным не реже одного раза в день;

4) достаточное ветеринарное обеспечение, защищающее животных как от опасных для человека заболеваний, так и от любых других заболеваний, а также травм, причиняющих боль и страдания животным, даже, если заболевания не опасны для человека2; в случае необходимости применение к сельскохозяйственным животным методов общей или местной анестезии или методы анальгиезии или иных методов, предназначенных для максимально возможного устранения долговременных повреждений, боли, страданий или тревоги.

В ст. 19 Технического регламента Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции3 установлены требования к процессам получения непе-реработанной пищевой продукции животного происхождения, которыми, в частности, предусмотрено, что убой продуктивных животных осуществляется способами, обеспечивающими гуманное обращение с продуктивным животным.

Однако, как указывает Е.Л. Минина, «ни в одном из действующих нормативных правовых актов такие способы (способы умерщвления животного, обеспечивающие гуманное обращение с животными - прим. автора) не определены»4.

В качестве пятого принципа можно сформулировать следующее:

5) минимализация страданий животных при умерщвлении (забое):

недопустимость безосновательного умерщвления (здорового животного, без целей использования его мяса, шкуры и т.п., ограничение срока выбраковки племенного животного);

2 Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О ветеринарии» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 июля 2015 г.): под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

3 Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (в ред. от 10 июня 2014 г.) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции»).

4 Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 80-88.

умерщвление животного способами без причинения боли (такими процедурами, которые несли бы в себе минимальные болевые ощущения для животного),

осуществление забоя (умерщвления животных на мясо) только в специально предназначенных для этого местах, обученными для выполнения данных действий специалистами, и недопущение к наблюдению за такими манипуляциями, как умерщвление и разделка туш лиц, не достигших определенного возраста.

При осуществлении умерщвления сельскохозяйственных животных можно использовать нормы Европейской конвенции о защите животных, предназначенных на убой (ETS № 102), (заключена в г. Страсбурге 10 мая 1979 г.), хотя Россия и не является участником этого соглашения:

Убой означает причинение смерти животным после обездвиживания, оглушения и обескровливание. Обездвиживание: означает применение к животному любой процедуры, направленной на ограничение его движения в целях содействия оглушению или убою. Оглушение: означает любой процесс, который при применении к животным вызывает состояние бесчувствия, длящееся, пока животное не умрет, таким образом, позволяющее в любом случае избежать любых предотвратимых страданий.

Даже при доставке к месту убоя нельзя допускать травмирование животного, необходимо обеспечить надлежащую вентиляцию. Животные не должны пугаться или волноваться. Животных нельзя бить, а также применять давление к любой особенно чувствительной части тела. Животные, которых не забили сразу же по прибытии, подлежат предубой-ному содержанию, которое должно соответствовать нормативам содержания животных.

Способы оглушения должны приводить животных в бессознательное состояние, которое должно длиться, пока животное не забито, тем самым избавляя его в любом случае от любого предотвратимого страдания.

Использование ножа-пунтиллы, молотка или секиры должно быть запрещено.

В отношении непарнокопытных, жвачных животных и свиней должны быть допустимы только следующие виды оглушения:

- механические средства, использующие инструменты, которые наносят удар или проникают на уровень головного мозга;

- электронаркоз;

- газовая анестезия.

Поражение электрическим током может быть использовано для крупного рогатого скота и свиней только при условии, что поражение длится не более двух секунд, надлежащим образом растянуто во времени и у животных есть пространство для перемещения; такое поражение применяется только к соответствующим мышцам.

По мнению Д.Б. Горохова, «поскольку законодательство о племенном животноводстве наряду с законодательством о ветеринарии традиционно являлось составляющим элементом общего отраслевого предмета - аграрного законодательства, то и в данном случае доминирует публично-правовой подход в определении задачи и способе регулирования»1.

С указанным нельзя не согласиться, нормы, связанные с содержанием сельскохозяйственных животных, ветеринарным обеспечением сельскохозяйственных животных, перевозкой животных и умерщвлением сельскохозяйственных животных должны входить составной частью в аграрную отрасль права и рассматриваться с двух позиций: право человека на здоровое питание (по крайней мере, до тех пор, пока человечество не станет вегетарианским без ущерба для здоровья) и право человека на защиту нравственности.

Обеспечить указанные принципы по содержанию сельскохозяйственных животных можно путем введения необходимых регламентов и правил Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании общих принципов, установленных в федеральном законе.

1 Горохов Д.Б., Горохова Ю.В. Проблемы правового регулирования отношений по содержанию, использованию и охране животных, не относящихся к объектам животного мира // Законодательство и экономика. 2015. № 3. С. 22-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.