Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПАЦИЕНТАМ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПАЦИЕНТАМ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MEDICAL CARE / MEDICAL SERVICE / CIVIL LIABILITY / MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козьякова Елена Анатольевна

Статья посвящена вопросам правового регулирования гражданско-правовой ответственности медицинских организаций за вред, причиненный пациентам в процессе оказания медицинской помощи. По результатам исследования данной проблематики сделан вывод о том, что различия в правовой природе отношений по оказанию медицинской помощи, в том числе в форме медицинских услуг, обусловливают различное нормативное регулирование оснований возмещения вреда, причиненного пациенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF COMPENSATION TO PATIENTS FOR INJURIES OCCURRED DURING MEDICAL TREATMENT

The article is devoted to the problems of legal regulation of the civil liability of medical institutions for the injuries, caused to patients during medical treatment. According to the results of the research, the conclusion was drawn that the differences in the legal character of relations when providing medical treatment, including in the forms of medical services, stipulate different legislative settlements of the grounds of patient injury compensation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПАЦИЕНТАМ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

публичная власть

УДК 347.511

Елена Анатольевна Козьякова, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Статья посвящена вопросам правового регулирования гражданско-правовой ответственности медицинских организаций за вред, причиненный пациентам в процессе оказания медицинской помощи. По результатам исследования данной проблематики сделан вывод о том, что различия в правовой природе отношений по оказанию медицинской помощи, в том числе в форме медицинских услуг, обусловливают различное нормативное регулирование оснований возмещения вреда, причиненного пациенту.

Ключевые слова: медицинская помощь, медицинская услуга, гражданско-правовая ответственность, медицинская организация.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПАЦИЕНТАМ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF COMPENSATION TO PATIENTS FOR INJURIES OCCURRED DURING MEDICAL TREATMENT

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») закрепляет основные принципы охраны здоровья граждан, к числу которых относятся, в том числе, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.

Однако в последние несколько лет неудовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи и результатами ее оказания неуклонно растет, о чем свидетельствует значительно возросшее число исков к медицинским организациям.

Пункт 9 части 5 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской

Федерации» предоставляет пациентам право на возмещение вреда, причиненного их здоровью в процессе оказания медицинской помощи. В связи с этим ст. 98 указанного Федерального закона устанавливает, что медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья и причинение вреда жизни или здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Отношения по оказанию медицинской помощи пациентам имеют различную правовую природу.

В ситуации, когда медицинская помощь оказывается пациенту в форме медицинской услуги (платной, либо в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования), данные отношения

имеют гражданско-правовую природу и регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации «Возмездное оказание услуг» (далее - ГК РФ) [2]. При оказании медицинской помощи лицу, находящемуся в бессознательном состоянии и не могущему выразить свое согласие на медицинское вмешательство в силу объективных причин (п. 1 ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), к отношениям между пациентом и медицинской организацией применяются положения главы 50 ГК РФ «Действия в чужом интересе без поручения». С момента прихода пациента в сознание и выражения им согласия на осуществление дальнейшего медицинского вмешательства отношения сторон в силу ст. 982 ГК РФ регулируются по правилам

1

II (N1

3

алтаискии вестник

государственной и муниципальной службы

2020

о договоре оказания медицинских услуг, включая необходимость оплаты таких услуг (п. 2 ст. 984 ГК РФ).

Принципиально иная ситуация складывается, когда медицинская помощь оказывается пациентам без их согласия (принудительно). В частности, п.п. 2-5 ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривают, что предоставление медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей может осуществляться лицам, страдающим заболеваниями, которые представляют опасность для окружающих; лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами; лицам, совершившим общественно опасные деяния; при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психи-атрической экспертизы. Формирующиеся при оказании такой медицинской помощи правоотношения имеют административно-правовую природу, исходя из оснований их возникновения и прекращения, содержания и объема прав и обязанностей участников правоотношения, а также характера самих правоотношений. Право пациента на свободу договора в таких случаях ограничивается федеральным законом с целью защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Различия в правовой природе отношений по оказанию медицинской помощи обусловливают различное нормативное регулирование оснований и условий возмещения вреда, причиненного пациенту в процессе оказания медицинской помощи.

Так, за вред, причиненный пациенту в процессе оказания медицинской помощи без его согласия, а также пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность по основаниям, предусмотренным ст. 1064 ГК РФ,

то есть при наличии вины. При этом обязанность по представлению доказательств отсутствия вины в недолжном оказании медицинской помощи лежит на медицинской организации, а не на пациенте, исходя из презумпции вины причинителя вреда в гражданском праве. Привлечение к гражданско-правовой ответственности именно медицинской организации, а не ее работников как лиц, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, основано на положениях ст. 1068 ГК РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В том же случае, когда медицинская помощь предоставляется пациенту в форме медицинской услуги, медицинская организация несет обязанность по возмещению причиненного ему вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1095 ГК РФ. В соответствии с данной нормой вред, который причинен жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, возмещается лицом, оказавшим услугу, независимо от наличия либо отсутствия его вины.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [3], к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

В связи с этим положения ст. 1095 ГК РФ и ст. 14 Закона Российской Федерации от 07.02.1995 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (да-

лее - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей) [4] об обязанности исполнителя медицинской услуги возместить пациенту вред, который причинен его жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков услуги, распространяются не только на отношения по оказанию платных медицинских услуг, но и на отношения по оказанию медицинских услуг в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

Медицинская организация может быть освобождена от обязанности по возмещению пациенту причиненного ему в процессе оказания медицинской услуги вреда только в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения пациентом установленных правил пользования результатами услуги (ст. 1098 ГК РФ). При этом к случаям нарушения пациентом правил пользования результатами услуги можно отнести невыполнение им предписаний и рекомендаций врача, установленного режима приема лекарственных средств, постельного режима и т.д. Так, при оказании стоматологических услуг по исправлению прикуса с помощью ортодон-тических аппаратов - брекет-систем несоблюдение рекомендаций врача об обязательном ношении пластиковых капп, о сроках и правилах их ношения, а также о периодической явке на контрольные осмотры может привести к недостижению желаемого пациентом результата. Несмотря на это, медицинская организация освобождается от обязанности по возмещению причиненного пациенту вреда [5].

Другим предусмотренным законом основанием для освобождения медицинской организации от обязанности по возмещению вреда пациенту является причинение вреда вследствие умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1083 ГК РФ). При этом

публичная власть

не имеет значения, причинен вред вследствие прямого или косвенного умысла. Представляется, что умысел потерпевшего обнаруживается в тех случаях, когда пациент осознанно не желает наступления у него выздоровления или облегчения существующего состояния и с этой целью не выполняет предписания врача о приеме назначенных ему лекарственных препаратов, о прохождении показанных ему видов лечения и обследования и т.д. В этих случаях медицинская организация не должна нести обязанность по возмещению причиненного пациенту вреда. Однако в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1083 ГК РФ вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089 ГК РФ), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 1094 ГК РФ), поэтому указанные расходы должны быть возмещены медицинской организацией понесшим их лицам даже при наличии умысла пациента на причинение себе вреда.

В этой связи, пытаясь обезопасить себя, медицинские организации включают в договоры на оказание платной медицинской помощи условие о том, что пациент обязан выполнять все предписания и назначения в точном соответствии с рекомендациями, данными сотрудниками соответствующей медицинской организации. Однако такое условие договора ничтожно, поскольку одним из предоставленных пациенту прав, составляющих его правоспособность, является право на отказ

от медицинского вмешательства, и договор не может ограничивать правоспособность пациента.

Действующим законодательством предусмотрены и иные основания освобождения медицинской организации от обязанности по возмещению вреда, причиненного пациенту в процессе оказания медицинской помощи.

Обязанность по возмещению имущественного и морального вреда независимо от вины медицинская организация несет также в том случае, если вред пациенту был причинен источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ, ч. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). В настоящее время в процесс оказания медицинской помощи все чаще вовлекаются медицинское оборудование, аппаратура и лекарственные препараты, использование которых создает повышенный риск причинения вреда вследствие невозможности осуществления человеком полного контроля над ними. К ним, в частности, могут быть отнесены лазерные аппараты, рентгеновские установки, приборы, связанные с использованием ультразвука и электрических токов, наркотические и сильнодействующие лекарственные препараты и т.д.

Использование в своей практической деятельности таких приборов и оборудования, которые не могут быть полностью подконтрольны человеку, связано с определенным риском, который и выражается в наличии у владельца источника повышенной опасности обязанности по возмещению причиненного

этим источником вреда независимо от вины, то есть даже такого вреда, который причинен случайно. Основаниями для освобождения от этой обязанности в силу ст. 1079 ГК РФ могут выступать лишь непреодолимая сила или умысел потерпевшего.

Представляется, что те негативные последствия, которые возникают в имущественной сфере медицинской организации как причинителя вреда вследствие возложения на нее обязанности загладить причиненный пациенту вред, могут быть устранены с помощью института страхования профессиональной ответственности причинителя вреда.

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. -Ст. 6724.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

3. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 9.

4. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1995 № 2300-1, (ред. от 18.07.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. -Ст. 766.

5. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.02.2013 № 33-1673/13. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

Elena Anatolyevna Kozyakova, Lecturer of the Department of Civil Law and Process of The Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the problems of legal regulation of the civil liability of medical institutions for the injuries, caused to patients during medical treatment. According to the results of the research, the conclusion was drawn that the differences in the legal character of relations when providing medical treatment, including in the forms of medical services, stipulate different legislative settlements of the grounds of patient injury compensation.

Keywords: medical care, medical service, civil liability, medical organization.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.