Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДМЕТА ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА'

О ПРОБЛЕМЕ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДМЕТА ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАУНИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО / ОДОМАШНЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ / ПРИВЯЗАННОСТЬ К ЧЕЛОВЕКУ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ / FAUNA LAW / DOMESTICATED ANIMALS / HUMAN KEEPING ANIMALS / DEVOTION TO A PERSON / ANIMAL ABUSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеев Вячеслав Сергеевич

Статья посвящена анализу одомашненных животных, к которым автор относит, во-первых, домашних животных, оказавшихся в состоянии естественной свободы; во-вторых, дикие животные, выросшие при участии человека и получивших психическую привязанность к нему. Автор обосновывает необходимость включения в предмет фаунистического права данных животных, установив для них соответствующий правовой режим. Рассматриваются проблемы правового режима одомашненных животных, вопросы защиты животных от жестокого обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of expanding the subject of faunal law

The article is devoted to the analysis of domesticated animals, to which the author relates, firstly, domestic animals found to be in a state of natural freedom; secondly, wild animals that have grown with the participation of man and have received mental devotion to him. The author substantiates the need to include these animals in the subject of Fauna law by establishing an appropriate legal regime for them. The problems of the legal regime of domesticated animals, issues of protecting animals from cruel treatment are considered.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДМЕТА ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА»

_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

О ПРОБЛЕМЕ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДМЕТА ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

ЕЛИСЕЕВ Вячеслав Сергеевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: v.s.eliseev@mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена анализу одомашненных животных, к которым автор относит, во-первых, домашних животных, оказавшихся в состоянии естественной свободы; во-вторых, дикие животные, выросшие при участии человека и получивших психическую привязанность к нему. Автор обосновывает необходимость включения в предмет фаунистического права данных животных, установив для них соответствующий правовой режим. Рассматриваются проблемы правового режима одомашненных животных, вопросы защиты животных от жестокого обращения.

Abstract: the article is devoted to the analysis of domesticated animals, to which the author relates, firstly, domestic animals found to be in a state of natural freedom; secondly, wild animals that have grown with the participation of man and have received mental devotion to him. The author substantiates the need to include these animals in the subject of Fauna law by establishing an appropriate legal regime for them. The problems of the legal regime of domesticated animals, issues of protecting animals from cruel treatment are considered.

Ключевые слова: фаунистическое право; одомашненные животные; человеческое содержание животных; привязанность к человеку; жестокое обращение с животными.

Keywords: Fauna law; domesticated animals; human keeping animals; devotion to a person; animal abuse.

В настоящее время фаунистическое право, как подотрасль природоресурсного права, в качестве предмета правового регулирования рассматривает только диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, что прямо вытекает из смысла статьи 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»[1]. Вне предмета правового воздействия оказываются т.н. одомашненные животные.

В специальной литературе под домашними (одомашненными) животными понимаются как те «животные, которые проходят процесс одомашнивания, а также те, которые имеют значительные отношения с людьми». Большинство домашних видов претерпели значительные генетические, поведенческие и/или морфологические изменения по сравнению со своими дикими предками, в то время как другие несильно изменились, несмотря на сотни или тысячи лет потенциальной селекции[2].

Домашних животных человек содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как животные-компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Проводя селекцию, человек может контролировать их размножение и признаки, которые они передают своему потомству[3].

Составной частью домашних животных выступают сельскохозяйственные животные (скот) - содержащиеся человеком для получения продуктов питания (мяса, молока, яиц), жира, сырья для производства (шерсти, меха, пуха), щетины, кожи, костей, перьев), а также для выполнения транспортных и рабочих функций (тяговые, вьючные). Сельскохозяйственные животные выводятся посредством селекции - отбора желаемых качеств и характеристик представителей дикой природы, отловленных и приручённых птиц и зверей[4].

В наибольшей степени одомашнены сельскохозяйственные животные: они обладают высоко развитой способностью приспосабливаться (при содействии человека) к самым разным внешним условиям, например, могут переносить сильный холод или жару, питаться кормами не только выращенных в природе, но создаваемых искусственно. Такими свойствами, в

частности, обладают крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, в силу чего они в наибольшей степени географически распространены в сельском хозяйстве. Существуют и такие сельскохозяйственные животные, которые, как, например, буйвол, верблюд, северный олень, лама и т.п., - они живут только в определённых местностях - в очень холодных либо в жарких климатических условиях России и мира.

Домашние, прежде всего, сельскохозяйственные животные приносят большую пользу человеку: во-первых, они являются источником продовольствия; во-вторых, сырьем для изготовления одежды, обуви; в-третьих, они перевозят тяжести и помогают выполнять земледельческие работы. Исходя из видов использования скот в России традиционно подразделяется на рабочий и товарно-продуктивный.

Птиц разводят для получения полезных продуктов (мясо, яйца, перья, пух). Из домашних насекомых также получают полезные продукты: например, пчёлы производят мёд и попутную продукцию, а шелковичные черви производит сырьё для изготовления шёлка[5].

Как правило, сельскохозяйственные животные содержатся в специализированных нежилых помещениях (стойло, загон, сарай, конюшня, свинарник, коровник, крольчатник, животноводческое помещение, ферма, хлев, скотный двор, птичник, пасека и так далее), но могут постоянно пастись в естественных природных условиях. Домашние животные содержатся и в служебных целях, как например, отдельные породы собак, а также для удовольствия и развлечения, как, например, некоторые виды птиц, аквариумные рыбки, коты и декоративные собаки.

Главной особенностью домашних животных является то обстоятельство, что они в большей или меньшей степени психически привязываются к своим хозяевам, что препятствует свободному перемещению их от одного человека к другому, особенно по причине невозможности прежних хозяев (в силу болезни, смерти и т.п. обстоятельств) содержать своих питомцев. В свою очередь, психика домашних животных существенно отличается от психики диких животных, поскольку домашние животные не в состоянии себя полноценно обслуживать, нуждаются в содержании

(кормлении, лечении, предоставлении места обитания и т.п.).

Особому вниманию подлежат случаи безответственности при обращении с домашними животными, в частности, переходящими по наследству, когда домашние животные оказываются ненужными прежним хозяевам и попросту выбрасываются на улицу, становясь безнадзорными животными.

Отдельно необходимо отметить «домашних» животных, появившихся в условиях отсутствия заботы о нем человека, когда они формально являясь домашними животными, появляются и вырастают в условиях естественной (городской или сельской) свободы, неконтролируемо размножаются и выживают при полном отсутствии заботы о них со стороны человека.

Наконец, нельзя не обратить внимание на сельскохозяйственных животных, которые по различным причинам потеряли своих хозяев, что преимущественно имеет место в случаях природных или иных катаклизмов, например, в чрезвычайных ситуациях: постоянно возникающих пожаров, наводнений, военных действий и т.п., в этом случае животные лишаются человеческого ухода, оказываясь один на один с окружающей действительностью.

Отдельно следует остановиться на одомашненных диких животных: не случайно, организации, связанные с восполнением популяции диких животных, пытаются максимально исключают контакт детенышей диких животных с человеком с тем, чтобы исключить процесс их психического одомашнивания, поскольку такое животное в дикой природе ожидает смерть.

Однако появляется категория животных, которые формально являются дикими, но психически привязана к человеку, например, в домашнем зоопарке. В случае отказа от таких животных по различным причинам они уже не способны выжить самостоятельно. Сюда же относятся и дикие экзотические диких животные, завозимых в Россию контрабандной] - такие животные становятся полностью беззащитными, даже по отношении к лицам, которые таких животных приобрели и желают добросовестно за ними ухаживать.

Наконец, нельзя не отметить случаи «сердобольства» человека, который спасает диких животных, обреченных на смерть (маленькие медвежата, у которых погибла от рук браконьеров медведица[7], лисята, лишившиеся своей кормилицы[8] и т.п.), которые впоследствии психически привязываются к человеку.

Все указанное позволяет выделить особый объект фаунистического права: «одомашненные животные» как домашних, а также диких животных, имеющих особую привязанность к человеку. Необходимо дать их классификацию, имеющую правовое значение, т.е. устанавливающую правовой режим одомашненных животных, а также права и обязанности лиц, государственных и общественных организаций по отношению к таким животным.

Исходя из предложенных рассуждений под «одомаш-

ненные животными» следует считать:

1) «домашние животные, оказавшиеся в состоянии естественной свободы» («дикие домашние животные») к которым следует отнести: во-первых, домашние животные, потерявшие человеческое содержание, во-вторых, домашние животные, выросшие в состоянии е тественной свободы;

2) дикие животные, выросшие при участии человека и получивших психическую привязанность к нему: во-первых, дикие одомашненные животные, находящиеся на содержании человека; во-вторых, дикие одомашненные животные, потерявшие человеческое содержание.

Перечень законодательства, регулирующих данные отношения достаточно ограничен и подразделяется на следующие группы:

1. Прежде всего, необходимо обратить внимание на общие нормы, которые касаются всех видов животных, как домашних, так и диких: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными»[9], который заполнил многие пробелы в области данных отношений; Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»[10]; положения о жестоком обращении с животными (ст. 11 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», ст. 245 УК РФ[11], соответствующие статьи в региональных законах (кодексах) об административных правонарушениях). Сюда следует добавить и гл. 73 Гражданского кодекса РФ «Право на селекционные дости-жения»[12].

2. Отношения с участием сельскохозяйственных животных регулируется аграрным правом и выходит из зоны ответственности природоресурсного права, за исключением общих норм, указанных выше, касающихся всех видов животных.

3. В отношении домашних животных, оказавшихся в состоянии естественной свободы: их правовой режим ранее сводился только к статье 230 ГК РФ «Безнадзорные живот-ные»[13], где были урегулированы, в частности, отношения собственности на домашних животных. Однако с появлением Федерального закона «Об ответственном отношении с животными» ряд пробелов было закрыто.

В статье 17 названного Закона установлены принципы (общие положения) деятельности по обращению с животными без владельцев, которая осуществляется в целях: 1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; 2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; 3) гуманного отношения к животным без владельцев; 4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; 5) оказания помощи живот-

ным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; 6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

В целях противодействию появления безнадзорных животных Закон: во-первых, не допускает отказа владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом (подпункт 3 п. 2 ст. 11); во-вторых, не допускает умерщвление таких животных (подпункт 6 приведенной нормы); в-третьих, в случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания обязывает владельца животного передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного (п. 2 ст. 9 Закона).

4. Что касается ответственности за домашних животных, находящихся в состоянии естественной свободы и не имеющих хозяев, то согласно положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации»[14] осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев налагается на региональные органы государственной власти (п/п 82 п. 2 ст. 26.3 Закона).

Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» указывает, что Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 18 Закона).

Вместе с тем, данные полномочия Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции»[15] в компетенцию органов местного самоуправления городского, сельского поселения включает осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения, а также осуществление мероприятий осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа (подпункта 14 и 15 пункта 1 Закона), что позволяет передавать соответствующие полномочия на муниципальный уровень.

Так, например, в соответствии с Законом Московской области от 28 декабря 2016 г. № 201/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животны-

ми»[16] органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, на неограниченный срок (п. 1 ст. 5 Закона Московской области).

Статья 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными предусматривает следующие мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: 1) отлов таких животных, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения определенных ветеринарных мероприятий; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

При отлове животных без владельцев указанные нормы Закона предусматривает выполнение таких требований, как: 1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие несни-маемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека; 2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам; 3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается; 4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье; 5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи; 6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, нуждается в закреплении права собственности: на наш взгляд, на таких животных (если неизвестен хозяин), следует распространить действие ст. 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. «О животном мире», распространив на них право государственной собственности до тех пор, если не будет установлено иное.

5. Перечень диких животных, которые не могут быть одомашнены, закреплен в Перечне животных, запрещенных к

содержанию[17]: в частности, к таким животным относятся все виды медведей, волков, лис и т.п.

Также необходимо иметь в виду, что согласно ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[18] животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации), повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.

Данный запреты не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 ст. 10 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными»).

Вместе с тем, существует Перечень случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию[19]. Так, временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, находящихся в состоянии, не позволяющем возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных (при условии направления в 3-дневный срок со дня принятия животных на временное содержание информации об этом в территориальные органы Росприроднадзора), - это закрыло проблему добровольной помощи со стороны людей диким животным, оказавшихся в опасном для их существования ситуации.

Вне правового поля остались ситуации, когда к добросовестным лицам попадают дикие животные с т.н. контрабандного рынка, поскольку прямой запрет на приобретения таких животных лишь загоняет проблему вглубь, а страдания таких животных только увеличиваются. На наш взгляд, необходимо ввести нормы, которые позволяют таким лицам легализоваться, когда таким лицам следует предоставить возможность в трехдневный срок сообщить в компетентные органы, после чего по ним индивидуально принимается решение: либо изымаются в специальные приюты либо оставляются на содержании легализовавшихся добросовестных приобретателей после совершения определенных ветеринарных мероприятий постоянно или временно (на время поиска соответствующих организаций, которые занялись дальнейшей судьбой такого животного).

6. Обращают внимание положения Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», касающие-

ся защиты животных от жестокого обращения: так, согласно п. 2 ст. 11 при обращении с животными не допускаются: 1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль; 2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных; 3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом; 4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого; 5) организация и проведение боев животных; 6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных; наконец, 7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом ст. 12 названного Закона запрещает пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Это включает и запрет на производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сети «Интернет», и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Общественным организациям и гражданам (имеющим статус индивидуальных предпринимателей) разрешено создавать приюты для животных (ст. 16 Закона) в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Из смысла закона, данные приюты вправе создавать и публичные (государственные и муниципальные) органы власти.

На наш взгляд, необоснованно исключены из перечня содержателей приютов физические лица, которые на практике создают мини-приюты для отдельных групп животных.

Пункт 7 статьи 16 Закона налагают на владельцев приютов достаточно ответственные задачи, в том числе: 1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных; 2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в

приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; 3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных без владельцев; 4) содержать поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам; 5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах; 6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных без владельцев; 7) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; 8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.

При этом пункт 11 указанной нормы запрещает умерщвлять животных за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть. Это важное положение, поскольку в настоящее время распространена практика умерщвления животных, за которыми определенное время не обращается хозяин или желающий его содержать (например, 1 или 3 месяца).

Порядок организации деятельности приютов для жи-

та Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» государственный надзор в области обращения с животными осуществляется Россельхоз-надзором (ветеринарный надзор), Росприроднадзором, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, например, Министерством экологии и природопользовании Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (в части ветеринарии).

Государственный контроль дополняется общественным контролем, который осуществляют общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наибольшие вопросы оставляет ответственность за нарушения Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» в ст. 21, которая устанавливает ответственность за нарушение требований Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», поскольку она отсылает к административному и уголовному законодательству, включая региональное, в которые пока не внесены положения, раскрывающие ответственность, кроме положений о жестоком обращении с животными. Кроме того, весьма обобщенным является положения (ст. 22 названного Закона) о конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи , которые подлежат возвращению в среду их обитания, а в случае, если возвращение указанных животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с указанными животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, которого пока нет.

Включение приведенных отношений в область изучения фаунистического права позволит более быстро устранить имеющие место пробелы нормативного регулирования и устра-

вотных возлагается на органы государственной власти субъек- нить недостатки соответствующего законодательства. Библиография:

1. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире» // СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2018. № 49 (часть I). Ст. 7493.

2. Список одомашненных животных // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_одомашненных_животных

3. Домашние животные // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Домашние_животные

4. Сельскохозяйственные животные // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Сельскохозяйственные_животные

5. Домашние животные // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Домашние_животные

6. Контрабанда «живого товара» несет опасность людям и страдание животным // сайт WWF // https://wwf.ru/resources/news/arkhiv/kontrabanda-laquo-zhivogo-tovara-raquo-neset-opasnost-lyudyam-i-stradanie-zhivotnym/

7. Охотник спас от голодной смерти четверых медвежат-сирот. Их мать убили браконьеры // https://givepaw.ru/blog/43742581058/Ohotnik-spas-ot-golodnoy-smerti-chetveryih-medvezhat-sirot.-Ih-m?nr=1

8. Костромские лисята-сироты отправятся жить в Тверскую область // Вести Тверская область. Вт, 13 августа 2019 г. // https://vesti-tver.ru/dailynews/kostromskie-lisyata-siroty-otpravyatsya-zhit-v-tverskuyu-oblast/

9. Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8424.

10. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 27.12.2018) «О ветеринарии» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 857; СЗРФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8450.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗРФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2019. № 30. Ст. 4111.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗРФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496; 2018. № N 53 (часть I). Ст. 8475.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019 // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 30. Ст. 4552.

14. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗРФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2018. № 32 (часть I). Ст. 5113.

15. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

16. Закон Московской области от 28.12.2016 N 201/2016ЮЗ (ред. от 15.07.2019) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными" (принят постановлением Мособлдумы от 22.12.2016 № 52/12-П) // СПС «КонсультантПлюс», 2019.

17. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» // СЗРФ. 2019. № 26. Ст. 3449.

18. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // СЗРФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8464.

19. Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 № 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию» // СЗРФ. 2019. № 26. Ст. 3466.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.